Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Три женщины Карфагена

Античная история сохранила немало имен выдающихся карфагенян – полководцев, правителей, политический деятелей. Куда меньше известно о женщинах Карфагена. Но среди них были те, память о которых сохранилась и через тысячелетия. Три из них оказались настолько связаны с историей Карфагенской державы, что стали ее неотделимой частью.
Основательница Карфагена

У царя Муттона (он же Маттан или Метон), правителя одного из древнейших финикийских города Тира, жившего в IX веке до н.э., было двое детей: сын Пигмалион и дочь Элисса, славившаяся своей красотой. Муттон сделал своими наследниками их обоих, однако после его смерти граждане Тира передали всю полноту власти Пигмалиону. Принцесса Элисса вышла замуж за своего богатого и могущественного дядю Ахерба, жреца великого Мелькарта, главного божества Тира.

«Дидона, основательница Карфагена»
иначе «Дидона при основании Карфагена, или Расцвет Карфагенской империи»,
картина Уильяма Тёрнера, написанная в 1815 году.
С 1856 года хранится в Лондонской Национальной галерее
Повзрослевший Пигмалион оказался большим стяжателем и захотел овладеть сокровищами храма Мелькарта. Однако Ахерб, предвидевший такое развитие событий, тщательно скрывал их местонахождение. Нетерпеливый Пигмалион, переступив через родственные узы, вскоре злодейски убил дядю. Он надеялся, что оставшаяся в одиночестве сестра станет искать у него защиты и покровительства и сама принесет ему сокровища Ахерба. Видимо, рано или поздно Пигмалион лишил бы жизни и сестру, если бы та проявила строптивость.

Но Элисса в этой ситуации выказала необычайную хитрость и самообладание. Она сама обратилась к брату с просьбой разрешить переселиться к нему. По ее словам, пребывание в доме убитого мужа не давало ей оправиться от скорби и горьких воспоминаний. Пигмалион с удовольствием принял ее предложение и даже прислал своих слуг, чтобы те оказали помощь при перевозе имущества. Несомненно, правитель Тира рассчитывал, что среди него окажутся и богатства Ахерба.

Элисса попросила посланцев брата погрузить на принадлежащий ей корабль туго завязанные тяжелые мешки. Как только судно вышло в открытое море, женщина приказала слугам Пигмалиона сбросить мешки в воду и стала взывать к духу Ахерба, умоляя его принять сокровища, которые стали причиной его смерти и принесли ей столько горя. После она обратилась к царским слугам, сказав, что теперь их ждет жестокое наказания и пытки со стороны ее брата, так как золото теперь покоится на дне морском. Осознав свое положение, посланцы Пигмалиона согласились сопровождать Элиссу в ее бегстве. В действительности хитроумная женщина приказала им сбросить на дно мешки, наполненные песком: золото было выкопано и погружено на корабль ее слугами заранее.

К кораблю высокородной беглянки в ту же ночь присоединились суда поддерживавших ее тирских аристократов, и маленькая флотилия, груженная сокровищами из храма Мелькарта, отправилась в изгнание.

Развалины на холме Бирса карфагенского периода
Первую остановку беглецы сделали у острова Кипр. У жителей острова в те времена был обычай посылать молодых девушек в определенные дни на берег моря, чтобы они добыли себе деньги на приданое для грядущего замужества. По сути, обычай являлся ритуальной проституцией. Элисса приказала своим спутникам похитить в жены около 80 девушек, необходимых для продолжения рода населения будущего города, который она задумала основать.

Тем временем Пигмалион узнал о бегстве сестры и собрался в погоню. Однако пророки и его мать с большим трудом смогли отговорить его, угрожая карой богов, если он помешает возникновению нового города. По их словам, городу было суждено стать счастливейшим в мире. Очевидно, замысел Элиссы основать новую колонию имел своих сторонников и среди окружения Пигмалиона.

Причалив к побережью Африки, Элисса выбрала удобное место в одном из заливов. У местных жителей, которые нарекли ее Дидоной, она попросила продать ей кусок земли, который займет шкура быка. Африканцы, полагая сделку выгодной, согласились. Тут финикийка снова проявила присущую ей смекалку. Разрезав шкуру на тонкие полоски, Элисса охватила ими обширное пространство, достаточное для того, чтобы на нем могли поселиться она и ее спутники. Это место стало центром будущего города и получило название Бирса, что с греческого языка можно перевести как «снятая шкура».

