Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Священное искусство Древнего Египта (часть - 2)


Канон: истоки и философия
Роль искусства в Древнем Египте

Статуя Ка царя Ауибра Хора
Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно в меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям. В изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, чем просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно не ставило перед собой задачу отобразить что-либо, наоборот, оно "оживляло" образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.

Искусству в древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Другими словами, произведение искусства должно стать нетером, местом встречи божественного и земного.

Росписи и рельефы Домов Вечности

Росписи и рельефы Домов Вечности призваны были помочь душе покинувшего этот мир достичь мира божественного и обрести новую жизнь. Не случайно у самих египтян слово "художник" имело значение "творящий жизнь"

Храмовые изображения божеств должны были стать "телом" для богов, дать им возможность жить на земле. Изображение человека. Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка - высшая, невидимая часть человека, одним из аспектов которого является идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в невидимом мире, отвечал за него перед богами.

Может быть, к этому относятся высказывания современных искусствоведов о том, что в статуях человека "нет ничего лишнего" и "изображаемые как бы застыли в вечности"?

Фрагмент стеллы скульптора Усевера
Происхождение канона

Египетского художника волновала лишь одна задача - служение Маат, той, что освещает небо и землю светом Истины.

Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремесел, строительством храмов. По велению сердца, облеченному в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы, и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул "старейшина художников".

Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.

Абидоская триада
Что такое канон?

Само слово "канон" в переводе с греческого означает "закон", "правило".

Платон упоминает об "образцах", служивших в Египте наглядными моделями для выражения правил канона, которые, очевидно, существовали для каждого вида искусства, почитались священными и были причислены к области сокровенных знаний.

В герметических текстах Египет назывался "образом неба", "храмом всего мира" потому, что он - страна, где переносят на землю то, что "организуется и выбирается на небе" (герметический трактат, Асклепий).

В этом понимании, каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать сумму правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства - стать посредником между миром богов и миром людей.

Священное искусство Древнего Египта (часть - 1)


Египет – страна богов, дар Нила

Египет называют "страной богов, даром Нила". Нил давал жизнь. Плодородный нильский ил, который образовывался после разлива реки, кормил всю страну. Но в представлениях египтян существовал другой Нил, Нил Небесный или Млечный Путь, который они видели, устремляя глаза к звездам. На небе они находили истоки всего, что существует на земле. Страна, в которой они жили, была только отражением, подобием Небесной Страны.

Карта Египта
Египтяне строили храмы в священных местах, связанных с божественными мифами. Участвуя в праздниках, обрядах и мистериях, проходивших в храмах, люди воспроизводили мифы, давали им новую жизнь. Связь с божественным постоянно возобновлялась.

Богиня Исида
Символ Египта - Путь. С одной стороны, это путь через Верхний и Нижний Египет, путь с юга на север, как несет свои воды Нил. С другой стороны, это путь между жизнью и смертью. Этот путь не прерывается на границе между жизнью и смертью. Для египтян это был единый путь - путь в Вечности. Они знали и верили в то, что приходят на эту землю, для того чтобы служить законам Маат, не зависимо от того находятся они в этом мире или в мире ином.

В поисках философского камня

В поисках философского камня

В поисках вечной молодости, благородного золота и философского камня ученые мужи древности тратили много сил и энергии, изучая алхимию – одну из древнейших наук. Кто же тот человек, который все же смог получить золото?

Гравюра на дереве, изображающая Райский сад,
оккультные и алхимические символы
Алхимия – одна из двух самых древних наук, известных всему миру. Она берет начало в безвестности доисторических времен. Халдеи, финикийцы и вавилоняне были знакомы с принципами алхимии. Вместе с астрологией ее практиковали в Греции и Риме; это была основная наука у египтян.

 Древние люди считали алхимию Божьим откровением, с помощью которого можно вернуть утраченные способности. Когда будут постигнуты тайны алхимии, проклятие запретного плода исчезнет и люди снова смогут жить в Райском саду.

Гермес Трисмегист - языческий бог,
которого не отвергла христианская церковь.
Гравюра 1624 года
Считалось, что алхимию открыл человеку таинственный египетский полубог Гермес Трисмегист. Этой фигуре египтяне приписывают авторство всех видов искусства и науки. В честь него все научные знания древности были собраны под общей доктриной герметизма.

