Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Магия инфракрасной фотографии

Инфракрасная фотография позволяет нам увидеть мир, который не доступен нашему глазу. Сначала эти снимки могут показаться безжизненными, но, присмотревшись, в них можно увидеть другое пространство и другую реальность.

Картины, полученные с помощью инфракрасной фотографии очень сюрреалистичны: жаркое лето на них превращается в холодную зиму, небо и вода становятся практически черными. Все это — снимки из других, параллельных миров.

У любого фотографа наступает момент, когда хочется запечатлеть что-то необычное и выделить свои творения из общей массы. И один из таких приемов — инфракрасная фотография.

Начнем с того, что человеческий глаз способен воспринимать лучи в диапазоне длин волн от 380 нм до 760 нм (от фиолетового до красного). Все, что выходит за эти рамки, без специального оборудования увидеть невозможно.

Видимый свет — это лишь малая часть широкого спектра волн. Соседние области спектра — ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Они могут быть запечатлены на фотографии, т.к. преломляются линзами объектива,и изображение может быть сфокусировано на матрицу фотоаппарата.

Инфракрасная фотография позволяет запечатлеть длины волн в недостижимом для нашего глаза диапазоне — от 700 до 1100 нм.

Впервые инфракрасное излучение, находящееся за пределами видимого диапазона, обнаружил англичанин Вильям Гершель еще в 1800-м году. Сначала инфракрасная фотография применялась астрономами, использовалась при аэрофотосъемке, а также военными и реставраторами при работе с полотнами великих живописцев.

В конце концов она стала использоваться и простыми фотографами.

Что нужно сделать, чтобы запечатлеть этот сказочный, невидимый мир? Первым делом определить, подходит ли камера для съемки в ИК диапазоне. Для этого нужно взять пульт дистанционного управления (он, как известно, излучает ИК-лучи) и в полной темноте направить его в объектив цифрового аппарата. Если вы видите на дисплее светящуюся точку, то фотоаппарат чувствителен к инфракрасным лучам. Значит можно двигаться дальше.

Также, обычно в фотоаппаратах имеется специальный режим «Ночной съемки». В нем фильтр, отсекающий инфракрасную область спектра, механически убирается из оптической системы, что позволяет достичь достаточно большой чувствительности сенсора фотоаппарата в ИК-диапазоне.

Снять инфракрасную фотографию невозможно без специализированных фильтров, которые блокируют видимую часть спектра.








На дне морском


Морское дно стало последним пристанищем для тысяч кораблей и их экипажей. Большинство из них пропало бесследно, и лишь немногие сумели сохраниться благодаря счастливому стечению обстоятельств. Изредка археологам удаётся обнаружить корабельные останки. Самой знаменитой находкой такого рода является шведский «Ваза», ставший экспонатом названного в его честь музея в Стокгольме. Столь же известны останки «Мэри Роуз», экспонирующиеся в музее в Портсмуте. На протяжении последних двух десятилетий морские археологи сделали ещё несколько интересных находок.
Ньюпортский корабль

Во время строительства Арт-центра в Ньюпорте (Уэльс) в июне 2002 года у западного берега протекающей через город реки Уск, на месте старого порта, строители обнаружили прекрасно сохранившийся корпус корабля середины XV века. Причальная левая сторона корпуса была срублена до высоты примерно 2,7 м над килем. Правая сторона, которой корабль при затоплении ушёл в ил, сохранилась почти на полную высоту, но по сравнению с левой сильнее пострадала при крушении. Вероятно, прекрасная сохранность останков связана с низким уровнем кислорода в иле реки, что помешало размножению уничтожающих древесину микроорганизмов.


Раскопки Ньюпортского корабля
Первоначальная длина находки оценивается в 35 м, ширина — в 8,2 м. Водоизмещение составляло 250 т. Корабль мог перевозить в трюме около 160 т груза и, следовательно, являлся «большим кораблём» (navis) — такие обычно использовались для атлантических маршрутов между Великобританией, Францией и Южной Испанией.

