Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Шумер: место зарождения письменности, арифметики и цивилизации

Артефакт шумерской цивилизации

Артефакт шумерской цивилизации


Шумерская цивилизация (также известная как Шумер) была одной из древнейших цивилизаций в мире. Эта древняя цивилизация возникла в районе южной Месопотамии (современный юг Ирака), между реками Тигр и Евфрат. Шумерская цивилизация зародилась около IV тысячелетия до н. э. и завершилась около XXIV века до н. э., когда вся Месопотамия перешла под контроль Аккадской империи .

Шумеры возродились в XXII веке до н. э. и вновь стали править Южной Месопотамией. Основанная ими Третья династия Ура, однако, просуществовала недолго и пала примерно через столетие. Хотя господство шумеров в Месопотамии на этот раз окончательно завершилось, их многочисленные нововведения принесли пользу последующим месопотамским цивилизациям , и их наследие ощущается и сегодня.


🔹 Кем были шумеры?

Название «шумерский» впервые было использовано аккадцами. Шумеры на самом деле называли себя саг-ги-га , что переводится как «черноголовые люди», а землю, которую они населяли, ки-ен-гир, что означает «земля цивилизованных владык». Сегодня ученые используют термин « Плодородный полумесяц » для описания дуги земли, которая простирается от Персидского залива на востоке до Египта на западе. Эта область охватывает территории современного Ирака, Леванта и долины Нила и считается колыбелью цивилизации. В рамках Плодородного полумесяца почва южной Месопотамии была плодородной и пригодной для сельского хозяйства, которое появилось во время неолитической революции. В результате люди начали селиться в этом регионе.

Руины шумерской цивилизации, храм в Ираке

Руины шумерской цивилизации, храм в Ираке


Согласно археологическим данным, до возникновения шумерской цивилизации на территории Южной Месопотамии существовало несколько культур. Археологи различают эти культуры по найденным артефактам. В частности, эти культуры были идентифицированы на основе стилистических различий археологической керамики. Вкратце, шумерской цивилизации предшествовали три различных периода: период Убейда, период Урука и период Джемдет-Насра, каждый из которых получил своё название по месту, где эта культура была впервые обнаружена.

Артефакты шумерской цивилизации

Найденные при раскопках артефакты шумерской цивилизации были идентифицированы на основе стилистических различий.


Убейдский период длился примерно с 5000 по 4000 год до н. э., а периоды Урука и Джемдет-Насра — примерно с 4000 по 3100 год до н. э. и с 3100 по 2900 год до н. э. соответственно. В течение каждого периода появлялись черты «цивилизации», хотя ещё не полностью сформировавшиеся. Например, в Убейдский период большинство людей жило в небольших деревенских общинах, хотя также начали появляться города, предшественники городских центров, которые возникнут позже. Другим примером является использование печатей во всех трёх периодах, что свидетельствует о некоторой административной сложности и, возможно, даже социальной стратификации.

Шумерская цивилизация возникла около 2900 г. до н. э. и просуществовала примерно до 2350 г. до н. э., когда её сменила Аккадская империя, ставшая доминирующей силой в регионе. Этот период также называют раннединастическим. Одно из основных отличий этого периода от предыдущих заключается в том, что к этому времени большинство людей отказались от деревенской жизни и поселились в обнесённых стенами городских центрах. Это можно считать началом шумерских городов-государств, состоящих из крупного городского центра (или нескольких) и прилегающих к нему территорий. К наиболее могущественным и известным городам-государствам шумерской цивилизации этого периода относятся Ур, Урук, Лагаш и Киш.

Артефакты Падре Креспи

Артефакты Падре Креспи

Артефакты Падре Креспи


Артефакты Падре Креспи - это коллекция древних предметов, собранная в Эквадоре эквадорским католическим священником, антропологом и этнографом отцом Франциско Мария Креспи, которую он хранил в своем доме в Куэнке. Коллекция, в основном, состояла из металлических пластин с загадочными надписями и символами, а также других предметов, изготовленных из золота, бронзы и латуни.


