Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Невезучий флагман шведского флота

Галеон «Ваза»

Флагман «Льва Севера» и один из крупнейших кораблей своего времени, галеон «Ваза» пошёл ко дну во время своего первого выхода в море. Впрочем, и в море выйти он фактически не успел, затонув из-за фатальной ошибки строителей прямо у входа в гавань Стокгольма. Однако, благодаря катастрофе, произошедшей без малого четыре века назад, современная шведская столица имеет уникальный музей, а любители военно-морской старины могут вживую полюбоваться кораблём периода Тридцатилетней войны 1618–1648 годов.
Боевой корабль «Ваза» получил своё имя от династии шведских королей. Он был задуман как флагман шведского военно-морского флота и должен был стать самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблём на Балтике. Король Густав II Адольф лично утвердил размеры корабля: полная длина 69 м, длина корпуса 47,5 м, ширина 11,7 м, осадка 4,8 м, водоизмещение 1200 т. На вооружении «Вазы» находились 64 пушки разных калибров. При постройке корабля использовалось более 1000 дубов. Корпус был богато украшен позолоченными и раскрашенными резными скульптурами.


Корабль был заложен весной 1626 г. и спущен на воду два года спустя. 10 августа 1628 г. он должен был отправиться в своё первое плавание. На борту находилось более 100 человек команды, а также родственники моряков. Когда «Ваза» на буксире вышел на открытое пространство гавани Стокгольма, капитан Сёфринг Ханссон поднял 4 паруса из 10 и приказал дать салют из пушек. В это время порыв сильного ветра накренил корабль, но затем он выровнялся. Второй порыв ветра накренил корабль сильнее, он зачерпнул воду открытыми по случаю салюта пушечными портами нижнего яруса, лёг на борт и за несколько минут затонул, пройдя всего 1300 метров.


Подъём и реставрация

За прошедшие с момента гибели корабля 300 лет место, где произошла катастрофа, было забыто. В 1953 г. инженер Андерс Франсен начал его поиски сначала в архиве, а затем в стокгольмской гавани. 25 августа 1956 г. корабль был обнаружен у острова Бекхольмен на глубине 32 м. Водолазы, спустившиеся на дно несколько дней спустя, подтвердили, что это «Ваза». К находке проявила интерес вся Швеция, в том числе и король Густав VI Адольф. Поскольку корабль отлично сохранился, в 1957 г. его было решено поднять.


Спонсором работ выступили военно-морской флот и спасательная фирма «Нептун». В течение двух лет водолазы промыли под корпусом корабля шесть тоннелей, каждый 20 метров длиной, через которые завели стальные тросы. В августе 1959 г. «Вазу» в подводном положении отбуксировали на мелководье. В течение ещё двух лет водолазы поднимали наверх хрупкие детали украшений, укрепляли корпус и закрывали все отверстия. Наконец, 24 апреля 1961 года, после 333-летнего забвения, «Ваза» показался над водой.


На протяжении 1962–1979 гг. продолжались восстановительные работы. На это время «Ваза» был помещён в сухой док. Доступ публики сюда был открыт в 1979 г. В течение последующих 10 лет музей посетили 11 млн человек. 16 августа 1990 г. на острове Юргорден был торжественно открыт новый музей. Трёхэтажное здание построено специально под экспозицию и позволяет осмотреть «Вазу» со всех сторон на различных уровнях высоты.

Помимо самого корабля, на территории музея существует множество различных выставок и экспозиций. В настоящее время это один из самых посещаемых музеев Стокгольма.


Проблема, немедленно возникшая перед исследователями после подъёма «Вазы», заключалась в необходимости его консервации. Из-за отсутствия доступа кислорода древесина, из которой он был сделан, прекрасно сохранилась. Однако пропитанное водой дерево начинает растрескиваться и усыхать уже через несколько дней в тёплом сухом воздухе. Корабль мог бы рассыпаться полностью, если бы дерево не было обработано надлежащим образом.


Когда «Ваза» был поднят на поверхность, каждый килограмм древесины содержал 1,5 кг воды. 1,35 кг нужно было испарить, а оставшуюся массу заменить полиэтиленгликолем, который предотвратил бы усыхание древесины. Для этого корпус «Вазы» на протяжении 1962–1979 гг. круглые сутки орошался из 500 распылителей смесью полиэтиленгликоля и воды. Скульптуры и небольшие деревянные куски обрабатывались в ванне.