Корабль был построен в соответствии с северной традицией судостроения. Обшивка корпуса набрана клинкерным способом: верхняя доска перекрывала нижнюю внахлёст. Доски плотно подгонялись одна к другой, а затем скреплялись железными гвоздями. Зазоры между ними конопатились пропитанной смолой шерстью. Когда внешний корпус судна был готов, внутри устанавливались деревянные рёбра каркаса, соединявшиеся с килем. Для крепления шпангоутов гвозди не использовались: соединение с килем обеспечивалось вырезанным в нём пазом и точностью подгонки. Внутренняя часть обшивки корпуса набрана из стрингеров — длинных досок, которые придают кораблю продольную прочность. К каркасу корабля стрингеры крепились при помощи деревянных гвоздей-нагелей длиной 25 см, которые вставлялись в заранее просверленное отверстие диаметром 3,2 см. Поперечные бимсы соединяли противоположные ветви шпангоутов и несли на себе доски палубного настила.

Для изготовления киля использовалась древесина бука, а остальные части корабля делались из дуба. Дендрохронологический анализ определил вероятную дату строительства между 1444 и 1449 годами, когда были срублены пошедшие на изготовление корабля деревья. Местом происхождения древесины является баскский регион на севере Испании, славившийся в то время своей судостроительной традицией. К более позднему времени относятся доски обшивки и конструктивные элементы внутренней части корпуса, изготовленные из деревьев, выросших в Великобритании и срубленных около 1466 года. Эти материалы, скорее всего, использовались при ремонте, проводившемся в Ньюпорте незадолго до того, как судно затонуло. Следы обработки на поверхности древесины говорят о том, что почти все работы при постройке и ремонте судна производились при помощи топоров и тёсел. Следы использования пил попадаются лишь изредка. В процессе расчистки древесины на обшивке наружного корпуса были обнаружены многочисленные специально нанесённые метки. Скорее всего, они были нужны при подгонке соединений досок обшивки.



3D-модель фрагмента корпуса Ньюпортского корабля
Учёные пришли к выводу, что корабль был построен около 1449 года в испанском Сан-Себастьяне или где-нибудь поблизости. Эту дату косвенно подтверждает найденная весной 2006 года мелкая французская серебряная монета, аккуратно вложенная в отверстие на стыке киля и стемпоста и засмоленная там. Монета, оставленная «на удачу» в начале постройки корабля, была отчеканена в Кремье в регионе Дофине во Франции в период с мая по июль 1447 года. Обломки бочек, найденных внутри корпуса, содержат знаки, напоминающие известные марки бристольских купцов. Бристоль в XV–XVI веках являлся вторым по значимости и грузообороту портом королевства.

Невезучий флагман шведского флота

Галеон «Ваза»

Флагман «Льва Севера» и один из крупнейших кораблей своего времени, галеон «Ваза» пошёл ко дну во время своего первого выхода в море. Впрочем, и в море выйти он фактически не успел, затонув из-за фатальной ошибки строителей прямо у входа в гавань Стокгольма. Однако, благодаря катастрофе, произошедшей без малого четыре века назад, современная шведская столица имеет уникальный музей, а любители военно-морской старины могут вживую полюбоваться кораблём периода Тридцатилетней войны 1618–1648 годов.
Боевой корабль «Ваза» получил своё имя от династии шведских королей. Он был задуман как флагман шведского военно-морского флота и должен был стать самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблём на Балтике. Король Густав II Адольф лично утвердил размеры корабля: полная длина 69 м, длина корпуса 47,5 м, ширина 11,7 м, осадка 4,8 м, водоизмещение 1200 т. На вооружении «Вазы» находились 64 пушки разных калибров. При постройке корабля использовалось более 1000 дубов. Корпус был богато украшен позолоченными и раскрашенными резными скульптурами.


