Нефертити — одна из самых известных фигур древнего мира. Её лицо узнаваемо от Каира до Берлина, но, увы, за этим знаменитым ликом скрывается фигура, окутанная тайной. Помимо изящества скульптур, присущих сохранившимся произведениям искусства, нам известно поразительно мало. Её происхождение остаётся неясным, ранние годы затеряны во времени. Мы не знаем наверняка, кто была её семья, как она вышла замуж за будущего фараона Эхнатона или как она стала воплощением революции, которая потрясла основы Древнего Египта.
Именно эта завеса неизвестности пленяла поколения историков и мечтателей. Вместо уверенности мы составили портрет из фрагментарных подсказок: поэтических надписей Эхнатона, дразнящих следов в камне и тексте, и, конечно же, её имени: «Нефернеферуатон Нефертити» («Прекрасная пришла»). Имя, которое, кажется, и по сей день возвещает о её внезапном, блистательном появлении в царской сфере, а значит, и в легендах.
☘️ Ранняя жизнь Нефертити
Хотя точных сведений о дате их бракосочетания не сохранилось, многие учёные полагают, что Нефертити стала женой молодого царевича Аменхотепа IV незадолго до его восшествия на престол или сразу после него. Это относит их союз к самому закату правления Аменхотепа III, периоду интенсивной религиозной и политической активности, и может отчасти объяснять, как Нефертити так быстро достигла известности, уже находясь рядом с царевичем, когда он унаследовал корону.
☘️ Тадухипа, принцесса Митанни
Тадукхипа была принцессой Митанни , могущественного хурритоязычного царства, расположенного на территории современной северной Сирии и юго-восточной Турции, процветавшего в 15-м и 14-м веках до н. э. В то время, когда ее отправили в Египет, вероятно, около 36-го года правления Аменхотепа III (ок. 1354 г. до н. э.), ее отец, царь Тушратта, правил Митанни и стремился укрепить дипломатические связи с Египтом посредством царского брака. Тадукхипа путешествовала не одна; ее сопровождала роскошная свита, включая десятки фрейлин, слуг и даров, в церемониальном посольстве, подобающем царице-придворной, и жесте политического союза между двумя великими ближневосточными державами.
Отождествление Тадукхипы с Нефертити является одной из самых интригующих и романтизированных теорий в изучении истории Амарны, хотя оно остается спорным и недоказанным.
Первые серьёзные научные предположения о том, что Тадухепа может быть отождествлена с Нефертити, вероятно, появились в середине XX века, особенно после более тщательного изучения и перевода Амарнских писем. Эти письма, обнаруженные в Телль-эль-Амарне в 1887 году, были полностью опубликованы и изучены в начале XX века, и к середине века учёные начали задаваться вопросом: «Что случилось с Тадухепой после её прибытия в Египет?» . По мере того, как внезапное появление Нефертити примерно в то же время и отсутствие у неё известных родственных связей становились всё более известными, некоторые стали выдвигать теорию о том, что митаннийская принцесса и будущая Великая царская жена Эхнатона — одно и то же лицо.
Среди ее наиболее ярых современных сторонников — доктор Джоанн Флетчер, которая исследовала возможность иностранного происхождения Нефертити, вплетая связь с Тадукхипой в свои более широкие исследования личности Нефертити и возможного захоронения. Флетчер известна тем, что рассматривает альтернативные точки зрения, которые бросают вызов устоявшимся взглядам, часто привлекая внимание к упускаемым из виду возможностям. Якобус ван Дейк , хотя и не придерживается этой теории твердо, признал хронологическую совместимость между исчезновением Тадукхипы из записей и внезапным появлением Нефертити, подчеркивая египетскую традицию ассимиляции иностранных невест и переименования их при дворе. Аналогичным образом, Энсон Ф. Рейни , ведущий специалист по Амарнским письмам, не отстаивал идентификацию напрямую, но помог сформулировать вопрос посредством своего анализа переписки Митанни, в частности резкого исчезновения Тадукхипы из исторических источников. Покойный Сирил Олдред также признавал привлекательность этой теории, особенно в отношении имени Нефертити, которое можно перевести как « Прекрасная пришла », но в конечном итоге склонился к мнению, что она была египтянкой, возможно, дочерью Эйе.
