Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Голоценовое вымирание, антропоценовое вымирание или просто пыль на ветру?

Голоценовое вымирание

Большинство ученых винят в вымирании голоцена людей.
Но выживет ли само человечество?


Большинство ученых считают, что голоценовое вымирание — это шестое массовое вымирание на Земле, которое происходит с последнего ледникового периода 11 700 лет назад. Но что именно это означает и в чем причина?


🔹 Голоценовое вымирание
или антропоценовое вымирание?

Эпоха голоцена часто относится к последним 11 700 годам, в то время как эпоха плейстоцена охватывает период от 2 580 000 до 11 700 лет до настоящего времени. Существенное различие между ними заключается в том, что в то время как плейстоцен был известен своей мегафауной и постоянными оледенениями на Земле, голоцен был периодом постепенного потепления и отступления ледников прямо перед экстремальными климатическими изменениями, которые произошли с 18 века и далее.

Голоцен также ассоциируется с быстрым ростом человечества. В течение 11 000 лет голоцена человечество выросло из охотников-собирателей в прогрессирующие сельскохозяйственные культуры и, наконец, в мощное мировое сообщество международных стран, кишащих городскими промышленными городами и поселками. Но при обсуждении эпохи голоцена есть и другая сторона, которая фокусируется на изменениях окружающей среды, вызванных человечеством. Это известно как голоценовое вымирание.

Большинство ученых возлагают вину за массовое вымирание, известное как голоценовое вымирание, на людей. Настолько, что во многих академических кругах термин «голоценовое вымирание» заменяется термином «антропоценовое вымирание». Многие ученые считают, что человечество вызвало нарушение экосистем, естественных пищевых цепей и изменение ландшафтов. Беспокойство растет по мере того, как растет численность населения и планетарные температуры, что, несомненно, приведет к дальнейшему массовому вымиранию. За время существования человечества на планете Земля процесс массового вымирания видов ускорился с тысяч лет до всего лишь десятилетий.

За последние 100 лет с лица Земли было стерто ошеломляющее количество видов позвоночных — 543. По словам Энтони Барноски, палеобиолога из Калифорнийского университета в Беркли, в течение следующих 40 лет будет уничтожено 30% всех видов. В течение следующих 300 лет, если численность населения и температура Земли продолжат расти, 75% всех видов млекопитающих вымрут.

Поскольку человеческая раса увековечивает и переживает это новое вымирание мира , возникают вопросы о том, выживем ли мы как вид. Останется ли какой-либо след нашего существования в следующей эпохе? В более спорном исследовании этой темы, могли ли древние цивилизации доисторических видов быть причинами предыдущих вымираний на Земле?

По словам исследователей астрофизики Гэвина Шмидта и Адама Фрэнка в их академическом мысленном эксперименте под названием «Силурийская гипотеза» (названная в честь знаменитого телесериала «Доктор Кто» ), человечество — единственный известный вид, достигший формы индустриальной цивилизации. Они отмечают, что этой цивилизации со средствами массового производства в настоящее время всего 300 лет, что остается временной малостью по сравнению с существованием жизни на Земле.

С такими достижениями Homo sapiens Шмидт и Франк постулируют, что другие виды могли развить цивилизации миллионы лет назад. Если бы кто-то продолжил этот мысленный эксперимент, могли ли бы эти потенциально более продвинутые древние виды вымереть из-за того, что сами стали причиной своего вымирания?

Динозавров уничтожил метеорит

До текущего голоценового вымирания на Земле произошло пять массовых вымираний, включая мел-третичное вымирание, в ходе которого, по мнению ученых, динозавров уничтожил метеорит.


🔹 История массовых вымираний на Земле

Учебное определение вымирания — это вымирание вида. За последние 3,5 миллиарда лет на Земле произошло пять массовых вымираний, которые унесли жизни миллиардов видов. Шестое по величине вымирание происходит прямо сейчас, пока вы читаете эту статью, и многие ученые считают, что мы, люди, несем за него ответственность.

