«Разве
мы не раскрыли тебе твою грудь?» [Коран 94:1]
Эта
фраза Корана позднее трактовалась мусульманскими комментаторами как указание на
то, что однажды ангелы по приказанию Аллаха вынули сердце из груди Мухаммеда и
очистили его.
Похоже
на иллюстрацию слов Корана? Картинка, конечно, не об этом. Перед нами сцена
встречи Данте и Вергилия с Мухаммедом.
Мухаммед и его зять Али считались христианской
церковью виновниками религиозных смут и раздоров, поэтому Данте помещает
Пророка и Праведного халифа в восьмой круг Ада, в девятую злопазуху*, где мучаются души смутьянов и
наказанием для них служит ужасное "потрошение".
Данте
Алигьери (1265-1321)
Божественная комедия:
Не так дыряв, утратив дно, ушат,
Как здесь нутро у одного зияло
От самых губ дотуда, где смердят:
Копна кишок между колен свисала,
Виднелось сердце с мерзостной мошной,
Где съеденное переходит в кало.
Несчастный, взглядом встретившись со мной,
Разверз руками грудь, от крови влажен,
И молвил так: "Смотри на образ мой!
Смотри, как Магомет обезображен!
Передо мной, стеня, идет Али,
Ему весь череп надвое рассажен.
И все, кто здесь, и рядом, и вдали, -
Виновны были в распрях и роздорах
Среди живых, и вот их рассекли.
![]() |
Манускрипт третьей четверти 14 века. Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад. Восьмой круг. Данте с Вергилием встречают Мухаммеда и Али. Бодлианская библиотека, Оксфорд, Англия. MS. Holkham misc. 48, стр. 042 / Dante. Divine Comedy. Bodleian Library. MS. Holkham misc. 48, p. 042, detail. Manuscript. Material: paper. Page size: c.355-60x235 mm. Country or nationality of origin: Italian. Place of origin: North, Genoa (?). Date: 14th century, third quarter. Image description: Inferno, Canto: XXVIII | Dante and Virgil with Mohammed; a devil threatening the sowers of discord. Source |
Там сзади дьявол, с яростью во взорах,
Калечит нас и не дает пройти,
Кладя под лезвее все тот же ворох
На повороте скорбного пути;
Затем что раны, прежде чем мы снова
К нему дойдем, успеют зарасти.
А ты, что с гребня смотришь так сурово,
Ты кто? Иль медлишь и страшишься дна,
Где мука для повинного готова?"
Вождь молвил: "Он не мертв, и не вина
Ведет его подземною тропою;
Но чтоб он мог изведать все сполна,
Мне, мертвому, назначено судьбою
Вести его сквозь Ад из круга в круг;
И это - так, как я - перед тобою"._________________
* Злопазухи
восьмого круга – 10 глубоких рвов-пазух, расположенных концентрическими
кольцами вокруг колодца, ведущего в круг девятый, последний.
[Данте Алигьери.
Божественная комедия. Перевод М.Лозинского. Ад. Песнь Двадцать восьмая. 22-49.]
____________________
____________________
Как
же образ посланника Аллаха, подобный описанному Данте в начале 14 века,
сложился в христианской традиции?
![]() |
Вступление Мухаммеда в Мекку и уничтожение идолов. «Хамла-и Хайдари» /Рассказ о жизни Мухаммеда, Кашмир, 1808. Мухаммед изображен в виде пламени / Bâzil, Hamla-i haydarî (un récit de la vie de Muhammad). Entrée de Mahomet à La Mecque et destruction des idoles. Cachemire, 1808. BNF, Manuscrits, suppl. persan 1030 f. 305v-306. Source |
Ересь и ложное учение – так рассматривали ислам Иоанн Дамаскин (ок.675-ок.753/780), Феофан Исповедник (ок.760-818), Никита Византийский (IX век) и другие отцы церкви. В их сочинениях были сформулированы взгляды, определившие установки христиан по этому вопросу на долгое время и отразившие культурное непонимание народов. Всё, что не вписывалось в систему христианского вероучения признавалось неверным /falsitas.
Сведения о мусульманской культуре и вере доходили в Европу из Византии, из Испании, от путешественников. Таковые знания являлись достоянием духовной элиты, которая порождала соответствующие трактовки.
Сведения о мусульманской культуре и вере доходили в Европу из Византии, из Испании, от путешественников. Таковые знания являлись достоянием духовной элиты, которая порождала соответствующие трактовки.
Сарацин рассматривали как язычников, поклоняющихся Мухаммеду. Самого Мухаммеда либо считали колдуном, либо даже дьяволом. Полагали, что мусульманская религия одобряет сексуальную свободу и распущенность.
Во время крестовых походов (XI-XIII века) произошел "массовый" непосредственный контакт христианского Запада и мусульманского Востока, европейские ученые стали живее интересоваться исламом.
Хронистами крестовых походов Мухаммед чаще всего называется обманщиком, постоянно встречаются определения типа "жалкий соблазнитель Магомет", "Магомет маленький", "Магомет губительный", "Магомет побежденный". Называется Мухаммед в хрониках и предтечей Сатаны: "primogenitus Sathanae", "Antichristus".
Во время крестовых походов (XI-XIII века) произошел "массовый" непосредственный контакт христианского Запада и мусульманского Востока, европейские ученые стали живее интересоваться исламом.
Хронистами крестовых походов Мухаммед чаще всего называется обманщиком, постоянно встречаются определения типа "жалкий соблазнитель Магомет", "Магомет маленький", "Магомет губительный", "Магомет побежденный". Называется Мухаммед в хрониках и предтечей Сатаны: "primogenitus Sathanae", "Antichristus".
![]() |
Фреска Джованни да Модена 1410 года в Базилике Сан-Петронио – собора в Болонье, Италия. Ад, где в числе прочих мучается Мухаммед. Кликабельно, как и все остальное / Giovanni da Modena, The Inferno, 1410, Basilica di San Petronio, Bologna. via |
Изображение Мухаммеда как предтечи Антихриста – это давняя христианская традиция. Еще Иоанн Дамаскин (ок.675-ок.753/780), объявивший ислам ересью, полагал, что пророк создал не новую религию, а новую секту, предвещавшую приход Антихриста. Никита Византийский в сочинении "Осуждение Мухаммеда" (середина IX в.) также отождествлял Мухаммеда с Сатаной.