Matthias Church. Budapest
|
А вы знаете, что Снятие Седьмой печати -- это совсем не Конец Света, а только самое начало его? (конца). Так сказать, пристрелка? После снятия печатей и до Страшного Суда в Апокалипсисе еще очень много событий происходит, фактически еще полкниги остается. Ну а до снятия на небесах идут увлекательные разговорчики, о том, кто вообще осилит. Главный герой -- фантастическое чудовище, можно сказать, мутант -- но доброе.А еще тут будет немного рока. Не фатума, а хэви или даже треш.
Продолжаем читать Апокалипсис вместе со мною, повышая культурный уровень, и стараясь не ругаться на тех, кто придумал такое путанное.
(Глава 1), (Глава 2-3), (Глава 4)
Начиная с этой главы Иоанн, как автор текста, действительно становится всё вдохновленней и вдохновленней.
События в книге тем временем все убыстряются и убыстряются, приводя в итоге (спойлер!) к Страшному Суду, то есть концу света. Поэтому даю текст в понятном варианте, чтобы не путаться.
(Глава 1), (Глава 2-3), (Глава 4)
Начиная с этой главы Иоанн, как автор текста, действительно становится всё вдохновленней и вдохновленней.
События в книге тем временем все убыстряются и убыстряются, приводя в итоге (спойлер!) к Страшному Суду, то есть концу света. Поэтому даю текст в понятном варианте, чтобы не путаться.
Глава 5 (современный перевод)
И увидел я в правой руке у Сидящего на престоле книгу — свиток, исписанный и с лицевой, и с оборотной стороны и запечатанный семью печатями.
Предполагают, опираясь на дату (начало 1 тысячелетия н.э.), что пресловутая "Книга с семью печатями" в видении была все-таки не книгой (кодексом - отдельные нарезанные страницы, переплет), а свитком, типа такого:
Свиток с семью печатями // The
Scroll with Seven Seals
|
2 И еще я увидел могучего ангела, возглашающего громким голосом:
«Кто достоин открыть свиток и снять его печати?»
«Кто достоин открыть свиток и снять его печати?»
Книга включает всю историю мира, все, что было, есть и предначертано, память обо всем и судьбы всех.
Витраж в соборе Бурж, Франция
|
3 И никто — ни на небе, ни на земле, ни под землей — не мог открыть
свиток и даже взглянуть на него. 4 Я горько плакал, потому что не
оказалось достойного открыть свиток и даже взглянуть на него.
Иоанн с одним из 24 старцев, плачет из-за отсутствия кандидатуры на открывание Книги. А ангел читает по бумажке имя того, кто достоин все-таки Книгу открыть.
Гобелен "Анжерский
апокалипсис", 14 век
|
5 Но вот один из старейшин говорит мне: «Не плачь! Смотри, победил Лев из племени Иуды, Корень Давида! Ему дано открыть свиток с семью печатями!»
Лев от колена Иуды (согласно ветхозаветному пророчеству -- это Мессия, т.е. Иисус Христос), который одновременно является и Агнцем, изображается в "Апокалипсисе" достаточно редко. Вот один из считанных примеров -- он стоит напротив Агнца, их разделяет алтарь с Книгой. Четверо животных из прошлой главы тут повторяются на обоих уровнях рисунка.
Миниатюра 830-840-х гг. (очень
ранняя)
|
6 Я увидел между престолом, окруженным четырьмя существами, и старейшинами Ягненка,
который стоял словно бы принесенный в жертву. У Него было семь рогов и
семь глаз — это семь Духов Божьих, посланных для всей земли.
Агнец, которого принесли в жертву = конечно, Иисус Христос (одновременно он и Лев Иуды).
У Агнца было семь рогов и семь глаз -- так как рог на Востоке был символом могущества, а 7 — символ полноты, то 7 рогов означают всемогущество, а 7 глаз — всеведение. Они же -- 7 благодатных даров божьих.
Изобразить Агнца, соблюдая такие анатомические подробности, было сложно.
Миниатюры 13 века (фрагменты).
|
По тексту Агнец "как бы закланный", что символизирует жертву и смерть Иисуса Христа. На груди видна рана, откуда льется кровь. "Исполненность очами" на крыльях ангелов теперь легко узнаете.
Миниатюра из "Бамбергского
Апокалипсиса", 11 век
|
7 Он подошел и взял из правой руки Сидящего на престоле свиток.
Неизвестный художник, Германия.
«Видение Иоанна Евангелиста» (фрагмент). Ок. 1450.
