Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Динозавры могли быть теплокровными


Когда-то динозавры могли быть хладнокровными королями мезозойской эры. Но новое исследование их темпов роста позволяет предположить, что эти доисторические чудовища росли так же быстро, как млекопитающие: а значит, были теплокровными существами. Тем не менее не все согласны с такими результатами, и некоторые палеонтологи предполагают, что динозавры попадают между хладнокровными (эктотермами) и теплокровными (эндотермами) созданиями и обладают промежуточной кровью (мезотермы).


Динозавры считаются рептилиями, поэтому ученые предположили, что эти животные были хладнокровными, как их сородичи, то есть регулировали температуру своего тела в зависимости от среды. Вялый обмен веществ такого хладнокровного динозавра приводил к тому, что он медленно переставлял свои конечности. Теплокровный же динозавр мог контролировать температуру своего тела и обладал более быстрым метаболизмом. Такой чудик мог весело скакать по дому.


Ученые спорили на тему терморегуляции динозавров десятки лет, однако масла в огонь подлила публикация в 2014 году в журнале Science, в которой авторы указали, что динозавры, вероятно, были мезотермами. Более того, предыдущие исследования возможной активности динозавров, потребления энергии и их зубов также находили аргументы в пользу теплокровности этих созданий. Этот вопрос носит не только академический характер; ответ на него мог бы предоставить нам полную картину того, как динозавры жили и умирали, считают ученые.




В стремлении решить споры ученые изучали окаменевшие кости динозавров. Эти кости обладают кольцами роста, которые подобно кольцам дерева показывают, как быстро или медленно росли животные. Ученые сравнили темпы роста динозавров с костями вымерших и живущих животных и обнаружили, что динозавры попали в середину континуума роста между теплокровными и хладнокровными созданиями.


Но у этого исследования есть две больших проблемы, говорит Майкл Д’Эмик, научный инструктор анатомических наук Медицинской школы при Университета Стони Брука в Нью-Йорке. Когда Д’Эмик заново проанализировал данные, используя другие методики, он «с удивлением обнаружил совершенно другие выводы. Динозавры не то чтобы попадали в промежуточную категорию между теплокровными и хладнокровными животными, они отлично вписывались — с точки зрения метаболизма и роста — в среду млекопитающих.

Люди будущего


Американский художник Николай Ламм вместе с учеными-генетиками показал, как в условиях генетических изменений и продолжающейся эволюции будут выглядеть люди спустя десятки тысяч лет. По их словам, в далеком будущем многие черты лица можно будет изменить с помощью генной инженерии, однако некоторые особенности будут приобретены в результате эволюции.

Наше время — типичные мужчина и женщина
20 тыс. лет спустя — головы немного подросли

60 тыс. лет спустя — головы продолжили рост, кожа потемнела,
глаза удивленно смотрят на фантазии генетиков

100 тыс. лет спустя — европеоидный аниме-образ полностью завершен
Ученые в компании с художником не сомневаются, что у человека увеличится мозг и, как следствие, голова. Поскольку через 60—100 тыс. лет человеку придется колонизировать Солнечную систему, не обойтись без темной пигментированной кожи, которая защитит людей от ультрафиолетового излучения. Большие глаза особенно пригодятся в условиях недостаточного солнечного освещения.

Защитой гигантских глаз займутся толстые веки, а крупные ноздри облегчат дыхание за пределами Земли. Благодаря генной инженерии можно будет выбрать себе симметричные черты лица, а вживленные в глаза и под кожу наноимпланты помогут управлять устройствами для связи и развлечений.


