Рисунок
Н. Брута с обложки журнала «Леший», 1906 год.
|
Ле́ший (белор. лясу́н, лесаві́к,
укр. лісови́к; существует множество региональных и оценочных
наименований) — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян.* Леший был
одним из самых популярных славянских мифологических персонажей и, учитывая
современный упадок мифологической традиции, сохраняет относительную
популярность и сейчас. Традиционный образ лешего сложен, многогранен и
расплывчат.
_______________________
* Восточнославянские
племена - группа славянских племен, расположенная на территории современной
Украины, России и Беларуси, предками которых были анты и дулебы (волыняне), они
проживали на территории между Карпатами, Припятью и Средним Приднепровьем.
Археологическими исследованиями прослеживается связь от населения пражской
культуры V-VII веков. Расселение этих людей и их непосредственных потомков,
носителей лука-райковецкой культуры, в разных направлениях, дало возможность возникновения в VI-IX веках
южной, западной и восточной ветви славян.
_______________________
В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Для лешего также обычно появляться в виде родственников и знакомых. Леший описывался то как гигант, то как карлик; есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им. У лешего отсутствует тень. Он может становиться невидимым. Леший обладает огромной силой. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески.
Чаще леший
представлялся одиноким существом, считалось, что в одном лесу только один
леший, но в ряде мифологических рассказов лешие собираются вместе и живут
семьями и даже деревнями (жена лешего — лешачиха или похищенная девушка,
дети — собственные лешачата или также похищенные). Леший может
изображаться имеющим степенный характер, а может как любитель повеселиться, то
он сильный и страшный, то глуповатый. Как хозяин, леший заботится о лесе,
охраняет его, является покровителем лесных животных и растений.
Отношение к лешему в
народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку
и опасной для него нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей
людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло. С другой стороны, лешего
считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но
может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь
человеку. По народным представлениям, леший мог обеспечить удачу на охоте и
благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо
принести ему дар и заключить с ним договор.
Блуждания человека в
лесу связывали с воздействием лешего. Также, прикинувшись знакомым, леший может
маячить впереди на расстоянии, не давая себя догнать. Считалось, что избавиться
от лешего можно при помощи или молитвы, или матерной брани, оберегов и других
средств. Чтобы снять его чары, нужно переодеть свою одежду наоборот. С лешим
связывали пропажу людей и скота в лесу. Как повод для «похищения» рассматривали
проклятие в виде посылания «к лешему». Леший может подменивать младенцев на
полено или на своего уродливого ребёнка. Похищенных девушек лешие берут себе в
жёны и могут заводить с ними детей. Чтобы найти пропавших, предпринимали не
только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» — преподносили
дар или угрожали магией или заступничеством святых.
Лешему приписывали
способность предсказывать будущее, в связи с чем существовали ритуалы его
вызывания и гаданий. В бывальщинах и сказках леший мог беспрепятственно
общаться с людьми, иногда он принимал от них помощь, за что щедро
благодарил. Леший является популярным персонажем художественных
произведений. Благодаря этому его образ обрёл новые черты, не всегда
соответствующие традиционным представлениям.
Судачили, будто у
лешего постоянно в волосах листва. И в этом изображение лешего поразительно
напоминает так называемого зеленого человека, которое периодически можно
увидеть в средневековом декоре. Например, колонны могут быть украшены лицом,
обрамленным листьями, и листья могут торчать у него не только из волос и бороды,
но даже и высовываться изо рта.
Специалисты считают,
что зеленый человек - это универсальный образ для множества народов, некое
вегетативное божество, символизирующее природу - ее тайны, животную силу и
необузданную сексуальность. Каждый народ осмысливал образ зеленого человека
по-своему, но общие черты сохраняются без изменений. Если говорить о
сексуальности, то здесь нельзя не упомянуть о том, что лешие, например, часто
воровали обычных женщин как раз с целью плотских утех. Но об этом - чуть позже.
А пока вернемся ко внешности лешего.
По чести сказать, во
многих сказках леший так и остается невидимым, давая знать о себе лишь звуками:
хлопаньем, уханьем, свистом, щелканьем и воплями. Охотники говорили: если
услышишь что-то подобное вокруг своей стоянки - беги и не оглядывайся, бросая
все: лишь бы ноги унести от лесного хозяина. Раз шумит - значит не в
настроении. Или, наоборот, в настроении поиграть с людьми - запутать их и
заставить блуждать по лесу. В любом случае - не к добру.
Однако бывало и так,
что леший пребывал в благостном расположении духа, и в такие моменты подходил к
охотничьему костру, чтобы сесть и погреться. Правда, лицо он от пламени
отворачивал: то ли непривычный свет резал глаза, то ли он боялся быть узнанным
по зеленой бороде и волосам. Впрочем, есть ряд русских сказок, где о зеленых
глазах, зеленых волосах и гигантском росте ни слова. В одной из них леший
описывается как обычный молодой мужчина, только абсолютно седой. Вот что
говорит сказка:
"Шел по лесу охотник и видит - на лесной тропинке лежит колода, на колоде мужик сидит, с лаптями ковыряется и временами грозит месяцу, чтоб тот с неба светил ярче. Дивно стало охотнику: отчего так, думает, собою мужик еще молодец, а волосом как лунь сед? Только подумал это, а тот словно мысль его угадал. "Оттого, - говорит, - я и сед, что чертов дед!"