«Смерть Дидоны» —
 полотно британского живописца Джошуа Рейнольдса
Впоследствии Элисса арендовала у соседних племен и другие участки земли по соседству в обмен на ежегодную выплату дани. Так возник сначала небольшой поселок, куда стали стекаться местные жители, приносившие товары для продажи и обмена. Затем пришло время и для закладки будущего города.

Когда спутники Элиссы начали копать землю, то наткнулись на бычью голову. Это было сочтено предзнаменованием того, что город будет хотя и богатым, но в вечном порабощении.

Сменив место, строители стали рыть землю снова, и нашли уже голову коня, которую посчитали знаком будущего могущества и военных побед новой колонии. Так был заложен город, который ныне известен как Карфаген. По-латински это писалось как Carthago, что являлось искаженным произношением финикийского слова Quarthadast. В переводе с языка, на котором говорили тирские беглецы, это означает «Новый город».

Место для закладки колонии было выбрано удачно, и в нее стали стекаться люди. Карфаген быстро рос и вскоре вызвал зависть у своих соседей. Царь нумидийского племени макситанов Гиарбас призвал к себе десять карфагенских старейшин и потребовал Элиссу себе в жены, грозя в случае отказа пойти войной на город.

Так увидел смерть карфагенской правительницы
немецкий художник Генрих-Фридрих Фюгер
Расчет Гиарбаса казался беспроигрышным: если Элисса ответит согласием, то он станет править Карфагеном как ее муж, если же нет – он просто возьмет город штурмом. И здесь Элисса в последний раз смогла показать свои незаурядные качества. Стремясь сохранить верность погибшему мужу и не желая послужить причиной захвата основанного ею города, она сделала вид, что подчиняется требованию африканского царька и просьбам своих старейшин. Она заявила, что перед новым браком сначала должна принести жертву умершему супругу и умилостивить его дух. После длительных церемоний она взошла на костер с мечом в руках и, обратившись к жителям Карфагена, сказала, что собирается отправиться к своему настоящему мужу, после чего заколола себя и упала в пламя.

Королевский дворец в Бангкоке и храм Изумрудного Будды


Таиланд поражает европейского туриста своей многогранностью, обусловленной смешением времен, традиций, религиозных и социальных обычаев. Тем более, что выбор мест для экскурсий очень обширен, и каждый из них характерен собственной, весьма насыщенной программой.

Какой бы из маршрутов не был принят, обязательно следует включить в него посещение уникального по своей красоте и архитектуре объекта -— действующей королевской резиденции Пхрабароммахарадчаванг, дворца правителей Бангкока.


Конечно, не стоит ожидать, что получится поприсутствовать при трапезе королевской семьи или изнутри изучить деятельность правительственных офисов: эта часть резиденции закрыта для посетителей. Зато вся остальная территория удивительного замка, включающая роскошные сады и различные богато изукрашенные постройки с лихвой компенсирует этот маленький недостаток.


Примечательно, что королевский дворец был построен в рекордные сроки: начали в 1782, закончили в 1785 году, и неспроста: тогдашний правитель, Буддха Йодфа Чулалоке (Рама I), решил перенести столицу Сиама из Тхонбури в Бангкок, но так, чтобы провести коронацию на новом месте. Вполне разумное желание, и можно только удивиться быстроте исполнения приказа, учитывая, что площадь комплекса ненамного меньше московского Кремля (218 тыс. м. кв.), а длина окружающей его стены чуть меньше 2000 метров.


Первоначально большинство строений возводилось из дерева, но за все время существования планировка пополнилась множеством каменных сооружений, украшенных в традиционном восточном стиле. Но не только этим примечателен дворец: согласно легендам, король Рама I построил в нем особый монастырь, ставший прибежищем для статуи Нефритового (Изумрудного) Будды.


По преданиям, его изображение было вырезано из жадеита еще в XV веке, и тщательно укрывалось от глаз непосвященных: по одной из версий, внутри статуи из глины, по другой — в ступе-усыпальнице из цельного куска известняка. Автор скульптуры неизвестен, зато судьбе ее можно только удивляться: за время, прошедшее со своего открытия она успела побывать во всей Азии, в том числе в Лаосе и Камбодже.