Корабль был заложен весной 1626 г. и спущен на воду два года спустя. 10 августа 1628 г. он должен был отправиться в своё первое плавание. На борту находилось более 100 человек команды, а также родственники моряков. Когда «Ваза» на буксире вышел на открытое пространство гавани Стокгольма, капитан Сёфринг Ханссон поднял 4 паруса из 10 и приказал дать салют из пушек. В это время порыв сильного ветра накренил корабль, но затем он выровнялся. Второй порыв ветра накренил корабль сильнее, он зачерпнул воду открытыми по случаю салюта пушечными портами нижнего яруса, лёг на борт и за несколько минут затонул, пройдя всего 1300 метров.


Подъём и реставрация

За прошедшие с момента гибели корабля 300 лет место, где произошла катастрофа, было забыто. В 1953 г. инженер Андерс Франсен начал его поиски сначала в архиве, а затем в стокгольмской гавани. 25 августа 1956 г. корабль был обнаружен у острова Бекхольмен на глубине 32 м. Водолазы, спустившиеся на дно несколько дней спустя, подтвердили, что это «Ваза». К находке проявила интерес вся Швеция, в том числе и король Густав VI Адольф. Поскольку корабль отлично сохранился, в 1957 г. его было решено поднять.


Спонсором работ выступили военно-морской флот и спасательная фирма «Нептун». В течение двух лет водолазы промыли под корпусом корабля шесть тоннелей, каждый 20 метров длиной, через которые завели стальные тросы. В августе 1959 г. «Вазу» в подводном положении отбуксировали на мелководье. В течение ещё двух лет водолазы поднимали наверх хрупкие детали украшений, укрепляли корпус и закрывали все отверстия. Наконец, 24 апреля 1961 года, после 333-летнего забвения, «Ваза» показался над водой.


На протяжении 1962–1979 гг. продолжались восстановительные работы. На это время «Ваза» был помещён в сухой док. Доступ публики сюда был открыт в 1979 г. В течение последующих 10 лет музей посетили 11 млн человек. 16 августа 1990 г. на острове Юргорден был торжественно открыт новый музей. Трёхэтажное здание построено специально под экспозицию и позволяет осмотреть «Вазу» со всех сторон на различных уровнях высоты.

Помимо самого корабля, на территории музея существует множество различных выставок и экспозиций. В настоящее время это один из самых посещаемых музеев Стокгольма.


Проблема, немедленно возникшая перед исследователями после подъёма «Вазы», заключалась в необходимости его консервации. Из-за отсутствия доступа кислорода древесина, из которой он был сделан, прекрасно сохранилась. Однако пропитанное водой дерево начинает растрескиваться и усыхать уже через несколько дней в тёплом сухом воздухе. Корабль мог бы рассыпаться полностью, если бы дерево не было обработано надлежащим образом.

Кошки на средневековых гравюрах

В Средние века искусство в целом переживало упадок. Художники не имели возможности рисовать с натуры, поэтому часто на гравюрах и картинах были изображены очень уродливые кошки, которые даже на кошек-то не похожи. Видимо, оригинал художники не видели никогда в жизни… 😊
Посмотрите сами.






Как люди «слышат» изображения

Исследователи из Великобритании определили механизм образования слухового ответа на зрительные стимулы у синестетиков. С помощью тестов они выявили рассинхронизацию между областями мозга, которые отвечают за обработку каждого типа сигналов.
Комплексный отклик на единственный тип стимула называется синестезией, которая бывает разная. Она может проявиться в виде ощущений звуков разными частями тела или прикрепления цвета к некоторым словам. Считается, что это явление – результат чрезмерного количества связей между разнонаправленными областями мозга. Активация одной из них одновременно приводит к возбуждению другой.

В новой работе авторы остановились на людях с «визуальным слухом», которые способны слышать звуки при зрительной стимуляции. Например, при просмотре беззвучного видео они могут ощущать звуковое сопровождение. Среди всех синестетиков таких людей примерно 20 процентов.