Проблему представляли также механические повреждения. Разрушена была большая часть кормы, верхней палубы и бикхеда в носу. На месте обнаружения судна археологи подобрали порядка 13 500 разрозненных деталей, которые требовалось идентифицировать и закрепить на месте. Работа исследователей порой напоминала сборку головоломки, в которой единственной подсказкой зачастую служила их собственная фантазия. Постепенно корабль восстанавливался, пока не получил вид полностью собранного.


Многолетние труды реставраторов сделали возможным наблюдать корабль практически в том самом виде, в котором он уходил под воду 388 лет назад. Сегодня «Ваза» примерно на 95% состоит из подлинных деталей. Конечно, некоторые элементы были утрачены, и их пришлось воссоздать заново. Добавленные позже, они заметно выделяются своей ровной поверхностью на более тёмной и неровной оригинальной фактуре.


Роскошная отделка

«Ваза» был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени. Богатый декор корабля считался существенной частью его вооружения, демонстрацией богатства и мощи государства. Для оформления корабля из Германии и Голландии были приглашены самые искусные резчики по дереву, которые украсили «Вазу» более чем пятьюстами деревянными фигурами и двумястами изображениями резного орнамента в стиле позднего Ренессанса и раннего барокко. Материалом резчикам служила древесина липы, сосны и дуба. Все украшения были ярко расписаны, некоторые из них позолочены. На фоне корпуса из светлого дерева яркие, даже аляповатые изображения создавали ощущение праздничности.


Сюжеты взяты из древнегреческой мифологии, Библии и римской истории. Это изображения Геркулеса и сказочных грифонов, нереид, тритонов, русалок и дельфинов, библейских воинов и львов, римских воинов и императоров, поющих и трубящих ангелов. Например, из «Книги судей» в Ветхом Завете взяты 23 воина Гидеона, изображённые над кормовой галереей. С факелами и масляными лампами в руках, дующие в рога и горны, они идут в бой за своего бога.


Вид на корпус «Вазы» с кормы на нос позволяет оценить размеры корабля. Оригинальная палуба не сохранилась. Та, что мы видим сегодня, является современной реконструкцией. Частично сохранились фок и грот-мачты. Бизань, которую мы видим на корме, пришлось изготовить заново.


Важнейшую роль среди роскошных изображений на корме корабля играет шведский государственный герб. По сторонам его поддерживают лапами два вздыбленных льва. Герб в барочном стиле украшен изображениями гирлянд, виноградных лоз и фруктов. Резное панно, которое мы имеем возможность наблюдать сегодня, состоит из 22 деталей, собранных и закреплённых на месте при помощи гвоздей. Его реставрация является результатом кропотливого труда специалистов.


Тёмный строгий корабль, который мы видим сегодня, непохож на тот, каким он был в XVII веке. Сотни скульптур, льнущих и карабкающихся по всему судну, были ярко, даже аляповато окрашены. При помощи микроскопа удалось обнаружить пигменты синего, зелёного, оранжевого, красного цветов, свинцовые белила и другие. Не обошлось без сюрпризов. Ранее считалось, что фоновым цветом кормы корабля являлся синий, и эта гипотеза нашла отражение в изображениях «Вазы», сделанных в 1970–1990-х гг. Более детальные исследования позволили выяснить, что фон был красный. Первоначальная расцветка корабля реконструирована на выставленном в музее макете в масштабе 1:10, представленном на самом первом снимке.


Художники барокко наряду с торжественными и монументальными образами любили изображать грубое, полнотелое, эротическое и комическое. Помимо ангелов, святых и воинов, на «Вазе» множество изображений пышногрудых русалок, бородатых тритонов и смеющихся чертей. Сегодня легко отмахнуться от этого излишества как от простой безвкусицы, но в XVII веке это именовалось бесподобным, этому охотно поражались.


Исследование, продолжавшееся на протяжении двух лет, позволило идентифицировать ряд резчиков и художников. По высокому мастерству исполнения легко выделяются работы немца Мортена Редтмера, автора гербового панно на корме корабля, носовой фигуры льва, скульптуры Геркулеса и других больших и наиболее выразительных скульптур. Другие фигуры представляют собой работы Ханса Клаусинка, Йохана Дидрихсона Тиссена и, возможно, Маркуса Леденса. Эти мастера, согласно архивным данным, работали в это время на корабельной верфи и, наверняка, были задействованы при постройке «Вазы». Наконец, некоторые скульптуры, судя по топорности изготовления, принадлежали работе менее видных мастеров или даже учеников.