Самурайский сюрреализм: Тэцуя Ногучи

Самурайский сюрреализм: Тэцуя Ногучи

Тэцуя Ногучи — современный художник из Японии, который ставит под сомнение современность и человечность через тему доспехов и людей. В своих работах он представляет довольно реалистичные образы людей без украшений. На первый взгляд они могут показаться противопоставленными традиционному образу доспехов, учитывая, что они показывают людей, которые: неподвижны, одеты в доспехи, расслаблены, в беде, одеты в модные кроссовки или естественно одеты в доспехи с логотипом бренда на них. Его уникальное мировоззрение, в котором смешиваются различные культуры и эмоции, поддерживается широким кругом людей как в Японии, так и за рубежом.


Ногучи ссылается на столь разные источники, как средневековая Япония, Европа эпохи Возрождения, граффити, потребительство, роскошь и современная культура.

Однако настоящее послание Ногучи - это, в конечном счете, красота и оптимизм, поскольку его самураи смотрят в будущее с невинностью и надеждой.


Самурайский сюрреализм: Тэцуя Ногучи

Самурайский сюрреализм: Тэцуя Ногучи

Самурайский сюрреализм: Тэцуя Ногучи

Самурайский сюрреализм: Тэцуя Ногучи

Самурайский сюрреализм: Тэцуя Ногучи

Блестящий балет, который принес танец в движение Баухаус

Из выступления Баварского юношеского балета

Из выступления Баварского юношеского балета


Учитывая акцент на функциональности и дизайне для промышленного производства, движение Баухаус редко ассоциируется с такими дисциплинами, как танец. Но для Оскара Шлеммера (1888-1943) воплощение его принципов в движение и исполнение было столь же убедительным, как хорошо продуманный стул или здание.

В прошлом веке Баухаус неизгладимо сформировал нашу современную среду обитания и то, как мы думаем о взаимосвязи формы и функции (он даже вдохновил концептуальные кулинарные книги ). Немецкий архитектор Вальтер Гропиус основал школу в 1919 году в Веймаре, Германия, с намерением объединить архитектуру, изящные искусства и ремесла. Школа сосредоточилась на минимализме и создании для общественного блага и привлекла таких художников и дизайнеров, как Людвиг Мис ван дер Роэ, Ласло Мохой-Надь, Василий Кандинский, Пауль Клее и Анни и Йозеф Альберс.

Эскизы костюмов для «Триадического балета».

Эскизы костюмов для «Триадического балета».
Предоставлено: Гарвардские художественные музеи


Мастер формы в театральной мастерской Баухауса, Шлеммер был художником, скульптором и хореографом, ответственным за малоизвестный балет Triadic Ballet, яркий, игривый танец, структурированный вокруг групп из трех человек. Дебютировавшая в 1922 году, авангардная постановка включает в себя три цвета — желтый, розовый или белый и черный — и три формы костюмов — квадрат, круг и треугольник.

«Развитие кратности трем, — говорится в объяснении MoMA , — позволило преодолеть эгоизм индивидуума и дуализм пары, подчеркнув коллективность».

В истинной форме Баухауса идея заключалась в том, чтобы устранить декоративные излишества, связанные с балетом, включая пачки, которые позволяют телам сгибаться, поворачиваться и исследовать полный спектр подвижности. Вместо этого костюмы Шлеммера ограничивают движение и добавляют современное качество, поскольку танцоры кажутся скованными и почти механическими, намекая на фокус движения на доступности посредством массового производства и превращения «искусства в промышленность».

Несколько иллюстраций Шлеммера к балету доступны в сети, включая его причудливые скульптурные костюмы с широкими, пузырчатыми юбками и яркими полосатыми рукавами. В коллекции MoMA есть принт под названием « Фигуры в пространстве », который раскрывает одну из главных тем спектакля: как тела движутся и взаимодействуют в пространстве.

🔵 Триадический балет Оскара Шлеммера - Баухаус



Как видно из полностью раскрашенного фильма танца 1970-х годов, танцоры невероятно осмотрительны, перемещаясь по редким декорациям с четкими линиями. Open Culture отмечает, что они выглядят почти как пантомимы или марионетки «с фигурами в неуклюжих костюмах, вычерчивающими различные формы вокруг сцены и друг друга».

Под рукописью XVI века обнаружены мексиканские пиктограммы, которые были скрыты в течение 500 лет…

Мексиканские пиктограммы

Мексиканские пиктограммы


Секретный кодекс, остававшийся скрытым на протяжении почти 500 лет, был скрыт слоем штукатурки, скрывая подробности о затерянной цивилизации, существовавшей в Мексике задолго до прибытия испанцев.

