Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Что делает нас людьми? Как древние мыслители видели разделение человека и животных

Эскиз мужчины и женщины в стиле Леонардо да Винчи

Эскиз мужчины и женщины в стиле Леонардо да Винчи


Что делает нас людьми? Что (если вообще что-то) отличает нас от всех других существ? Со времен появления теории эволюции Чарльза Дарвина ответ на эти вопросы возвращал нас к нашей животной природе.

Однако идея о том, что наше человечество так или иначе переплетено с нечеловеческим, имеет гораздо более долгую и почтенную историю. На Западе это восходит к классической античности – к греческим и римским взглядам на человека и животных.

Греческий философ Аристотель (384–322) первым утверждал, что человек отличается от всех других животных наличием логоса («речь», но также и «разума»). Многочисленные греческие и римские мыслители предпринимали аналогичные попытки определить, что именно отличает людей.

Кто или что такое человек? Аргументы, которые выдвинули эти философы, варьировались от неясных до совершенно причудливых: только человек способен заниматься сексом в любое время года и даже в пожилом возрасте; только человек может удобно сидеть на тазовых костях; только у человека есть руки, способные строить алтари богам и создавать божественные статуи. Ни одно наблюдение не казалось слишком надуманным или диковинным.

Аристотель в исполнении Рафаэля

Аристотель в исполнении Рафаэля


И все же, прежде всего, аргумент о том, что у животных нет логотипов, продолжал находить отклик. В классической античности оно стало достаточно сильным, чтобы в древнегреческом языке появилось само слово для обозначения животных: та алога – «те, у кого нет логотипа».

Эта позиция была подхвачена философской школой стоиков и оттуда оказала влияние на христианство с его взглядом на человека, созданного по образу Божию.

Идея непреодолимой пропасти между людьми и другими животными вскоре стала доминирующей парадигмой, легшей, например, в влиятельную классификацию человека как homo sapiens , предложенную натуралистом XVIII века Карлом Линнеем (буквально: «мудрый» или «разумный человек»). .

Практическое значение этой идеи нельзя недооценивать. То, что было названо «моральным статусом животных» – вопрос о том, следует ли их учитывать при рассмотрении справедливости – традиционно было связано с вопросом, есть ли у них логотипы. Поскольку животные отличаются от людей отсутствием речи и разума (такова линия аргументации), они не могут сами формулировать моральные позиции. Следовательно, они не заслуживают включения в наши моральные соображения или, по крайней мере, не так же, как люди.

Конечно, как отмечают многие современные философы, эта идея все чаще кажется слишком простой.

Новые исследования в области поведенческих наук иллюстрируют порой удивительные способности некоторых животных: вороны и выдры используют инструменты, чтобы раскалывать орехи или скорлупу, чтобы сделать их содержимое доступным для потребления; осьминоги, поднимающие крышки своих резервуаров и успешно сбегающие в океан по трубам; пчелы оптимизируют траекторию полета при повторяющихся полетах к источнику пищи.

Осьминоги подняли крышки своих резервуаров и убежали

Осьминоги подняли крышки своих резервуаров и убежали


Но на самом деле существует значительный объем свидетельств из древнегреческого и римского мира, демонстрирующих сложное поведение различных видов животных.

Древние авторы, такие как Плиний, Плутарх, Оппиан, Элиан, Порфирий, Афиней и другие, посвятили этой теме целые книги или трактаты, отвергая представление о животных как о просто «глупых зверях».

Их взгляды предвосхитили современные дебаты, приписывая животным не только формы разума; они также подчеркнули свою способность страдать, чувствовать боль и сочувствовать друг другу, а иногда даже к представителям человеческого рода.

Еще есть гибриды человека и животного из греческих и римских мифов (подробнее об этом позже) – Сирены, Сфинкс, Минотавр. Все сочетают в себе части тела человека и животного. Таким образом, индивидуально и коллективно они поднимают фундаментальный, но потенциально тревожный вопрос: что, если мы действительно, по крайней мере частично, животные?

🔹 Ум древних животных

В книге «О природе животных» (конец второго – начало третьего века нашей эры) Элиан, римский автор, писавший по-гречески, описал рыб, которые помогали своим несчастным товарищам, пойманным в море, прижимаясь спиной к пойманному существу и «толкаясь изо всех сил». возможно, попытаться предотвратить его задержание».

Он также писал о дельфинах, которые помогали рыбакам, прижимая рыбу «со всех сторон», чтобы она не могла убежать. Взамен они получали за свой труд долю улова.