Артефакты Падре Креспи
Артефакты Падре Креспи

История падре Креспи является одной из самых загадочных историй, рассказывающих о наследиях неизвестных цивилизаций, загадочных артефактах, огромном количестве золотых предметов с изображениями странных фигур и символами, принадлежащими шумерскому и другим неизвестным языкам. Эта история окружена тайнами.

Артефакты Падре Креспи
Артефакты Падре Креспи

Карло Креспи Крочи родился в 1891 г. в Италии в небольшом городишке под Миланом. В пятнадцать лет Карло стал послушником в одном из монастырей, принадлежащих Салезианскому ордену. При этом Креспи получил образование в университете Падуи и специализировался на антропологии.

Артефакты Падре Креспи
Артефакты Падре Креспи

В 1923 г Креспи первые приехал в Эквадор для сбора данных для международной выставки, а в 1933 г. перебрался в город Куэнка, где прожил более 50 лет.

Артефакты Падре Креспи
Артефакты Падре Креспи

Куэнке славился тем, что здесь в свое время находилась ставка Тупак Инка Юпанки — правителя Империи Инков, который присоединил земли Эквадора к Инкской империи в 70-е годы XV века.

Кровь для богов: ритуальное жертвоприношение в Древнем мире

Изображение ацтекского ритуального жертвоприношения, 1499 год
Изображение ацтекского ритуального жертвоприношения, 1499 год

С самого зарождения человечества бесчисленные цивилизации практиковали ритуальные жертвоприношения. Зачастую эти жертвоприношения касались других людей и были настолько распространены, что считались нормой жизни. В некоторых культурах даже считалось честью быть избранным для жертвоприношення.


🔷 Почему древние культуры
практиковали жертвоприношения?

Ритуальное жертвоприношение — это практика, в рамках которой живое существо убивают в качестве приношения высшей силе. Эта высшая сила часто рассматривается как бог или боги, хотя в некоторых случаях это может быть общество в целом. В сообществах, где жертвоприношения распространены, принято считать их необходимой частью жизни и средством восстановления священного порядка во вселенной. Эта практика существует уже тысячи лет в культурах по всему миру и является одной из древнейших известных форм поклонения в истории. Многие общества практиковали этот кровавый ритуал, но те, что обсуждаются здесь, выделяются как самые ужасные и жестокие.

🔷 Правда о человеческих жертвоприношениях
у ацтеков



Субтитры на youtube

Из всех методов человеческого жертвоприношения в истории, удаление ещё бьющегося сердца, пожалуй, одно из худших. Именно так ацтеки приносили живых людей в жертву богам.



У каждой культуры существовала своя форма ритуального жертвоприношения. В некоторых культурах животных убивали и приносили в жертву в качестве небольших жертвоприношений, в то время как человеческие жертвоприношения применялись в более масштабных случаях, таких как религиозные церемонии. В других культурах люди считались единственными живыми существами, достойными принесения в жертву высшей силе.

Коллекция гуаши «Дикая природа»

Коллекция гуаши «Дикая природа»

Shin Han и Winsor & Newton на цветной бумаге Fabriano. Рисуноки были выбраны среди 12 финалистов конкурса «CreateArtHistory», организованного RedBubble и Государственной библиотекой Виктории (Австралия), и добавлены в постоянный онлайн-каталог библиотеки, чтобы будущие поколения могли изучать, просматривать и наслаждаться ими.


Коллекция гуаши «Дикая природа»

Коллекция гуаши «Дикая природа»

Коллекция гуаши «Дикая природа»

10 впечатляющих фотографий сов, которые вам стоит увидеть

Время ужина

Время ужина


Жизнь совы полна забот. Голодные партнёры и птенцы постоянно нуждаются в подаче еды. Сводить концы с концами, то есть искать луговых полёвок, — это постоянная работа. Кроме семейных забот, есть и внешние факторы: изменение среды обитания, сокращение мест гнездования и исчезновение добычи.

Чтобы запечатлеть трудности и стойкость 19 видов североамериканских сов, фотограф из Сиэтла Пол Банник провёл десятки тысяч часов в походах, лазая по деревьям и преодолевая холод и палящий зной по всей стране. Результаты его работы представлены в новой книге « Сова: год из жизни североамериканских сов» – ярком, информативном и суровом повествовании об этих великолепных хищных птицах. Вот десять сцен из одиссеи Пола Банника.