Совершенствование работы, раскрашенная вручную гравюра в Compendium alchymist(ae) novum sive Pandora Иоганна Михаэля Фауста, 1706 год.
Солнце и Луна,
олицетворяющие мужское и женское начала в алхимии
Алхимия - это «научное» и философское учение о превращении одних вещества в другие. Она также изучала то, как вещества и их превращения связывались с магией и астрологией. Люди, которые занимались алхимией, назывались алхимиками. Большинство из них проводили годы в тщетных попытках превратить свинец и ртуть в благородное золото. Но главной их целью всегда был поиск философского камня - субстанции, намного более ценной. Считается, что из него можно приготовить «эликсир молодости», который вылечит любую болезнь и даже вернет человеку молодость. В наше время эту фразу используют в рекламных целях как панацею от всех болезней.

Мир в равновесии: древнейшие шумерские заклинания


Первые литературные тексты

Письменность была изобретена в Месопотамии для хозяйственных нужд. В середине IV тыс. до н. э. для учета в хозяйстве использовались глиняные фишки разной формы, обозначающие тот или иной вид продукта, подлежащего учету. Иногда вид продукта обозначала не форма фишки, а выцарапанные на ней идеографические знаки. Позже числа и идеограммы стали записывать на плоских глиняных табличках.

К концу IV тыс. до н. э. помимо хозяйственных документов уже вовсю процветает жанр лексических списков и появляются отдельные тексты, которые мы считаем литературными (так мы называем все тексты, которые не относятся к хозяйственным, хотя, конечно, это не совсем терминологически корректно).

Среди архаических лексических списков — перечни городов, животных, растений, названий сосудов, профессий. Литературных текстов же буквально несколько штук. Уровень развития письменности таков, что прочесть их практически невозможно, и к литературным текстам их причисляют по внешним признакам: они явно отличаются от хозяйственных текстов, в них наличествуют повторы отдельных кусков (черта и более поздних литературных текстов).

Начало же полноценной письменной литературной традиции мы относим к более позднему периоду, так называемому раннединастическому периоду III (цифра относится к археологической периодизации). Этот период подразделяют на раннединастический период IIIa (2600−2500 до н. э.) и на раннединастический период IIIb (2500−2350 до н. э.). К первому относятся архив Фары (древний город Шуруппак) и чуть более поздний архив Тель-Абу-Салабиха (древнее название поселения неизвестно). Ко второму, в первую очередь, относятся архивы южных месопотамских городов Лагаша и Гирсы, а также архив сирийского города Эблы (см. карту на рис. 1).

Рис. 1. Ближний Восток во второй половине III тыс. до н. э. Исторические периоды: раннединастический, царство Аккада, период III династии Ура («Википедия»)
Для иллюстрации жизни шумеров в раннединастический период III мы приводим фотографию Урского штандарта — деревянного ящика с царского кладбища в Уре (сейчас он хранится в Британском музее). По всем четырем сторонам он украшен мозаикой из ракушек и песчаника на лазуритовом поле. Одна сторона демонстрирует жизнь шумеров в мирный период, другая — во время войны (рис. 2−3).

Рис. 2. «Урский штандарт». Мир (britishmuseum.org)

Рис. 3. «Урский штандарт». Война (britishmuseum.org)
Хотя раскопки в Фаре проводились уже в начале XX века и первые публикации найденных там текстов относятся к 1920-м годам, литературные тексты были опознаны как таковые лишь в 1950-х годах.

Среди литературных текстов раннединастического периода — пословицы и поговорки, так называемые «Советы Шуруппака своему сыну» (сборник житейской мудрости), гимны, истории о богах, загадки и заклинания. Поскольку дубликаты одних и тех же текстов происходят из разных архивов, можно говорить о единстве литературной традиции того времени.

Рис. 4. Дворцовый архив города Эблы (Сирия), XXIV век до н. э.
Таблички хранились на деревянных стеллажах, которые до наших дней,
конечно, не дошли (prophetess.lstc.edu)
Большинство текстов из самой Месопотамии написано на шумерском языке1, в архиве города Эблы (рис. 4) множество текстов ­написано на эблаитском диалекте аккадского языка (некоторые лингвисты считают его не диалектом, а самостоятельным семитским языком).

Все тексты сложны для понимания, в первую очередь, из-за дефективной системы письменности. К этому времени уже выработан репертуар силлабограмм, то есть знаков, читающихся фонетически, для обозначения морфемных показателей. Но он еще довольно ограничен, к тому же даже находящиеся в ходу силлабограммы зачастую просто не выписываются.

Предложение может состоять из набора ­логограмм без всяких морфемных показателей, где каждая логограмма обозначает слово, причем не всегда понятно какое, поскольку логограммы многозначны. Синтаксические связи между словами в предложении при отсутствии морфемных показателей определить затруднительно.