То есть лешие,
безусловно, были существами нечистыми, демоническими. Об их происхождении есть
ряд версий. Одна из них, записанная в Вологодской губернии, гласит, что лешие
появились чуть позже, чем люди. Сначала на свете были только Бог и дьявол. Бог
сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но человека не вышло, а вышел
черт. Сатана старался, но результат оставался все тем же.
Когда Бог заметил, чем
занимается дьявол, тот уже успел наклепать несколько чертей. Всевышний
рассердился и велел архангелу Гавриилу свергнуть Сатану и всю нечистую силу с
неба. Гавриил исполнил приказ, и бесы посыпались вниз. Кто-то упал в ад, кто-то
- в воду и стал водяным, а кто-то - в лес и превратился в лешего.
Белорусский вариант
интереснее: мол, Адам и Ева произвели на свет 12 пар детей, но, когда Бог
попросил показать потомство, отчего-то представили вседержителю только 6 пар
ребятишек, а остальных спрятали в чаще. В итоге от шестерых представленных Богу
пар пошло человечество, а от спрятанных - нечисть.
Свою легенду о леших
имеют и коренные народы, населяющие Сибирь. Например, манси считали, что когда
боги творили людей, они использовали глину и лиственницу. Глиняные фигуры стали
людьми - век их недолог: когда им жарко, из них выступает вода (то есть пот), а
если их бросить в воду - тонут. Других людей боги сделали из лиственницы. Они
получились крепкими и не тонущими в воде. Но как только боги закончили работу,
люди из лиственницы тут же разбежались по лесам, и их стали звать мэнквами,
лешими.
Что касается быта и
привычек, то здесь у леших все, как у людей, - в том смысле, что кому-то из
них, если верить сказкам, нравилось одиночество, а кто-то предпочитал
обзаводиться семьей и обширным потомством. Селились и те, и другие в еловых
чащах, от людей подальше. Некоторые имели прочные связи с соседями - с водяными
или с такими же лешими. С водяными могли дружить, а могли и драться, а вот с
себе подобными отношения поддерживали хорошие.
Любили, например,
перекинуться в картишки. Но поскольку деньги их не интересовали, то ставкой в
игре были белки, зайцы, волки и прочие животные, кроме медведей. Косолапый
пользовался у лешего большим уважением. Если лешему удавалось найти вино, то он
всегда наливал и медведю, который считался животным непростым и даже волшебным.
Впрочем, об этом уже рассказывалось в одной из предыдущих программ. Что же
касается карточной игры на стада зайцев и белок, то, видимо, так люди пробовали
осмыслить миграционные процессы, которые происходят среди животных.
К слову сказать,
полного и рационального объяснения, отчего животные вдруг снимаются с места и
меняют ареал обитания, наука до сих пор не предоставила. Наши предки объясняли
это просто: мол, один леший другому в карты проиграл, вот зверье в другой лес и
ушло. Так или иначе, лешего рисовали как полновластного хозяина всего живого в
лесу. И оттого люди, которые промышляли охотой или выпасом скота, старались
лешего задобрить: клали на пни еду или ставили бутылку вина, чтобы тот загонял
в силки дичь и берег коров от волков.
В качестве спутниц
лешие могли избирать так называемых леших баб - их описывают такими же
зеленоволосыми, как и леших. А еще мохнатыми, морщинистыми и с обвисшей грудью
- видимо, житье в чаще никого не красит. Отталкивающая внешность леших женщин
объясняет, отчего лесовики охотились за женщинами человеческими. Они с
удовольствием утаскивали девушек к себе, и те дичали, нередко забывая человеческую
речь.
Воровали не только
девушек, но и детей - тех брали на воспитание и растили как собственных
детенышей.
Лешие обитают
практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить
лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они
предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят
обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса.
Большую
часть времени лншие ходят по лесу и смотрят все ли в порядке, помогают животным,
выкорчевывают больные деревья и отгоняют от леса прочих духов, вредящих ему.
Любит леший и повеселиться: пугать зверей, птиц и, особенно, людей. Он может
начать кричать на разные голоса, безупречно подражая не только зверям, но и
людям, а когда «шутка» удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши. Но
если лешего разозлить, может он и убить человека: или в топь заведет, или
нашлет на него зверей, а то, и вовсе убьет своими руками, выйдя к человеку в
облике огромного медведя.
В основном леший добрый
и заботливый хозяин леса: часто он помогает и людям, выводя заблудившихся из
леса, но один раз в год леший впадает в состояние неистовства. По неясным
причинам 4 октября (17 октября по юлианскому календарю) леший теряет над
собой контроль и начинает ломать деревья, убивать зверей, попадающихся ему на
пути, и учиняя прочий вред. Человеку в это время ни в коем случае не стоит
попадаться на глаза лесному духу.
Несмотря на то, что
лешие выбирают затворнический образ жизни, и не селятся группами, одиночества
они не любят, поэтому часто выбирают себе любимца среди лесных животных, обычно
им становится медведь. Также лешим приписывают похищение женщин, если девушка
или женщина зашла одна в лес и приглянулась духу, то лесовик может забрать ее к
себе, скрашивать одиночество.
Лешие — существа
бессмертные, они не стареют и не умирают, но иногда некоторые личности решают
«уйти», тогда они похищают человеческого ребенка и готовят из него себе замену,
а сами превращаются в дерево и остаются стоять в таком образе, отрешенные от
остального мира.