Кто на самом деле имеется в виду в песне Гребенщикова и какое отношение они имеют к концу света. А также про крайне сложные попытки изобразить то, что озвучил заказчик в ТЗ (да, и в 1-м веке нашей эры бывали такие проблемы): как вместить в одну корову шесть крыльев и 120 пар глаз, а также изобразить стеклянное море?
Продолжаем читать Апокалипсис вместе со мною, повышая культурный уровень и стараясь не ругаться на тех, кто придумал такое путанное.
(Глава 1), (Глава 2-3)
В предыдущих главах Иоанн начал общаться с Богом и тот дал ему задание. Теперь Бог является к нему в новом виде:
4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
(современный перевод)1 Затем я увидел: вот отворилась в небе дверь, и голос, тот самый трубный голос, что я слышал вначале, заговорил со мной. Он сказал: «Поднимись сюда, Я покажу тебе, чему надлежит свершиться после этого»2 Я тотчас был вознесен Духом. И вот, стоит престол на небе и на престоле Сидящий. 3 И от Сидящего исходило сияние, подобное сиянию драгоценных камней яшмы и сердолика, и вокруг престола словно бы изумрудная радуга.текст, который хотите выделить
8 И у каждого из этих четырех существ по шесть крыльев, которые со всех сторон, снаружи и внутри, покрыты глазами.
Shakko_Kitsune
(Глава 1), (Глава 2-3)
В предыдущих главах Иоанн начал общаться с Богом и тот дал ему задание. Теперь Бог является к нему в новом виде:
Глава 4 (синодальный перевод)
1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос,
который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди
сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.
2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
Джотто, Страшный суд (фрагмент),
капелла Скровеньи, 1306
Сияющий овал, в котором традиционно
изображают Христа (и иногда Богоматерь) называется мандорла, потому что
по-итальянски так звучит "миндальный орех".
|
4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
Миниатюра из "Великолепного
часослова герцога Беррийского",
братья Лимбурги, 1410-е.
Старцы сидят по сторонам, смирные,
как школьники в присутствии завуча.
|
Возможно, потому что это положенное число черед священников в иерусалимском Храме в течение суток, т.е. это число обозначает "все священники". Или же это 12 патриархов + 12 апостолов (но если "Откровение" написано при жизни некоторых апостолов, то это сомнительная версия). В любом случае 24 престола -- это символ всего человечества.
Ганс Мемлинг. Алтарь св. Иоанна
(фрагмент). 1470-е.
Старцы вокруг трона не просто
сидят, а имеют музыкальные
инструменты, которые станут их
традиционным атрибутом.
|
5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников
огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; 6 и
перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и
вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
Вообще изначально это так называемый тетраморф, и впервые он, имеющий 1 тело и 4 головы животных, привидился еще пророку Иезекиилю в шестом в. до н.э., а теперь вот нашему Иоанну явился, но уже сепарированный, у каждой головы появилось тело. Потом он (они) станет символами евангелистов (Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орел). Но произойдет эта прописка не сразу: в ранних рукописях Нового Завета животные могут обозначать других евангелистов.
Миниатюра из Ottheinrich-Bibel.
1425-30.
|
На самом деле именно "исполненными очей" их изображают достаточно редко -- сложно чисто технически, видимо, не могли придумать как. Получалось похожим на павлиньи перья.
Тут изображен не 6-крылый серафим, как кажется на первый взгляд, а исполненный очей тетраморф (у него по сторонам от головы человека не волосы, а еще маленькие головы 3-х остальных животных, видите?).
Около 845-855, Drogo
Sacramentary.
|
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу,
и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно
орлу летящему.
Виктор Васнецов. Эскиз росписи в
храме св. Владимира. 1880-е.
Животные есть, но ни очей, ни
обилия крыльев.
|
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а
внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят,
свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
9 И когда животные воздают славу
и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,10 тогда двадцать четыре старца падают пред
Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы
свои перед престолом, говоря:11 достоин Ты, Господи,приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и
сотворено.
Анжерский гобелен, 14 век.
Старцы снимают венцы и кладут их
перед Господом
|
Объясняю, почему даю в некоторых случаях современный перевод Библии. Потому что старомодный синодальный -- помимо того, что устарелый и поэтому трудный для понимания, он еще и очень красивый. Слова так замечательно слеплены между собой, так перетекают, что завораживают и гипнотизируют. И это затрудняет само понимание текста, потому что текстом очаровываешься. Вроде бы понимаешь, а на самом деле нет.
Так что еще раз перечитываем, понятными словами.