Детали

Две галереи на корме корабля являлись данью моде XVI–XVII вв. Сюда выходили помещения кормовой части корабля, предназначенные для размещения капитана и офицеров. Нижняя галерея завершалась круглой, увенчанной куполом башенкой, в которой размещался офицерский туалет. Стоявший здесь ночной горшок опустошался одним из юнг.


Суда XVII века отличались высокой кормой с целым рядом надстроек. Первая кормовая надстройка – ахтердек (шканцы) – начинается позади грот-мачты и идёт к корме за бизань-мачту. Ахтердек являлся самым почётным, торжественным участком на корабле. В бою здесь находились капитан корабля и старшие офицеры.

Небольшой трап вёл с ахтердека на квартердек – палубу второй кормовой надстройки. Как правило, в помещениях квартердека располагались каюты капитана и старших офицеров. На самых больших судах этого времени, к числу которых принадлежал «Ваза», поверх квартердека иногда строилась ещё одна маленькая надстройка – ахтеркастель. Общая высота кормы «Вазы» составляла 19,3 м.


Снимок даёт представление о верхней палубе корабля – опердеке – проходившей через всю длину судна от носа до кормы. Большая часть опердека на «Вазе» была открытой. На ней располагались артиллерийские орудия, шпиль для подъёма якоря, шлюпки, световые и вентиляционные решётчатые люки, различные приспособления для крепления снастей бегучего такелажа и работы с ними.


На носу «Вазы» отсутствовала обычная для кораблей этого времени надстройка фордека, на которой находились орудия и приспособления для крепления снастей бегучего такелажа фок-мачты и бушприта. Носовая палуба являлась продолжением опердека.


Выступающий впереди носа бушприт был предназначен для крепления стоячего такелажа стеньг фок-мачты, а также такелажа носовых парусов – кливеров и стакселей. Угол возвышения бушприта составляет 30°. К форштевню корабля бушприт крепится посредством двух мощных канатов найтовых. Поверх форштевня крепилась треугольная платформа-гальюн, отделённая от носовой палубы вертикальной перегородкой-бикхедом. Открытая ветру и обдаваемая волнами, эта площадка служила отхожим местом для матросов.


Вид на носовую часть палубы и гальюн со стороны бушприта. Хорошо видны носовая перегородка-бикхед и проходы, ведущие вовнутрь корпуса судна.


Носовая часть корабля, вид снизу. Хорошо видны кницы гальюна, посредством которых он соединялся с корпусом корабля. Между параллельными кницами находятся круглые отверстия для якорного каната (клюзы). С боков гальюнная площадка огорожена двумя изогнутыми деревянными бортами-регелями, на которых крепятся скульптурные фигуры. Форштевень завершается резной носовой фигурой льва.


Панорамный вид на носовую часть корабля и корпус. Верхняя часть ограждения примерно соответствует линии водной поверхности, и в этом ракурсе корабль выглядит так, как если бы он плыл по морю.


В этом ракурсе хорошо видны детали и резные украшения форштевня корабля. 20 деревянных фигур на бортах-регелях представляют римских императоров от Августа до Септимия Севера, которых Густав II Адольф рассматривал в качестве своих предшественников.


Деревянная носовая фигура представляет собой изготовившегося к прыжку льва длиной 3,5 м. Оригинальная фигура была позолочена. Также сохранились следы красной краски в пасти льва и белила глаз. В лапах лев держит щит с гербовым изображением снопа соломы, который являлся символом королевской шведской династии Ваза. Лев здесь должен был символизировать короля и силу Швеции в борьбе против католиков и немецкого императора. «Северным львом» современники называли короля Густава II Адольфа.


Интерьеры

О внутреннем убранстве «Вазы» позволяет судить павильон, построенный в музее. Перед нами «большая камера», предназначенная для размещения старших офицеров корабля. Позади неё находится вход в капитанскую каюту. Стены каюты украшены деревянными панелями и резными украшениями более простого вида. Посередине находится стол, вдоль стен лавки и откидные койки.


Орудийная палуба с установленными на ней муляжами орудий. На вооружении «Вазы» находилось 48 больших 24-фунтовых, 8 штук 3-фунтовых, 2 штуки 1-фунтовых пушек и 6 мортир. Артиллерийские стволы размещались на деревянных лафетах, которые посредством талей крепились к бортам для предотвращения слишком сильной отдачи при выстреле. Стреляли пушки через порты, прорезанные в толщине борта.