Агнец подходит к Господу и тянется
к его коленам, к Книге.
|
8 Когда Он взял его, четыре существа и двадцать четыре старейшины пали ниц перед Ягненком. Каждый держал в руках арфу и золотые сосуды, полные благоуханного фимиама — это молитвы святого народа Божьего.
Некоторые Старцы еще держат в руках свои венцы (мысленно застряли в прошлой главе), а некоторые уже сосуды с горящими благовониями (символ возносимых молитв). В старых русских переводах встречается название музыкального инструмента как "гусли" -- очень трогательно. Деревянный инструмент с натянутыми струнами символизирует тела, готовые к смерти, как был готов к ней Иисус на кресте Распятия.
Миниатюра
из Ottheinrich-bible, 1530-е.
|
9 Они поют новую песнь: «Ты
достоин взять свиток и снять печати
его, потому что Ты принесен был и кровью Своей приобрел
для Бога людей из всякого рода и разных наречий, разных племен и народов.
10 Ты их сделал для Бога нашого и на земле они будут царствовать!»
11 Я увидел и услышал голоса множества
ангелов вокруг престола, четырех существ и старейшин, и было их несметное
число, мириады мириад и тысячи тысяч.
Сюжет "Поклонение агнцу" будет повторяться в "Апокалипсисе" несколько раз. Самые известные произведения на эту тему посвящены не тому, которое в этой главе, а следующим, более торжественным. Поклонение в этой главе иногда можно отличить по наличию Книги.
Мозаика в церкви св. Антония,
Потсдам. 1942.
Здесь Агнец стоит на Книге копытцами, а из груди
у него льется Кровь (Христова) в кубок (Грааль), обозначая, что этот Агнец
жертвенный |
12 Они восклицали громкими голосами: «Достоин Ягненок,
принесенный в жертву, принять силу, богатство, мудрость и мощь, честь, славу и
благословение.
Гебхард Фюгель. 1933 год.
(Жалко, что репродукция такая
плохая.)
|
13 Я услышал, как все сотворенное
на небе, на земле и под землей и в море — все, что в них, восклицало: «Тому,
кто сидит на престоле, и Ягненку благословение, честь, слава и могущество во
веки веков!»
Православная фреска (видимо, из
монастыря на Патмосе, того самого, что воздвигнут над пещерой, где Иоанн писал
текст). Можете ее "прочитать" теперь?
|
(Синодальный перевод этой главы лежит тут.)
Очень мелодичная тематическая песня от основателя Fleetwood Mac (текст тут)
Дальше просто картинки:
А вот тут Агнец пытается достать Книгу губами. Попытка изобразить его с 7 рогами и глазами не предпринимается.
Karl Rössing (1946) |
"Поклонение Агнцу",
миниатюра из "Беатуса" Факундуса, 1047. По четырем кардинальным осям
--- 4 животных.
Эти испанские миниатюристы вообще знатные "авангардисты" были. |
Если вы будете перечитывать эту рубрику потом, в иллюстрациях к первым главам вы заметите детали, которые мозг пропускал, потому что не знал, что видит. Например, вот картинка из прошлой главы, где было про "исполненных очей". Видите теперь тут семирогого Агнца, который тянется к Книге, и 7 печатей на ней?
И еще про Агнца с 7 рогами и 7 глазами (текст). Ну да, я же обещала рок, берегите ушки
Агнец с семью глазами.
Фреска в каталонской церкви, Тауль,
ок. 1123
|
Это Агнец, который лежит на закрытой Книге, а 7 печатей свисают с нее, как шоколадные медальки на ленточках. Этот мотив чрезвычайно часто встречается в украшении интерьеров западных церквей.
Материал для запоминания
Начиная с этой главы количество персонажей будет все увеличиваться и увеличиваться, причем некоторые демонические и небесные мутанты будут очень похожи между собой. Для того, чтобы не путаться, я делаю вот такие карточки персонажей, действующих лиц, и буду добавлять их в конец текста.
Пока вот те, кто набрался за 5 глав (ангелов считать не буду отдельно, они обезличенные).
Shakko_Kitsune
«Откровение Иоанна Богослова»:
- Часть – I. Апокалипсис в искусстве: альфа и омега, а также семь светильников и меч изо рта
- Часть – 2-3. Апокалипсис в картинках: Про Престол Сатаны и зажаренного в медном быке
- Часть – 4. Вся правда про «исполненных очей», стеклянное море и первый призыв поправить локус
- Часть – 5. А кто все-таки снял Седьмую печать? Семирогий мутант, между прочим!
- Часть – 6а. Четыре всадника Апокалипсиса и подробности их гардероба и амуниции
- Часть – 6-б. День гнева: луна сделалась как кровь и небо свилось в свиток