Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Кодекс Хаммурапи - образец правовой модели

Хаммурапи, Вавилонский царь, был очень мудрым правителем и грамотным политиком

Хаммурапи, Вавилонский царь, был очень мудрым
правителем и грамотным политиком


Вот как историк Стивен Бертман частично резюмирует характер Хаммурапи, шестого царя из династии амореев, взошедшего на вавилонский престол в 1792 г. до н.э.:

Хаммурапи был способным администратором, ловким дипломатом и хитрым империалистом, терпеливым в достижении своих целей. Вступив на престол, он издал прокламацию о прощении долгов людей и в течение первых пяти лет своего правления еще больше повысил свою популярность, благочестиво обновив святилища богов, особенно Мардука, покровителя Вавилона. Затем, когда его власть дома была обеспечена, а его вооруженные силы готовы, он начал пятилетнюю серию кампаний против соперничающих государств на юге и востоке, расширяя свою территорию.
Достаточно сказать, что великий Хаммурапи обладал складом ума проницательного правителя, придававшего равное значение возможностям популистских гражданских проектов и военных завоеваний. Однако, помимо современных дел, имя Хаммурапи в наши дни в основном относится к имени древнего законодателя — благодаря обширному своду законов, которые диктовали различные аспекты, начиная от трудовых договоров, собственности и заканчивая даже домашними и семейными отношениями. Итак, без лишних слов, давайте проверим десять вещей, которые вы должны знать о Кодексе Хаммурапи, которые могут развеять некоторые исторические заблуждения, накопившиеся за эти годы.

Полный вид стелы с кодексом Хаммурапи

Полный вид стелы с кодексом Хаммурапи

Код, найденный в многочисленных объектах

Почти полная версия Кодекса Хаммурапи с его 282 законами была вырезана на диоритовой стеле (см. рисунок выше), которая имеет форму огромного указательного пальца. Огромная стела высотой 2,25 м (7,4 фута) с надписями на аккадском языке (в настоящее время выставленная в Лувре) украшена клинописью, вырезанной на боку. Однако, вопреки распространенному мнению, Кодекс можно найти не только на этом массивном древнем экземпляре.

Весьма любопытно, что существуют и другие копии различных частей этого Кодекса, которые могут даже предшествовать самой стеле, причем большинство из них относится к глиняным табличкам. На самом деле одна из таких глиняных табличек выставлена ​​в Лувре, и на ней есть Пролог Кодекса Хаммурапи, состоящий из первых 305 вписанных квадратов (на стеле). Также были обнаружены другие глиняные таблички, которые соответствуют или, по крайней мере, параллельны надписям, найденным на стеле, например фрагмент аккадской клинописной таблички, обнаруженной в Тель-Хацоре, Израиль, датируемой примерно 1700 годом до нашей эры.

Кодекс Хаммурапи — не самый старый свод законов

Еще одно заблуждение, связанное с Кодексом Хаммурапи, заключается в том, что он якобы является старейшим сводом кодифицированных законов в истории человечества. Однако с исторической точки зрения это неверно, поскольку честь (древнейшего свода законов), вероятно, принадлежит Кодексу Ур-Намму , который был написан примерно в 2100–2050 годах до н.э. Более того, существует еще один шумерский Кодекс Липит-Иштар Исина, который, возможно, был составлен как минимум за два века до Кодекса Хаммурапи.

Теперь, несмотря на относительное «позднее появление» Кодекса Хаммурапи, его влияние на последние законы и изречения, написанные в библейском контексте, совершенно очевидно. На самом деле, хотя законы Хаммурапи были частично вдохновлены вышеупомянутыми предшествующими надписями, основная природа этих директив сильно отличалась от более ранних кодексов. С этой целью Кодекс Хаммурапи довольно строг и даже мстителен в своем подходе, с «масштабными» законами, которые по-разному применялись к различным социальным классам.

Это, безусловно, контрастирует с более ранними шумерско-аккадскими временами, когда все общины, по-видимому, имели равные права под властью единого бога. Однако ко времени Хаммурапи концепция однородного общества была давно забыта, и за власть боролись разные племена, лидеры и псевдорелигиозные ордена. В этом отношении строгость Кодекса Хаммурапи, возможно, была реакционной мерой для предотвращения такой кровной мести и непрекращающихся конфликтов между различными фракциями.

Поучительное начало Кодекса Хаммурапи

Кодекс Хаммурапи мог быть более строгим по сравнению с другими древними сводами законов. Однако, с точки зрения самого Хаммурапи, его всеобъемлющий кодекс означал разыгрывание «справедливого» правосудия, охватившего все слои вавилонского общества. С этой целью пролог к ​​кодексу начинается с различных поучительных заявлений, примером которых служат собственные слова Хаммурапи:

«Ану и Бел призвали, назвав меня, Хаммурапи, возвышенного князя, боящегося Бога, чтобы установить правление правды на земле, чтобы уничтожить нечестивых и злодеев; чтобы сильный не причинил вреда слабому; чтобы я правил черноволосым народом , подобным Шамашу , и просвещал землю, чтобы способствовать благоденствию человечества. Хаммурапи, правитель, назначенный Бэлом, — это я, принесший изобилие и изобилие».
Вавилония Хаммурапи

