Культовый объект из гипсового черепа, обнаруженный в Иерихоне. |
Иерихон (также называемый Телль-эс-Султан) — город с невероятно богатой историей, расположенный на западном берегу Палестины, недалеко от реки Иордан, примерно в 55 километрах (34 милях) от Иерусалима. Помимо того, что он был назван старейшим городом в мире и включен в Библию, он также был домом для некоторых очень странных погребальных практик.
Около 9600 г. до н.э. засухи и холода закончились, что позволило натуфийским группам увеличить продолжительность своего пребывания, что в конечном итоге привело к заселению и постоянному поселению в течение первого года. Затем возникла новая культура, основанная на земледелии и оседлом жилище, для которой характерны небольшие круглые дома, построенные из глины и рыхлых кирпичей, выращивание злаков и захоронение мертвых в этажах зданий.
Место Иерихона, |
ОШТУКАТУРЕННЫЕ ЧЕРЕПА ИЕРИХОНА:
ПОРТРЕТЫ УМЕРШИХ?
Период неолита важен, потому что именно тогда мы впервые находим хорошие свидетельства религиозных и культурных обычаев, особенно связанных с погребальными обычаями. В Иерихоне, помимо размещения усопших под полами домов, люди занимались еще одной уникальной погребальной практикой.
В некоторых случаях Strange Remains объясняет, что черепа их мертвых были удалены и покрыты гипсом, чтобы создать очень реалистичные лица или посмертные маски с инкрустированными раковинами вместо глаз и краской, имитирующей волосы и усы. Плоть и челюсти черепов были удалены, чтобы смоделировать гипс на кости, и физические черты лиц кажутся специфическими для отдельных людей, что позволяет предположить, что эти украшенные черепа были портретами умерших .
Тонкое моделирование, использованное для создания реальной плоти, впечатляет само по себе, обратите внимание, что это было достигнуто путем объединения гипса и оксида железа, чтобы придать цвет, похожий на кожу, но тем более, учитывая очень раннюю дату этих артефактов. Они включали такие детали, как гипсовые брови или подбородки, вместо глаз использовались ракушки, и считается, что затем на оштукатуренных черепах были нарисованы прически и волосы на лице. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что черепа позже были выставлены на обозрение или хранились вместе с другими гипсовыми черепами.
Слева: неолитический череп из Иерихона в коллекции Британского музея. Справа: лицевая реконструкция иерихонского черепа. (Британский музей) |
ОШТУКАТУРЕННЫЕ ЧЕРЕПА В ЛЕВАНТЕ
Более шестидесяти гипсовых черепов были найдены в шести местах в районе Леванта, как правило, датируемых между 7000 и 6000 годами до нашей эры, но некоторые восходят к 8000 г. н.э. Один такой череп был раскопан в 1930-х годах Джоном Гарстангом в Иерихоне вместе с пятью другими оштукатуренными черепами и в настоящее время хранится в Королевском музее Онтарио.
Подобные черепа были обнаружены Кэтлин Кеньон в 1950-х годах, среди них, пожалуй, самый известный оштукатуренный человеческий череп, найденный на сегодняшний день. Возраст около 9500 лет. Это Череп Иерихона, известный как «самый старый портрет в Британском музее», один из семи оштукатуренных черепов эпохи неолита, которые Кеньон обнаружил во время раскопок в Иерихоне. В 2016 году специалисты по реконструкции лица Центра визуализации и анализа Музея естественной истории воссоздали его лицо, создав цифровую 3D-модель, которая была выставлена в Британском музее.
Оштукатуренные черепа |
ЗАЧЕМ ЖИТЕЛИ ИЕРИХОНА СОЗДАВАЛИ ГИПСОВЫЕ ЧЕРЕПА?
Другие места, где были раскопаны оштукатуренные черепа, включают Айн-Газаль и Амман, Иордания, и Телль-Рамад, Сирия. Большинство оштукатуренных черепов принадлежали взрослым мужчинам, но некоторые принадлежали женщинам и детям. Традиционная интерпретация погребальной практики заключается в том, что черепа служили средством сохранения предков и поклонения им. Некоторые эксперты утверждают, что в этой практике есть религиозный аспект, отражающий веру в то, что жизнь продолжается после смерти за счет сохранения индивидуальных характеристик умершего. Однако черепа могут быть не столько религиозными объектами, сколько мощными изображениями, созданными для памяти и увековечивания памяти близких. Другая теория состоит в том, что черепа использовались в качестве заменителей умерших, чтобы предотвратить возвращение мертвых. Хотя мы, возможно, никогда не узнаем их истинное назначение, черепа из Иерихона свидетельствуют о самых ранних искусствах и, возможно, религиозных обрядах, когда-либо найденных в этом регионе.