Как изначально были раскрашены древнегреческие статуи


Время настолько тщательно обесцветило артефакты предыдущих цивилизаций, что походы в музей с целью полюбоваться, например, древнегреческими статуями, не дадут точного представления о том, как они выглядели в своё время. Но исследования всё меняют.
«Для нас классическая античность означает белый мрамор, пишет Мэтью Гуревич (Matthew Gurewitsch) из журнала Smithsonian. – Но не так думали древние греки, представлявшие своих богов во всех красках и соответственно их изображавших. Храмы, в которых они находились, тоже пестрили красками, как грандиозные декорации. Время и атмосферные явления стёрли большую часть оттенков. И веками люди, которые должны были лучше об этом знать, делали вид, что цвет практически не имеет значения».
Но сегодня экспертиза, сочетающая использование ультрафиолетового света и инфракрасного, а также рентгеновской спектроскопии позволила выявить те самые цвета, которыми эти, казалось, бесцветные статуи когда-то приковывали взгляды.

Статуя Октавиана Августа, внучатого племянника Цезаря
и основателя Римской империи.
Немецкий археолог Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann), «вооружившись высокоинтенсивными лампами, ультрафиолетовым светом, камерами, гипсовыми слепками и баночками дорогостоящих порошкообразных минералов», «последние четверть века пытается возродить павлинье великолепие Греции». Бринкманн занимается «созданием полномасштабных гипсовых и мраморных копий с ручной росписью из тех же минеральных и органических пигментов, что использовали древние: зелёный из малахита, синий из азурита, жёлтый и охра из соединений мышьяка, красный из киновари, чёрный из горелых костей и виноградной лозы». Результаты можно увидеть ниже в видео, опубликованного на YouTube Музеем Гетти.


Реакция современных людей на открытие оригинальных цветов древнегреческих статуй, скажем так, остаётся неоднозначной. Мы привыкли восхищаться строгостью белого мрамора, которая ассоциируется с идеей чистоты. Поэтому смелые цвета, что выявил Бринкманн и его сотрудники, на первый взгляд и даже на второй, могут поразить и показаться кричащими и безвкусными. Но как бы вы не переосмыслили их эстетику, нельзя не проникнуться некой радостью от того, что древний мир продолжает преподносить нам сюрпризы.

Лучник в образе троянского царевича Париса
с западного фронтона храма Афайи. Википедия.


Сотни классических скульптур из галереи Уффици теперь можно рассматривать в 3D

Знаменитое семейство Медичи, на которых работали Рафаэль и Боттичелли, хранило множество бесценных произведений искусства. Медичи были «меценатами» самых выдающихся художников и архитекторов в промежутке с 15-го по 18-й века. Семейство вряд ли могло вообразить, что их коллекция доберется аж до 21 века. Сегодня у людей со всего мира есть возможность полюбоваться их скульптурами не отрываясь от любимого кресла, все благодаря проекту дигитализации Уффици.

Грандиозная коллаборация между Индианским университетом, Миланским техническим университетом и Флорентийским университетом поставила перед собой цель: оцифровать греческие и римские скульптуры, которые хранятся в галереи Уффици, Палаццо Питти и садах Боболи. Проект еще не завершен, но в цифровой формат уже переведена большая часть знаменитых скульптур. Сейчас их можно не торопясь разглядывать на сайте. Большой плюс в том, что скульптуры цифровом формате можно разглядеть лучше и детальнее, чем прогуливаясь по музею.

Сайт очень прост в навигации, что делает его особо увлекательным и интерактивным. Бюсты, саркофаги и статуи – 3D модели позволяют взглянуть на них невероятно близко, с любого ракурса. Проект дигитализации Уффици – настоящий кладезь для студентов, изучающих античное искусство. В коллекции можно найти Венеру Медицейску, Фавна, Cпящую Ариадну, Психею и многое другое.



На данный момент проект дигитализации Уффици уже собрал более 300 работ. Пока что этот архив скульптур – самый лучший из всех, что существуют на просторах сети. Удивительно, как просто прикоснуться к великим произведениям искусства и почерпнуть вдохновение. Будьте осторожны: после просмотра цифровых скульптур, может возникнуть желание купить билет и улететь во Флоренцию, чтобы взглянуть на античное искусство живьем.