Благодаря новой технологии визуализации историки впервые смогли заглянуть под верхний слой материала и увидеть ряд пиктограмм на шкуре оленя внизу.

Историкам открылась захватывающая возможность заглянуть в историю и культуру ранней мексиканской цивилизации, известной как миштеки.

Рукопись, известная как Кодекс Селдена, датируется примерно 1560 годом и является одним из менее чем 20 мексиканских кодексов, сохранившихся со времен доколумбовой эпохи.

Кодекс Селдена

Кодекс Селдена


Однако эксперты давно подозревали, что кодекс принадлежит гораздо более древнему документу, который был закрыт, чтобы освободить новую поверхность для записей.

Документ хранится в 16-футовой оленьей шкуре, покрытой гипсом — белой штукатуркой, изготовленной из гипса и мела, — а затем сложенной в 20-страничную рукопись.

В 1950-х годах часть штукатурки была соскоблена, чтобы показать смутное изображение на шкуре оленя под ней, но дальнейшие работы не позволили показать, что находится под ней, из-за опасений ее повредить.

Группа исследователей из Лейденского университета в Нидерландах сотрудничает с историками из Бодлианской библиотеки Оксфордского университета, где хранится кодекс.

Они утверждают, что нашли способ видеть сквозь штукатурку, и опубликовали свои выводы в журнале «Journal of Archaeological Sciences».

Манэкинэко: кошки, приносящие удачу

Манэкинэко: кошки, приносящие удачу

Манэкинэко: кошки, приносящие удачу


Когда один кот манит вас лапой, это может выглядеть забавно, но если вы оказались перед целой армией таких котов, можно придти в замешательство.

Эти кошки, известные как манэкинэко, как говорят, приносят удачу, и в Японии их часто можно увидеть у входа в магазины и рестораны. Они бывают очень разными, и редко когда можно увидеть сразу множество одинаковых, различающихся только размером. Это немного похоже на то, как будто вы стоите перед толпой на спортивном мероприятии или на политическом митинге.


🐈🐈🐈 Загадочное происхождение манэкинэко 😺🙀

Кошачью армию можно увидеть в храме Готокудзи в токийском районе Сэтагая. Рассказывают, что, когда глава феодального княжества Хиконэ, занимавшего часть нынешней префектуры Сига, проходил мимо этого храма, то появилась кошка и поманила его в храм. Он пошёл за ней и не пожалел о том, что принял приглашение — тут же полил внезапный ливень, но самурай уже был под крышей. В благодарность он пожаловал щедрые пожертвования и сделал Готокудзи своим фамильным храмом.

Часть храмовой территории была отведена под почитание кошки как воплощения бодхисаттвы Каннон, являющейся в разных обличьях и в милосердии своём спасающей страждущих. Если просьбы прихожан исполнялись по их молитвам, в благодарность они приносили фигурки котов, и так было положено начало коллекции их изображений в храме. В старину, вероятно, они были разными, но сейчас выставляют только фигурки белых кошек утверждённой храмом формы.

Манэкинэко
Манэкинэко

Такова одна из версий появления кошек, зазывающих удачу, но есть и много прочих легенд. Другая знаменитая история связана с токийским святилищем Имадо. Говорят, что одна старуха была настолько бедна, что не могла даже прокормить своего кота и отпустила его, а он явился к ней во сне и предложил делать керамические фигурки в форме кошек, и это стало началом производства таких фигурок.

Невозможно выделить какое-то одно из множества преданий об этих кошках, но известно, что кошка из Готокудзи вдохновила создателей одного из первых городских талисманов-маскотов — Хиконян, кота-самурая. Он был придуман в 2007 году, а часть его имени взята из названия города Хиконэ. Нян — это «мяу» по-японски. Такое решение увековечить эпизод с дождём указывает на сильную связь между токийским храмом и городом на западе Японии.

🐈🐈🐈 Много манэкинэко, хороших и разных 😺🙀

Манэкинэко зазывают по-японски, держа лапу ладонью книзу, так что для человека, выросшего в западной культуре, это может выглядеть жестом прощания. Принято считать, что кошки с поднятой правой лапой призывают деньги, а те, у которых поднята левая лапа, заманивают покупателей. Почему бы не делать котов, у которых обе лапы кверху? Впрочем, иногда так и делают, но обычно это считается неспортивным, и вообще выглядит больше как жест, который делают, когда кричат «бандзай!» — «ура!».