☘️ Время ужина


Время ужина

Суслик: Это то, что будет на ужин (для этих бородатых сов).
Фото: Пол Банник


Самец бородатой неясыти приносит своей партнёрше суслика, который, в свою очередь, зависит от него, охотясь за семьёй, пока она согревает и защищает гнездо. В течение месяца, пока самка высиживает яйца, она редко покидает гнездо, вместо этого издавая тихие крики, чтобы напомнить партнёру о том, что она голодна.

☘️ Голодные птенцы


Птенцы ушастой совы.
Птенцы ушастой совы. Фото: Пол Банник

Эти трёхнедельные птенцы ушастой совы вот-вот выпадут из гнезда, но, по крайней мере, они согревают друг друга. Родители суетливо бегают между гнездом и окружающим лесом, чтобы подрастающие птенцы были сыты и сыты. Их любимая еда — грызуны, и ещё больше грызунов.

☘️ Уши на приз


Бородатая неясыть.

Бородатая неясыть. Фото: Пол Банник


Зрелище может показаться спокойным, но не обманывайтесь: эта раздувшаяся бородатая неясыть внимательно прислушивается к добыче, например, землеройкам и зайцам , шуршащим в высокой траве. Бдительность бородатой неразрывна: когда она не охотится, она высматривает угрозы со стороны хищников, находящихся выше в пищевой цепочке.

☘️ Летная школа


Птенцы северного воробьиного сыча.

Птенцы северного воробьиного сыча. Фото: Пол Банник


Жизнь молодого северного воробьиного сыча требует чуть больше смелости, чем обычно. Когда приходит время, родители выманивают птенцов из гнезда, подбрасывая им еду вне досягаемости. Эти трюки призваны стимулировать птенцов лазать, порхать и летать на новых высотах, подготавливая их к жизни после выхода из гнезда.

Почему исчезли первые поселенцы-викинги в Гренландии?

Почему исчезли первые поселенцы-викинги в Гренландии?

Почему исчезли первые поселенцы-викинги в Гренландии?

>
В 1711 году голландско-норвежский лютеранский миссионер Ханс Эгеде услышал рассказы о старых викингах, которые отправились колонизировать остров Гренландия.

Помимо рассказов о том, как они прибыли и поселились там, а также как они торговали с Европой, о них ничего не было слышно в течение почти 200 лет.

У Эгеде было несколько теорий: либо они остались католиками после датской Реформации, либо утратили христианство и ассимилировались с коренным населением острова — инуитами.

Заинтригованный их судьбой, он решил попросить у Кристиана IV Датского разрешения основать миссию в Гренландии и выяснить, что с ними случилось.

Ханс Эгеде

Ханс Эгеде


После долгих поисков ему не удалось найти выживших, он нашёл только местных инуитов. Эгеде знал, что у викингов было два поселения (восточное и западное), но не знал их точного местонахождения.

В 1723 году его экспедиция обнаружила руины восточного поселения, но он принял их за западное. Как бы то ни было, выживших не было, и нет никаких сведений об их местоположении, и вопрос об их исчезновении остаётся открытым до сих пор.

Лето на побережье Гренландии около 1000 года

Лето на побережье Гренландии около 1000 года –
картина Йенса Эрика Карла Расмуссена (1841–1893)


Викинги, также известные как скандинавы, совершили свои первые путешествия и обосновались к западу от своей родины, в Исландии, в конце IX века. Согласно исландским сагам, исландец по имени Эрик Рыжий отплыл из Исландии с несколькими кораблями и открыл Гренландию в 985 году нашей эры.

Позднее норвежцы основали в Гренландии два крупных поселения с населением более 3000 человек. Исследования показывают, что к 1450 году н. э. оба поселения были заброшены и забыты.

Нефертити: Прекрасная пришла… но откуда?

