Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

«Откровение Иоанна Богослова»: Часть – 6а. Четыре всадника Апокалипсиса и подробности их гардероба и амуниции

Тhe Horsemen of the Apocalypse - Carlo Carra - 1908
Вы думаете, с появлением Четырех всадников Апокалипсиса конец света наступит? Нет! Это так, разминка, они просто в авангарде идут, такие предвестники кошмара. Давайте взглянем на них поподробней и научимся различать: у кого острая коса, а у кого весы. И как буквально можно изобразить выражение "ад следовал за ним" -- ну, то есть, как выглядят ноги у этого Ада, который топает за Костлявой следом? (А также научимся лучше понимать песни Джонни Кэша и группы "Алиса").
(Глава 1), (Глава 2-3), (Глава 4), (Глава 5)

Эта глава чрезвычайно насыщена событиями, причем они такие яркие, что большинство людей из всей книги "Апокалипсиса" помнят обычно только о них. (А зря, дальше будет круче: ой-ой-ой!).

Глава 6 (синодальный перевод), часть 1

1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Предполагают, что Книга, т.е. свиток, была устроена так: "Сверток был один, но состоял из семи оборотов - частей, которые и были отделены один от другого печатями; по мере снятия печатей сверток сам по себе развертывался далее и далее и обнаруживал свое содержание. Сами же печати могли быть помещены на краю свертка".

William Blake.
The Four and Twenty Elders Casting their Crowns before the Divine Throne //
Уильям Блейк. Двадцать четыре старца, полагающие венцы перед престолом

2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Хотя в "Апокалипсисе" не дается имя Первому всаднику, традиционно считается, что это Чума. Очевидно, потому что у него лук и стрелы -- вспомните. и в греческой мифологии Аполлон насылал эпидемии, расстреливая людей из лука. Помимо лука и стрел, у него корона и белый конь.

"Снятие первой печати" (Агнец ножкой поднимает, видите, отогнул?) Первое животное из четырех, хотя автор его не называет, на этой миниатюре -- лев, шепчущий на ухо Иоанну.
Douce Apocalypse, 13 век

3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Имя второму всаднику традиционно -- Война.
У него в руках меч, а конь у него красный.
5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Третьего всадника стали называть Голод, потому что в руках у него весы, символизирующие, как тщательно отвешивают еду во время ее недостатка.

6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.



Знаменитая песня Джонни Кэша "The Man Comes Around" посвящена Второму Пришествию Иисуса Христа и почти целиком основана на тексте "Апокалипсиса". В первых строчках -- про первого всадника Апокалипсиса, в конце -- про четвертого. Любителей певца приглашаю ознакомиться с этим подстрочником, сопоставляющим песню с Библией: каждая, реально почти каждая строчка имеет параллельный текст. Есть даже про кланяющихся 24 старцев из прошлой главы. Я и говорю, что рок-музыка после изучения "Апокалипсиса" становится намного интересней.


Текст песни (английский)

"And I heard, as it were, the noise of thunder One of the four beasts saying, 'Come and see.' and I saw, and behold a white horse"

There's a man goin' 'round takin' names
And he decides who to free and who to blame
Everybody won't be treated all the same
There'll be a golden ladder reachin' down
When the man comes around

The hairs on your arm will stand up
At the terror in each sip and in each sup
Will you partake of that last offered cup
Or disappear into the potter's ground?
When the man comes around

Hear the trumpets hear the pipers
One hundred million angels singin'
Multitudes are marchin' to the big kettledrum
Voices callin', voices cryin'
Some are born and some are dyin'
It's alpha and omega's kingdom come
And the whirlwind is in the thorn tree
The virgins are all trimming their wicks
The whirlwind is in the thorn tree
It's hard for thee to kick against the pricks

Till armageddon no shalam, no shalom
Then the father hen will call his chickens home
The wise man will bow down before the throne
And at his feet they'll cast their golden crowns
When the man comes around

Whoever is unjust let him be unjust still
Whoever is righteous let him be righteous still
Whoever is filthy let him be filthy still
Listen to the words long written down
When the man comes around

Hear the trumpets hear the pipers
One hundred million angels singin'
Multitudes are marchin' to the big kettledrum
Voices callin', voices cryin'
Some are born and some are dyin'
It's alpha and omega's kingdom come
And the whirlwind is in the thorn tree
The virgins are all trimming their wicks
The whirlwind is in the thorn trees
It's hard for thee to kick against the prick
In measured hundredweight and penny pound
When the man comes around

"And I heard a voice in the midst of the four beasts And I looked, and behold a pale horse And his name that sat on him was death, and hell followed with him"



Таблица скрытых библейских цитат в тексте песни
(составлена Shakko на основе разных источников)

Русский перевод текста песни
Библия

И я услышал кругом громоподобный глас одного из 4 животных, который молвил: "Иди и смотри", -- и узрел я белого коня.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый» (Откровение 6:1) Это 1-й всадник Апокалипсиса – «Чума»

По миру ходит Человек,
собирающий разные имена,
и он решает, кого освободить,
а кого осудить.
Это про Второе Пришествие Иисуса Христа.