☘️ Нефертити и Эхнатон
Тем не менее, эта теория не получила широкого признания в официальной египтологии. Такие учёные, как Дональд Б. Редфорд, утверждают, что нет никаких эпиграфических или лингвистических свидетельств, подтверждающих прямую связь, подчёркивая, что имя и роль Нефертити имеют исконно египетский характер. Эйдан Додсон также относится к этой теории с осторожностью, предпочитая версию о том, что Нефертити была дочерью высокопоставленного египетского придворного, вероятно, Эйе. Другие учёные, включая Рольфа Краусса и Марка Габольда, также выразили скептицизм, считая гипотезу Тадукхипы спекулятивной из-за отсутствия подтверждающих материальных доказательств.Хотя эта идея остается привлекательной, поэтичной в своей симметрии и многообещающей в своей хронологии, отождествление Тадукхипы с Нефертити в настоящее время все еще остается гипотезой без твердой основы, которую некоторые исследуют, но другие справедливо относятся к ней с осторожностью.
☘️ Дочь королевского двора (гарема)?
Египетский гарем (ипет несут), часто неверно трактуемый современным воображением, на самом деле представлял собой структурированную и уважаемую организацию, где росли, обучались и готовились к династическим должностям женщины и дети из числа элиты. Здесь Нефертити, вероятно, была погружена в ритуалы, этикет, музыку, язык и церемониальные обязанности, ожидаемые от будущей царицы. Независимо от того, была ли она египетской знати или иностранкой по происхождению, такая обстановка подготовила бы её к высокой должности, которую она однажды займёт.Широко распространенное мнение, поддерживаемое такими египтологами, как Якобус ван Дейк и Айдан Додсон, предполагает, что Нефертити была дочерью влиятельного придворного Эйя, который позже взошел на трон, и его жены Тей, носившей титул « Кормилица Великой Царской Жены ». Если это правда, то это помещает Нефертити в тесный круг царской семьи с раннего возраста, вероятно, воспитываясь во дворце вместе с молодым принцем Аменхотепом IV (будущим Эхнатоном) в то время, когда его старший брат все еще имел приоритет как наследник престола.
Важно отметить, что титул «няня» (mnrt) в Древнем Египте мог относиться как к женщине, кормившей грудью ребёнка, так и, в более широком смысле, к женщине, ответственной за его раннее воспитание и уход, подобно гувернантке. Многие такие женщины, хотя и не были матерями по крови, обладали устойчивым влиянием и статусом. Роль Тей связывает её с Нефертити. Тей, как няня, могла следить за её воспитанием, не обязательно как её биологическая мать, но в роли, схожей с ролью кормилицы, гувернантки или приёмной матери, то есть занимая доверенное и близкое положение при дворе.
Эта интерпретация оставляет место для возможности того, что Нефертити была дипломатической невестой, давая простор теории о митаннийской принцессе Тадукхипе, отправленной в Египет в последние годы правления Аменхотепа III. Иностранных принцесс часто принимали с церемонией, а затем помещали в гарем для натурализации, обучения египетскому языку, теологии и обычаям под опекой женщин, таких как Тей. Но на данный момент это просто неизвестно. Несомненно то, что годы становления Нефертити, проведенные под царской опекой, были наполнены утонченностью, ритуалами и подготовкой к правлению. И если она действительно была ребенком гарема, из этой культурной среды она вышла бы соправительницей и царицей рядом с одним из самых неортодоксальных фараонов Египта.
Гробница Эйя в Амарне (Южная гробница 25), включая изображение его и его жены Тей, представленное ниже, вероятно, была вырезана примерно между 9-м и 12-м годами правления Эхнатона, что позволяет отнести ее создание примерно к 1344-1341 гг. до н. э. Эйе стал фараоном только после смерти Тутанхамона, который умер около 1323 г. до н. э. Это означает, что изображение Эйе и Тей в его гробнице в Амарне, вероятно, было создано примерно за 18-20 лет до того, как Эйе стал фараоном.
В этот период Эйе был одним из самых влиятельных людей при дворе, нося такие титулы, как « Веероносец по правую руку царя » и « Отец Бога », что приближало его к царской семье. Однако он ещё не был, по крайней мере публично, назначен на трон. Его восхождение на престол, по-видимому, было политической необходимостью, обусловленной нестабильностью, возникшей после ранней смерти Тутанхамона.