Информационный пузырь. Путешествие в мир постправды

Постправда (post-truth) — обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям.
Оксфордский словарь английского языка за 2016 год
Космические путешествия совершаются не только в пространстве, но и во времени, и по этой причине, даже приближаясь к планете, уже внесённой в атласы и кем-то якобы хорошо изученной, я, Ийон Тихий, капитан дальнего галактического плавания, первооткрыватель восьмидесяти тысяч трёх миров, не знаю, чего ожидать. Имеющееся описание может относиться к далёкому прошлому или к будущему. Или вообще к совершенно другому миру, так как в галактических справочниках полным-полно опечаток.
Посадка

В темноте некоторые «с трудом различимые» объекты на самом деле не видны вовсе. Сигнал со зрительного нерва достигает сознания в виде тщательно отредактированной картинки. Образы, распознанные по отдельным фрагментам, могут просто «дорисовываться». С переменным успехом.
…Но в данном конкретном случае именно вышеперечисленные обстоятельства внушали мне сдержанный оптимизм. Поскольку, согласно справочнику, планета, которую я намеревался посетить, была на редкость негостеприимной. Страдающий от радиационного заражения и непрерывных войн мир, жители которого к тому же имели обычай стрелять в заходящие на посадку корабли без предупреждения, в иных обстоятельствах я облетел бы за десяток парсеков. Однако сейчас extrema necessitate* (крайняя необходимость - лат.) вынуждала меня пойти на связанный с высадкой риск. В предполётной суматохе я не заметил, что закупаю питьевую воду не литрами, а пинтами — то есть вдвое меньше, чем требовалось. И ещё радовался, болван, что припасы обходятся мне дешевле обычного! Разумеется, цистерна опустела на полпути. Продолжать путешествие без воды я, естественно, не мог. Добывать же её самостоятельно на кометах и промёрзших лунах, орудуя киркой… Нет, лучше рискнуть, чем растапливать на камбузе серые от космической пыли и воняющие аммиаком ледяные глыбы.

Приближаясь к планете, я поручил искусственному интеллекту корабля заняться прослушиванием и анализом передач, дабы собрать хоть какую-то информацию и расшифровать местные языки. Предварительные результаты его работы оказались вполне обнадёживающими, так как военные сводки и сообщения об уровне радиационного фона в новостях этого мира отсутствовали. Про какую-либо противобаллистическую или противоастероидную систему электронному мозгу ракеты тоже не удалось подслушать ни слова. Мир выглядел вполне безопасным, и можно было предположить, что мои предшественники сами разбили свои корабли при посадке. Многие звездоплаватели склонны валить вину за плачевные результаты собственной некомпетентности на вымышленных чудовищ и воинственных аборигенов. Космос — место опасное, и за время странствий мне не раз приходилось подвергаться нападениям, но…

Но integre* (как единое целое - лат.) планеты до того раза на меня ещё не бросались. Иным образом описать произошедшее я не могу. Намереваясь выйти на круговую орбиту, я выполнял манёвр на высоте около 6000 километров, сбрасывая скорость до первой космической… Параллельно я пытался одолеть нюансы местного произношения слова «вода», заученного благодаря напряжённым сеансам гипнопедии, и одновременно препирался с автопилотом, желчно требующим, чтоб я хотя бы пристегнулся, прежде чем он включит тормозные дюзы… И в этот момент голубовато-жемчужная сфера планеты вывернулась, окружила корабль и захлопнула его внутри себя! Струистая облачная пелена, в редких разрывах которой проглядывали горные пики и серебристые лоскуты морей, мгновенно оказалась везде, на всех экранах внешнего обзора! Так не могло быть, но я видел поверхность планеты целиком — дневную и ночную стороны сразу.

Автопилот попытался осмыслить ситуацию, не преуспел и всё с той же желчью в голосе объявил, что в гравитационном поле такой формы работать категорически отказывается. Я был с ним полностью солидарен, я бы тоже отказался — я и хотел! Но проклятый робот успел первым, свалив на меня всю ответственность за корабль, летящий прямо на облака.