Орудие главного калибра – 24-фунтовая пушка, весила 2,5 тонны. Отлитые из бронзы, орудия представляли собой значительную ценность. После того как корабль пошёл ко дну, их стремились поднять наверх. Впрочем, все предпринимаемые попытки заканчивались неудачей вплоть до 1665 г., когда швед Альбрехт фон Трейлебен и немец Андреас Пеккель, используя воздушный колокол и целую экспедицию водолазов, смогли поднять 53 пушки. Ещё несколько пушек было найдено в 1958 г.


Современная реплика «вороньего гнезда» – марсовой площадки на вершине мачты, служившей для размещения наблюдателей и стрелков во время боя. На заднем плане на стене виден один из шести сохранившихся парусов «Вазы».


Продольный разрез судна позволяет взглянуть на жизнь внутри корабля. Поражает царившая на корабле ужасающая теснота. На батарейной палубе на пространстве 47 на 11 метров должны были разместиться 400 человек. Койки матросов висели между пушками. Спать они могли посменно и не более 4 часов подряд. Ели также между пушками. Меню состояло из ячменной каши, фасоли или гороха, солонины, сушёной рыбы и сухарей. Припасы хранились в деревянных бочках на нижней палубе. Камбуз находился в нижней части судна, там готовили еду на всех в большом чугунном котле. Печь была сложена из кирпича.


Экипаж

Экипаж «Вазы» состоял из 145 моряков и 300 солдат. По штату он включал:
  • вице-адмирала, командовавшего эскадрой;
  • капитана, командовавшего кораблём;
  • 2 лейтенантов, каждый из которых командовал своей вахтой;
  • 4 квартирмейстеров, каждый из которых дежурил на протяжении четверти вахты;
  • старшего помощника капитана и его заместителя, ответственных за снасти и паруса;
  • боцмана и его помощника, ответственных за такелаж;
  • 2 штурманов и 4 помощников штурманов;
  • 2 шкиперов;
  • хранившего провизию стюарта;
  • кока;
  • надзирателя;
  • священника;
  • цирюльника, выполнявшего также обязанности лекаря;
  • горниста;
  • 4 плотников и 4 юнг;
  • 90 матросов, работавших с парусами,
  • 1 канонира и 20 артиллеристов;
  • 30 сержантов и 270 солдат.

Матросы на корабль набирались посредством призыва в пропорции один человек из десяти. На службу не брали детей моложе 15 лет и стариков старше 60 лет. Питание и жильё им должны были предоставлять жители Стокгольма. Годовое жалование матроса в 1628 г. составляло 57 далеров, но из него вычитались деньги за питание и одежду. Наличными матрос получал менее четверти от этой суммы. Для сравнения, корова стоила 5 далеров, гусь полдалера, бочка ржи 1 далер, а бочка пива – 3 далера.

На одном из матросов, которые были найдены на борту «Вазы», хорошо сохранилась одежда. Она состояла из короткой куртки со стоячим воротником, тканой льняной рубахи, широких штанов до колен, чулок и мягких кожаных туфель. Принадлежности для шитья были найдены в рундуках экипажа, как и кожа, колодки и деревянные гвозди для починки башмаков.


«Хельги» — матрос, останки которого были найдены на нижней палубе, где его придавило пушечным лафетом. Он был 165 см ростом, 35 лет от роду, отличался хорошим здоровьем, но страдал от кариеса. Его хорошо сохранившаяся одежда была описана в предыдущем комментарии. В матерчатом кошельке у него было 36 медных монет, жалование за неделю. Этой суммы едва хватило бы на кувшин вина в кабаке. С собой у него был также нож в кожаных ножнах.


Постройка «Вазы»

Стокгольмская верфь в XVI–XVII вв. находилась на современной набережной Ниброкаен. Здесь находились склады для древесины, кузнечные мастерские, 2 мельницы и бараки для сотен рабочих. На макете представлено несколько кораблей в разной стадии постройки. Один из них, полностью готовый, проходит ремонт днища. Верхняя часть его мачт и реи сняты, как это делалось, когда корабль ставился на ремонт. Далее видны два других корабля на разных стадиях постройки. Вдалеке виден силуэт Гамластана и королевского дворца Трекронур.


«Ваза» на нулевом цикле работ. На киле укреплены кормовой транец, форштевень и нижний уровень обшивки.


Каркас судна в процессе постройки, установлена часть шпангоутов и обшивка подводной части корпуса.


Корпус корабля почти готов. Закончена установка шпангоутов и бимсов, на которых предстоит настелить палубу. Внешняя обшивка ещё отсутствует. До завершения работы остается несколько месяцев.


Современный макет в масштабе 1:10 позволяет наглядно представить внешний вид «Вазы» в первый и последний день его военной службы.



Алексей Козленко