Это резьба по камню Тлазолтеотля, ацтекской фигуры, изображающей рожающую, которая находится в коллекции Думбартон-Оукс |
Чиуатеотео, так называли божеств в первоначальной Мексике, умерших при родах. Их битва была вознаграждена тем, что они сопровождали Солнце на его пути, пролетающнго по небу с самыми храбрыми воинами.
Чиуатеотео также были известны как mocihuaquetzqueh, «женщины, которые встают» — это относится к тому факту, что они поднимались, чтобы встретить Солнце; ixcuiname, «lagañosas» или cihuateteoh, «богини».
Чиуатеотео и Тлазолтеотль
Тлазолтеотль также является великим очистителем, очищающим все грязное и восстанавливающим циклы жизни.
Похороны женщин,
умерших при родах, в Мексике
Чиуатеотео |
Они представляют собой женское воплощение благородных женщин, погибших при родах, которые руководили солнцем, а также их мужскую версию, известную как Macuiltonaleque, мужчин, погибших в битвах.
Внешний вид Сиуатеотео был похож на трупное существо с женской фигурой, у него было бледное лицо и пестрое кружевное платье, это существо проявлялось перед путниками на перекрестках дорог, оплакивающими потерю своих детей.
Чиуатеотео и Ла Йорона
Их покровителем было божество Чиуакоатль, собиратель душ, богиня рождения и смерти, и их иногда считают посланниками из Миктлана , подземного мира Мексики.
Согласно легенде, именно во время падения Монтесумы Чиуатеотео присутствовали во время предвестников этого события, рыдая по улицам Теночтитлана и крича по ночам, о дети мои! где я их возьму?
Когда прибыли испанцы, они адаптировали доиспанское поверье из истории о дворянке, убившей своих детей из любви к мужчине, утопившей их в реке или бросившей в реку, что породило легенду о Ла Йороне. Говорили, что их можно было найти на перекрестках плачущими о своих детях.
Легенда о Ла Йороне, которая более 500 лет является частью мексиканского народного совета, имеет различные версии на всей территории страны, особенно в сельской местности.
Ла Йорона (от исп. llorar — плакать, стонать), «Плачущая женщина», «Плакальщица» — персонаж мексиканского и мексикано-американского фольклора. Легенда о Плакальщице также бытует на территории почти всех стран Латинской Америки (Колумбия, Боливия, Чили, Венесуэла, Перу и др). Легенду о Плакальщице называют «Третьей Легендой Мексики» наряду с легендами о Деве Марии Гваделупской и Малинче. Плакальщица, как правило, предстает в легенде призраком матери, оплакивающей своих погибших детей. Она обречена на вечные скитания по свету. Согласно легенде, ночью, при полной луне можно услышать вой Ла Йороны: «О, дети мои!»
Впервые упоминание о Плакальщице встречается в хрониках францисканского монаха Бернардино де Саагуна в XVI веке («Плачущая женщина» — Шестое предзнаменование о падении империи ацтеков), а начиная с XIX века образ Плакальщицы находит своё художественное воплощение в литературе.
Образ Плакальщицы чрезвычайно многообразен: изображениями Ла Йороны заполнены мексиканские кварталы-баррио Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Чикаго, песню о Плакальщице можно услышать в исполнении традиционных мексиканских музыкальных ансамблей-мариачи, а также современных артистов, работающих в жанре альтернативной музыки.
Ла Йорона заполоняет собой искусство: ей посвящены произведения поэзии, живописи, образ активно используется в кинематографе. Он продолжает жить в фольклоре и становится достоянием массовой культуры Латинской Америки (реклама, стикеры на автомобиль «Посигналь, если ты увидел Ла Йорону», таблички с изображением Ла Йороны, предостерегающие детей не подходить близко к воде).
Схожие мифологические персонажи других культур: Медея, Банши, Белая женщина, Ночные прачки, Ламия, Лилит.