Он отметил хитроумную конструкцию ульев, отметив:

Первое, что они строят, — это покои своих царей, и они просторны и превосходят все остальные. Вокруг них они ставили преграду, как бы стену или забор, тем самым еще и усиливая свое значение царского жилища.
Демонстрируя умных животных в действии, эти примеры – а их сотни – удивляют, информируют и развлекают одновременно – возможно, похожи на вездесущие ролики, показывающие животных, делающих удивительные вещи, циркулирующие в современных социальных сетях.

Современные этологические исследования по-разному наблюдают за поведением животных, что перекликается с примерами Элиана.

Было показано, что пары рыб-кроликов сотрудничают, при этом один партнер стоит на страже, защищая другого во время кормления. Медоносные пчелы действительно строят для своей матки более крупные ячейки, которые располагаются на дне улья и разделены более толстыми стенками. Было обнаружено , что дельфины-афалины сотрудничают с людьми в их усилиях по ловле рыбы.

Джейми XX — «Гоша» (Jamie XX, Gosh), режиссёр Ромен Гаврас

Джейми XX — «Гоша»   (Jamie XX, Gosh), режиссёр Ромен Гаврас

Признанный режиссер Ромен Гаврас возвращается с потрясающим фильмом «Джейми ХХ».

«Gosh» уже подарили видео, но новое находится на совершенно другом уровне. Здесь нет компьютерной графики или 3D-эффектов, только актерский состав из 400 человек и вполне реальная копия Эйфелевой башни в Тяньдученге, Китай.



Гравюры на дереве современного китайского художника Хао Пина (Hao Ping)

Китайский художник Хао Пин (Hao Ping)

Хао Пин (Hao Ping) родился в провинции Юньнань в Китае в 1952 году.

  • В 1980 году он окончил факультет изобразительных искусств Колледжа искусств Юньнань.
  • В 1986 году - Центральный колледж изобразительных искусств.
Хао Пин является членом китайской Ассоциации художников и китайской Ассоциации художников печати. Его гравюры отличаются большим размером - от 60/60 см до 90/90 см.

Гравюры и картины Хао Пин демонстрировались на выставках в Китае, США, Японии и Европе. Он обладатель многих престижных наград и призов. Работы художника находятся во владении нескольких музеев в Китае и за рубежом, в том числе в США, Японии, Корее, Британии.


Китайский художник Хао Пин (Hao Ping)

Китайский художник Хао Пин (Hao Ping)

Китайский художник Хао Пин (Hao Ping)

Китайский художник Хао Пин (Hao Ping)

Китайский художник Хао Пин (Hao Ping)

Китайский художник Хао Пин (Hao Ping)

Австралийская художница Клэр Бремнер (Clair Bremner)

Австралийская художница Клэр Бремнер (Clair Bremner)

Работы Клэр Бремнер (Clair Bremner) вдохновлены природой, и ей нравится сосредотачиваться на привнесении внешнего вида. Ее работы носят декоративный характер и служат отражением красоты и сложности, которые дарит природа. Она улавливает суть пейзажа, стилизуя его и делая его своим. посредством аналогичных цветовых комбинаций, узоров и повторений.


Австралийская художница Клэр Бремнер (Clair Bremner)

Австралийская художница Клэр Бремнер (Clair Bremner)

Австралийская художница Клэр Бремнер (Clair Bremner)

Австралийская художница Клэр Бремнер (Clair Bremner)

Австралийская художница Клэр Бремнер (Clair Bremner)

Австралийская художница Клэр Бремнер (Clair Bremner)

Австралийская художница Клэр Бремнер (Clair Bremner)

Австралийская художница Клэр Бремнер (Clair Bremner)

Художник Евдокия Гасумян (Evdokia Gasumyan) и ее легкие, динамичные рисунки

Художник Евдокия Гасумян (Evdokia Gasumyan)

Иллюстрации Евдокии Гасумян (Evdokia Gasumyan) живые и подвижные. Персонажи – как настоящие, полны настроения и характера. Шумные улицы, переполненные кафешки, оживленные очереди в магазинах – все вибрирует и движется. В рисунках Евдокии чувствуется ритм жизни. Это просто завораживает.


Художник Евдокия Гасумян (Evdokia Gasumyan)

Художник Евдокия Гасумян (Evdokia Gasumyan)

Художник Евдокия Гасумян (Evdokia Gasumyan)

Художник Евдокия Гасумян (Evdokia Gasumyan)

Художник Евдокия Гасумян (Evdokia Gasumyan)

Вавилонский храм Нинмах, месопотамской богини человечества

Храм Нинмах

Храм Нинмах к востоку от ворот Иштар в древнем Вавилоне


Одним из величайших храмов, построенных в нововавилонский период (626-539 гг. до н.э.), золотой век города Вавилона, был Храм Нинмах. Храм был построен рядом со знаменитой Дорогой процессий и воротами Иштар, главными воротами, ведущими в город Вавилон, и являлся свидетельством божественного благоговения и архитектурного мастерства.

