Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Ацтекские лидеры: правители, верховный правитель и голос народа

Изображение Куаутемока, последнего тлатоани

Изображение Куаутемока, последнего тлатоани


Тлатоани находился на вершине иерархической структуры ацтекского города-государства. Он был правителем или королем своего народа и, как считалось, говорил от его имени. В то время как в каждом ацтекском городе-государстве были свои тлатоани, тлаток Теночтитлана с момента основания Империи ацтеков в 1430 году носил титул «Хьюи Тлатоани», что означает «Великий Тлатоани», и был верховным правителем страны.

«Тлатоани» (во множественном числе «тлаток») — это титул, присвоенный правителю ацтекского альтепетля (эквивалент термина «город-государство»). Этот титул можно буквально перевести с языка науатль как «тот, кто говорит». У него есть ряд важных прерогатив, а также обязанностей перед своим народом.


Акамапичтли, первый тлатоани Теночтитлана, изображенный в Кодексе Товара

Акамапичтли, первый тлатоани Теночтитлана,
изображенный в Кодексе Товара


☘️ Как быть Тлатоани

Должность тлатоани передавалась по наследству, поскольку в каждом ацтекском городе-государстве она принадлежала определенной линии. Это было важно, поскольку ацтеки считали, что право тлатоани на власть зависит от того, принадлежит ли он к правильному происхождению. Тем не менее, эта должность не передавалась автоматически от отца к сыну. Вместо этого ацтекские тлалоке избирались городским советом и, однажды избранные, занимали эту должность пожизненно. Однако совет оставил за собой право удалить тлатоани, если он окажется недостойным.

После избрания тлатоани для нового правителя должна была быть проведена церемония инаугурации. Мы знаем, что церемония инаугурации хуэй тлатоани длилась определенный период времени и состояла из нескольких различных частей, каждая из которых готовила правителя к его новой роли.

Например, первая часть церемонии инаугурации носила религиозный характер и включала в себя затворничество с постом и покаянными обрядами. Кроме того, новый хуэй тлатоани регулярно посещал святилище Уицилопочтли, где возжигались благовония и совершалась церемония кровопускания. Этот этап был предназначен для получения одобрения богов.

На заднем плане видно изображение Уицилопочтли.

Европейское изображение ацтекского храма из книги «Americae, nona et postrema pars» (1602 г.). На заднем плане видно изображение Уицилопочтли.


Напротив, третьей частью церемонии инаугурации была «коронационная война», призванная доказать военное мастерство нового правителя. Новый хуэй тлатоани должен был отправиться в бой, чтобы получить дань и захватить жертвы для человеческого жертвоприношения, которое должно было быть совершено во время праздника конфирмации. Сообщается, что один хуэй тлатоани, Ауисотль, захватил в общей сложности 80 400 пленных, что, безусловно, более чем достаточно, чтобы доказать свою ценность. С другой стороны, зафиксировано, что хуэй тлатоани Тизок захватил всего 40 пленников, что указывает на то, что он не был достоин править.

Правитель ацтеков Ауисотль

Правитель ацтеков Ауисотль
(здесь написано Ahuiçuçin = Ahuitzotzin,
почетная форма) в Кодексе Мендосы


Действительно, военное руководство было одним из наиболее важных аспектов жизни тлатоани. Для ацтеков целью войны было не только получение дани и расширение своей территории, но и сохранение вселенной. Ацтеки верили, что человеческие жертвоприношения необходимы для поддержания богов, которые, в свою очередь, обеспечивают продолжение существования Вселенной. Жертвами этих ритуалов часто становились военнопленные, что придавало войне священный характер.

☘️ Другие аспекты жизни тлатоани

У тлатоани были и другие функции. Например, это были высшие землевладельцы своих городов-государств или, в случае хуэй тлатоани, империи. Кроме того, они служили первосвященниками, получали дань и, среди прочего, разрешали судебные разногласия.

Памятник Куаутемоку, последнему тлатоани

Памятник Куаутемоку, последнему тлатоани


Тлатоани обладали абсолютной властью и считались представителями богов. Тем не менее, благодаря развитой иерархической структуре ацтеков, его поддержали многие другие личности.

Например, его «заместителем командира» была циуакоатль (что означает «женщина-змея», хотя эту должность всегда занимал мужчина). Именно сиуакоатль руководил повседневными делами правительства, что делало его влиятельной фигурой. Тем не менее, его действия требовали одобрения хуэй тлатоани, без которого решения циуакоатля не могли быть выполнены.

Каменная статуя Сиуакоатля

Каменная статуя Сиуакоатля, ацтекской богини плодородия. Здесь она выходит из пасти змеи, держа в левой руке початок кукурузы. Обнаружен в Куэрнаваке. Датировано 1325–1521 гг. н.э. Принадлежит Национальному музею антропологии.


Завершением внутреннего круга хуэй тлатоани был «Совет четырех», который состоял из четырех влиятельных людей, которые были наиболее вероятными кандидатами на успех на посту хуэй тлатоани. Члены совета служили советниками правителя.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Wu Mingren,
«Aztec Leaders: Rulers, Supreme Ruler and the Voice of the People»