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими», «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». (Откровение, 20:12, 15)

Каждого ждет своя участь,
вниз протянется золотая лестница,
когда приидет тот Человек.
«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней». (Бытие 28:12) Это «Лестница Иакова»
«И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоанн, 1:51)

Волосы на руках встанут дыбом от ужаса при каждом и каждом глотке,
отведаешь ли ты из последней
предложенной чаши,
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя» (Матфей 26:26-28)

или спрячешься в земле горшечника, когда приидет тот Человек?
Это про землю, купленную на 30 серебренников после самоубийства Иуды. (Матфей, 27:5-7)

Слушай трубы и свирели,
«И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб», «И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами» (Откровение 8:2, 18:22)

сто миллионов поющих ангелов,
толпы маршируют под звук барабана,

«И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откровение 5:11)

голоса зовут, голоса плачут,
«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи!...» (Матфей 7:22-23)

одни рождаются, а другие гибнут,
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евреям 9:27).

грядет Царствие Альфы и Омеги,
«Я есмь Альфа и Омега» (Откровение 1:8) «да приидет Царствие Твое» (Матфей, 6:10)

и в терновнике бушует ураган,
«Господь отвечал Иову из бури…» (Иов 38:1)
Возможна еще ассоциация с Неопалимой купиной – терновником, в котором Бог явился Моисею (Исход 3:2)

девы поправили светильники,
в терновнике бушует ураган,
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху…» (Матфей 25:1)
Это Притча о десяти девах

трудно тебе идти против рожна,

«Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна», «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». (Деяния 9:5, 26:14)

до Армагеддона не будет ни «шалама», ни «шалома»
Армагеддон (Откровение, 16).
«Шалом» это «мир» по-еврейски, «шалам» - по-арабски (из воспоминаний о создании песни)

затем отец-петух позовет домой цыплят,
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матфей 23:37)
 
мудрецы склонятся перед троном
и сложат золотые венцы к его ногам,
когда приидет тот Человек.
«Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом» (Откровение 4:10-11)
 
Неправедные пусть остаются неправедными, праведные пусть остаются праведными,
нечестивые пусть оскверняются дальше.

Прислушайтесь к давно записанным словам,
когда приидет тот Человек.
 
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откровение 22:11)
Услышь звук труб и свирелей… (повтор)
 

Все будет точно взвешено, когда приидет тот Человек.
«Ты взвешен на весах и найден очень легким» (Даниил, 5:27). Это «Мене, мене, текел, упарсин».

«И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откровение 6:6)
 
И услышал я голоса четырех животных
и взглянул, и вот -- конь блед
и всаднику на нем имя "Смерть",
и за ним следовал ад.
«И слышал я голос посреди четырех животных (…) И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним». (Откровение 6:6-8) Это 4-й всадник Апокалипсиса.
 



7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

4-й всадник -- единственный, кому в Священном Писании прямо дается имя собственное. Любопытно, что в первый период иллюстрирования Апокалиписа этот персонаж не изображался в виде ходячего скелета, а выглядел также, как его три коллеги. Коса как атрибут тоже появилась позднее, в ранний период популярнее была чаша с огнем. Вот пример.


Английский манускрипт 1255-1260 гг.
Иоанн нарисован за рамкой миниатюры, орел к нему через окошко докладывает.

Зато с самого раннего периода совершенно буквалистски иллюстрировалась строчка "и ад следовал за ним". Это оказывался демон Гадес с огромной пастью, иногда полный грешниками, иногда дышащий огнем, как и положено Аду.

Ганс Мемлинг. "Полиптих св. Иоанна" (фрагмент), 1470-е

Хотя в Апокалипсисе нет строчки, где упоминаются 4 всадника "в одном кадре", подобная иконография со временем возникла и стала крайне популярной.

Другой фрагмент той же картины. Что в левом верхнем углу в радужной сфере, мы уже знаем, а вот правый верхний угол научимся "читать" в других главах.

Ганс Мемлинг. "Полиптих св. Иоанна" (фрагмент), 1470-е



"АлисА" - песня "Всадники" (текст онлайн). Здесь, насколько я понимаю, использована более редкая трактовка фигур всадников: некоторые Отцы Церкви считали, что 1-й либо 4-й всадник -- это положительный персонаж, если точно -- вообще Христос. Об этом в другой раз.




Глава 6 (современный перевод), часть 1

1 Я увидел, как Ягненок снял одну из семи печатей, и услышал, как одно из четырех существ говорит громовым голосом: «Иди сюда!»
2 И я увидел: вот белый конь, на нем всадник с луком. Ему был дан венок, и он вышел как победитель, чтобы побеждать.

Несмотря на название картины, фокус внимания тут на первом всаднике, а не на втором.

Philipp Jakob Loutherbourg d. J. "Открытие второй печати". 1798

3 Когда Он снял вторую печать, я услышал, как второе существо говорит: «Иди сюда!»
4 И вышел второй конь — огненно–рыжий. Его всаднику позволено отнять мир у земли, чтобы все резали друг друга насмерть. И ему был дан большой меч.