Загадочные символы масонов на старинных рукописях и картинах

В наше время многие музеи и библиотеки оцифровывают картины и рукописи, которые раньше были доступны только посетителям, и, естественно, далеко не все могли побывать в каждом из этих заведений. А сейчас в Интернете можно увидеть множество уникальных изображений, многие из которых поражают воображение. В нашей подборке - оцифрованные копии картин художников 18-19 века и старинных рукописей, посвященные масонам и их символам.
Известно, что масоны широко пользовались египетской атрибутикой - например, основной символ масонов - всевидящее око Ра (Гора). На этих картинах можно увидеть и множество других интересных деталей - пирамиды, колонны и загадочный жезл кадуцей, обладавший волшебными свойствами. Возможно, что масоны знали (или знают и в наши дни) гораздо больше, чем мы можем себе представить...








Средневековая Корея: закат Когурё

Российский кореевед С. О. Курбанов, холодный и рациональный в своей книге «История Кореи: с древности до начала XXI века», внезапно меняет тон, когда речь заходит о «феномене государства Силла»:
«Создаётся впечатление, как будто и поныне земля бывшего королевства Силла – юго-восток Корейского полуострова… – обладает какой-то «особенной силой». Многие политические лидеры, президенты Южной Кореи были выходцами из провинции Кёнсан, совпадающей по территории с королевством Силла периода Трёх государств. Самые распространённые корейские фамилии ведут своё начало из Силла».
Но для того, чтобы возвыситься, Силла нужно было дождаться удобного момента. И такой момент как будто представился, когда самое могущественное из Трёх государств, Когурё, попало в «полосу проблем».

Беды Когурё

К середине VI века Когурё продолжало оставаться сильнейшим из государств Корейского полуострова. Но тучи над ним уже начали сгущаться. То, что раньше служило причиной возвышения Когурё – близость к Китаю, – теперь превращалось в серьёзную проблему. В 530-е годы в Китае начались внутренние раздоры, переросшие в войну между двумя наследниками государства Вэй. На границах с Когурё стало очень неспокойно.

Книга «Самгук саги»:
летописи Трёх государств, составленные историком Ким Бусиком
в середине XII века
В 552 году образовался Тюркский каганат (см. Тюркский каганат и миграции тюрков на запад), и именно он стал преобладающей силой в Великой Степи к северу от Китая. Тюрки и их маньчжурские союзники, которые известны в Корее под названием «кидань» и «мохэ» («мальгаль»), начали тревожить Когурё набегами. Только в самом конце VI века династия Суй смогла объединить под своей властью весь Китай и разгромить тюрок. Но совершенно очевидно, что у Когурё теперь не хватало ресурсов для активной внешней политики – ему пришлось перейти к обороне.

В «Летописях Когурё» под 551 годом сообщается:
«Осенью, в девятом месяце, пришли торки и осадили крепость Синсон, не смогли взять её и перенесли удар на крепость Пэгам. Ван отправил во главе десятитысячного войска военачальника Ко Хыля, он отразил удар и разбил их, убил или захватил более тысячи человек. В это время напали войска Силла, захватили десять крепостей».
Как видим, Силла удачно пользовалось слабостью соседа. Под «торками» китайские и корейские источники подразумевали древних тюрков. В своих набегах они уже достигали южных окраин Северо-Восточного Китая, которые, как помним, входили в состав государства Когурё. Нападение силлаской армии произошло под руководством военачальника Кочхильбу, в жизнеописании которого указывается, что им было взято десять уездов – видимо, расположенных к северу от современного перевала Чуннёна в верховьях реки Ханган.

Силла в долине реки Ханган

По контрасту с Когурё его главный соперник – Пэкче – переживало пору расцвета. Пэкче отбивает у Когурё часть земель Ханганской долины, продвигается дальше, в долину реки Сомджинган (нынешняя провинция Северная Чолла). К концу своего правления, в 521 году, владыка Пэкче Мурён-ван не без оснований гордо заявляет, что Пэкче «вновь стало сильным государством».

