Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

На дне морском


Морское дно стало последним пристанищем для тысяч кораблей и их экипажей. Большинство из них пропало бесследно, и лишь немногие сумели сохраниться благодаря счастливому стечению обстоятельств. Изредка археологам удаётся обнаружить корабельные останки. Самой знаменитой находкой такого рода является шведский «Ваза», ставший экспонатом названного в его честь музея в Стокгольме. Столь же известны останки «Мэри Роуз», экспонирующиеся в музее в Портсмуте. На протяжении последних двух десятилетий морские археологи сделали ещё несколько интересных находок.
Ньюпортский корабль

Во время строительства Арт-центра в Ньюпорте (Уэльс) в июне 2002 года у западного берега протекающей через город реки Уск, на месте старого порта, строители обнаружили прекрасно сохранившийся корпус корабля середины XV века. Причальная левая сторона корпуса была срублена до высоты примерно 2,7 м над килем. Правая сторона, которой корабль при затоплении ушёл в ил, сохранилась почти на полную высоту, но по сравнению с левой сильнее пострадала при крушении. Вероятно, прекрасная сохранность останков связана с низким уровнем кислорода в иле реки, что помешало размножению уничтожающих древесину микроорганизмов.


Раскопки Ньюпортского корабля
Первоначальная длина находки оценивается в 35 м, ширина — в 8,2 м. Водоизмещение составляло 250 т. Корабль мог перевозить в трюме около 160 т груза и, следовательно, являлся «большим кораблём» (navis) — такие обычно использовались для атлантических маршрутов между Великобританией, Францией и Южной Испанией.

Корабль был построен в соответствии с северной традицией судостроения. Обшивка корпуса набрана клинкерным способом: верхняя доска перекрывала нижнюю внахлёст. Доски плотно подгонялись одна к другой, а затем скреплялись железными гвоздями. Зазоры между ними конопатились пропитанной смолой шерстью. Когда внешний корпус судна был готов, внутри устанавливались деревянные рёбра каркаса, соединявшиеся с килем. Для крепления шпангоутов гвозди не использовались: соединение с килем обеспечивалось вырезанным в нём пазом и точностью подгонки. Внутренняя часть обшивки корпуса набрана из стрингеров — длинных досок, которые придают кораблю продольную прочность. К каркасу корабля стрингеры крепились при помощи деревянных гвоздей-нагелей длиной 25 см, которые вставлялись в заранее просверленное отверстие диаметром 3,2 см. Поперечные бимсы соединяли противоположные ветви шпангоутов и несли на себе доски палубного настила.

Для изготовления киля использовалась древесина бука, а остальные части корабля делались из дуба. Дендрохронологический анализ определил вероятную дату строительства между 1444 и 1449 годами, когда были срублены пошедшие на изготовление корабля деревья. Местом происхождения древесины является баскский регион на севере Испании, славившийся в то время своей судостроительной традицией. К более позднему времени относятся доски обшивки и конструктивные элементы внутренней части корпуса, изготовленные из деревьев, выросших в Великобритании и срубленных около 1466 года. Эти материалы, скорее всего, использовались при ремонте, проводившемся в Ньюпорте незадолго до того, как судно затонуло. Следы обработки на поверхности древесины говорят о том, что почти все работы при постройке и ремонте судна производились при помощи топоров и тёсел. Следы использования пил попадаются лишь изредка. В процессе расчистки древесины на обшивке наружного корпуса были обнаружены многочисленные специально нанесённые метки. Скорее всего, они были нужны при подгонке соединений досок обшивки.



3D-модель фрагмента корпуса Ньюпортского корабля
Учёные пришли к выводу, что корабль был построен около 1449 года в испанском Сан-Себастьяне или где-нибудь поблизости. Эту дату косвенно подтверждает найденная весной 2006 года мелкая французская серебряная монета, аккуратно вложенная в отверстие на стыке киля и стемпоста и засмоленная там. Монета, оставленная «на удачу» в начале постройки корабля, была отчеканена в Кремье в регионе Дофине во Франции в период с мая по июль 1447 года. Обломки бочек, найденных внутри корпуса, содержат знаки, напоминающие известные марки бристольских купцов. Бристоль в XV–XVI веках являлся вторым по значимости и грузообороту портом королевства.

На протяжении примерно 20 лет корабль совершал рейсы между Бристолем, Южной Францией, Испанией и Португалией. На это указывают находки мелких монет, осколков керамики, зёрен пшеницы, косточек винограда, скорлупы грецкого ореха, зёрнышек инжира, рыбьих костей, шерсти мериносов и других товаров.