Если гравитация направлена не к центру, а от него, к внутренней поверхности сферы — именно так тут дела и обстояли, — лечь на орбиту невозможно, поскольку центробежная сила будет не вычитаться из силы тяжести, а суммироваться с ней. Любая попытка развернуться лишь ускоряла в таких условиях падение. Мне только и оставалось, что идти на вертикальную посадку в ручном режиме. Приземлившись, я попытался найти случившемуся рациональное объяснение. Если рассуждать логически, находиться на внутренней поверхности полой сферы размером с планету мой корабль просто не мог — само существование такого объекта грубо нарушало законы физики. Видимая картина — а даже после приземления мне казалось, что горизонт задирается и я нахожусь на дне колоссальной чаши, края которой уходят в облака, — теоретически могла быть иллюзией, вызванной рефракцией света в местной атмосфере. Но ту же самую ерунду показывали и приборы. А если бы они, как и мои глаза, врали мне, то, руководствуясь их показаниями, я неизбежно разбился бы при посадке. Следовательно, своим чувствам я мог полностью доверять.

Звездоплаватель менее опытный, чем я, столкнувшись с ситуацией заведомо нереальной, несомненно, пришёл бы в замешательство. Но мне и прежде случалось попадать в иные вселенные, существующие по собственным законам. Ничего удивительно в этом нет, так как реальность дана нам в ощущениях. Ощущения же субъективны. Ergo* (следовательно - лат.), между изменением самой реальности и переменой наших представлений о ней нет практической разницы.

В этот раз некий фактор деформировал моё сознание, и оно теперь отражало мир совершенно иначе. Так бывает. Тем, кому повезло стать в новой реальности Наполеонами, остаётся лишь наслаждаться преимуществами царственного положения. Я же от перемены в восторге не был. Во вселенной, не предусматривающей космического пространства в принципе, я, Ийон Тихий, кавалер млечных и туманностных орденов, слава о котором гремит в спиральных рукавах, в ядре Галактики и в меньшей степени в гало, ощущал себя скорее Бонапартом на острове святой Елены.

Из ловушки нужно было выбраться. А заодно выявить и устранить причины моего расстройства восприятия — и набрать воды. Для чего мне неминуемо пришлось бы вступить в контакт с кем-то из обитателей этого мира.

На Google Maps можно посетить другие планеты


Сервис Google Maps добавил новую функцию, которая позволяет «посетить» 16 планет и спутников Солнечной системы. В блоге компании сообщается, что благодарить за это следует зонд Кассини.

«Двадцать лет назад космический аппарат Кассини отправился в путешествие с мыса Канаверал, чтобы раскрыть тайны Сатурна и его многочисленных лун. Во время своей миссии Кассини сделал и отправил на Землю почти полмиллиона снимков, что позволило ученым беспрепятственно реконструировать далекие миры», — пишет Стаффорд Марквардт, продакт-менеджер Google Maps.


Помимо Земли, Google Maps предлагает рассмотреть еще 15 небесных тел: Луну, Марс, Венеру, Меркурий, Плутон, карликовую планету Церера, спутники Сатурна и Юпитера.



Для создания карт Google использовала снимки NASA, Европейского космического агентства, фотографии с Международной космической станции, а также работы астрономического художника Бьорна Йонссона.


Новогодние иллюстрации Eva Melhuish

Ева Мелхуиш (Eva Melhuish) все детство провела в небольшой шведской деревеньке, где она наслаждалась играми на природе, созерцанием лесов и озер, общением с животными. Спустя годы жизни в Стокгольме, девушке хочется рассказать людям о тех волшебных мгновениях детства, когда каждый верил в чудо.







Удивительная интерпретация Красавицы и Чудовища


Фотограф Червона Ворона создала из папье-маше монстра, олицетворяющего Чудовище, а также одела модель Ангелину Прима в старое свадебное платье, специально состаренное для съемки.

Очень красивая съемка по мотивам сказки.