Кроме того, многие литературные тексты из Фары и Тель-Абу-Салабиха написаны с использованием особой орфографии, так называемой орфографии UD.GAL.NUN, криптографии, в которой стандартные знаки заменяются по разным ассоциативным принципам (графическим, фонетическим) на другие знаки. Тексты, написанные с использованием этой орфографии, удалось расшифровать только частично (и часть это небольшая).

Тем не менее, несмотря на все сложности, в целом литературные тексты раннединастического периода поддаются прочтению. Лучше всего поддаются расшифровке тексты, для которых существуют дубликаты из более поздних периодов с полностью выписанными морфемными показателями.

Джим Керри - знаменитый голливудский актер и талантливый художник


Мало кто знает, что знаменитый голливудский актер Джим Керри не только умеет талантливо играть на сцене и перед камерой, он также пишет изумительные картины. В недавно вышедшем коротком документальном видео рассказывается об этой малоизвестной стороне жизни актера.


Большинство знает Джима Керри (Jim Carrey) как актера-комика, прославившегося благодаря фильмам «Маска» или «Эйс Вентура.» Впрочем, талант Джима гораздо глубже — стоит только вспомнить его изумительную игру в драмах «Шоу Трумана» или «Вечное сияние чистого разума» , чтобы по достоинству оценить всю ту гамму чувств, которые может выразить актер перед камерой. Однако игра — это одно, а жизнь часто поворачивается так круто, что никакие актерские навыки не помогают справиться с ситуацией


Так, Джим Керри однажды оказался на пороге депрессии, «с полностью разбитым сердцем,» как он описывает свое состояние тогда, и единственное, что помогло ему остаться на плаву, это живопись. В шестиминутном документальном видео «Мне нужен был цвет» («I Needed Color») Джим рассказывает о том, как именно он стал рисовать красками и что это для него значит.


Как рассказывает актер, он рисовал всю свою жизнь, начиная с раннего детства. В то время как для большинства детей фраза «иди в свою комнату» означала наказание, для Джима эти слова служили приглашением к исследованию собственного внутреннего мира. Тогда он запирался в своей комнате и начинал рисовать. Большинство его работ — это рисунки карандашом. Надо признать, что и карандашные работы ему удавались хорошо, но настоящий талант Джима раскрылся тогда, когда он переключился на краски.


Впервые Джим серьезно начал рисовать красками шесть лет назад. Он не раскрывает, какое именно событие послужило толчком к этому решение, только описывает, что у него тогда «было разбитое сердце, которое он хотел излечить.» Некоторые связывают это с его отношениям с Катрионой Уайт, которые начались в 2012 году и закончились незадолго до ее трагичной смерти в 2015.


Великолепный храм Дендеры в Верхнем Египте будет превращен в музей под открытым небом

Храм Дендеры

В сотрудничестве с французской археологической миссией министерство древностей Египта превращает территорию вокруг храмового комплекса Дендера под Луксором в музей под открытым небом.



Мустафа Вазири, генеральный секретарь Высшего совета по древностям, рассказал, что девять каменных блоков были созданы в качестве скакунов для гравированных блоков, стел и статуй, обнаруженных в этом районе и оставленных на месте с момента их первоначального обнаружения. Дисплеи также будут включать в себя артефакты из галерей магазина области.

Недавно изготовленные блоки были размещены в открытом дворе у входа в храм, где была установлена коллекция статуй древнеегипетских божеств. Среди этих статуй - статуи богини Хатор, бога Беса и бога сокола Нехбет Ваавет.

Храм Дендеры, один из наиболее хорошо сохранившихся древнеегипетских храмов, построен в основном из песчаника и был открыт в середине 19-го века французским египтологом Огюстом Мариеттом.

В своем нынешнем виде храм Дендеры в основном является птолемеевским и римским, его реконструкция произошла при греческих Птолемеях - последней династии древнего Египта (305-30 гг. До н.э.) - и была завершена примерно 185 лет спустя при римском императоре Тиберии.

Посвятив храм Хатор, Птолемеи чтили одно из самых популярных божеств Египта. При греческом и римском правлении египетские храмы продолжали иметь маммисы (родильный дом) .

Уцелевшая маммиса в Дендере была реконструирована римским императором Августом возле руин, построенных фараоном Нектанебо, и украшена рельефами, добавленными римским императором Траяном в связи с рождением бога Гора.

Он был преобразован в церковь в пятом веке, и христианская базилика была построена в районе между ним и оригинальным домом рождения Нектанебо.