Реконструкция корпуса и надстроек корабля
на основе расположения обломков
Предположительно, корабль назывался «Мария Байонская». Косвенные данные свидетельствуют, что он принадлежал Ричарду Невиллу, графу Уорику (1428–1471), знаменитому «Делателю королей» эпохи английской Войны Роз. В архиве сохранилось его письмо от 22 ноября 1469 года, адресованное Томасу Трокмортону, лэндлорду Гламоргана, в котором речь идёт о ссуде на ремонт корабля в Ньюпорте и о выплатах в размере 10 фунтов Джону Кольту, богатому стороннику Уорвика, а также бристольским купцам Ричарду Порту (53 шиллинга 6 пенсов), Вильяму Токеру (6 шиллингов 8 пенсов) и Мэтью Джабберу. В последнем случае оплата производилась деньгами, железом, солью и прочими вещами, нужными для оснащения корабля. Их общая стоимость составляла 15 фунтов 2 шиллинга и 6 пенсов. Вероятно, ремонт, о котором говорится в письме, понадобился после того, как корабль был сильно повреждён во время последнего рейса из-за шторма или нападения пиратов. На последнее обстоятельство указывают находки каменных ядер, элементов защитного снаряжения и амуниции лучников. По-видимому, в состав экипажа входила вооружённая охрана.

Дендрохронологический анализ дубовых лаг, служивших подпорками корпуса, показывает, что корабль стал на прикол в гавани Ньюпорта весной или летом 1468 года. С информацией из письма Уорика о ремонте судна хорошо согласуется некоторое число деревянных материалов, изготовленных из английского дуба, срубленного два года назад. По-видимому, ремонт так и не был завершён. Причины гибели корабля остаются неизвестны.




Теоретический чертёж корпуса Ньюпортского корабля
Сразу после обнаружения корабля не было никаких планов по его сохранению. Однако местные жители организовали целую кампанию по сбору средств на реставрацию, учредив Сообщество друзей корабля из Ньюпорта. Первоначальные оценки предполагали, что сохранение корабля обойдётся примерно в 3,5 млн фунтов стерлингов. Эту сумму удалось собрать частными пожертвованиями и средствами, предоставленными Правительственной ассамблеей Уэльса и городским советом Ньюпорта. К началу 2008 года были подняты и описаны все деревянные детали судна, после чего началась их химическая обработка консервирующими веществами. Из-за больших размеров корабль не может быть выставлен в подвале нового центра искусств. Однако Сообщество друзей корабля из Ньюпорта регулярно организует презентации и выставки, знакомя посетителей с историей находки.




Реконструкция Ньюпортского корабля
Шведский «Марс»

19 августа 2011 года команда исследователей Ocean Discovery из шведского Вестервика обнаружила место гибели «Марса» — знаменитого флагмана шведского королевского флота середины XVI века. Это открытие стало кульминацией 20-летних поисков, которые вёл совладелец Ocean Discovery Ричард Лундгрен вместе со своим братом Ингмаром и их коллегой Фредриком Скогом. Корабль был найден в 10 морских милях (18,5 км) к северо-западу от порта Бёда, расположенного у северной оконечности острова Эланд. Корабль лежал на глубине 73 м. Сегодня «Марс» изучают исследователи из Морского института MARIS Сёдертёрнского университета в Швеции и Музея Вестервика, а также дайверы из Ocean Discovery и MMT.

Аквалангист из Ocean Discovery рядом с обломками «Марса»
«Марс» в 1563 году построил корабельщик Холлингер Ульссон на Бьёркенесской верфи в Кальмаре по заказу шведского короля Эрика XIV. Точные размеры корабля рассчитываются только на основе косвенных данных. Длина судна достигала 54 м, ширина — 13,5 м, а водоизмещение составляло примерно 1800 т. Корабль имел не менее двух палуб и высокие носовые, а также кормовые надстройки. В этих надстройках и на батарейных палубах размещалось 173 больших и малых орудия (по другим данным, 107), стрелявших чугунными и каменными ядрами. Судно несло не менее трёх мачт с прямыми парусами. Возможно, это было первое на севере Европы судно, чьи мачты делались составными. Команда насчитывала 670 человек, в том числе 350 матросов, а остальные были солдатами и канонирами. Таким образом, «Марс» являлся одним из самых больших и хорошо вооружённых кораблей своего времени.

Немецкая гравюра с изображением «Марса» на обложке изданного в Германии памфлета с описанием сражения и гибели корабля
Корабль погиб в морском сражении у острова Эланд 31 мая 1564 года во время Северной семилетней войны (1563–1570). Швеция в этом конфликте боролась против коалиции Дании, Любека и Польши. Шведский флот имел небольшое превосходство в силах и вышел победителем из схватки, произошедшей днём ранее. Но затем ветер разбросал шведские корабли на широком пространстве, и «Марс» с двумя другими кораблями на следующий день оказался лицом к лицу со всем флотом противника. Схватка была столь жаркой, что на судне начали взрываться пушки. Любекские корабли сблизились с «Марсом», намереваясь взять его на абордаж. Потушить пожар не удалось, и шведский адмирал Якоб Багге решил сдаться, чтобы спасти команду. Его и часть уцелевших матросов перевели на другой корабль. После этого любекцы начали грабить судно, перевозившее военную казну. В этот момент пожар добрался до пороховой камеры в носовой части судна. Произошёл взрыв, унесший жизни от 800–900 шведских и немецких моряков.




