Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Прячась у всех на виду: средневековые русалки в церквях

Средневековые русалки в церквях

Трамин (Южный Тироль). Церковь Святого Иакова в Кастелазе: романские фрески (1210-е гг.), изображающие фантастических существ.


Почему такой древний, фольклорный, но небиблейский персонаж, как русалка, нашел свое отражение во многих средневековых европейских церквях? И можно ли соотнести такие образы и символы русалок с более откровенными языческими символами Зеленого Человека и Шилы-на-гиг?


Скамейка русалки XIV века в церкви Святой Марии, Айвинго, Бакингемшир

Скамейка русалки XIV века в церкви Святой Марии, Айвинго, Бакингемшир

Общие языческие символы в церквях

В европейских средневековых церквях есть множество каменных скульптур и резьбы по дереву, которые изображают то, что может показаться нехристианским образом. Наиболее обсуждаемыми являются образы Зеленого Человека и Шилы на Гиг, которые нашли различные интерпретации, от языческих символов, тайно существующих в христианских священных пространствах, до простых декоративных украшений, созданных каменщиками и плотниками с безоговорочного одобрения Церкви.
Шила на Гиг, Музей Лландриндод-Уэллс

Шила на Гиг, Музей Лландриндод-Уэллс


В отличие от многих более простых резных изображений животных и териантропов в церквях, изображения Зеленого Человека и Шилы-на-гиг не взяты из отрывков из библейских текстов, что подтверждает гипотезу о том, что они произошли от натуралистических языческих систем верований и фольклорных идей, которые продолжались. действовать на каком-то уровне ниже радара христианской ортодоксии на протяжении всего Средневековья. Похоже, что существовало определенное церковное позволение терпеть эти закодированные популистские образы, даже если они вызывали (особенно в случае откровенно сексуального Sheela na gigs) потенциально еретическую космологию.

Позднесредневековая русалка

Позднесредневековая русалка, изображенная на настенной
росписи в церкви Святого Ботольфа, Слэптон, Нортгемптоншир


Но есть еще один популярный небиблейский образ, регулярно встречающийся в церквях любого статуса, особенно распространенный в Великобритании и Ирландии: русалки. Их можно найти на каменных рельефах, торцах скамеек, мизерикордах, выступах крыш, а иногда и на настенных росписях почти в сотне средневековых церквей, обычно заметных, иногда скрытых, но чаще всего схожего рисунка, который оставался в значительной степени неизменным между 11 и 19 веками. 15 века.

Русалки в мифологии и фольклоре

Русалки были частью глобальной мифологической онтологии на протяжении тысячелетий. Они впервые появляются в Ассирии около 1000 г. до н.э., когда богиня Атаргатис превращается в русалку в качестве самонаказания после случайного убийства своего любовника-человека. Но это изображение русалки может быть основано на еще более ранней традиции вавилонского бога Эа (шум. Э́нки, Э́йа; аккад. Ха́йа), который изображался в виде рыбы с человеческой головой.


Эйа, известный на шумерском языке как Энки

Эйа, известный на шумерском языке как Энки


Эйа, известный на шумерском языке как Энки

Эйа, известный на шумерском языке как Энки



🔹 🔹 🔹 🔹 🔹