Различные цвета тоже наделены своими значениями. Белые кошки — наиболее обычный вариант, и особого смысла этот цвет не несёт. Чёрные коты отпугивают злые силы, красные отводят болезни, а золотые заставляют наличные стекаться к владельцу. Помимо этих традиционных цветов, существуют и другие раскраски, — это зависит от фантазии изготовителя, — но, кажется, розовые коты, приносящие удачу в любви, уже стали весьма распространённым вариантом.

Сейчас манэкинэко уже можно во множестве видеть и за пределами Японии, — например, на Тайване и в чайнатаунах по всему миру, где они известны в качестве «кошек счастья». Они там встречаются так часто, что многие ошибочно принимают этих кошек за феномен, порождённый китайской культурой (я сам был удивлён, когда увидел их в лондонском чайнатауне в эпизоде сериала «Шерлок»).

Затерянный город Тинис: где находится первая столица Древнего Египта?

Кхенти-Аментиу, бог с головой шакала

Тинис был центром поклонения Кхенти-Аментиу,
богу с головой шакала и предшественнику Анубиса


Далеко в самой ранней истории Египта, до Фив и Мемфиса, до сфинкса и великих пирамид Гизы, лежит ранний династический период Египта. Этот период, последовавший за объединением Верхнего и Нижнего Египта около 3100 г. до н. э., является первым великим моментом в царстве, которое просуществовало тысячелетия.\

Ранние династии кажутся странными по сравнению с привычными традициями позднего Египта . Погребальные культы и одержимость загробной жизнью, выраженная через огромные некрополи и пирамиды , были в будущем.

Эти ранние цари бронзового века правили из своей столицы Тинис. Эта легендарная столица, первая в Египте, была засвидетельствована более поздними египетскими историками и жрецами , но современный мир понятия не имеет, где она находится.

Древние авторы, такие как Манефон, египетский жрец, живший в эпоху Птолемеев тысячи лет спустя, упоминают Тинис в своих трудах. Затерянный город также упоминается в ряде религиозных текстов, таких как Книга выхода в свет , более известная как Египетская книга мертвых .

Некоторые археологи предполагают, что город мог быть расположен недалеко от Абидоса или в современном городе Гирга, но точное местоположение города остается загадкой. Что мы знаем об этом древнем городе и найдем ли мы его когда-нибудь?


👁️⃤ 🌿 Тинис и Менес

Хотя местоположение Тиниса остается нераскрытым, можно с уверенностью сказать, что он расположен недалеко от Абидоса, одного из древнейших городов Египта. Это поместило бы египетскую столицу вдали от дельты Нила , окруженную суровыми пустынями Северной Африки и полностью зависящую от Нила.

Первая династия Египта, истинное начало египетской истории, начинается с одного человека, которого Манефон называет Менесом. Этот фараон был лидером Тинитской конфедерации, племенной конфедерации того, что позже было названо Верхним (южным) Египтом.

Менес, первый основатель Древнего Египта

Менес, первый основатель Древнего Египта


Менес объединил Верхний и Нижний (северный) Египет и превратил свою конфедерацию в царство, простирающееся вдоль Нила, и разумно предположить, что он основал свою столицу недалеко от того места, откуда он пришел. Тинис продолжал служить египетской столицей в течение следующих 500 лет.

Однако этот великий первый город египтян был потерян для времени. После смуты второй династии Египта, во времена третьей династии с 2650 г. до н. э. город начал быстро уменьшаться. Новые фараоны, стремясь восстановить порядок, основали новую столицу поблизости, которую они назвали Мемфис, далеко на севере.

Тинис, как дом фараонов первой и второй династий, был городом большого значения, и можно представить себе облик столицы. Строительство Тиниса могло быть похоже на строительство древнеегипетских городов, таких как Нехен, с величественными каменными зданиями, обслуживаемыми множеством квадратных глинобитных комплексов.

Как военный и политический центр, Тинис играл важную роль в процессе объединения, предоставляя продовольствие, оружие , а также войска армиям фараона. Однако мы не можем знать наверняка, был ли у Тиниса свой собственный некрополь, учитывая наличие гробниц многих ранних династических царей в соседнем Абидосе.

