Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Барон Самеди и лоа вуду Гаити

Барон Самеди

Барон Самеди и его сила вуду над смертью продолжают оставаться мощной силой в Карибском регионе, особенно на Гаити.


Смерть – это неизбежность, с которой должен столкнуться каждый человек. Это судьба всех людей. Однако, чтобы облегчить смерть, каждая религия предоставляет руководство, помогающее перейти из человеческого мира в загробную жизнь. В религии гаитянского вуду эту задачу выполняет лоа, известный как барон Самеди. Лоа — духи африканской диаспорической религии гаитянского вуду. Имя барона Самеди в переводе означает «Господь Суббота», и он самый узнаваемый из лоа вуду.


☘️ Религия Вуду и силы барона Самеди

Чтобы понять Барона и его силы, мы должны сначала понять религию, из которой он родом. Кэтрин Бейер в своей статье «Введение в основные верования религии Вуду» пишет:

Вуду — монотеистическая религия, которую часто понимают неправильно. Распространенный на Гаити и в Новом Орлеане, вуду объединяет католические и африканские верования, образуя уникальный набор ритуалов, включающий куклы вуду и символические рисунки».
Таким образом, практикующие Вуду верят в единого Верховного Бога, которого они называют Бондай. Однако существование Бондай находится за пределами человеческого понимания, и поэтому он не вмешивается напрямую в человеческие дела. Вот здесь-то и появляются Лоа или Лва. Это основные духи Вуду, и каждый из них отвечает за определенный аспект жизни. Они также обладают динамичным и меняющимся характером в зависимости от выполняемых ими обязанностей. Они действуют как посредники между людьми и Бондаем.

Британика описывает отношения между людьми и лоа следующим образом:

«Лва играют важную роль в жизни преданных Вуду. На самом деле отношения между Лва и живыми интенсивны, требовательны, но, как сообщается, вполне приносят удовлетворение. Люди служат Лва, которых они любят, уважают и боятся. Фактически, практикующие Вуду из уважения всегда используют приставку Папа (отец), Манман (мать) или Метрс (госпожа), обращаясь к Ива. В обмен на свою преданность и благочестие живые ожидают от Ива благословений, защиты и благосклонности».
Симби — одна из многих лоа вуду

Симби — одна из многих лоа вуду, и в гаитянской религии вуду ее силы могут распространяться на воду, растения или колдовство.


Лоа можно понимать как ангелов , но отличающихся друг от друга в том смысле, что каждый из них обладает своей уникальной личностью. Поэтому, чтобы ориентироваться в повседневной жизни, вудуисты должны развивать личные отношения с лоа, чтобы удовлетворять их потребности. Отношения могут быть сформированы путем совершения подношений на личных алтарях, созданных определенному Лоа, и путем участия в сложных церемониях танца, музыки и одержимости духами.

Лоа делятся на три семьи: Рада, Петро и Геде. В этой статье основное внимание будет уделено Геде, которые, как описывает Бейер, являются:

«Геде ива ассоциируются с мертвыми, а также с плотской жизнью. Они перевозят мертвые души, ведут себя непочтительно, непристойно шутят и исполняют танцы, имитирующие половой акт . Они празднуют жизнь посреди смерти. Их цвет черный».
Барон Самеди — глава семьи Геде Лоа, правящий ими вместе со своей женой Маман Бриджит. Обе фигуры связаны с мертвыми и подземным миром .

Барон Самеди

Барон Самеди — глава семьи Геде Лоа, правящий ими вместе со своей женой Маман Бриджит. Обе фигуры связаны с мертвыми и подземным миром.


☘️ Уникальная роль барона Самеди

Барон Самеди обладает уникальным присутствием. Его последователи часто описывают его как одетого в черный фрак и культового цилиндра. В некоторых случаях его даже изображают с черепом вместо лица. Правильное описание барона дано Фрицем в его статье « Кто такой барон Самеди гаитянского вуду?»:

«Мужчина одет в безупречный фиолетово-черный костюм и богато украшенный цилиндр. Его туфли из хорошей кожи. Он курит сигары и пьет ром из стакана. Присмотревшись к мужчине, вы видите, что лицо у него вовсе не обычное, а череп, ухмыляющийся вам из-под черной шляпы.
Он представляется как барон Самеди, повелитель мертвых. Не понимая, как ты оказался на дне открытой могилы, он объясняет: «Могила твоя». Барон Самеди сам выкопал его для тебя, чтобы дать тебе возможность покинуть мир смертных. Он еще больше шутит, пьет, еще немного курит и приветствует вас в загробной жизни».
Судя по описанию, Барон представляет собой смесь греческих богов Аида (бога мёртвых) и Танатоса . Подобно Танатосу, он ведет души умерших в загробную жизнь. С другой стороны, как и Аид, он правит подземным миром, следя за тем, чтобы мертвые оставались мертвыми. Однако барон Самеди не является божеством вроде Аида или Танатоса, поэтому многие видят в нем ангела смерти, хотя и несколько более эксцентричного.

Барон Самеди имеет право решать, кто должен умереть, а кто может продолжать жить. Он не просто дух, направляющий души, он обладает властью над жизнью и смертью. Он гарантирует, что завеса между живым миром и мертвыми никогда не будет разрушена, и что мертвые никогда не вернутся в виде зомби , чтобы беспокоить живых.

