Мало кто помнит сейчас, что это был за город и когда он существовал. Большинству людей Карфаген известен лишь благодаря Пуническим войнам и полководцу Ганнибалу Барке, да расхожей фразе, что он «должен быть разрушен». А ведь на протяжении нескольких веков он был доминирующей морской торговой державой, во многом определявшей историю Средиземноморья — до тех пор, пока не началась беспощадная схватка с Римом. Так что это был за город, уничтоженный более двух тысяч лет назад?
«Ну и где теперь величественные стены гордого Карфагена? Где
морская слава его знаменитой гавани? Где многочисленные войска? Где его
неисчислимая кавалерия? Где его горделивый дух, неудовлетворённый
гигантскими пространствами захваченной Африки? Фортуна поделила их между
двумя Сципионами».
Валерий Максим
Основание Карфагена
Для начала необходимо заглянуть в ещё более давние времена. Нашествие «народов моря», начавшееся в конце II тысячелетия до н.э., вызвало поток переселенцев из Сидона и других финикийских городов, хлынувший в Тир, который стал столицей Финикии. Перед правителями этого города со временем встала необходимость избавления города от перенаселения. Выход был найден в масштабной колонизации. При этом решались две задачи: город избавлялся от лишних ртов и создавал сеть прибрежных опорных пунктов, необходимых для расширения торговли.
![]() |
Так романтично в воображении
современного нам художника
выглядела основательница Карфагена
Элисса, она же Дидо
|
Так началась финикийская колонизация Средиземноморья, которая распространилась на острова Западного Средиземноморья и побережье Африки и Европы. В течение нескольких веков тирские торговые фактории и колонии возникли на островах Эгейского моря, а также на Сицилии, Мальте, Сардинии, в Северной Африке и в Испании. Первой колонией на африканском побережье стала Утика, ещё одной было суждено стать Карфагену.
О его основании существует красивая легенда. Согласно ей, царь Тира Муттон, правивший городом в IX веке до н.э., объявил наследниками обоих своих детей: сына Пигмалиона и дочь Элиссу. Однако после смерти Муттона граждане Тира передали всю полноту власти Пигмалиону. Его сестра Элисса вышла замуж за своего богатого и могущественного дядю Ахерба, жреца великого Мелькарта, главного божества Тира. Пигмалион, возжелавший овладеть сокровищами храма Мелькарта, убил дядю. Однако мудрая Элисса, собрав группу единомышленников из числа тирских аристократов, решила бежать. Тайком от брата она смогла организовать целую экспедицию, отплывшую на запад. С собой Элисса смогла увезти и сокровища из храма Мелькарта, хранителем которых был её муж. Сделав остановку на Кипре, где финикийцы взяли себе женщин для продолжения рода, флотилия причалила к побережью Африки.
Далее по легенде хитроумная Элисса, вставшая перед необходимостью приобретения у местных племён хотя бы клочка земли, сторговала ровно столько места, «сколько займёт шкура быка». Африканцы, полагая сделку выгодной, согласились. Разрезав шкуру на тонкие полоски, Элисса охватила ими обширное пространство, достаточное для поселения всех её спутников.
Это место стало центром будущего города и получило название Бирса, что с греческого языка можно перевести как «снятая шкура».
Элисса недолго была правительницей заложенной ею колонии: один из африканских царьков пожелал на ней жениться, угрожая в случае отказа войной. Ссылаясь на необходимость произвести священный обряд для освобождения от клятвы, данной своему мужу, Элисса взошла на костёр с мечом в руках. Обратившись к своим соотечественникам, она сказала, что отправляется к своему настоящему мужу, заколола себя и упала в пламя.
В предании сохранились сведения об обожествлении Элиссы после смерти. Возможно, что это нашло своё отражение в культе богини Танит, являвшейся одним из главных божеств в Карфагене.
О его основании существует красивая легенда. Согласно ей, царь Тира Муттон, правивший городом в IX веке до н.э., объявил наследниками обоих своих детей: сына Пигмалиона и дочь Элиссу. Однако после смерти Муттона граждане Тира передали всю полноту власти Пигмалиону. Его сестра Элисса вышла замуж за своего богатого и могущественного дядю Ахерба, жреца великого Мелькарта, главного божества Тира. Пигмалион, возжелавший овладеть сокровищами храма Мелькарта, убил дядю. Однако мудрая Элисса, собрав группу единомышленников из числа тирских аристократов, решила бежать. Тайком от брата она смогла организовать целую экспедицию, отплывшую на запад. С собой Элисса смогла увезти и сокровища из храма Мелькарта, хранителем которых был её муж. Сделав остановку на Кипре, где финикийцы взяли себе женщин для продолжения рода, флотилия причалила к побережью Африки.