С его сыном, государем Соном, правившим в 523–524 гг., Пэкче входит в период расцвета. Захватив к 530-м годам практически весь торговый путь по реке Сомджинган, Сон-ван установил тесные контакты с Японией. На острова отправляются из Пэкче специалисты по технике, медицине, астрономии, конфуцианским канонам – словом, люди Пэкче несут в будущую Страну Восходящего Солнца цивилизацию и культуру. Естественно, вся эта культурная миссия проводилась Сон-ваном не просто так: ему требовалась японская военная помощь для борьбы с Когурё, и в первую очередь – для того, чтобы вернуть под власть Пэкче долину реки Ханган.

Золотая диадема Мурён-вана
А что же Силла? В чём-чём, а в закулисных интригах государство Силла оказалось мастером. Внешне оставаясь союзником Пэкче, Силла постепенно и тайно вело с ним борьбу. Для Силла было важно не допустить продвижения Когурё на юг. Естественно, во всей этой политике Силла в первую очередь имело в виду собственные интересы, а вовсе не интересы союзника, Пэкче.

В ходе совместной акции Пэкче и Силла отняли у Когурё долину Хангана. Сразу же после этого Силла вероломно заключило тайный союз с Когурё и изгнало из желанной долины гарнизоны Пэкче. И тогда вся эта спорная территория превратилась в область, подвластную государству Силла. Её так и назвали – Синджу, или «новая область». Сон-ван, государь Пэкче, был разгневан свыше всякой меры. Возвращение долины Хангана он рассматривал как дело чести, поскольку эта территория считалась «колыбелью Пэкче».

Усилив свою армию союзниками из Японии, Сон-ван в 554 году напал на Силла. Под силлаской крепостью Квансансон (сейчас это город Окчхон) произошла решающая битва.

Войсками Силла командовал могущественный военный министр Исабу. Для Пэкче битва закончилась трагически: войска Силла разгромили их наголову, а сам Сон-ван попал в засаду и был убит. Более того, как сообщают японские источники, силласцы поручили обезглавить Сон-вана рабу – большего унижения придумать было нельзя. Долина Хангана окончательно перешла под власть государства Силла.

Вид реки Ханган
Сон-ван совершил большую ошибку, понадеявшись на военную помощь Японии. У японцев просто не было реальных средств для эффективной помощи союзнику. Другой ошибкой государя Пэкче историки считают недооценку им военной мощи Силла.

Пэкче ещё не сдавалось: теперь оно искало поддержки у Китая, у династии Суй, которая в 589 году объединила Китай. У Пэкче оставалась надежда на то, что Суй разгромит своего ближайшего соседа, Когурё, и таким образом изменит ситуацию на полуострове. Но эта надежда оказалась тщетной: Когурё само разгромило войска династии Суй.

Средневековая Корея: золотое королевство Силла

После сокрушительного разгрома со стороны Когурё в 475 году государству Пэкче пришлось буквально возрождаться из обломков. Внешние и внутренние распри мешали этому процессу. Тем временем остальные два корейские «королевства» постепенно накапливали силы.
Восстановление Пэкче

После поражения столицу Пэкче пришлось перенести на юг, в Унджин на реке Кымган. Значительная часть клана Мок, столь влиятельного при прежнем государе Кэро, погибшем в 475 году, перебралась в Японию. Фактическую власть захватил другой род, Хэ, который ещё до падения Пэкче с переменным успехом боролся за влияние со своими соперниками – Мок и Чин. Представители клана Хэ сделали очень хороший ход: они заключили союз с влиятельным кланом Ён, который представлял местную знать долины реки Кымган, то есть, в сущности, аристократию новой столицы.

Преемник погибшего вана Кэро, ван Мунджу, продержался у власти всего два года: Хэ и Ён убили его, поскольку он препятствовал их планам. Они попытались возвести на престол своего ставленника, ещё ребёнка, за которого собирались править сами. Но третий из соперников, клан Чин, тоже не дремал. Чин также заключили союз с местными, с кланом Пэк – могущественным родом из окрестностей новой столицы Унджина. Чин и Пэк не позволили Хэ и Ён возвыситься.

Три государства в конце V века
В результате в 479 году на престоле Пэкче оказался племянник Мунджу – Тонсон-ван. Он также заключил альянс с местной знатью из долины реки Кымган – Пэк, Ён и Са – и попытался изолировать старую центральную знать (Хэ и Чин). В то же время Тонсон пытался поднять престиж своих родственников, которым династия Южная Ци (наследница династии Сун) присваивала пышные китайские титулы.