Разглядывайте картинку и узнавайте элементы, знакомые по этой и предыдущей главам.
Кстати, обратите внимание -- под ногами у Бога стеклянное море, в котором отражается сияние и 7 светильников.
Georg David
Nessenthaler, Ulrichbibel, 1755
|
(современный перевод)1 Затем я увидел: вот отворилась в небе дверь, и голос, тот самый трубный голос, что я слышал вначале, заговорил со мной. Он сказал: «Поднимись сюда, Я покажу тебе, чему надлежит свершиться после этого»2 Я тотчас был вознесен Духом. И вот, стоит престол на небе и на престоле Сидящий. 3 И от Сидящего исходило сияние, подобное сиянию драгоценных камней яшмы и сердолика, и вокруг престола словно бы изумрудная радуга.текст, который хотите выделить
Поздняя немецкая фреска
(а внизу какие-то колхозницы что-ли
гуляют?)
|
4 И вокруг престола еще двадцать четыре престола, на престолах сидят
двадцать четыре старейшины, одетые в белые одежды, на головах у них
золотые венцы.
Гобелен, 16-17 век, Испания
|
5 И от престола исходят молнии, клики и громы. Перед престолом семь светильников, горящих огнем, — это семь Духов Божьих.
Фреска в Мехико
|
6 Напротив престола словно бы стеклянное море, подобное хрусталю. И
посреди престола, и вокруг престола четыре живых существа с множеством
глаз спереди и сзади.
7 Первое существо похоже на льва; второе — на молодого быка; у третьего лицо, как у человека; четвертое подобно парящему орлу.
7 Первое существо похоже на льва; второе — на молодого быка; у третьего лицо, как у человека; четвертое подобно парящему орлу.
Символы 4 евангелистов. Фрески в Abbazia di Viboldone, Милан.
Неизвестные художники школы Джотто
|
8 И у каждого из этих четырех существ по шесть крыльев, которые со всех сторон, снаружи и внутри, покрыты глазами.
И непрестанно, днем и ночью, они восклицают:
«Свят,
свят, свят Господь Бог Вседержитель,Тот, кто был, есть и придет!»
Это современный новодел,
но как раз поэтому художник буквалистски выполнил
все условия.
|
И непрестанно, днем и ночью, они
восклицают: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Тот, кто был, есть и придет!»
9 И когда существа воздадут
славу, честь и благодарность Сидящему на престоле — вовеки Живущему,
10 двадцать четыре старейшины
падут ниц перед Сидящим на престоле, преклонясь перед вовеки Живущим, и сложат
свои венцы к подножию престола, восклицая:
11 «Ты достоин, Господь, наш Бог, принять славу, честь и силу, потому что Ты создал все: Твоей волей все стало и все было создано!»
Альбрехт Дюрер.
Св. Иоанн и Старцы Апокалипсиса с
венцами в руках
|
Цитата из толкования Александра Меня:"Почему старцы полагают свои венцы? Венцами увенчано все человечество; человек поставлен царем над всей тварью, но в то же время он царь лишь потому, что получил свою власть свыше, от Бога. Когда он хочет отпасть от Бога, он не просто надевает на себя этот венец, но считает его своей собственностью. Когда же истинное человечество стоит перед лицом Божьим, оно падает ниц перед Ним и снимает свой венец".
Уильям Блейк. "24 старца кладут свои венцы перед Престолом".
1803-5
Старцы снимают корону и поправляют локус (тм). |
Христос
Пантократор в окружении 4 животных традиционно изображается на порталах
католических соборов, в тимпанах над входом (в сцене "Страшного
Суда"). Шартрский собор.
|
24 старца изображаются с
музыкальными инструментами в руках. (Шартрский собор)
|
Витраж, Американская церковь, Париж
|
Фреска из монастыря Дионисиат,
Афон, 16 век.
В православии
"Апокалипсис" признали очень поздно,
поэтому иконография в целом
заимствована с Запада
|
Shakko_Kitsune
«Откровение Иоанна Богослова»:
- Часть – I. Апокалипсис в искусстве: альфа и омега, а также семь светильников и меч изо рта
- Часть – 2-3. Апокалипсис в картинках: Про Престол Сатаны и зажаренного в медном быке
- Часть – 4. Вся правда про «исполненных очей», стеклянное море и первый призыв поправить локус
- Часть – 5. А кто все-таки снял Седьмую печать? Семирогий мутант, между прочим!
- Часть – 6а. Четыре всадника Апокалипсиса и подробности их гардероба и амуниции
- Часть – 6-б. День гнева: луна сделалась как кровь и небо свилось в свиток