Далее по легенде хитроумная Элисса, вставшая перед необходимостью приобретения у местных племён хотя бы клочка земли, сторговала ровно столько места, «сколько займёт шкура быка». Африканцы, полагая сделку выгодной, согласились. Разрезав шкуру на тонкие полоски, Элисса охватила ими обширное пространство, достаточное для поселения всех её спутников.
Это место стало центром будущего города и получило название Бирса, что с греческого языка можно перевести как «снятая шкура».
Элисса недолго была правительницей заложенной ею колонии: один из африканских царьков пожелал на ней жениться, угрожая в случае отказа войной. Ссылаясь на необходимость произвести священный обряд для освобождения от клятвы, данной своему мужу, Элисса взошла на костёр с мечом в руках. Обратившись к своим соотечественникам, она сказала, что отправляется к своему настоящему мужу, заколола себя и упала в пламя.
В предании сохранились сведения об обожествлении Элиссы после смерти. Возможно, что это нашло своё отражение в культе богини Танит, являвшейся одним из главных божеств в Карфагене.
Развитие и расцвет
Место для закладки колонии было выбрано удачно, оказавшись на пересечении важных транзитных торговых путей. Неизвестно, было ли название Карфаген дано поселению изначально (по-латински это писалось как Carthago, что является искажённым произношением финикийского слова Quarthadast — «Новый город») или появилось позднее, но само название уже указывает на то, что Карфаген был именно городом-колонией, а не просто торговой факторией. Новое поселение стало быстро развиваться.
![]() |
Финикийско-карфагенский торговый
корабль.
Рельеф с карфагенского саркофага,
датированного II веком до н.э.
|
Впрочем, в первые столетия своего существования Карфаген играл роль некоего перевалочного пункта: в его гавани корабли, пришедшие с востока, разгружали свои товары и принимали на борт руду, а карфагенские торговые суда ходили в Испанию, где продавали товары из метрополии, Греции и Египта, чтобы купить эту самую руду. Однако город жил не только торговлей единой: уже к середине VII века до н.э. Карфаген стал промышленным центром. Помимо гончарного производства, красилен (а производство пурпурной ткани было одним из основных занятий финикийцев) и металлообрабатывающих мастерских, в городе занимались изготовлением терракотовых статуэток, масок, ювелирных украшений, резных изделий из слоновой кости, которые со временем стали поставляться и во все остальные финикийские колонии.
В связи с тем, что изначально территория города, принадлежащая непосредственно его жителям, была невелика, а остальную землю приходилось брать в аренду у соседних племён, со временем растущее население Карфагена всё больше и больше нуждалось в доставке продуктов питания и сырья для производства. Эти нужды предопределили развитие торгового флота Карфагена, который был призван обеспечить потребности горожан, а также служил инструментом для сбыта продукции. Основными поставщиками продуктов и сырья стали другие финикийские колонии и торговые фактории в Центральном Средиземноморье.
В связи с тем, что изначально территория города, принадлежащая непосредственно его жителям, была невелика, а остальную землю приходилось брать в аренду у соседних племён, со временем растущее население Карфагена всё больше и больше нуждалось в доставке продуктов питания и сырья для производства. Эти нужды предопределили развитие торгового флота Карфагена, который был призван обеспечить потребности горожан, а также служил инструментом для сбыта продукции. Основными поставщиками продуктов и сырья стали другие финикийские колонии и торговые фактории в Центральном Средиземноморье.
![]() |
Развалины на холме Бирса в
современном состоянии
|
Со временем эти поселения всё больше и больше стали зависеть от Карфагена, который постепенно включал их в зону своих интересов. Более того, уже в VII веке до н.э., всего через полтора столетия с момента своего основания, Карфаген создал свою собственную колонию на острове Ибица. Впрочем, часть историков полагает, что эта колония являлась не карфагенским, а одним из последних финикийских поселений. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что Карфаген становился новой колониальной державой.
Резкий подъём Карфагена в VII-VI веках до н.э. был закономерным и объективным явлением: он составлял часть общего исторического процесса, который включал в себя ассирийское завоевание Среднего Востока и греческую экспансию на запад. Именно в этот период город окончательно начал воспринимать интересы прежних финикийских колоний как свои собственные.
Резкий подъём Карфагена в VII-VI веках до н.э. был закономерным и объективным явлением: он составлял часть общего исторического процесса, который включал в себя ассирийское завоевание Среднего Востока и греческую экспансию на запад. Именно в этот период город окончательно начал воспринимать интересы прежних финикийских колоний как свои собственные.