Общее число добровольцев в испытании составило 36 человек, почти половина из которых проходила обучение в Королевском колледже музыки Лондона. Сам эксперимент заключался в стимулировании переменным током височной (слуховая обработка) и затылочной (зрительная обработка) областей мозга. Вместе с тем ученые показывали участникам последовательности букв азбуки Морзе как в виде звуков, так и в виде графических символов.

Результаты показали, что у добровольцев с обычным типом связей между областями происходит конкурентная обработка тех и иных видов стимулов. Активация одной из долей мозга сопровождалась гашением возбуждения в другой. В отличие от людей с «визуальным слухом», у которых при обработке импульсов происходило растормаживание двух участков и одновременное возбуждение нейронов височной и затылочной областей. Такие добровольцы «слышали» изображения.

Чаще других этот феномен исследователи наблюдали у студентов музыкального колледжа. Скорее всего, обучение игре на музыкальных инструментах укрепляет взаимодействие между восприятием звука и действиями, что помогает, к примеру, лучше исполнять требования дирижера в оркестре или подстраиваться под коллег.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Hearing through Your Eyes: Neural Basis of Audiovisual Cross-activation, Revealed by Transcranial Alternating Current Stimulation by Christopher Fassnidge, Danny Ball, Zainab Kazaz,Synøve Knudsen, Andrew Spicer, Anthony Tipple and Elliot Freemanin Journal of Cognitive Neuroscience. Published online March 2019

mitpressjournals


«Горные монахи» – японские отшельники Ямабуси

Автор этого короткометражного фильма дает нам яркую возможность почувствовать специфику спартанского образа жизни горных отшельников Ямабуси. «Горные монахи» вполне могут подтолкнуть человека к переосмыслению системы ценностей и даже к изменению образа жизни.

Если вам нужно серьезно подумать, отправляйтесь в горы. Это утверждение находит свое развитие во многих культурах. Однако, пожалуй, особой мировоззренческой силой оно обладает в Японии.

Именно в стране восходящего солнца уединенные походы в горы, иногда очень сложные и продолжительные, традиционно считаются популярным способом разрешения широкого спектра проблем – как личных, так и профессиональных. Но даже в Японии ни одна школа сторонников горной медитации не дошла до такой степени аскетизма, как Ямабуси.


Ямабуси – горные отшельники, которые практиковали доктрину Сюгэндо – эзотерическое учение, объединяющее тайный буддизм, даосизм и синто. В целом Сюгэндо делает акцент на выносливости, возведенной в ранг крайнего аскетизма.

Исповедуя этот комплекс идей, его адепты и по сей день ведут аскетический образ жизни, проживая в суровой, отдаленной от цивилизации горной местности.


Горные мистики Ямабуси известны своими магическими способностями и тайным знанием. Автор документальных фильмов Фриц Шуман дает нам яркую возможность почувствовать специфику их спартанского образа жизни в своей новой короткометражке «Горные монахи».


«Ходить босиком по льду, медитировать под водопадами и ночевать на горных вершинах – таков путь Ямабуси, – утверждает немецкий документалист. – Они идут в горы, чтобы умереть и родиться заново».

Учение Сюгэндо достигло пика популярности в XVII веке, когда Ямабуси со своими учениками посетили около 90% всех деревень на севере Японии.


Тайясаль-1697: финальный аккорд

Долгое сопротивление майя стало вызовом для испанских колониальных властей. Дополнительные отряды испанцев и их индейских союзников спешили со всего Юкатана к городу Нох-Петен, чтобы захватить его раз и навсегда. Стратегическая ситуация решительно изменилась благодаря строительству королевской дороги от Мериды до Петена, а к декабрю 1696 года она достигла берега озера Петен-Ица. Хотя дорога была не закончена и местами труднопроходима, вековой изоляции последнего оплота древней цивилизации майя пришёл конец. К этому времени глубокие разногласия между политическими лидерами индейцев майя региона Тайясаль привели к тому, что эффективная защита царства Ица стала невозможной.
Окончательные приготовления

В конце декабря 1696 года воины Ица напали на большое поселение принявших христианство майя в царстве Кехаче. Они угнали почти всех жителей поселения и сожгли церковь. Деморализованный испанский гарнизон в Чунтуки спешно спрятал своё оружие и боеприпасы и отступил на 20 км по дороге в Кампече.