Вавилония Хаммурапи

Некоторые законы довольно суровые и даже странные

Но, несмотря на великодушные претензии на «просвещение», достаточно сказать – многие законы Кодекса Хаммурапи просто суровы (а в некоторых случаях даже тревожны). Подходящим примером является известная цитата из библейского контекста «Око за око и зуб за зуб», которая является лишь перефразированием нескольких законов Хаммурапи, вписанных в кодекс. Такие случаи lex talionis (возмездие, разрешенное законом страны) также иллюстрируются некоторыми из этих других законов в Кодексе Хаммурапи:

🔹 Если кто совершает грабеж и будет пойман, то он должен быть предан смерти.
🔹 Если трактирщица (женщина) не примет хлеба по весу брутто в оплату пития, а возьмет деньги, а цена пития меньше цены хлеба, то она должна быть осуждена и брошена в воду.
🔹 Если сын любовника или проститутки скажет своему приемному отцу или матери: «Ты не мой отец и не моя мать», то ему должен быть отрезан язык.
🔹 Если сын ударит своего отца, то ему должны отрубить руки.
🔹 Если человек выбьет зубы своему равному, то его зубы должны быть выбиты.
🔹 Если строитель построит кому-нибудь дом и не построит его должным образом, а дом, который он построил, рухнет и убьет хозяина, то тот строитель да будет предан смерти.

Законы были разными
для разных социальных классов и полов

Кодекс Хаммурапи был во многих отношениях реакционной мерой, инициированной государством для сдерживания современных междоусобиц и соперничества. В такие неспокойные времена в регионе Месопотамии драконовские законы, что неудивительно, отдавали предпочтение авторитетному классу над подчиненными социальными классами. Один из удачных примеров таких партийных резолюций, поддерживаемых государством, можно почерпнуть из этого конкретного закона:

🔹 Если кто украдет крупный рогатый скот, или овцу, или осла, или свинью, или козу, если это принадлежало богу или двору, вор должен заплатить в тридцатикратном размере; если они принадлежали вольноотпущеннику короля, он должен заплатить в десятикратном размере; если у вора нечем заплатить, он должен быть предан смерти.
Кроме того, некоторые законы были явно предвзятыми по признаку пола, а законы, как правило, отдавали предпочтение свободным мужчинам, а не женщинам за одно и то же преступление. Некоторые даже выбрали радикальный путь, который требовал только обвинения вместо фактического преступления.

🔹 Если на жену мужчины указали пальцем из-за другого, но она не была поймана с ним во сне, ради своего мужа, она должна броситься в священную реку.
Но следует также отметить, что свободным людям не все давалось легко:

🔹 Если мужчина ударил свободную беременную женщину и причинил ей выкидыш, то он должен заплатить десять сиклей за ее выкидыш. Если эта женщина умрет, его дочь будет убита.

Некоторые законы также были довольно прогрессивными

В то время как такие законы и рамки морали прямо диктовались государством, особенно в вопросах бытовых и семейных отношений, Кодекс Хаммурапи был на удивление прогрессивным в других областях. С этой целью Кодекс изложил простые, но справедливые директивы, касающиеся развода, ограничения приданого, прав собственности и запрета инцеста. Один хороший пример «справедливости» продемонстрировал этот конкретный закон, который должен был вступить в силу в случае чрезвычайной климатической ситуации

🔹 Если кто-то задолжал за ссуду, и буря погубила (убила) зерно, или неурожайный урожай, или зерно не взошло из-за недостатка воды, в тот год он не должен давать своему кредитору никакого зерна; он моет свою долговую табличку в воде и не платит арендной платы за этот год.
Но «кусок сопротивления» прогрессивности в Кодексе Хаммурапи был воплощен в грубых законах о минимальной заработной плате, которые инициировали принудительные компенсации для различных профессий. Например, полевые рабочие и пастухи должны были получать натурой не менее «восемь гуров зерна в год», а погонщики быков и матросы должны были платить «шесть гуров зерна в год». Статус врачей был намного выше, его минимальная денежная компенсация составляла пять шекелей за исцеление свободнорожденного человека; хотя эта плата была снижена до трех шекелей за освобожденного раба и до двух шекелей за раба.

Институционализация рабства

Если один современный социальный аспект можно выделить из Кодекса Хаммурапи, то это институционализированное жестокое обращение государства с рабами. Этот печальный размах еще раз отражает бурные времена, когда Хаммурапи приходилось бороться с многочисленными фракциями, недавно попавшими под его власть. На самом деле, большинство этих рабов были бывшими военнопленными (и членами их семей), которые были насильно введены в состав только что созданного вавилонского общества. Вот некоторые из законов, которые точно иллюстрируют несправедливое отношение к рабам:

🔹 Если человек уничтожил глаз человека из джентльменского сословия, они должны уничтожить его глаз. Если он уничтожил глаз простолюдина, он должен заплатить одну мину серебра. Если он выбил глаз рабу джентльмена, он должен заплатить половину цены раба.
🔹 Если раб сказал своему господину: «Ты мне не господин», то он должен быть привлечен к ответственности, как его раб, и его господин должен отрезать ему ухо.

