Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Археологи раскрыли загадочное происхождение Большого Сфинкса в Гизе

Большой Сфинкс Гизы

Большой Сфинкс Гизы, символ древнего мистицизма и архитектурного величия, на протяжении тысячелетий стоял на страже плато Гизы.


Большой Сфинкс Гизы, символ древнего мистицизма и архитектурного величия, на протяжении тысячелетий стоял на страже плато Гизы. Возвышающееся на фоне пирамид, это колоссальное сооружение вызвало бесконечные вопросы о его происхождении, предназначении и загадке его существования.

Историки и археологи неустанно исследовали пески времени, чтобы раскрыть тайны Сфинкса, но фундаментальная загадка остается: какой ландшафт приветствовал древних египтян, когда они приступили к строительству этой монолитной статуи, и как природный ландшафт мог повлиять на концепцию её создания?


Захватывающее исследование, проведенное группой ученых Нью-Йоркского университета, пролило новый свет на эту древнюю загадку. Воспринимая условия окружающей среды, которые преобладали 4500 лет назад, эти исследователи стремились понять танец между природными элементами и необработанным камнем, который впоследствии стал одной из самых знаковых реликвий в мире. Доцент Лейф Ристроф из Курантского института математических наук Нью-Йоркского университета возглавляет исследование, используя новаторский подход. Исследование его команды, намеченное к публикации в престижном журнале Physical Review Fluids, посвящено происхождению формы Сфинкса через призму эрозии.

«Наши результаты предлагают возможную «историю происхождения» того, как образования, подобные Сфинксу, могут возникнуть в результате эрозии», — делится Ристроф с чувством открытия. «Наши лабораторные эксперименты показали, что удивительно похожие на Сфинкса формы на самом деле могут возникать из материалов, разрушаемых быстрыми потоками».
Краеугольным камнем их исследований является воспроизведение ярдангов – своеобразных каменных сооружений пустыни, созданных безжалостными ветрами. Эти природные явления дают ключ к разгадке потенциального происхождения Великого Сфинкса, предполагая, что это древний ярданг, который позже человеческие руки превратили в величественную форму, которую мы знаем сегодня.

Чтобы воссоздать эти условия, Ристроф и его команда из Лаборатории прикладной математики Нью-Йоркского университета провели серию сложных экспериментов. Они создавали курганы из мягкой глины с добавлением более твердых материалов, имитируя геологическую структуру северо-восточного Египта, дома Сфинкса. Своими усилиями они выпустили поток быстро текущей воды, аналог ветра, который очертил лицо пустыни, чтобы наблюдать, как он может создавать подобные структуры.

Ярданги в Белой пустыне Египта

Ярданги в Белой пустыне Египта


Когда искусственные элементы нанесли ущерб глиняным курганам, появился созданный в лаборатории Сфинкс. Прочные материалы внутри глины отказались поддаваться, образовав то, что впоследствии стало «головой» льва, в то время как более мягкие области вокруг нее постепенно стирались, обнажая выраженную «шею», вытянутые «лапы» и изгибы. «выгнутая спина».

Поразительным результатом эксперимента стало эхо Сфинкса, высеченное не человеческими руками, а с помощью жидкостной механики эрозии. Изображение, сопровождающее это исследование, предоставленное Лабораторией прикладной математики Нью-Йоркского университета, отражает путь от бесформенной глины к фигуре, отражающей древнего хранителя Египта.

Лабораторный сфинкс вырезан в результате эксперимента

Лабораторный сфинкс вырезан в результате эксперимента, который имитирует ветер, движущийся по некогда бесформенным глиняным насыпям, при этом более твердый материал становится «головой» льва и другими деталями, такими как подрезанная «шея», «лапы», расположенные в передняя часть на земле, а выгнутая «спина» — развивающаяся. (Фото: Лаборатория прикладной математики Нью-Йоркского университета)


«Наши результаты дают простую теорию происхождения образований, подобных Сфинксу, которые могут возникнуть в результате эрозии», — отмечает Ристроф, подчеркивая более широкие последствия исследования. Действительно, сегодня существуют ярданги, напоминающие сидящих или лежащих животных, что повышает достоверность выводов команды.

Это исследование не только приоткрывает завесу истории, но и дает геологам богатые знания. Ристроф отмечает: «Эта работа также может быть полезна геологам, поскольку она выявляет факторы, влияющие на горные породы, а именно, то, что они не однородны и не однородны по составу». Это открытие: взаимодействие различных материалов под действием эрозионных сил может привести к неожиданным и захватывающим образованиям.

Большой Сфинкс Гизы Большой Сфинкс Гизы

Большой Сфинкс Гизы.
Курантские исследователи определили, как
формируются фигуры, подобные Сфинксу.


К Ристрофу в этом научном начинании присоединяются Сэмюэл Боури, работавший во время исследования в качестве постдокторанта, и Скотт Уиди, в то время аспирант Нью-Йоркского университета. Их совместные усилия открыли новую главу в нашем понимании истории Великого Сфинкса, предполагая, что ветры времени и артистизм природы, возможно, были первыми скульпторами, которые сформировали его загадочное присутствие.

Сущность их работы выходит за рамки прошлого; это свидетельство непрекращающегося поиска знаний и сложных методов, которые ученые используют для расшифровки шепота истории. Это исследование происхождения Сфинкса возобновляет наше увлечение цивилизацией, которая продолжает очаровывать человеческое воображение, и подчеркивает глубокое влияние природных процессов на формирование чудес нашего мира.

Инновационный эксперимент команды и полученные результаты способствуют диалогу между прошлым и настоящим, между наукой и загадками древности. Великий Сфинкс, вечно молчаливый, возможно, по-прежнему хранит свои тайны, но неустанное стремление к пониманию таких ученых, как Ристроф и его коллеги, приближает нас к разгадке тайн, запертых в его каменном взоре.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

JJ Shavit, «The Brighter Side of News»,
«Archeologists uncover the mysterious origins of the Great Sphinx of Giza»