Внутри внутреннего святилища Храма Нинмах была зона, предназначенная исключительно для женщин, где верующие собирались, чтобы принять участие в ритуальных обрядах омовения и помолиться за своих детей и брак. Культ Нинмах отличался тем, что в центре его внимания была женщина, а храм Нимах отражал глубокое почитание богини, создавшей человечество. В наше время люди аналогичным образом стремились создать новые формы разума, параллельно божественному действию Нинмах в формировании человечества.


⛺ Исследование храма Нинмах
в контексте золотого века Вавилона

Поклонение Нинмах, также называемой Нинмах, Нинтур и Белет-или в месопотамской литературе, датируется по крайней мере третьим тысячелетием до нашей эры, когда она играла заметную роль шумерского божества плодородия. Встречается в древних эпосах, таких как аккадский «Атрахасис» и шумерский «Энки и Нинмах», в которых рассказывается о ее роли в создании человечества.

В этих ранних эпосах Нинмах изначально стояла рядом с главными божествами шумерского пантеона, включая Энлиля, Ана и Энки. Тем не менее, похоже, что ее известность пошла на убыль во втором тысячелетии до нашей эры, вероятно, под влиянием изменения богословских тенденций в пользу мужских божеств во время правления Хаммурапи Вавилона , который правил с 1792 по 1750 год до нашей эры.

Непреходящая древность сказаний о Нинмахе заставляет предположить, что Храм Нинмах, возведенный в нововавилонский период, мог черпать вдохновение из гораздо более древнего святилища. Тем не менее, понимание причины рвения нововавилонских царей возродить свое шумерское и аккадское наследие требует глубокого погружения в исторический контекст.

Сам город Вавилон, корни которого уходят в 23 век до нашей эры, превратился из провинциального форпоста Третьей династии Ура в грозную столицу аморейского царства в 1894 году до нашей эры, основанного царем Сумуабумом, первым из династии аморреев в Вавилоне. Тем не менее, Вавилон по-настоящему процветал как политическая держава под руководством царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), во время правления которого город получил статус политической столицы южной Месопотамии.

В 1595 году до нашей эры Вавилон подвергся набегу хеттов , что привело к почти тысячелетнему иностранному правлению ряда империй, прежде чем местный контроль над городом был восстановлен в нововавилонский период. Несмотря на постоянные иностранные вторжения, Вавилон сохранил свою привлекательность, служа центром сменяющих друг друга империй до своего возрождения в нововавилонскую эпоху.

В 626 г. до н. э. Вавилон пережил возрождение под руководством халдейского лидера по имени Набополассар, который сделал Вавилон столицей своего царства после смерти ассирийского правителя Ассурбанипала. При его сыне Навуходоносоре II (605–561 гг. до н. э.) Вавилон стал имперским городом и центром Нововавилонской империи.

Этот период, возможно, был золотым веком Вавилона, отмеченным строительством таких знаковых достопримечательностей, как Ворота Иштар и Дорога Процессий. Оба были возведены как заметные элементы главного входа в город, символизируя величие и культурное богатство Вавилона, и были украшены яркими рельефами из глазурованного кирпича с изображением львов, быков и драконов. Львы были символом богини Иштар, богини любви, сексуальности и олицетворения планеты Венера.

Среди этих архитектурных чудес выделялся Храм Нинмах, стратегически расположенный рядом с Дорогой Процессий и Воротами Иштар, что подчеркивало его значимость в городском узоре Вавилона. Отражая консервативный дух нововавилонских правителей, эти конструкции были проникнуты почтением к наследию предков Вавилона, отдавая дань уважения не только таким божествам, как Нинмах, но и предкам, которые превратили Вавилон в маяк величия.

Точная копия ворот Иштар

Точная копия ворот Иштар, расположенных в руинах Вавилона в Ираке. Оригинальные останки выставлены в Пергамском музее в Берлине, Германия


⛺ Прослеживание истории храма до Нинмах

Храм Нинмах представлял собой двор, окруженный комнатами, включая священную комнату, в которой находилась статуя Нинмах. Судя по всему, храм также был своего рода общественным центром, где люди собирались, чтобы обсудить важные вопросы и посоветоваться со священниками. Таким образом, это был политический и культурный центр города, а также религиозный или культовый центр.