👁️⃤ 🌿 Непреходящее богатство Тиниса

Согласно письменным источникам, Тинис был городом великих богатств. Даже после того, как Мемфис вытеснил его с поста столицы Древнего Египта, он оставался богатым. Еще во времена правления Тутмоса III, 6-го фараона 18-й династии, правившего 1500 лет после основания Египта, ежегодный налог, налагаемый на Тинис, был зафиксирован в размере шести дебенов (дебен составлял около 91 г или 3,2 унции) золота, продуктов, таких как скот, зерно и мед, и половины дебена серебра.

Богатство, которым владел Тинис все эти годы спустя, все еще превышало богатство близлежащего Абидоса. Абидосу приходилось платить только три мешка зерна в год, по сравнению с 65 мешками зерна из Тиниса. Такие налоги свидетельствуют о большом богатстве, которое город Тинис продолжал генерировать на протяжении всей египетской истории.

Греческие магические папирусы: книга заклинаний двухтысячелетней давности

Греческие магические папирусы

Греческие магические папирусы содержали всевозможные
заклинания для повседневных задач


Многие примечательные папирусы Древнего Египта дают представление о том, какой была жизнь в те времена. Есть папирусы, полные медицинских трудов, научных трудов, ритуалов, связанных с погребением, и Книги мертвых, официальных записей и мифов.

Есть папирус Эдвина Смита, папирус Эберса, Туринский список королей и Лондонский медицинский папирус. А есть те, которые учат магии, например, греческие магические папирусы. Эта древняя книга заклинаний и ритуалов предоставляет читателям магические знания и иллюстрирует синкретизм, распространенный в греко-римском Египте.



✨📜 Греческие магические папирусы

Греческие магические папирусы (Papyri Graecae Magicae) — это собрание папирусов из древнего греко-римского Египта . Работа написана в основном на древнегреческом языке, но некоторые разделы написаны на демотическом и древнекоптском языках.

Страницы папирусов содержат списки ритуалов, магических заклинаний, гимнов и формул, которые датируются периодом от 100 г. до н. э. до 400 г. н. э. Одним из самых известных текстов из греческих магических папирусов является «Литургия Митры».

Литургия Митры — это призывание бога Гелиоса Митры , который, как говорят, открывает секреты бессмертия человеку, совершающему ритуал. Митра разбивает семь стадий, через которые должна пройти душа, прежде чем откроется бессмертие.

Поклонение фигуре Митры

В археологии сохранилось множество свидетельств, указывающих
на тайное, похожее на культ поклонение фигуре Митры


Но греческие магические папирусы — это не один том из глубин древнего архива; вместо этого это серия отдельных текстов, разделенных на тома. Каждый том греческих магических папирусов включает в себя множество заклинаний, ритуалов и древних формул .

Вокруг текста много тайн, потому что причина, по которой эти списки заклинаний и ритуалов создавались на протяжении нескольких столетий, нам сегодня неизвестна. Некоторые ученые полагают, что греческие магические папирусы — это часть «подпольной литературы», которая была спрятана в то время, когда магические тексты сжигались в начале христианских сожжений книг. Другие ученые полагают, что греческие магические папирусы — это части текста, созданные египетскими жрецами в третьем или четвертом веках, а не какой-то подпольный секретный текст.

Впервые мы узнали о существовании греческого магического папируса в начале 19 века, когда он был выставлен на рынке произведений искусства в Египте как часть продажи древностей . Другая часть папирусов была приобретена французским дипломатом Жаном-Франсуа Мимо и хранилась во Французской национальной библиотеке.

Магические формулы, записанные на греческих магических папирусах

Магические формулы, записанные на греческих магических папирусах,
которые сейчас находятся в Лувре во Франции


Основная часть греческих магических папирусов известна как коллекция Анастази. В 1827 году человек, известный под именем Кин д'Анастази, купил несколько папирусов. Д'Анастази утверждал, что он получил папирусы, находясь в Фивах (или современном Луксоре сегодня), а затем продал их части европейским коллекционерам и учреждениям, таким как Рейксмузеум ван Аудеден в Нидерландах, Государственные музеи Берлина в Германии, Лувр во Франции и Британский музей в Англии.