Итальянские футуристы обожали красных коней, и указывается, что с опорой на "Апокалипсис". Начинаю подозревать в кое-чем и Петрова-Водкина...

Всадник на красном коне, Carlo Carrà, 1913.

5 Когда Он снял третью печать, я услышал, как третье существо говорит: «Иди сюда!»
И я увидел: вот вороной конь, и у всадника в руке весы.

6 И я услышал как бы голос, прозвучавший среди четырех существ: «Мерка пшеницы за денарий, три мерки ячменя за денарий! Но не причиняй ущерба ни маслу, ни вину!»

Джусто де Менабуои. Фреска в Падуанском баптистерии, 14 век

7 Когда Он снял четвертую печать, я услышал голос четвертого существа, говоривший: «Иди сюда!»

8 И я увидел: вот белесый конь и всадник. Имя всаднику Смерть, а за ним следует Ад. Им дана власть над четвертой частью земли: убивать мечом, голодом, смертоносной чумой и дикими зверями.


Густав Доре. 1865. Это уже классический образец иконографии
Четвертого всадника, имя которому Смерть: скелет, коса и т.п.

Изображений Четвертого всадника очень много,
он самый популярный.


Джотто. Ок. 1320


Édouard Ravel de Malval


Одилон Редон. 1899.


Анжерский апокалипсис, гобелен, 14 век


Анжерский апокалипсис, гобелен, 14 век


John Hamilton Mortimer, ок. 1775


Неожиданный Тернер. 1825


Уильям Блейк. Ок. 1800.
Всадник -- не скелет. Свиток с печатями видите?

Это очень интересная серия австрийского художника Karl Rössing, созданная в 1946-7 годов, с аллюзиями на Вторую мировую войну.

Очень хорошо узнаваемые силуэты двух зенитных башен-убежищ. Башни до сих пор стоят в центре Вены (в общей сложности 6 штук).


И другие:

Первый всадник: белый конь, лук, стрелы, иногда корона.
Имя "Чума", потому что стрелы -- это аллегория заразы.


Джордж Фредерик Уоттс, 1878.


Анжерский гобелен, 14 век


Луиджи Сабателли, 1800-е.
 Видите влияние иконографии Аполлона?


Фреска в соборе Anagni, Италия


Витраж Сен-Дени


Испания, 1189

Второй всадник: красный конь, в руках меч. Короны уже нет.
Имя "Война", потому что меч - это аллегория убийства.

Витраж Сен-Дени

Англия, ок. 1250

Третий всадник: черный конь, весы.
Его имя "Голод", потому что весы - это аллегория мизерного количества еды.


Бамбергский апокалипсис, ок. 1000


Анжерский гобелен, 14 век

По популярности больше всего рисуют Смерть, потом Чуму (наверно, потому что он фотогеничный), а оставшихся двух отдельных мало хороших.


Фрагмент немецкой современной мозаики, которую я показывала в предыдущей главе. Она интересна тем, что на печатях тут изображены ее последствия -- т.е. на первых четырех наши всадники.

Вот вся квадрига -- умеете теперь узнавать, где кто.



Гравюра из Библии Мортье.
В небесах висит Книга с 7 печатями.


Arild Rosenkrantz – The Four Horsemen of the Apocalypse, 1952.
Пример визионерства 20 века.


Карл Рёссинг, 1946-7


Matthias Gerung.  Ottheinrich-bible, 1530-2


Борис Анисфельд. 1946


Якопо Пальма Младший. 1580-е.
В эпоху Ренессанса сюжет изображали очень редко. Тут есть и сам св. Иоанн с орлом. В левом нижнем углу не пропустите пасть Ада.


Миниатюра из "Беатуса Факундуса". 1047.
Проверьте себя, на основе знания атрибутов -- где который всадник?


Эскиз Виктора Васнецова для Киевского собора (в дело не пошел, не рискнули украшать таким сюжетом стены храма) -- это самая лучшая иллюстрация сюжета, реально. Лучше западных художников. Потому что Васнецов понимал в "сказочности". 1887 год.
Агнца с Книгой под потолком разглядели?


Немецкий витраж, современный


Бенджамин Уэст. "Смерть на коне бледном". 1817.
Смешная попытка представителя академизма.


Миниатюра из "Беатуса Факундуса". 1047.
Проверьте себя, на основе знания атрибутов -- где который всадник?


Бенджамин Уэст. "Смерть на коне бледном".
Более удачный вариант 1796 года.
Наверно, потому что тут больше барочности


Рукопись из Тюрингии, 14 век.
Внизу под Смертью пасть опаздывающего Ада


Василий Корень, "Библия для бедных", 1690-е.


Дюрер, 1498


Редкий пример православного: фреска в Ярославле.


Фреска на наружной стороне немецкой церкви, внизу надпись "В память о 224 жертвах авианалета на Бад Райхенхалл 25 апреля 1945 года"










Shakko_Kitsune

«Откровение Иоанна Богослова»: