Традиция украшать нос корабля
скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен. В древнем Риме
носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.
Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна,
гордостью владельцев судов и капитанов.
Когда судно отслужило свой срок,
носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или
капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.
Сейчас ее называют
"галеонной фигурой" по имени кораблей, но в морской терминологии ее
называют "гальюнной" фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн
(свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались
отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты
на кораблях.
Плававшие на примитивных
суденышках, бессильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески
задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы
ветра и волн, оберегать от несчастий, способствовать успеху плавания.
Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они сопровождали души моряков в страну мертвых.
Древние египтяне часто отдавали
предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его
команду в море от возможных неприятностей. Финикийцы обычно устанавливали на
носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их
кораблей, а греки и римляне - разъяренного кабана или дракона, дабы запугать
потенциального неприятеля. Голова дракона являлась обязательной принадлежностью
быстроходных дракаров у викингов.
Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике
Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи. Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.
Уходя в море, моряки всегда
совершали жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не
забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и
изображения богов.
Чаще всего на первых порах это
были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих
дракаров вырезали из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на
носу судна. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие
народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например
павлинов.
Многие носовые фигуры
олицетворяли в прямой, аллегорической или символической форме название судна, с
целью показать имя корабля людям, которые в большинстве своем- не умели читать.
В этом случае использовались самые разнообразные фигуры: от древнеримских
императоров и героев до экзотических (по тем временам) народов - индейцев,
мавров и т.д. Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.
С середины XVI века
испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах —
больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных
грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.
Со второй половины XVI века и особенно
в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех
парусных кораблей.
По пышности отделки подобные суда
подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже
превосходили их. В случае военно-морских кораблей- была цель-
продемонстрировать богатство и могущество владельца.
В расцвете барокко, некоторые
корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.
Изначально проектные модели
носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и
лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в
натуральную величину.
Одна из самых неудачных фигур
|