С конца декабря 1696 до середины января 1697 года испанский губернатор Юкатана Мартин де Урсуа отправлял небольшие отряды солдат и рабочих по дороге к озеру. Бо́льшую часть этих сил пришлось использовать для охраны грузов, шедших с Юкатана в Петен, и пополнения гарнизонов в Кехаче. Затем было собрано два больших по местным меркам отряда. Первый из них под командой Педро де Зубияра должен был построить галиот на озере Петен-Ица (в русском флоте такой тип малой галеры был известен как скампавея). Все металлические части и оснастка были заранее подготовлены, и их оставалось лишь донести до места строительства. Второй отряд доставил по королевской дороге продовольствие, порох, а также лёгкие пушки для защиты военного лагеря и вооружения галиота.

Галиот (скампавея) Азовского флота Петра I.
Масштабная модель Александра Добренко.
23 января 1697 года де Урсуа покинул Кампече и направился к Нох-Петену. В результате всех экстренных мер общее число солдат подкрепления достигло 130 человек, не считая нескольких сотен носильщиков. Таким образом, испанцы укрепили свои позиции на подступах к столице царства Ица и развернули цепь гарнизонов для защиты королевской дороги.

26 февраля де Урсуа прибыл на западный берег озера Петен-Ица. В прибрежном индейском поселении Чич под прикрытием пушек испанцы развернули военный лагерь и приступили к постройке галиота. В начале марта корабль был спущен на воду и вооружён одной лёгкой пушкой на носу и четырьмя поворотными мортирками на штырях (по две на каждый борт).

Длина киля галиота составила 14,4 м, с каждой стороны у него было 12 вёсел, полный экипаж составлял 114 человек. Главной задачей испанцев было переправить своих мушкетёров через озеро, воды которого защищали сотни индейских лучников на лодках. В такой ситуации использование одного галиота вместо десятка лодок было верным решением: де Урсуа и его офицеры сконцентрировали всю свою огневую мощь в одном месте.

Всё время нахождения испанцев в Чиче на отдалении держались воины майя на своих лодках. Иногда они подплывали ближе и стреляли по лагерю из луков, но не попадали или не хотели попадать в членов экспедиции. В то же время небольшие группы любопытных индейцев свободно подходили к испанцам и получали от них дешёвые пояса, ожерелья и серьги.

Сражение за Нох-Петен

10 марта послы из Тах-Ицы и зависимого от ицев соседнего царства Йалаин прибыли в Чич, чтобы договориться с де Урсуа. Сначала пришёл Ах-Чан, который уже встречался с губернатором в Мериде; за ним последовал правитель Йалаина по имени Чамач Шулу. Затем владыка Тайясаля Кан-Эк направил на переговоры своего верховного жреца. Каждый раз речь шла только об условиях капитуляции майя, де Урсуа принимал посланников и убеждал ускорить мирную сдачу, а также пригласил Кан-Эка лично посетить его лагерь. В назначенный день Кан-Эк не прибыл. Вместо этого воины майя стали собираться в отряды.

Де Урсуа решил, что любые дальнейшие попытки мирного присоединения Ицы к Испанской империи бессмысленны. Утром 13 марта испанцы погрузились в галиот и отплыли к Нох-Петену. На борт поднялись 108 солдат и офицеров, 2 священника, крещёный посол ицев Ах-Чан со своим родственником и де Урсуа с пятью слугами. На половине дороги от Чича до Нох-Петена путь галиоту преградило множество индейских лодок с лучниками. Лодок было так много, что они образовали дугу длиной в 600 м. Де Урсуа приказал пройти сквозь защитников и продолжать плыть к городской пристани, но не открывать огонь по индейцам в лодках. Галиот медленно двигался вперёд, и лодки майя окружили его со всех сторон.