Изображения Клеопатры VI также появляются на стенах храма, который иллюстрирует египетское искусство Птолемея, а на задней части храма находится резьба Филопатора Клеопатры VII и ее сына Птолемея XV Филопатора Филометора Цезаря, который был отцом Юлия Цезаря.

Туманность Ориона изнутри и панорамный вид из центра Млечного Пути

3D-видео, выпущенное NASA, по-новому показывает туманность Ориона — яркую диффузную туманность, которая находится на расстоянии 1344 световых лет от Земли. Потрясающая визуализация позволяет «изнутри» увидеть движущиеся в пространстве звезды, газ и пыль.
«Возможность „пролететь“ сквозь туманность дает людям гораздо лучшее представление о том, что такое вселенная», — говорит Фрэнк Саммерс, ученый, работавший над созданием видео.

Визуализация включает видимые и инфракрасные фотографии, сделанные космическими телескопами «Хаббл» и «Спитцер». Снимки экстраполировали (приблизили), чтобы создать наилучшую интерпретацию того, как туманность может выглядеть изнутри.

По данным NASA, туманность Ориона представляет собой хороший пример места, где родилось наше Солнце 4,6 млрд лет назад. Ей около 2 млн лет, ее звезды молоды, а это значит, что у нас есть много возможностей узнать об их развитии и потенциальном будущем.


Второй впечатляющий проект NASA — видео в формате 360 градусов из центра нашей Галактики. Визуализацию создали с помощью данных из космической обсерватории «Чандра» и нескольких телескопов. Оно позволяет рассмотреть звезды и сверхмассивную черную дыру в центре Млечного Пути.



Бестиарий: Бесы и черти


Ад повышенной комфортности

Чур меня, чур! Теперь такое редко услышишь, правда? С прелюбодеяниями сегодня разбираются венерологи, с зелёными чертями — наркологи, а души продают на аукционе eBay. Что поделаешь — космический век... Шопенгауэр однажды сравнил религию со светлячком, которому для свечения нужна тьма. В наше время даже самые тёмные закоулки сознания освещены так ярко, что козлоподобным гуманоидам спрятаться попросту негде. Тёмные силы теперь бесформенны и абстрактны. Никаких котлов с серой и вил в бок. Неужели сказки про чертей скоро забудутся, и целый пласт европейской культуры исчезнет?

Когда-то поминание чёрта приравнивалось к матерному ругательству — чертыхались лишь пьяные матросы и уголовники. А в наше время перевод голливудского «Oh shit!» как «О, чёрт!» считается образцом лингвистической тактичности. Мы  выступаем против демобилизации дряхлой армии тьмы. Нет, мы не призываем вас поклоняться злу и рисовать пентаграммы «Гематогеном». Давайте просто вспомним, кого боялись — причём совершенно искренне — наши предки.

Тысяча чертей

Чёрт, бес, демон, нечистый, лукавый, искуситель... Этих мелких рогатых пакостников часто путают с Врагом №1 — Сатаной, Люцифером, Диаволом. Беспорядок в адской иерархии объясняется тем, что и народный фольклор, и даже авторитетные теологические труды часто описывали злых духов обобщённо, не уточняя, имеется ли в виду под «дьяволом» тот самый светоносный ангел, который затеял бунт против Бога, или падшие вслед за ним ангелы низшего разряда. Библия же говорит на этот счет вполне определённо: есть Дьявол, и есть его слуги — падшие ангелы.


Святой Антоний, одолеваемый демонами (15 век)

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Мф.,25:41
С точки зрения истории мифов бесы (ангелы Дракона) — существа сравнительно молодые. Предполагается, что слово «бес» родственно глаголу «бояться». А больше всего церковь боится конкуренции, поэтому на должности менеджеров подземного офиса был проведён конкурс среди языческих персонажей. Бесами назначили греческих демонов, занимавших промежуточное положение между богами и людьми — бестелесных существ (по другим версиям это были души умерших людей), паривших во вселенском пространстве и дававших людям советы. Для большей наглядности христианские богословы дали им черты ни в чем не повинных фавнов (сатиров): рога, хвост, копыта, шерсть. Но никаких виноградных лоз или свирелей в руках.

Также в богословии термин «бес» употреблялся для обозначения языческих богов вообще («приносили мы жертвы бесам, а не Богу...», Втор, 32:17), а выражение «полуденный бес» употреблялось славянами по отношению к любой болезни или заразе на основании толкования той же Библии: «Не убоишься... заразы, опустошающей в полдень» (Пс., 91:6).


Ангел бездны Абаддон (Аполлион) сражается с христианином