Наконец, в 493 году Пэкче вступает союз с государством Силла. Причём это был не просто договор «о сотрудничестве» — он скреплялся браком государя с дочерью аристократа из Силла. Все эти меры, несомненно, привели к укреплению Пэкче. В результате продвижение Когурё на юг было остановлено. Теперь в этом направлении двигалось само Пэкче.

Форпосты в долине реки Ёнсанган были усилены, остров Чеджудо попал в сферу влияния Пэкче. Ещё более интенсивными стали торговые и дипломатические контакты с ранними государственными образованиями Японии. Но политика Тонсона, как и политика его предшественника Кэро, оказалась слишком жёсткой для местной знати. Население было недовольно массовыми мобилизациями в армию и на различные стройки, а у оппозиционной знати имелись личные поводы для оппозиционных настроений. В результате род Пэк организовал убийство Тонсона.

«Страна золота»

На фоне военных и политических успехов соседних государств, активности и честолюбия аристократии Пэкче и Когурё жители Силла выглядят слабыми и пассивными. Но считать их таковыми – ошибка. Они тоже любили свою родину и желали для неё процветания. Более того, именно в Силла родился тот образ патриотизма, который впоследствии стал характерен для всей Кореи. Доктор филологических наук Ли Орён в своей книге «В тех краях, на тех ветрах», посвящённой корейскому национальному характеру, так говорит об этом:
«Мы и сегодня не забываем наших героев и патриотов, пожертвовавших жизнью во имя страны… Все немногие скульптурные памятники в Корее посвящены главным образом людям, сражавшимся за свою страну и отдавшим за неё свои жизни… Европейцев вдохновляют гении искусства и культуры, а корейцев – герои-воины и борцы-патриоты. Англичане любят говорить: «Лучше мы потеряем Индию, но не потеряем Шекспира». Для корейцев такая мысль неприемлема. Более того, будь даже в Корее такой великий писатель, как Шекспир, мы бы им пожертвовали ради Индии, и это не потому, что мы не любим искусство и культуру. А потому что так диктует наша история. Нам некогда было писать стихи и сочинять песни, а нужно было защищать нашу землю… Поэтому главные темы нашей поэзии – это любовь к родине и преданность государю. Даже в лирических стихах… слово «любимый» означает не «возлюбленный», а «государь или страна…»
Зарождаться такое отношение, как уже говорилось, начало именно в государстве Силла. С середины V века Силла вместе со своим новым союзником, Пэкче, пытается препятствовать продвижению Когурё на юг, и в конце концов Когурё удаётся остановить. В Силла начинают строить линию крепостей на северных и западных границах.

Золотая корона королевства Силла,
датируемая V веком
Аристократия Силла – представители рода Ким – занимала все высшие военные и административные посты в государстве. Тратить время на раздоры было некогда: Силла постоянно угрожали старые враги – японские пираты.

Средневековая Корея: феномен разделённости

Отношения между Северной и Южной Кореей далеки от безоблачных — время от времени напряжение между ними накаляется до предела. Страны до сих пор расхлёбывают последствия Корейской войны 1950–1953 годов, когда разделённый на сферы влияния полуостров стал ареной противостояния многих армий. Впрочем, основы противоречий между разными частями Корейского полуострова были заложены задолго до середины XX века…
Бывший министр культуры Республики Корея Ли Орён, представлявший всему миру корейскую культуру на Олимпийских играх в Сеуле в 1988 году, в своей книге «В тех краях, на тех ветрах», посвящённой корейскому национальному характеру, пишет:
«Может показаться странным, что мы, корейцы, всегда уделяли особое внимание очертанию территории, на которой живём. Изображение Корейского полуострова, напоминающее сидящего зайца, используется повсюду, красуясь на первых страницах ведущих корейских газет… Иногда даже в ветхой лачуге можно обнаружить яркую картинку, на которой вышит Корейский полуостров… И хотя вышивка сделана неумело, а простенькая рамка засижена мухами, создаётся впечатление, что в ней скрыта трогательная любовь нашего народа к своей земле».
Однако (и в этом заключается своего рода парадокс) Корея далеко не всегда была единой. Более того – разделённость страны на уровне древних, давно уже не существующих государств ощущалась на протяжении всей её истории и остаётся до сих пор.