В испанцев полетели индейские стрелы. Испанцы не отвечали, пока двое солдат не получили ранения. Раненый в руку испанский сержант случайно выстрелил из своего мушкета в воздух. В этот момент испанцы не выдержали, и галиот разом покрылся облаком порохового дыма.

Громыхнул залп из всех мушкетов и заряженных картечью пушек. Индейские лучники в ближайших к галиоту лодках были сметены ливнем свинца, а прочие воины майя — шокированы небывалым зрелищем. Некоторые из них уже сражались с испанскими мушкетёрами и были знакомы с огнестрельным оружием, но такого сочетания огня, грома и смерти они не видели никогда. В тот момент, когда испанцы могли рассчитывать только на холодное оружие, индейские воины поспешили спастись бегством. Испанцы перезарядили мушкеты и проводили их ещё одним залпом.

Солдаты испанских колониальных войск в Америке, конец XVII века.
Osprey Publishing. The Spanish army in America 1700-1783
Даже если бы майя атаковали галиот сразу после того, как были разряжены пушки и мушкеты, испанцы, скорее всего, отбились бы. Богатый опыт морских сражений на Средиземном море против турок и пиратов позволял сделать вывод, что более крупный корабль в окружении многочисленных врагов может успешно обороняться. Как только индейцы вступили бы в рукопашную схватку, окружавшие галиот лучники перестали бы стрелять.

Лучше вооружённые испанцы всегда были бы в большинстве против разрозненных майя, с трудом взбирающихся на борт корабля. К тому же, часть испанцев постоянно перезаряжала бы мушкеты и передавала их стрелкам. В итоге самый решительный натиск майя должен был захлебнуться в крови. Военная хитрость вроде подожжённых и направленных на испанский корабль плотов могла дать индейцам серьёзные шансы на успех, но придумать и реализовать что-то подобное было некому. Вожди майя слишком погрязли в интригах и спорах и считали победу европейцев предрешённой.

Рассеяв индейскую флотилию, галиот подошёл к городской пристани Нох-Петена.

Тайясаль 1695–1696: между миром и войной

Спешная экспедиция губернатора Гватемалы в Тайясаль заставила активизироваться испанцев на Юкатане. Мартин де Урсуа затеял покорение последнего независимого индейского царства отнюдь не для того, чтобы отдать лавры победителя гватемальским конкурентам. Начались масштабные приготовления к походу в город Нох-Петен — столицу свободных майя, лежавшую среди дремучих джунглей.
Новое войско капитана Гарсии

Когда в начале мая 1695 года капитан Гарсия неожиданно вернулся в Кампече, губернатор Мартин де Урсуа уже готовил подкрепления для своей экспедиции. С возвращением Гарсии ему сразу же были выделены дополнительные солдаты. 11 мая де Урсуа приказал Гарсии начать вторую экспедицию на юг. Сопровождать солдат должны были 100 наёмных майя, которым выплачивали по 3 песо в месяц; по возвращении они должны были получить освобождение от податей и обязательных работ.

Испанский пикинёр 1690-х годов.
Художник — Августо Феррер-Далмау
Капитан Гарсия и ещё один житель города Кампече по имени Хосе Фернандес де Эстенос настолько верили в успех новой экспедиции, что вложили свои средства в наём и снаряжение дополнительных солдат. При этом Фернандес стал заместителем Гарсии и сам вызвался участвовать в экспедиции. Совместными усилиями губернатора де Урсуа, капитана Гарсии и сеньора Фернандеса была собрана внушительная для бедной и малонаселённой провинции Юкатан сила в 115 испанских солдат, 150 мушкетёров-майя, а также работников и носильщиков общим числом более 400 человек. Испанские солдаты были вооружены новейшими французскими мушкетами, индейские носильщики и работники имели при себе мачете.

