Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Символика числа 400 у ацтеков

Числа вплетены в изображение, образуя даты, названия эпох. Камень пяти солнц. Ацтеки, 1503 г. н.э. Коллекция The Art Institute of Chicago.

Числа вплетены в изображение, образуя даты, названия эпох. Камень пяти солнц. Ацтеки, 1503 г. н.э. Коллекция The Art Institute of Chicago.

Ацтеки уделяли огромное внимание числам, многие из которых обладали определенным значением помимо простого указания на количество. Они использовались для описаний ритуалов, в именах богов, в названиях эпох.

Число 400 в этом смысле не исключение. Так, божеств пульке совместно называли Сенцон Тоточтин, или 400 кроликов. Мишкоатль был отцом 400 сыновей, известных под именем Сенцонуицнауа (четыре сотни, окруженные терниями), которые в дальнейшем погибнут от руки Уицилопочтли. И все же, для того, чтобы понять значение и символику числа 400 стоит начать не с божеств, а именно с количественной оценки.

Мезоамериканские индейцы в отличие от европейцев использовали двадцатеричную систему счисления. Ацтеки обычно обозначали все числа до 20 просто количеством точек. Точно так же для указания любого числа от 20 до 400 использовали сочетания точек и символа числа 20. Таким образом, число 400 было своего рода вторым рубежом после

Числа 20. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.

Числа 20.
Фрагмент кодекса Мендоса.
Коллекция Bodleian Library, Oxford.>


В то время как 20 символизировало достаточность, целостность, число 400 обозначало огромное множество, но, что важно, счетное множество. В этом плане интересен сам символ числа 400.

Изображения чисел лучше всего представлены в кодексе Мендоса, на страницах, описывающих размеры дани Теночтитлану. Число 400 обозначено там как символ, напоминающий одним исследователям перо птицы, другим - стилизованное изображение ели. Как бы то ни было, идея в любом случае одна: ограниченная множественность. Число волосков на пере птицы, как и число иголок на ели посчитать трудно, но теоретически возможно (было бы желание).

Числа 400. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.

Числа 400.
Фрагмент кодекса Мендоса.
Коллекция Bodleian Library, Oxford.


Само слово 400 на науатле звучит как "цонтли" (tzontli). Оно используется в качестве суффикса для всех чисел от 400 до 499 и буквально переводится как "волосы", а иногда как "связка травы или побегов" или даже "голова". Здесь, конечно, напрашивается отсылка на подробное описание одного из принципов существования мира у ацтеков, который называют "маллинали" (трава), но мы несколько ограничены размерами публикации, а потому обозначим его очень поверхностно как "упорядоченность" (подробнее опишем его, если это будет интересно нашим читателям).

Знак дня "Трава" в виде челюсти скелета из которой словно волосы растет трава. Фрагмент кодекса Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

Знак дня "Трава" в виде челюсти скелета из которой словно волосы растет трава. Фрагмент кодекса Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.


Таким образом, число 400 одновременно символизирует следующее:
  • Великое множество;
  • Счетность. Пусть и не сразу, пусть и с трудом, но объекты, описываемые числом 400, можно посчитать;
  • Упорядоченность. Объекты, имеющие характеристику 400, не хаотичны, не бессмысленны. Они имеют четкую структуру, определенную систему, хоть и не всегда очевидно понятную человеку.
С учетом этих граней смысла имена богов, включающие в себя число 400, становятся значительно более понятными.

Так богов пульке именовали 400 кроликов, т.к. каждый из них в том числе олицетворял одно из состояний опьянения. Этих состояний великое множество, но все же не бесконечное количество. Кроме того, действие напитка считалось упорядочивающим: перед жертвоприношением пленников поили пульке, дабы успокоить их энергию и привести ее в форму, подходящую для подношения.

400 кроликов. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.

400 кроликов.
Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс).
Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг.
Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.


Сыновья Мишкоатлья (Сенцонуицнауа), погибшие от руки Уицилопочтли, вознеслись на небо и стали звездами. Их также очень много, но не бесконечно много. В их расположении есть определенная система: они устилают ночное небо довольно равномерно, гармонично, формируют созвездия.

Богиня Майяуэль была обладательницей 400 молочных желез, что символизировало источники пропитания (в т.ч. и для людей). Земля дает много еды, но ее количество все же ограничено.

Богиня Майяуэль в образе Цицимиме. Ацтеки. Коллекция The Welt Museum Wien.

Богиня Майяуэль в образе Цицимиме. Ацтеки.
Коллекция The Welt Museum Wien.


Интересно, что все эти божества очень тесно связаны друг с другом. Исследователи считают, что Сенцонуицнауа и Сенцон Тоточтин - разные проявления одних и тех же божеств. Действительно, пульке и ночь тесно связаны друг с другом в иконографии мезоамериканских индейцев. Даже кролика часто изображали сидящим на луне или внутри полумесяца, наполненного священным напитком. Богиня же Майяуэль считалась матерью 400 кроликов (логично, что для вскармливания её нужно было соответствующее количество молочных желез), а также зачастую принимала образ Цицимиме - звездного демона, обитающего в ночном небе.

Источники:
  • Historia de los mexicanos por sus pinturas. Анонимный автор, XVI век.
  • Studies in Ancient Mesoamerican Art and Architecture: Selected Works by Karl Andreas Taube, 2018. pp. 226–245. Precolumbia Mesoweb Press, San Francisco.
  • Karl Andreas Taube. The Bilimek Pulque Vessel: Starlore, Calendrics and Cosmology of Late Postclassic Central Mexico. Studies in Ancient Mesoamerican Art and Architecture, Selected Works by Karl Andreas Taube, 2018.
  • Cecelia F. Klein. The Devil and the Skirt: An Iconographic Inquiry into the Prehispanic Nature of the Tzitzimime. Ancient Mesoamerica, Vol. 11, No. 1, 2000.








A-Gallery - арт-дилер, созданный в 2017 году. Специализация: археологические предметы, древнее искусство, антиквариат. Ориентируется на предметы старше 500 лет. В текущий момент в Галерее представлены направления:
  • доколумбовое искусство Южной Америки и Мезоамерики,
  • искусство Древней Греции и Древнего Рима,
  • Древний Египет и Копты.