Более того, владение рабами как собственностью считалось серьезным делом, и поэтому наказания в Кодексе Хаммурапи также были суровыми за такую ​​«потерю» собственности:

🔹 Если цирюльник без ведома своего господина вырежет на рабе знак раба, который не подлежит продаже, этому цирюльнику отрубить руки.
🔹 Если хирург вылечил бронзовым ланцетом тяжелое ранение раба плебея и вызвал его смерть, он должен отдать раба за раба.

Царь Хаммурапи — иллюстрации Питера Коннолли.

Царь Хаммурапи —
иллюстрации Питера Коннолли.

Презумпция невиновности доведена до экстремального уровня

Кодекс Хаммурапи колеблется между смехотворно строгим и странно прогрессивным, интересно, что это один из очень немногих древних кодексов, придававших значение изречению «невиновен, пока его вина не доказана». В этом отношении Кодекс Хаммурапи, возможно, даже сыграл решающую роль во влиянии на правовые прецеденты, установленные в наше время. Однако эта презумпция невиновности чаще всего возлагала бремя доказывания на обвинителя, иногда доведенного до крайности. Этот конкретный закон в значительной степени доказывает, что обвинение кого-либо в преступлении не воспринималось легкомысленно:

🔹 Если кто-либо предъявит старейшинам обвинение в каком-либо преступлении и не докажет того, в чем он обвиняется, он должен быть предан смерти, если речь идет о преступлении, наказуемом смертной казнью.

Хаммурапи был известен скорее как
строитель и завоеватель, чем как законодатель

Теперь, хотя это может показаться некоторым антиклиматическим, историки до сих пор не уверены, как законы Кодекса Хаммурапи использовались на практике в динамичном обществе с таким множеством различных параметров (включая его соответствующие фракции, их племенные связи, политическое влияние). и даже божества). Кроме того, следует отметить, что большинство населения могло быть неграмотным - и поэтому действующий закон интерпретировался только в соответствии с личными предпочтениями местного судьи (или любого другого авторитетного лица).

Но что более важно, Хаммурапи ворвался на политическую сцену Вавилона, не только сменив своего отца Син-Мубаллита (который, вероятно, был вынужден отречься от престола), но и продолжив дело отца в модернизации инфраструктуры города-государства. Такие масштабные проекты варьировались от расширения и повышения стен города, строительства обширных каналов до строительства показных храмов в честь его богов-покровителей. Фактически, покровительство Хаммурапи обширным инфраструктурным проектам принесло ему титул бани матим или «строитель земли».

Однако, помимо популярных гражданских проектов, Хаммурапи был очень амбициозным правителем, который давно жаждал близлежащих земель богатой ресурсами Месопотамии . Итак, один за другим король заключал союзные договоры с другими городами-государствами, чтобы завоевать целевые королевства. Но когда задача была достигнута, договор тут же был разорван, и следующей целью стал предыдущий союзник. Такая оппортунистическая военная тенденция продолжалась до тех пор, пока Хаммурапи не стал хозяином всей южной части Месопотамии — завидный подвиг, поскольку первоначально он начал с того, что под его властью находилось всего около 50 квадратных миль земли.

В последующие годы он проводил походы против соперничающего (и очень могущественного) города-государства Мари в Сирии; и к 1761 г. до н.э. полностью разрушил город. А к 1755 г. до н.э. он прямо двинулся на Ашур и завоевал Ассирию, став таким образом правителем всей Месопотамии. Следовательно, приобретение стольких земель, городов и их различных социальных конституций могло побудить к инициированию Кодекса Хаммурапи — «универсальной» правовой системы, которая могла строго справляться с раскольнической природой теперь уже расширенной Вавилонской империи.

Кодекс Хаммурапи не был найден даже в Вавилонии

Теперь, несмотря на всю шумиху вокруг Кодекса Хаммурапи, знаменитая диоритовая стела (упомянутая в первой записи) была раскопана лишь спустя более 3600 лет после основания. Важное открытие было сделано в 1901 году, когда группа французских археологов обнаружила стелу в древнем городе Сузы в Иране, который когда-то был королевской столицей Эламской империи (базирующейся на территории современного Хузестана, Иран).

Теперь, с точки зрения истории, стела Кодекса Хаммурапи была разграблена эламитами, когда их царь Шутрук-Наххунте совершил успешный набег на вавилонский город Сиппар в 12 веке до нашей эры. Вероятно, ему даже удалось стереть некоторые столбцы с надписей, чтобы освободить место для собственных уставов. Но он не осуществил своих планов, тем самым сохранив «родное» качество Кодекса Хаммурапи.

Cay табличка выставлена  в Лувре. В нем есть Пролог Кодекса Хаммурапи

Cay табличка выставлена  в Лувре.
В нем есть Пролог Кодекса Хаммурапи





Источник:
  • Ancient.eu
  • GMU.edu
  • Louvre
  • History.com



Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith