Копия статуи Артемиды Эфесской,
превращенная в новое время в фонтан
|
Знаменитая скульптура, стоявшая в одном из 7 чудес света, храме Артемиды в Эфесе, имеет весьма странный облик. Почему так вышло и что значит это обилие сосцов?
От самого красивого храма античности, которым восхищались все, в том числе и римляне (потому что после поджога Герострата в 356 г. до н. э. его восстановили и хорошо украсили) как-то ожидаешь невиданной красоты. Ждешь, что его самой главной культовой статуей, храмовой иконой (прим.: слово "икона" греческое, применялось до возникновения христианства), будет что-нибудь разряда Аполлона Бельведерского или Венеры Милосской.
Но, нет...
Артемида Эфесская.
Копия в археологическом музее
Неаполя
|
Статуя представляет собой какой-то очень странный, архаический предмет. Фактически столб с головой, из которого торчат руки, вдобавок он украшен каким-то необычным декором, с фигурками животных. А там, где у нормальных женщин две груди, здесь их — четыре ряда, висящих, словно виноградные гроздья.
Традиционно принято считать, что это как у свиноматки — множество сосцов. Это, как часто пишут — символ плодовитости богини Артемиды Эфесской (которая обитала на континенте, в совр. Турции, и весьма отличалась от классической олимпийской богини-девственницы).
Анатолийская архаичная Артемида Эфесская явно была богиней плодородия и природы, помимо всего прочего, и вот в рамках вот этого занятия — обилие грудей это весьма наглядный атрибут.
Традиционно принято считать, что это как у свиноматки — множество сосцов. Это, как часто пишут — символ плодовитости богини Артемиды Эфесской (которая обитала на континенте, в совр. Турции, и весьма отличалась от классической олимпийской богини-девственницы).
Анатолийская архаичная Артемида Эфесская явно была богиней плодородия и природы, помимо всего прочего, и вот в рамках вот этого занятия — обилие грудей это весьма наглядный атрибут.
Артемида Эфесская
|
Такая версия была распространена очень долго. Но последние десятилетия от нее ученые отказались. Выяснилось, что ни у одного античного автора подобной ассоциации в голове не рождалось (а это отсутствие свидетельств — очень важно).
А пошла эта мода на называние Артемиды Эфесской "многогрудой" — с позднеантичных христианских авторов, Блаженного Иеронима, Минунция Феликса и проч.
А про этих авторов надо знать одну вещь: они очень любили обличать Римскую империю и её разврат. Поэтому ассоциация этих загадочных штук с грудями, скорей всего, их профдеформация как пропагандистов.
А пошла эта мода на называние Артемиды Эфесской "многогрудой" — с позднеантичных христианских авторов, Блаженного Иеронима, Минунция Феликса и проч.
А про этих авторов надо знать одну вещь: они очень любили обличать Римскую империю и её разврат. Поэтому ассоциация этих загадочных штук с грудями, скорей всего, их профдеформация как пропагандистов.
Копия с утраченной головой и
руками,
Villa dei Quintili
|
Действительно, почему ни на одной копии этой статуи, ни в одном варианте у этой "многогрудой" телесности нет такой важной штуки, как сосок? Вот у фонтана (см. 1-е фото) есть дырочки, но это очень поздняя вариация. А у античных — нигде нет.
Знаменитая скульптура Артемиды в Эфесе, имеет весьма
странный облик. Почему так вышло и что значит это обилие сосцов?
|
Кроме того, оригинальная, самая первая статуя была деревянной, из черной древесины, пропитанной драгоценными маслами. На нее было надет наряд и множество украшений, вероятно золотых.
Когда скульпторы копировали первообраз, они делали руки, голову и ноги богини такими же черными, как древесина, а вот все остальное оставляли светлым. Если бы эти "груди" были частью тела, они должны были бы быть тоже черными. Значит, это какое-то украшение, некие подвески.
Когда скульпторы копировали первообраз, они делали руки, голову и ноги богини такими же черными, как древесина, а вот все остальное оставляли светлым. Если бы эти "груди" были частью тела, они должны были бы быть тоже черными. Значит, это какое-то украшение, некие подвески.
Palazzo dei Conservatori - Musei
Capitolini
|
Однозначно: это не грудь! Не четыре ряда грудей!
Так что же здесь изображено на самом деле? Есть весьма неаппетитная версия, что это тестикулы жертвенных быков. Этих животных приносили в жертву богине, а их субпродукты жертвовали непосредственно на статую. (Тем более, что на этой статуе в декоре есть очень много изображений быков).
Так что же здесь изображено на самом деле? Есть весьма неаппетитная версия, что это тестикулы жертвенных быков. Этих животных приносили в жертву богине, а их субпродукты жертвовали непосредственно на статую. (Тем более, что на этой статуе в декоре есть очень много изображений быков).
Есть весьма неаппетитная версия,
что это тестикулы жертвенных быков.
|
Есть теория, что тут изображены тыквы (символ плодородия), которые вешали на шею статуи, как жертвоприношение. Или специальные кожаные мешочки с некими амулетами, молитвенными заговорами и т.д. Тем более, что раскопки в районе храма в Эфесе принесли плоды в виде вот таких подвесок-амулетов похожей формы. Они изготовлены из янтаря.
Есть теория, что тут изображены
тыквы (символ плодородия)
|
Существует также версия, что это изображение пчелиных яиц. (Фигурки пчел на платье богини тоже присутствуют).
Образ улья тоже, как вы понимаете, был очень сильно связан с идеей плодовитости.
Образ улья тоже, как вы понимаете, был очень сильно связан с идеей плодовитости.
Существует также версия, что это
изображение пчелиных яиц.
|
Так что же здесь изображено на самом деле? Доказательств нет, решайте сами. Помните только, что это все-таки не грудь: в том же регионе были найдены пара изображений бога Зевса в похожей амуниции, а его-то уж точно не заподозришь в подобном богатстве.
По материалам:
- The Regalia of Artemis Ephesia
- Shakko Kitsune