Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Носовые фигуры кораблей


Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен. В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой. Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов.

Когда судно отслужило свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.


Сейчас ее называют "галеонной фигурой" по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют "гальюнной" фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.

Плававшие на примитивных суденышках, бессильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, оберегать от несчастий, способствовать успеху плавания.


Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они сопровождали души моряков в страну мертвых.

Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей. Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне - разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля. Голова дракона являлась обязательной принадлежностью быстроходных дракаров у викингов.


Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике

Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи. Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.


Уходя в море, моряки всегда совершали жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения богов.

Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров вырезали из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.


Многие носовые фигуры олицетворяли в прямой, аллегорической или символической форме название судна, с целью показать имя корабля людям, которые в большинстве своем- не умели читать. В этом случае использовались самые разнообразные фигуры: от древнеримских императоров и героев до экзотических (по тем временам) народов - индейцев, мавров и т.д. Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.

С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.


Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.

По пышности отделки подобные суда подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже превосходили их. В случае военно-морских кораблей- была цель- продемонстрировать богатство и могущество владельца.


В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.

Изначально проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в натуральную величину.


































Одна из самых неудачных фигур