Таким образом, любой желающий соединиться с мертвыми должен вызвать на помощь Барона, который затем определяет, позволять мертвым контактировать с миром живых или нет. Его также могут попросить рассеять призраков, которые могут преследовать живых, и даже попросить отогнать смерть. Взамен Барон может ожидать подарков за свои дела, которые могут варьироваться в зависимости от его настроения; но чаще всего он довольствуется подарками в виде черного кофе, сигар или пряного рома.

Однако есть и обратная сторона его характера. Говорят, что он справедливый и добрый, питающий слабость к детям. Он предпочитает, чтобы дети жили полноценной жизнью до встречи с ним. Большую часть времени он проводит на перепутье между жизнью и смертью. Это показывает, что он знает ценность жизни и хочет, чтобы человек, которого он переносит в загробную жизнь, прожил полноценную жизнь. Он также является защитником жизни , обладая силой вылечить любую болезнь или рану, но он сделает это только в том случае, если человека стоит спасти. Барон Самеди достаточно силен, чтобы противостоять мощным проклятиям и порчи.

Авторы Мика Исситт и Карлин Мэйн далее объясняют способности барона:

«К барону Самеди можно обратиться за помощью в зачатии, поскольку он олицетворяет слияние сексуальности и смерти. Его также называют покровителем многих специалистов, соприкасающихся со смертью, таких как могильщики, работники похоронных бюро и работники моргов. Поскольку Самеди имеет абсолютные полномочия решать, когда и как человек умрет, считается, что он также оказывает помощь детям и вмешивается в защиту больных детей, гарантируя, что они проживут полноценную жизнь до того, как попадут в подземный мир».
Мальчик в костюме барона Самеди

Мальчик в костюме барона Самеди


Барон Самеди имеет различные воплощения , каждое из которых выполняет определенную роль и даже имеет свои индивидуальные черты и манеры. Это барон Ла Круа, барон Симитьер и барон Криминель. Иногда эти персонажи изображаются как отдельные существа, имеющие прочную связь с бароном Самеди.

Барон Ла Круа изображен как утонченный дух смерти; он довольно культурный и обходительный. Он очень философски относится к смерти и находит смерть одновременно абсурдной и юмористической. Он постоянно напоминает своим последователям о наслаждении радостями жизни, прежде чем она подойдет к концу.

Барон Самеди, Бог Жизни и Смерти -
(Объяснение мифологии вуду)



Барон Симитьер исполняет обязанности стража кладбища, роет могилы и приветствует умерших в подземном мире. Он даже охраняет могилы, чтобы мертвые не беспокоились. Он настолько лихой и жизнерадостный персонаж, что даже его лошади носят смокинги и цилиндры. У него дорогой вкус, он курит лучшие сигары и пьет хорошие спиртные напитки. Однако барон Симитьер по-прежнему такой же грубый, как и другие Геде, но с вежливыми манерами и видом высшего сословия.

Барон Криминель - самый опасный из троих. Считается, что он первый убийца , приговоренный к смертной казни. Люди взывают к нему, когда хотят вынести скорый приговор. Человек, одержимый бароном Криминелем, будет выкрикивать нецензурную лексику, плеваться и даже пытаться зарезать окружающих. Иногда людям приходится приносить в жертву черную курицу, сжигая ее заживо, поскольку считается, что крики животного апеллируют к жестокой натуре барона.

Есть также символы, связанные с бароном, к ним относятся гробы , черные козлы и петухи, а также скелеты. Даже черный и фиолетовый цвета, которые присутствуют в его одежде, стали ассоциироваться с этим могущественным Лоа.

Алтарь гаитянского вуду

Алтарь гаитянского вуду,
созданный во время фестиваля духов Геде, Бостон, США


☘️ СМИ и история

Многие персонажи кино и поп-культуры черпают вдохновение у барона Самеди, например, «Человек-тень» или доктор Фасилье в диснеевской «Принцессе и лягушке». Его персонаж был вдохновлен двумя выдающимися фигурами пантеона Вуду, бароном Самеди и Папой Легбой. Его одежда и маска-череп взяты у Барона. В фильме о Бонде 1973 года « Живи и дай умереть » барона Самеди сыграл Джеффри Холдер. Он подражает привычкам и чертам Лоа.

На протяжении всей истории многие использовали религию для обеспечения контроля над своим народом. Один из них — бывший президент Гаити Франсуа Дювалье, который считал себя реинкарнацией барона Самеди. В 1959 году Дювалье впал в кому, которая продлилась девять часов, прежде чем он пришел в сознание. Есть свидетельства того, что в результате коллапса он, возможно, получил серьезное повреждение мозга, а после того, как пришел в сознание, начал вести себя как могущественный лоа, барон Самеди. Дювалье оделся в черное, пытаясь повторить внешний вид барона, и даже пытался скопировать его манеру речи.

Барон Самеди — важный лоа в пантеоне гаитяских духов вуду. Он приветствует мертвых в загробной жизни; защищает людей от преждевременной смерти; и имеет дело с призраками, которые пытаются преследовать живых. Он несет ответственность за все, что связано со смертью; однако он все еще находит время, чтобы насладиться сигарами и ромом. Он олицетворяет бессмертную жизненную силу и является напоминанием людям о необходимости прожить свою жизнь в полной мере, прежде чем встретить свой конец. Практикующие Вуду могут быть уверены, что у них есть «друзья на другой стороне».




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Khadija Tauseef,
«Baron Samedi And the Voodoo Loa of Haiti»