Во внутреннем дворе храма находился святой колодец, один из нескольких святых колодцев, расположенных на священных территориях вокруг города Вавилон. Внутреннее святилище храма Нинмах было предназначено только для женщин, которые использовали воду из колодца для совершения ритуального омовения. Здесь также женщины возносили молитвы за свой брак, за потомство и успех в родах.

За свою историю Храм Нинмах претерпел несколько циклов разрушения и реконструкции. Археологические находки выявили уникальную закономерность: с каждой перестройкой храм возводился на несколько метров выше своего предыдущего воплощения. Такой поэтапный подход к реконструкции привел к сохранению некоторых оригинальных стен из белой известково-гипсовой штукатурки из более ранних версий храма.

Археологи также обнаружили, что не все этапы строительства храма пришлись на нововавилонский период. Например, нынешний мощеный пол храма относится не к нововавилонскому периоду, а к парфянскому периоду (247 г. до н. э. – 224 г. н. э.). Хотя прямых исторических свидетельств о его разрушении нет, храм Нинмах, вероятно, был разрушен или, по крайней мере, поврежден после восстания против персидского царя Ксеркса I в 482 году до нашей эры, когда укрепления города и его храмы были разрушены персидскими войсками.

Храм Нинмах, возможно, также был перестроен или отремонтирован после 331 г. до н.э., когда Александр Македонский захватил Вавилон и приказал восстановить его храмы. Перед своей смертью в 323 г. до н. э. Александр Македонский намеревался сделать Вавилон столицей своей новой империи. Продолжающееся использование храма в парфянский период, о чем свидетельствуют мощеные полы храма парфянской эпохи, позволяет предположить, что культ Нинмах был важной частью вавилонской культуры и религии еще в III веке до нашей эры, если не позже.

Храм Нинмаха впервые был раскопан в наше время археологической экспедицией Колдевея, проходившей с 1899 по 1914 год. В 1980-х годах он был реконструирован с помощью иракских археологов по приказу тогдашнего президента Ирака Саддама Хусейна в рамках попытки раскопок. восстановить славу вавилонского прошлого Ирака в целях наследия.

Несмотря на популярность и реконструкцию, Храм Нинмах подвергся деградации из-за повреждения водой из-за повышения уровня грунтовых вод и осаждения переносимых водой минеральных солей, а также других проблем с обслуживанием. Несмотря на это, Храм Нинмах остается непреходящим наследием месопотамского искусства, религии и культуры.

Ацтекские лидеры: правители, верховный правитель и голос народа

Изображение Куаутемока, последнего тлатоани

Изображение Куаутемока, последнего тлатоани


Тлатоани находился на вершине иерархической структуры ацтекского города-государства. Он был правителем или королем своего народа и, как считалось, говорил от его имени. В то время как в каждом ацтекском городе-государстве были свои тлатоани, тлаток Теночтитлана с момента основания Империи ацтеков в 1430 году носил титул «Хьюи Тлатоани», что означает «Великий Тлатоани», и был верховным правителем страны.

«Тлатоани» (во множественном числе «тлаток») — это титул, присвоенный правителю ацтекского альтепетля (эквивалент термина «город-государство»). Этот титул можно буквально перевести с языка науатль как «тот, кто говорит». У него есть ряд важных прерогатив, а также обязанностей перед своим народом.


Акамапичтли, первый тлатоани Теночтитлана, изображенный в Кодексе Товара

Акамапичтли, первый тлатоани Теночтитлана,
изображенный в Кодексе Товара


☘️ Как быть Тлатоани

Должность тлатоани передавалась по наследству, поскольку в каждом ацтекском городе-государстве она принадлежала определенной линии. Это было важно, поскольку ацтеки считали, что право тлатоани на власть зависит от того, принадлежит ли он к правильному происхождению. Тем не менее, эта должность не передавалась автоматически от отца к сыну. Вместо этого ацтекские тлалоке избирались городским советом и, однажды избранные, занимали эту должность пожизненно. Однако совет оставил за собой право удалить тлатоани, если он окажется недостойным.

После избрания тлатоани для нового правителя должна была быть проведена церемония инаугурации. Мы знаем, что церемония инаугурации хуэй тлатоани длилась определенный период времени и состояла из нескольких различных частей, каждая из которых готовила правителя к его новой роли.

Например, первая часть церемонии инаугурации носила религиозный характер и включала в себя затворничество с постом и покаянными обрядами. Кроме того, новый хуэй тлатоани регулярно посещал святилище Уицилопочтли, где возжигались благовония и совершалась церемония кровопускания. Этот этап был предназначен для получения одобрения богов.