«Наследство» древних эпох

Эта разделённость принимает различные формы – от социальных конфликтов между юго-западной и юго-восточной провинциями до самой обычной бытовой неприязни. В том, что «сидящий заяц» разрезан пополам по 38-й параллели, нет ничего хорошего или естественного, но… «разрез» приходится практически по границам древних государств, которые ещё в VI–VII веках вели между собой непримиримую борьбу за лидерство на полуострове.

Карта Кореи –
«сидящий заяц», разрезанный пополам границей
Если уж на то пошло, то одно из них, Силла, чья столица одно время размещалась приблизительно на том месте, где находится современный Сеул, ассоциируется с Южной Кореей (Республика Корея), а другое, Когурё, со столицей Пхеньян – с Северной Кореей (КНДР). Взгляд на историю менялся, по-разному расставлялись акценты, но какие-то элементы разобщённости, несомненно, были унаследованы ещё от тех далёких эпох. Попробуем мысленно вернуться в период так называемых Трёх государств и проследуем за основными событиями, которые и определили впоследствии лицо Кореи.

Ко времени объединения полуострова (середина VII века) роль объединителя оспаривали три государства: Когурё, Пэкче и Силла. Изначально государств было больше, но остальные к тому времени были уже поглощены этими тремя, которые, собственно, и сыграли ведущую роль в тогдашней истории. Традиционная корейская историография «игнорирует» все прочие ранние государственные образования на Корейском полуострове. Период I–VII веков обычно называют «эпохой Трёх государств». Название это условное, но оно удобное и к тому же освящено традицией.

Государства на территории Корейского полуострова
Три государства постоянно воевали между собой, то вступая в союзы, то вероломно разрывая их. Кроме того, они искали и часто обретали поддержку у соседей: могущественного Китая и ещё далеко не такой могущественной, но достаточно агрессивной Японии.

Работы турецкого художника Хусейна Шахина


Хусейн Шахин родился и вырос в Турции. В данный момент работает в Стамбуле. Он фотографирует достопримечательности, красивые пейзажи, животных и совмещает кадры, превращая их в произведение искусства. Хотя подобным ремеслом, совмещая разные снимки в один, занимаются многие, все же уникальная техника Шахина прослеживается сразу, его фотоманипуляции раздвигают границы человеческого воображения, в результате получаются картины, которые выглядят как самые смелые сны или кошмары, и здесь все зависит от вашего восприятия этих уникальных композиций.

Хусейн получил степень в области изобразительного искусства в университете Гази в 1996 году. Работая в photoshop, Шахин создает впечатляющие коллажи, вдохновленные природой, животными и городской средой.









Как выглядят главные локации «Игры престолов» в реальной жизни

Создатели «Игры престолов» выбрали для съемок потрясающе красивые места — побережья Мальты, Марокко и Северной Ирландии, средневековые замки Хорватии, пустоши и скалы Исландии. Теперь у поклонников сериала появилась возможность рассмотреть знакомые локации в Google Street View и наметить себе новые цели для путешествий.
Королевские земли


В мире «Песни Льда и Пламени» Королевские земли располагаются на восточном побережье Вестероса. Именно здесь находится столица государства — Королевская Гавань. Ради живописных пейзажей, средневековой архитектуры и солнечной погоды съемочная группа отправилась в хорватский город Дубровник.

Водные сады Дорна


Водные сады — загородная резиденция дома Мартеллов. На самом деле это роскошный дворец, в котором снимали сцены Дорна, почти 700 лет принадлежащий испанским королям. Королевский Алькасар находится в городе Севилья.

Башня Радости


Круглая каменная башня, в которой сестра Лианна Старк родила Джона Сноу, на самом деле является Замком Сафра в испанской провинции Гвадалахара. Его построили в конце XII века на границе между мусульманскими и христианскими землями Испании. В 1971 году дон Антонио Санс Поло выкупил замок у государства и отреставрировал его за свои деньги.

Остров Драконий Камень


Небольшой скалистый остров Станниса Баратеона, где Мелисандра сожгла Семерых идолов Вестероса, находится в Северной Ирландии, а крепость на Драконьем Камне является храмом Массенден. Прекрасное строение XVIII века сегодня открыто для посещений и сдается в аренду для торжественных церемоний и съемок.