Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Саркофаг Александра

Саркофаг Александра

Саркофаг Александра


Саркофаг Александра, один из самых замечательных образцов эллинистического искусства, когда-либо найденных.


Саркофаг Александра — не первый и не последний артефакт, вызывающий головную боль у археологов и экспертов. Вырезанный из греческого пентелийского мрамора, этот артефакт создал множество загадок с тех пор, как Осман Хамди-бей, управлявший выдающимся Османским имперским музеем в Стамбуле в конце 19-го века, узнал об открытии.

Знаменитый саркофаг был найден в подземной камере, расположенной в Сидоне, одном из крупнейших городов Ливана. Кусок довольно выделялся по сравнению с другими саркофагами, найденными в той же камере. Каждая из его четырех сторон включает в себя изысканные скульптуры, и вся часть считается самым эксклюзивным произведением искусства, относящимся к классическому греческому периоду.

Никаких надписей на нем не было видно, внутри не было найдено никаких ценных предметов. По мнению историков, что бы ни защищал саркофаг, оно было ограблено ворами вскоре после того, как саркофаг был впервые запечатан.

Саркофаг Александра

Саркофаг Александра


Лучшие подсказки о том, что могло быть его целью и действительно ли он защищал останки величайшего воина всех времен, раскрываются в самих рельефах.

Самая значительная из всех изображенных сцен показывает, что Александр Македонский, вероятно, противостоит одному из своих главных соперников, царю Персии Дарию III. Эта сцена наблюдается на одной из длинных сторон саркофага и традиционно интерпретируется как битва при Иссе 333 г. до н.э., когда персидские войска потерпели тяжелое поражение.

Пентелийский мрамор. Царский некрополь Сидона. Палата III. Последняя четверть IV в.

Пентелийский мрамор. Царский некрополь Сидона.
Палата III. Последняя четверть IV в.


Эксперты быстро обнаружили сходство этого изображения Александра с мозаикой, найденной в Италии. Мозаика, которая скрывается в Доме Фавна в Помпеях, фактически помогла определить возраст саркофага, а также его связь с Александром.

Александр изображен с куском львиной шкуры на голове, и персидские войска вот-вот будут атакованы его копьем. На том же рельефе битвы предположительно узнаваемы еще две фигуры истории. Первое знакомое лицо кажется близким другом воина Гафестионом, а второе — Пердиккой, известным полководцем армии Александра, который очень помог македонцам в походе против персов.

Саркофаг Александра

Саркофаг Александра


Чуть менее захватывающей, но не менее важной является вторая длинная сторона саркофага. Там появляется Александр, охотящийся на львов вместе с Дарием и персами, или, возможно, как предполагают другие источники, еще одна фигура, фигура Абдалонима. Считается, что финикийский царь Сидона Абдалонимус был назначен царем самим Александром вскоре после битвы при Иссе.

Более короткие концы артефакта изображают еще две сцены. Во-первых, это еще одна битва, возможно, в Газе. А второй, возможно, снова представляет Абдалонима, который охотится на пантеру.

Александр разбивает персов на одной из длинных сторон саркофага Александра

Александр разбивает персов
на одной из длинных сторон саркофага Александра


В начале, когда историки интерпретировали рельефы, быстро возникали недопонимания и горячие споры. Многие вопросы были загадкой, поскольку исторические отчеты, найденные в Исторической библиотеке , автором которой является Диодор, предполагали, что саркофаг Александра выглядел несколько иначе. Например, изделие было сделано не из мрамора и сверкало золотом. Но был ли этот золотой цвет единственной краской, которая со временем стиралась, обнажая мрамор? К тому же найти его в локации Сидон было довольно необычно.

По этим причинам некоторые первоначальные атрибуты саркофага достались Абдалонимусу. Последовала еще большая путаница, поскольку один из других саркофагов, найденных в подземной камере в Сидоне, как сообщается, принадлежал Мазею, дворянину и правителю Вавилона. Поэтому некоторые ученые также утверждали, что саркофаг Александра на самом деле был для Мазея.

Саркофаг Александра

Саркофаг Александра


Археолог Карл Шефолд пришел к выводу, что некоторые из этих открытых вопросов указывают на то, что саркофаг был изготовлен до смерти Абдалонима. Правдоподобным ответом также является то, что родосская мастерская, которая работала в Сидоне, изготовила древний предмет, что объясняет доминирующую греческую эстетику.

Возможно, мы никогда не узнаем подробностей о саркофаге Александра и его истории. Но как восхваляемую реликвию стоит увидеть, как выдающееся достояние, хранящееся в Археологическом музее Стамбула.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:
Stefan Andrews,
«Alexander Sarcophagus, one of the most remarkable
examples of Hellenistic art ever found»