Де Урсуа также приказал двум ротам мушкетёров-майя (40 человек каждая) из городов Текаш и Ошкуцкаб присоединиться к экспедиции примерно в 60 км к юго-востоку от Кампече. Командовал этими ротами «капитан-касик» Маркос Пот. Все офицеры индейских мушкетёров были из народности майя. Интересно, что многие солдаты, именуемые в документах испанцами, были метисами, мулатами или потомками крещёных дружественных майя.

18 мая де Урсуа согласовал с главой юкатанской миссии францисканцев Антонио де Сильва кандидатуры трёх миссионеров, которые должны были войти в состав экспедиции. О дальнейших событиях повествует хронист Хуан де Виллагутьерре Сотомайор. По его данным, 30 мая монахи присоединились к испанским войскам. Кроме того, де Сильва отправил в район озера Петен-Ица ещё одну группу во главе с монахом по имени Андрес де Авенданьо-и-Лойола. В задачи де Авенданьо входило передать правителю Тайясаля личное послание от губернатора и убедить непокорных индейцев мирно принять власть испанцев.

Францисканское посольство

В состав группы де Авенданьо, кроме него самого, входили монахи-францисканцы Антонио Перес де Сан-Роман, Алонсо де Варгас и шесть христиан-майя. Группа покинула Мериду 2 июня 1695 года и отправилась на базу снабжения в селении Кавич, созданную для поддержки вторжения. 24 июня монахи вышли из Кавича и двинулись на юг по новой дороге.

Францисканцы догнали Гарсию 10 июля примерно в 12 км от Цуктока, куда незадолго до этого тот насильственно согнал жителей окрестных индейских селений. Авенданьо потребовал от офицеров прекратить жестокое обращение с пленниками, но не нашёл понимания. После конфликта с военными монахи пересмотрели свои планы, Авенданьо взял с собой лишь четырёх самых надёжных христиан-майя и втайне покинул испанский лагерь. Как раз перед этим отряд воинов Кехаче атаковал авангард Гарсии и убил нескольких рабочих. Теперь испанский монах решил догнать воинов Кехаче и убедить их проводить его в Тайясаль. Не найдя индейцев, Авенданьо вернулся в лагерь. На обратной дороге ему встретились посланцы от капитана Фернандеса де Эстеноса (отряд Эстеноса разведал территорию, по которой планировалось проложить королевскую дорогу дальше на юг). По словам испанского разведчика, за ними постоянно следили дикари, а все найденные ими селения майя-кехаче оказались брошенными.

Когда Авенданьо вернулся, остававшиеся в лагере францисканцы сообщили, что Гарсия продолжает захватывать местных майя, отправляя бо́льшую их часть в своё имение. Монахи и военные окончательно рассорились. Авенданьо и его отряд покинули строителей дороги и попробовали добраться до земли майя-ицев через город Типу, находившийся на границе индейского царства Ковох. Не получив поддержки от пограничных испанских чиновников, невезучее францисканское посольство 17 сентября 1695 года вернулось в столичную Мериду.

В это время первая группа францисканцев во главе с Хуаном де Сан-Буэнавентура Чавесом следовала за строителями дороги по территории царства Кехаче.

Монахи ордена францисканцев.
Художник — Франсиско де Сурбаран
Соперничество губернаторов

23 июня 1695 года губернатор де Урсуа получил сообщение, в котором сообщалось о том, что испанские войска из Гватемалы захватили столицу лакандонов город Сакбаяйлан. К этому времени Гарсия находился в Цуктоке, недалеко от границы царства Кехаче. Одобренный королевским правительством план де Урсуа заключался в строительстве дороги, которая соединила бы Юкатан с Гватемалой, однако доходившие до юкатанского губернатора известия с юга можно было оценить как появление у него соперника в покорении Тайясаля.