Греко-Бактрийское царство: самое восточное наследие Александра Македонского

Воин в пустыне в средние века

Воин в пустыне в средние века.
Греко-Бактрийское царство создало
собственную греческую идентичность, вдали от Греции


Александр Македонский был одним из лучших и самых успешных военачальников, которых когда-либо видел мир. В 4 веке до н. э. он создал одну из крупнейших империй в истории, простиравшуюся от Греции до Индии. Военные походы Александра изменили облик мира, а после своей смерти он оставил в наследство новые королевства и государства, поскольку его империя распалась. Одним из таких государств в самой восточной части эллинистического мира было Греко-Бактрийское царство.

Это древнее царство включало большую часть современных Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Афганистана . Более того, на пике своего могущества греко-бактрийцы контролировали части Ирана и Индии.

Хотя Греко-Бактрийское царство возникло в 3 веке до н. э., после завоеваний Александра Македонского, эта территория приобрела свою «греческую» природу до прибытия македонского царя . Это было введено Ахеменидами (первая персидская империя), которые правили этой территорией за столетия до Александра.

После более чем столетия могущества Греко-Бактрийское царство рухнуло в конце II в. до н. э., подвергшись нашествиям кочевников.


🛡️ ⚔️ Бактрия и Ахемениды

До создания Греко-Бактрийского царства регион, известный как Бактрия, был сатрапией (провинцией) империи Ахеменидов. Бактрия, также известная как Бактриана или Зариасп, лежит между горами Гиндукуша и Амударьей (также известной как река Окс). Территория, занимаемая Бактрией, соответствует сегодняшним Афганистану, Узбекистану и Таджикистану.

Кир Великий

Кир Великий был первым царем, завоевавшим этот регион


Считается, что Бактрия была полностью покорена в VI веке до нашей эры правителем Ахеменидов Киром Великим. Также в период Ахеменидов, который продолжался в течение следующих двух столетий, были созданы первые письменные упоминания о Бактрии.

Ахеменидам удалось удержать Бактрию около 200 лет, пока их не разгромили македонцы под предводительством Александра Македонского. За эти два столетия Бактрия стала одной из самых ценных сатрапий Ахеменидов.

Ахемениды так высоко ценили Бактрию из-за двух факторов. Во-первых, равнины, простиравшиеся от северных склонов Гиндукуша до Амударьи, были очень плодородны, что делало их пригодными для земледелия. Во-вторых, Бактрия получала большую выгоду от торговли.

Помимо залежей золота, серебра и лазурита в близлежащих горах, через регион также проходил Шелковый путь, и возникло несколько торговых центров, воспользовавшихся этой ситуацией. Помимо материального обогащения региона, Шелковый путь также принес в этот регион новые религиозные, культурные и художественные идеи. Так продолжалось примерно до 600 года н. э., спустя долгое время после падения Ахеменидов, империи Александра и Греко-Бактрийского царства.

🛡️ ⚔️ Ценная провинция

Материальное богатство Бактрии отражено в изображении ее данников в Персеполе, столице Ахеменидов. На восточной лестнице Ападаны , самого большого дворца в городе, находятся так называемые «Процессии дани».

На этих рельефах изображены дани, приносимые правителю Ахеменидов подданными его огромной империи. В то время как представители других провинций показаны приносящими шкуры, керамические сосуды и скот в качестве дани, представители Бактрии изображены несущими золотые чаши.

Бактрийские дани, изображенные в Ападане

Бактрийские дани, изображенные в Ападане,
включают верблюда-бактриана


Помимо богатства, которое приносила Бактрия, эта область была также удобным местом для Ахеменидов, чтобы ссылать своих греческих военнопленных. В течение V и IV веков до нашей эры Ахемениды вели много войн с греками .

Греческие военнопленные из их победоносных сражений были отправлены из западного конца империи Ахеменидов в ее восточный конец, сосланные в Бактрию. Эти военнопленные смешались с коренным населением Бактрии, эллинизируя регион, поскольку они принесли с собой греческий образ жизни в свой новый дом.

Это оказалось эффективным способом нормализации греческого населения в империи Ахеменидов. В последующие века Ахемениды часто включали бактрийских греков в свои армии, поскольку они были грозными воинами.

🛡️ ⚔️ Александр Македонский

В мае 334 г. до н. э. Александр Македонский высадился в Азии, что ознаменовало начало его похода против империи Ахеменидов. К зиме 329/8 г. до н. э. Александр и его армия прибыли в Бактрию, перейдя через дикие горы Гиндукуша.