Нефернеферуатон Нефертити «Прекрасная пришла»

Нефернеферуатон Нефертити «Прекрасная пришла»


Нефертити — одна из самых известных фигур древнего мира. Её лицо узнаваемо от Каира до Берлина, но, увы, за этим знаменитым ликом скрывается фигура, окутанная тайной. Помимо изящества скульптур, присущих сохранившимся произведениям искусства, нам известно поразительно мало. Её происхождение остаётся неясным, ранние годы затеряны во времени. Мы не знаем наверняка, кто была её семья, как она вышла замуж за будущего фараона Эхнатона или как она стала воплощением революции, которая потрясла основы Древнего Египта.

Именно эта завеса неизвестности пленяла поколения историков и мечтателей. Вместо уверенности мы составили портрет из фрагментарных подсказок: поэтических надписей Эхнатона, дразнящих следов в камне и тексте, и, конечно же, её имени: «Нефернеферуатон Нефертити» («Прекрасная пришла»). Имя, которое, кажется, и по сей день возвещает о её внезапном, блистательном появлении в царской сфере, а значит, и в легендах.


☘️ Ранняя жизнь Нефертити

Версии, связанные с ранними годами жизни Нефертити, столь же разнообразны, сколь и неуловимы, однако некоторые учёные пытались приоткрыть завесу тайны. Общее мнение учёных относит Нефертити к 1370 году до н. э., к концу правления Аменхотепа III . Эта оценка основана на предположении, что ей, вероятно, было около 13 лет, когда она вышла замуж за сына Аменхотепа III, Аменхотепа IV (позже известного как Эхнатон), который взошел на престол около 1353 года до н. э.

Хотя точных сведений о дате их бракосочетания не сохранилось, многие учёные полагают, что Нефертити стала женой молодого царевича Аменхотепа IV незадолго до его восшествия на престол или сразу после него. Это относит их союз к самому закату правления Аменхотепа III, периоду интенсивной религиозной и политической активности, и может отчасти объяснять, как Нефертити так быстро достигла известности, уже находясь рядом с царевичем, когда он унаследовал корону.

[Следует отметить, что существовала довольно популярная теория о совместном правлении Аменхотепа III и его сына Эхнатона, предполагающая, что они правили совместно в течение периода от 2 до 12 лет. Хотя когда-то эта теория широко поддерживалась, особенно такими учёными, как Сирил Олдред и Уильям Мёрнейн, сейчас она вызывает всё больше скептицизма. Некоторые свидетельства, включая перекрывающиеся надписи и стилистические переходы, подтверждают кратковременное совместное правление, однако отсутствие чётких датированных записей, упоминающих обоих царей как соправителей, заставило других, например, Дональда Редфорда, полностью отвергнуть эту теорию. Сегодня в научных кругах теория о кратком совместном правлении остаётся правдоподобной, но идея длительного совместного правления в значительной степени утратила популярность.]

☘️ Тадухипа, принцесса Митанни


Карта Митанни (из энциклопедии Britannica)

Карта Митанни (из энциклопедии Britannica)


Тадукхипа была принцессой Митанни , могущественного хурритоязычного царства, расположенного на территории современной северной Сирии и юго-восточной Турции, процветавшего в 15-м и 14-м веках до н. э. В то время, когда ее отправили в Египет, вероятно, около 36-го года правления Аменхотепа III (ок. 1354 г. до н. э.), ее отец, царь Тушратта, правил Митанни и стремился укрепить дипломатические связи с Египтом посредством царского брака. Тадукхипа путешествовала не одна; ее сопровождала роскошная свита, включая десятки фрейлин, слуг и даров, в церемониальном посольстве, подобающем царице-придворной, и жесте политического союза между двумя великими ближневосточными державами.

Отождествление Тадукхипы с Нефертити является одной из самых интригующих и романтизированных теорий в изучении истории Амарны, хотя оно остается спорным и недоказанным.

Голова Нефертити в диадеме и парике

Голова Нефертити в диадеме и парике


Первые серьёзные научные предположения о том, что Тадухепа может быть отождествлена с Нефертити, вероятно, появились в середине XX века, особенно после более тщательного изучения и перевода Амарнских писем. Эти письма, обнаруженные в Телль-эль-Амарне в 1887 году, были полностью опубликованы и изучены в начале XX века, и к середине века учёные начали задаваться вопросом: «Что случилось с Тадухепой после её прибытия в Египет?» . По мере того, как внезапное появление Нефертити примерно в то же время и отсутствие у неё известных родственных связей становились всё более известными, некоторые стали выдвигать теорию о том, что митаннийская принцесса и будущая Великая царская жена Эхнатона — одно и то же лицо.

Мужчины эпохи Возрождения: Чезаре Борджиа и Папа Александр VI

Портрет Никколо Макиавелли (1469-1527) работы Санти ди Тито

Портрет Никколо Макиавелли (1469-1527)
работы Санти ди Тито


Это партнерство отца и сына на короткое время создало одну из самых великолепных демонстраций власти Макиавелли в Италии эпохи Возрождения, о чем свидетельствует сам Макиавелли.


Последний мастер манипуляций — итальянский дипломат, историк, политик, философ и писатель эпохи Возрождения, чье имя стало синонимом безжалостных интриг, — посвящает значительную часть своей самой известной работы исследованию взлета и падения современника, которым он восхищался, Чезаре Борджиа.

Чезаре был незаконнорожденным (возможно, в обоих смыслах этого слова) сыном папы Александра VI и его давней любовницы, римской аристократки Ваноццы деи Каттанеи. Родившись в богатой, хорошо связанной семье в Валенсии в 1431 году, будущий папа быстро поднимался по церковным ступеням после возведения его дяди на папский престол в 1455 году, в конечном итоге сам заняв высший пост в 1492 году. Как можно понять из отцовства папы Александра над Чезаре — одним из по крайней мере девяти детей, которых он зачал от разных любовниц, — понтифик довольно небрежно относился к своим обетам целомудрия. Что касается обета бедности... Говорят, что у него почти полностью отсутствовали религиозные чувства, папа Александр не скрывал, что рассматривал свою должность в первую очередь как средство увеличения власти, богатства и владений семьи Борджиа. Что он и делал с энтузиазмом.

Его старший сын Чезаре (которого, как и трёх других детей от Ваноццы — Джованни, Лукрецию и Джоффри, — он узаконил после принятия папства) был главным инструментом, который Папа Александр использовал для достижения своих мирских целей. Изначально Чезаре готовили к тому, чтобы он стал преемником Александра в церкви, но когда младший сын, Джованни, увлечённый военными делами, был убит — девятью ножевыми ранениями, перерезанным горлом и брошенным в Тибр в 1498 году, весьма вероятно, из-за ссоры с Чезаре из-за общей любовницы, — Александр освободил Чезаре от монашеских обетов (он стал епископом в 15 лет и кардиналом в 18 — высшая степень меритократии) и поручил ему командование папскими войсками.

В сотрудничестве с отцом, используя сочетание стратегической военной мощи, «дипломатии канонерок», папского указа, убийств и удобного союза с французами (он был женат на представительнице их королевской семьи), Чезаре быстро создал себе обширное герцогство в Романье, на севере Италии. По словам Макиавелли, методы Чезаре по захвату и управлению новыми землями были безупречны. «Я не знаю лучшего совета, чем последовать его примеру», — писал он.

Портрет Чезаре Борджиа работы Альтобелло Мелоне, около 1513 года
Портрет Чезаре Борджиа работы Альтобелло Мелоне, около 1513 года, который сегодня выставлен в Академии Каррары в Бергамо.

Макиавеллиевская схема Чезаре: сначала уничтожьте своих противников (в данном случае бесчисленных надоедливых епископов, дворян и землевладельцев, сопротивлявшихся уступке власти, с которыми жестоко расправились приспешники Борджиа) и завоюйте верность их сторонников. Затем обрушьте на своих новых подданных жестокую, драконовскую власть — через марионеточного чиновника, которого можно казнить как козла отпущения, когда это будет удобно, продемонстрировав, насколько вы справедливы, благородны и безжалостны. Затем сбавьте обороты и дайте им изрядную долю самоуправления. Заставьте их любить вас… При этом обеспечивая им постоянный страх, ибо, как сказал Макиавелли, «гораздо безопаснее быть в страхе, чем любимым, (потому что) любовь поддерживается узами обязательств, которые, из-за человеческой низости, разрываются при каждой возможности ради их же выгоды; но страх оберегает вас страхом перед наказанием, которое никогда не иссякает».