На заднем плане видно изображение Уицилопочтли.

Европейское изображение ацтекского храма из книги «Americae, nona et postrema pars» (1602 г.). На заднем плане видно изображение Уицилопочтли.


Напротив, третьей частью церемонии инаугурации была «коронационная война», призванная доказать военное мастерство нового правителя. Новый хуэй тлатоани должен был отправиться в бой, чтобы получить дань и захватить жертвы для человеческого жертвоприношения, которое должно было быть совершено во время праздника конфирмации. Сообщается, что один хуэй тлатоани, Ауисотль, захватил в общей сложности 80 400 пленных, что, безусловно, более чем достаточно, чтобы доказать свою ценность. С другой стороны, зафиксировано, что хуэй тлатоани Тизок захватил всего 40 пленников, что указывает на то, что он не был достоин править.

Правитель ацтеков Ауисотль

Правитель ацтеков Ауисотль
(здесь написано Ahuiçuçin = Ahuitzotzin,
почетная форма) в Кодексе Мендосы


Действительно, военное руководство было одним из наиболее важных аспектов жизни тлатоани. Для ацтеков целью войны было не только получение дани и расширение своей территории, но и сохранение вселенной. Ацтеки верили, что человеческие жертвоприношения необходимы для поддержания богов, которые, в свою очередь, обеспечивают продолжение существования Вселенной. Жертвами этих ритуалов часто становились военнопленные, что придавало войне священный характер.

☘️ Другие аспекты жизни тлатоани

У тлатоани были и другие функции. Например, это были высшие землевладельцы своих городов-государств или, в случае хуэй тлатоани, империи. Кроме того, они служили первосвященниками, получали дань и, среди прочего, разрешали судебные разногласия.

Лейн Бахман (Laine Bachman), американский художник

Лейн Бахман (Laine Bachman), американский художник

Лейн Бахман (Laine Bachman) росла очень любознательным ребенком, выросшим в ржавом поясе Огайо. Ее мать была заядлым садовником, и Бахман любил исследовать растительную жизнь в лесу и ручье недалеко от ее дома. Когда ей было любопытно, ей хотелось исследовать что-то за пределами легко видимого, например, переворачивать камни, чтобы обнаружить спрятанных под ними червей и насекомых.

Композиции Бахман наполнены реальным и мифологическим. Ее увлечение растениями и природой, а также интерес к мифологии и фольклору являются топливом для ее воображения. Почти всегда здесь присутствуют растения и цветы, иногда лесные твари, взаимодействующие с грибами, а иногда и фигура, напоминающая автопортрет, которая кажется единой с природой. Есть скопления существ, которые расположены среди деревьев и других природных элементов.

Лейн Бахман (Laine Bachman), американский художник

Лейн Бахман (Laine Bachman), американский художник

Лейн Бахман (Laine Bachman), американский художник

Цвета, которые она использует, яркие, сцены интенсивно многослойны, а нанесение краски плоское. Ощущается глубина, а также ощущение, будто листва прижата к невидимому экрану между картиной и зрителем. В ее большом произведении размером 42 х 19 дюймов « Красное небо» присутствуют сильные черты японизма. Кажется, что композиция состоит из слоев ботанических элементов, которые располагаются вверх по плану изображения. Хотя работа Japonisme чрезвычайно плоская, в том, как дерево прорезает листву и визуально находится на фоне холмов и красного ночного неба, возникает ощущение глубины.

Ее работы очень детализированы: можно отсканировать композицию и выделить бесчисленные фрагменты информации, такие как виды насекомых, листья, камни и птицы. Обстановка, которую она создает, играет роль в общем ощущении каждого произведения. В «Лесе ниже полуночи » в верхней части композиции присутствует мечтательный градиент пурпурного цвета, где летучие мыши улетают вдаль. Внизу, хотя сейчас ночь, в лесу кипит жизнь. По бревну носятся жучки, по листу скользит улитка, а опоссум несет своих малышей на спине сквозь деревья.

Лейн Бахман (Laine Bachman), американский художник

Лейн Бахман (Laine Bachman), американский художник

Лейн Бахман (Laine Bachman), американский художник

Некоторые из ее работ, такие как «Жабье желание», включают в себя нимб в качестве фокуса. Они металлические и блестят, если смотреть на них, перемещаясь из стороны в сторону. В «Жабьем желании » она использует фиолетовый цвет вместо традиционного золотого для нимба. Это придает изделию современный вид, а также позволяет зеленой жабе и одежде выделяться на фоне.