3D-реконструкция обломков корпуса «Марса»
«Марс» был обнаружен лежащим на правом боку. Низкий уровень морских отложений, медленное течение, солёная вода и отсутствие древоточцев — совокупность этих факторов сохранила корабль в замечательном состоянии. На судне были обнаружены бронзовые и железные пушки различных калибров, а также остатки военного снаряжения. Поверхностный осмотр корабля подтверждает, что он погиб в бою от взрыва пороха. Сила взрыва была такова, что передняя часть корабля оказалась в 40 м от других останков. Археологи опровергли утверждения о том, что в ходе сражения у «Марса» был повреждён руль и поэтому корабль потерял управление. Деревянный руль цел и находится на своём месте, ржавчина уничтожила только металлические гвозди и элементы крепления.

3D модель обломков корпуса «Марса»


Поднимать «Марс» и открывать музей пока никто не планирует: это было бы чрезвычайно дорогим мероприятием. Более того, можно повредить корпус. Исследователи максимально подробно документируют место находки с помощью фотограмметрии и многолучевого сканирования с точностью до 2 мм. Полученные трёхмерные изображения позволяют реконструировать не только само судно, но и удивительно хорошо сохранившееся поле битвы.

Современная реконструкция «Марса»

Корабль из Даларё

В 2003 году группа профессиональных дайверов обнаружила у берегов острова Эдесё напротив городка Даларё к юго-востоку от Стокгольма на глубине 30 метров хорошо сохранившиеся останки трёхмачтового судна. Дайверы сообщили о своей находке в Национальный морской музей Швеции и передали туда некоторые предметы, поднятые с места крушения. Пресс-релиз об этой находке был обнародован только в 2007 году. Останки судна исследовали археологи из Национального морского музея, университета Сёдертёрна, а также Университета Саутгемптона. Дендрохронологический анализ установил, что дерево, из которого корабль был построен, происходит из северо-восточной части Британии и было срублено в 1650-х годах.






3D-модель корабля из Даларё
Корабль лежит прямо на морском дне с 17-градусным креном на правый борт. Небольшой и довольно широкий корпус имеет около 20 м в длину. Форштевень украшала резная фигура льва — символа королевской династии Швеции. Корма закруглена, что указывает скорее на английскую традицию судостроения, чем на голландскую. Судно было оснащено тремя мачтами с прямыми парусами. Нижняя часть фок-мачты и грот-мачты всё ещё стояли на своих местах. Сломавшаяся бизань и стеньги остальных мачт лежали с правой стороны от борта. Корпус корабля не имеет следов повреждения. На верхней палубе было найдено множество объектов, включая шкаф с плотничными инструментами, мушкет и два пистолета. Из шести пушек, которые нёс корабль, одна по-прежнему находилась на своём лафете на квартердеке, а другая была обнаружена за бортом. Характер расположения находок на верхней палубе указывает на внезапную гибель судна. Возможно, во время шторма судно сильно накренилось, зачерпнуло воды, а после затонуло. Останков экипажа исследователи не обнаружили.

Подводные съёмки корабля из Даларё


Поначалу считалось, что корабль из Даларё является «Венценосным львом» (Krönta Lejonet), принадлежавшим Магнусу Габриэлю Делагарди. Согласно документам, этот корабль затонул около 1660 года, что соответствовало датировке находок. В 2017 году старший научный сотрудник кафедры археологии и античности Центра морских исследований Никлас Эриксон опубликовал статью, в которой доказывал, что обнаруженные останки принадлежат «Бодекулю» (Bodekull). Этот корабль изготовил по заказу шведского короля Карла X Густава английский корабельный мастер Томас Дей между 1659 и 1661 годами. Изначально он имел военное предназначение. В 1660 году король внезапно умер, и корабль прямо в ходе постройки стали переделывать под иные задачи. Описания внесённых в его конструкцию изменений Эриксон обнаружил в переписке между судостроительной верфью и адмиралтейством.

Чертёж судна из Даларё
«Бодекулю» всё-таки пришлось поучаствовать в военных действиях во время Сконской войны (1675–1679) между Швецией и Данией. Осенью 1678 года он должен был доставить провиант к месту зимовки, однако по пути попал в шторм и затонул у берегов острова Эдесё. Водолазы подняли с корабля два десятка бочек муки и отправили их в Стокгольм. Сохранились письма, в которых адмиралтейство пыталось решить, как испечь хлеб из промокшей муки. Благодаря этой переписке прояснилась история гибели корабля.

Несмотря на прекрасную сохранность, корабль не планируется поднимать наверх и выставлять в музее из-за высокой стоимости работ и сложности последующего содержания. Вместо этого Национальный морской музей Швеции и муниципалитет Ханинге намерены превратить место крушения в Даларё в археологический парк для дайвинга.


Алексей Козленко