Святой Иоанн на Патмосе
Боттичелли Сандро [собственно Алессандро
ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая
1510, Флоренция),
|
Еще подробности самой гипнотической и труднопонимаемой книги в европейской культуре. Образы и словосочетания, которые образованному человеку необходимо знать -- например, чтобы понимать тексты многих англоязычных рок-групп, особенно хэви-металл!Читаем вместе со мной и разглядываем жуткие картинки от классиков мирового искусства.
В прошлый раз мы читали в "Апокалипсисе" про семь светильников и альфу и омегу (см. Главу 1), теперь же переходим к более скучным
подробностям: после ударного вступления автор, как это бывает часто с текстами,
немного дал слабину. Картинки, тем не менее, все равно за два тысячелетия
нарисовали люди любопытные и, что самое главное, без текстов в них не
разберешься.
В
этой главе Бог силами Иоанна отправляет послания группам верующих в семи важных
региональных центрах Малой Азии.
Глава 2
(современный
перевод, потому что самая скучная глава в книге,
синодальный перевод вообще не осилить)
1 Ангелу Церкви в
Эфесе напиши:
„Вот что говорит Тот, кто держит в правой руке семь звезд,
кто шествует среди семи золотых светильников:
Этель Исадора Браун. "Видение
Иоанна на Патмосе". 1898.
Изображено видение 7 светильников,
которое мы обсуждали в прошлый раз. |
2 Я знаю твои дела, твой тяжкий труд и стойкость. Знаю, что ты не переносишь порочных людей: ты испытал тех, которые зовут себя апостолами, не будучи ими, и обнаружил, что они лжецы.
Испанские "беатусы" - самые потрясающие рукописи
апокалипсиса. Именно ими персонажи "Имени розы" так восхищаются. Особенно полезно изучать их дизайнерам -- такое потрясающее там искусство упрощения и ярких красок |
3 Ты стоек, ты много вынес ради Моего имени и не изнемог. 4
Но есть у меня и кое‑что против тебя: ты забыл свою первоначальную любовь. 5
Помни, с какой высоты ты пал, и раскайся, делай те дела, что делал раньше. Если
же нет — Я приду к тебе и уберу твой светильник с его места, если ты не раскаешься.
( "Уберу
светильник" в переносном смысле означает "прекращу существование
твоей региональной церкви".)
Семь церквей Азии. Витраж, Йоркский
собор, 15 век.
(Витражи этого собора -- одна из
полнейших визуализаций Апокалипсиса,
но увы, в сети целиком не нашла)
|
6 Но одно у тебя есть — то, что ты ненавидишь дела николаи́тов, которые и
Я ненавижу. 7 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух
Церквам! Победителю Я дам есть плоды с дерева жизни, что растет в раю у
Бога".
Иоанн пишет в Смирну.
Миниатюра из греческого
"Elizabeth Day McCormick Apocalypse", 17 век.
Тут мы видим Прохора, что отличает
от католических рукописей.
|
8 Ангелу Церкви в Смирне напиши:
„Вот что говорит Первый и Последний, который умер и снова живет:
9 Я знаю о твоих страданиях и бедности, но ты богат! Знаю и об оскорблениях тех, кто называет себя иудеями, но в действительности они — собрание Сатаны. 10 Не бойся предстоящих тебе страданий. Вот, дьявол скоро бросит некоторых из вас в тюрьму, чтобы испытать вас, и десять дней вы будете терпеть муки. Будь верен до смерти, и Я дам тебе венок жизни! 11 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю не грозит вторая смерть".
„Вот что говорит Первый и Последний, который умер и снова живет:
9 Я знаю о твоих страданиях и бедности, но ты богат! Знаю и об оскорблениях тех, кто называет себя иудеями, но в действительности они — собрание Сатаны. 10 Не бойся предстоящих тебе страданий. Вот, дьявол скоро бросит некоторых из вас в тюрьму, чтобы испытать вас, и десять дней вы будете терпеть муки. Будь верен до смерти, и Я дам тебе венок жизни! 11 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю не грозит вторая смерть".
12 Ангелу Церкви в Пергаме напиши:
„Вот что говорит Тот, у кого обоюдоострый меч:
13 Я знаю, ты живешь там, где стоит престол Сатаны
"Престол
Сатаны", стоящий в Пергаме -- возможно,
алтарь Зевса, возвышавшийся над городом, или храм Асклепия, носившего титул
спасителя и имевшего своим символом змею, где множество людей искали исцеления.
Пергамский алтарь, знаменитый, помните? Возможно, это редкое
упоминание конкретного произведения искусства в Новом Завете.
Фрагмент Пергамского
алтаря. 2 век до н.э. |
Но ты твердо придерживаешься Моего имени, ты не отрекся от веры в Меня
даже в те дни, когда у вас, там, где живет Сатана, был убит Мой верный
свидетель Анти́па.
14 Однако есть у Меня и кое‑что против тебя: у тебя есть те, кто придерживается учения Валаа́ма, который подучил Вала́ка поставить западню для сынов Израилевых, соблазняя есть пищу, посвященную языческим богам, и развратничать. (т.е., к "христианам" это вообщене НЕ имеет никакого отношения!!! - прим. Louiza) 😇😇😇
14 Однако есть у Меня и кое‑что против тебя: у тебя есть те, кто придерживается учения Валаа́ма, который подучил Вала́ка поставить западню для сынов Израилевых, соблазняя есть пищу, посвященную языческим богам, и развратничать. (т.е., к "христианам" это вообщене НЕ имеет никакого отношения!!! - прим. Louiza) 😇😇😇
Священномученик Антипа Пергамский
был заживо сожжен в металлической
"корове".