Личность Эйя, мужа Тей: Имя Эйя встречается в различных источниках, что приводит к некоторой путанице. Самым видным Эйем был высокопоставленный чиновник при Эхнатоне, носивший такие титулы, как « Веероносец по правую руку царя » и « Божий отец », последний часто трактовался как тесть фараона, что усиливает идею о том, что он мог быть отцом Нефертити. Этот Эй появляется вместе с Тей в гробнице 25 в Амарне, изображенный в сценах, которые указывают на элитный статус и близость к царской семье. После смерти Тутанхамона этот же Эйе сам занял трон, недолго правя как царь .
Однако существует и второй Эй, жрец, идентифицированный по гранодиоритовой статуе, ныне хранящейся в Каирском музее. Он прямо назван « сыном Юйи и Туйи », что делает его братом царицы Тийе. Этот Эй носил скромные храмовые титулы, связанные с культом Мин, и не был известен своей связью с царским двором, Нефертити или Тей. Большинство египтологов сходятся во мнении, что он представляет собой отдельную фигуру, отличную от придворного, а позднее и правителя, и его не следует путать с Аем из Амарны.
В то время как ранние учёные предполагали существование трёх человек по имени Эй, современный консенсус поддерживает существование двух разных людей: Эй, жреца, брата Тийе; и Эй, политика, мужа Тей, который прошёл путь от могущественного придворного до фараона. Если Нефертити действительно была дочерью (биологической или приёмной) этого последнего Эй и воспитывалась под опекой Тей, её раннее присутствие во дворце становится менее загадочным. Однако без единой надписи, упоминающей её родителей, этот вопрос остаётся открытым для толкования.
В конечном счёте, хотя титул Тей убедительно свидетельствует о её определяющей роли в воспитании Нефертити, сам по себе он не может служить подтверждением материнства. И хотя родство Эйе с Нефертити может объяснить его впечатляющее восхождение на трон, одни только титулы не являются доказательством отцовства. Теорий предостаточно, но, как и во многих других памятниках Амарнского периода, истина остаётся неуловимой, ожидая, возможно, будущей надписи, которая прольёт свет на её происхождение.
☘️ Неуловимая сестра Нефертити Мутбенрет
Как и в случае с самой Нефертити, жизнь Мутбенрет остаётся полумраком в чертоге истории, ожидая недостающей надписи. Как и в случае со многими фигурами амарнского периода, многое из того, что мы «знаем» о Мутбенрет (иногда её называют Мутноджмет, Мутбененет или даже Мутнумет), получено из изображений, фрагментарных надписей и контекста, а не из обширных текстовых источников. Тем не менее, её существование археологически подтверждено, и её присутствие в визуальной и церемониальной жизни амарнского двора очевидно.Считается, что Мутбенрет была знатной дамой при дворе Амарны, почти наверняка тесно связанной с Нефертити, и её сестрой, хотя это родство не доказано. Мутбенрет не изображается как представительница царской семьи, то есть не имеет царских титулов, но часто появляется в сценах с участием царской семьи, особенно в компании Нефертити и её дочерей, и упоминается в надписи, пусть и довольно фрагментарной, как « Сестра Великой Царской Жены ».
Упоминание Мутбенрет как «сестры Великой царской жены» встречается в надписи на гробнице Мерире II в Телль-эль-Амарне; гробница 7 в южной группе частных гробниц Амарны. Мерира II была царским писцом и надзирателем Дома Великой царской жены, служившей царице Нефертити во время правления Эхнатона.
Его гробница содержит несколько сцен, изображающих Нефертити и её дочерей, а также связанных с ними придворных. В одной из них Мутбенрет изображена стоящей позади Нефертити, в почётном положении, но без царских титулов. Иероглифический текст рядом с её фигурой содержит частично сохранившуюся фразу, которую некоторые учёные интерпретируют как « сестра Великой Царской Жены » (snt n ḥmt nswt wrt). Однако соответствующие иероглифы повреждены, и прочтение snt (сестра) не является надёжным. Альтернативные интерпретации включают « служанку », « компаньонку » или « фрейлину », в зависимости от того, как реконструируется повреждённая часть.
Идентификация Мутбенрет как сестры Нефертити была предложена такими учёными, как Якобус ван Дейк, основываясь как на этой надписи, так и на её визуальной близости к царской семье в нескольких гробницах (включая гробницы Панехси и Хуйи). Мутбенрет также упоминается в книге « Сканирование фараонов: компьютерная томография королевских мумий Нового царства» Захи Хавасса и Сахар Салим. Хотя книга в основном сосредоточена на мумиях Нового царства, она также углубляется в более широкий исторический и семейный контекст различных королевских особ, включая деятелей Амарнского периода, таких как Нефертити, Эхнатон и их потенциальных родственников. В книге Мутбенрет обсуждается в контексте того, что она могла быть сестрой Нефертити и, возможно, царицей Мутноджмет, женой фараона Хоремхеба. Авторы выдвигают гипотезу о том, что Мутбенрет, часто изображаемая в гробницах амарнского периода, могла впоследствии стать Мутноджмет, женщиной, носившей титул « супруги великого царя » при Хоремхебе. Они признают продолжающиеся споры среди египтологов, некоторые из которых признают, что Мутбенрет и царица Мутноджмет — одно и то же лицо, основываясь на сходстве имён и хронологическом соответствии. Другие же сохраняют осторожность, отмечая отсутствие чётких, непрерывных доказательств, связывающих эти две фигуры. Книга относится к этой теории с уважением, но не претендует на её доказанность, что соответствует общему мнению учёных о том, что этот вопрос остаётся открытым.
Если Мутбенрет и царица Мутноджмет действительно были одной и той же женщиной, это означало бы, что сестра Нефертити (или её близкая родственница) пережила крах Амарнского режима и впоследствии стала женой Хоремхеба, полководца, восстановившего православие в Египте после правления Эхнатона, Сменхкара и Тутанхамона. Это сделало бы её уникальным мостом между двумя совершенно разными эпохами; женщиной, которая перешла от истоков атонистского эксперимента к восстановленному традиционному порядку.
Мутбенрет изображена и на других рельефах и росписях в частных гробницах Амарны, особенно на гробницах высокопоставленных чиновников, таких как Хуйя (наместник царицы Тийе), Мерира II (писец и надзиратель гарема) и Панехси (верховный жрец Атона). В этих гробницах она изображена присутствующей на царских церемониях, сопровождающей Нефертити и принцесс, а также участвующей в таких праздниках, как Дурбар (юбилейное шествие). Её имя, «Мутбенрет», обычно сопровождается скромным титулом, например, « Хозяйка дома ».
В художественных изображениях Мутбенрет часто изображается с косой, характерной для юности, – причёской, традиционно использовавшейся в древнеегипетской иконографии для обозначения детства, юности или подчинённого семейного положения. Эта коса, обычно спускающаяся на правую сторону головы и часто заканчивающаяся завитком или косой, была свойственна не только детям. Её могли носить и молодые люди, и придворные, изображаемые в младших ролях, особенно в царской семье.
Прядь волос на боку у Мутбенрет может указывать на то, что она была значительно моложе Нефертити, возможно, была её сестрой-подростком или юной спутницей, выросшей во дворце. Во многих сценах из гробниц Амарны, особенно в гробнице Мерире II, она изображена в непосредственной близости от царицы и её дочерей, часто играюще общающейся с принцессами или стоящей сразу за Нефертити. Такое расположение (в сочетании с прядью волос на боку) указывает на её роль знатной дамы младшего ранга, возможно, придворной компаньонки, приёмной родственницы или фрейлины царских детей.
В качестве альтернативы, пейс может указывать не на её буквальный возраст, а скорее на её символическое место в царской иерархии: не как на царскую дочь или царицу, а как на человека, тесно связанного с семьёй, но стоящего ниже правительниц. В египетском искусстве визуальные подсказки, такие как причёска, часто использовались для подчёркивания социальных ролей и семейных отношений, и пейс в этом контексте указывает на доверенное, но подчинённое положение Мутбенрет при дворе.
Таким образом, хотя локон юной Мутбенрет действительно может отражать ее юный возраст, он, скорее всего, передает ее придворную роль и семейную близость, представляя ее как желанного, но младшего члена дворцового мира, человека, выросшего в королевской среде, но не коронованного ею.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Еgypt-museum,
«Nefertiti: The Beautiful One Has Come… but from where?»