Предположительно, именно о нем идет
речь в тексте.
Греческая фреска в Метеорах.
|
Мученичество св. Антипы, гравюра 17
века
|
15 Есть у тебя также и те, кто придерживается учения николаитов. 16 Так
раскайся! Если же нет — Я скоро приду и поведу с ними войну мечом уст
Моих.
17 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам сокровенной манны и дам ему белый камешек и написанное на этом камешке новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получит его".
17 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам сокровенной манны и дам ему белый камешек и написанное на этом камешке новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получит его".
18 Ангелу Церкви в Тиатире напиши:
„Вот что говорит Сын Бога, у которого глаза словно пылающий огонь и ноги словно сверкающий металл:
19 Я знаю твои дела и любовь, веру, служение, стойкость. Знаю, что твои последние дела больше даже первых. 20 Но вот что Я имею против тебя: ты терпишь у себя эту женщину, Иезавель, что называет себя пророчицей, и учит, и вводит в заблуждение слуг Моих: учит их развратничать и есть пищу, посвященную языческим богам.
„Вот что говорит Сын Бога, у которого глаза словно пылающий огонь и ноги словно сверкающий металл:
19 Я знаю твои дела и любовь, веру, служение, стойкость. Знаю, что твои последние дела больше даже первых. 20 Но вот что Я имею против тебя: ты терпишь у себя эту женщину, Иезавель, что называет себя пророчицей, и учит, и вводит в заблуждение слуг Моих: учит их развратничать и есть пищу, посвященную языческим богам.
21 Я дал ей время раскаяться, но она не хочет раскаяться в своем
разврате.22 И вот Я сделаю так, что она сляжет, а тех, кто с ней
развратничал, ввергну в великую беду, если они не раскаются в ее делах. 23 И детей ее поражу смертью. Тогда узнают все Церкви, что Я — Тот, кто
знает все сокровенное в сердцах и умах, и каждому из вас Я воздам по
делам его.
24 Но остальным в Тиатире, тем, которые не следуют этому учению и кто не
постиг так называемых бездн Сатаны, — вам Я говорю:, Не возложу на вас
иного бремени — 25 если только вы сохраните то, что у вас есть, до тех
пор, пока Я не приду́. 26 А победителю, который до конца исполняет все,
что Я велю, Я дам власть над народами, как Я сам получил ее от Моего
Отца.
27 Он будет пасти их
железным жезлом —
как из глины горшки,
разобьет на куски их!
28 И Я дам ему утреннюю звезду. 29 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам!"
27 Он будет пасти их
железным жезлом —
как из глины горшки,
разобьет на куски их!
28 И Я дам ему утреннюю звезду. 29 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам!"
Синодальный перевод давать не буду, лежит вот тут, например.
Не ставлю его, потому что к этой главе картинок что-то нарисовали маловато, безОбразная она практически.
В следующей главе, которую даю тут же, по логике повествования, продолжается послание к оставшимся из 7 церквей, причем она вышла пободрее и поинтересней. К автору явно постепенно возвращается вдохновение и он вводит интересные яркие образы. Они, кстати, вошли в культуру, поэтому на этот раз даю синодальный перевод, ради узнаваемых "языковых штампов".
В следующей главе, которую даю тут же, по логике повествования, продолжается послание к оставшимся из 7 церквей, причем она вышла пободрее и поинтересней. К автору явно постепенно возвращается вдохновение и он вводит интересные яркие образы. Они, кстати, вошли в культуру, поэтому на этот раз даю синодальный перевод, ради узнаваемых "языковых штампов".
Семь
церквей. Мастер Бертрам фон Минден.
Триптих
Апокалипсиса (фрагмент). Ок. 1380.
Ангелы
изображены в католических епископских митрах.
|
Глава 3
(синодальный
перевод)
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши:
так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Иоанн пишет в Сардис. Douce
Apocalypse, Англия, 13 век
|
4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили
одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они
достойны. 5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его
из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами
Его.6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши:
так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: 8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: 8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
Что
такое "ключ Давидов" -- неясно никому,
у
Каббалы и Таро были свои версии.
Гравюра
1646 года |
9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о
себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что
они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил
тебя.
10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши:
так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: 15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: 15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Мы привыкли воспринимать это выражение как мощную аллегорию. Однако комментаторы портят ощущение, пишут, что в 10 км от Лаодикеи рядом с городом Иераполем были целебные горячие источники. Когда вода дотекала до Лаодикеи, она становилась еле теплой и противной на вкус, возможно, этим объясняется стих 16.
17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не
знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую
тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и
белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и
глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех
обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Уильям Холман Хант. "Светоч мира". 1853-4. Изображен именно момент этого апокалиптического стука в дверь. |
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Немецкая гравюра 19 века
|
Shakko_Kitsune
«Откровение Иоанна Богослова»:
- Часть – I. Апокалипсис в искусстве: альфа и омега, а также семь светильников и меч изо рта
- Часть – 2-3. Апокалипсис в картинках: Про Престол Сатаны и зажаренного в медном быке
- Часть – 4. Вся правда про «исполненных очей», стеклянное море и первый призыв поправить локус
- Часть – 5. А кто все-таки снял Седьмую печать? Семирогий мутант, между прочим!
- Часть – 6а. Четыре всадника Апокалипсиса и подробности их гардероба и амуниции
- Часть – 6-б. День гнева: луна сделалась как кровь и небо свилось в свиток