Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Древнее племя сиу, танец призраков и так и не пришедший спаситель

Группа людей из племени сиу

Картина Чарльза Деаса 1845 года,
изображающая группу людей из племени сиу


«В старые-давние времена, до того, как Колумб «открыл» нас, как говорится, мы [люди племени сиу] были даже ближе к животным, чем сейчас. Многие люди могли понимать языки животных; они могли поговорить с птицей, посплетничать с бабочкой. Животные могли превращаться в людей, а люди в животных. Это было время, когда Земля была еще не совсем закончена, когда по замыслу природы возникло множество видов гор и ручьев, животных и растений».
«Мальчик-Кролик»

Из этого первого абзаца рассказа «Мальчик-Кролик» мы видим, что аборигены сиу из Уайт-Ривер обладали загадочным и подвижным взглядом на мир. История, берущая свое начало в племени сиу, рассказана в книге «Мифы и легенды американских индейцев», под редакцией Эрдоеса и Ортиса.

«Сиу, играющие в мяч» (1843) Чарльза Диса

«Сиу, играющие в мяч» (1843) Чарльза Диса


☘️ Возрождение племени сиу:
воссоединение с путями и мудростью предков

Сиу Уайт-Ривер составляли лишь одно из многочисленных племен или групп сиу, населявших обширные территории, включая современную Канаду и Соединенные Штаты Америки. В пределах этого обширного культурного ландшафта сиу также процветали отдельные группы, такие как оглала, лакота и дакота. Несмотря на свое разнообразие, эти племена имели общие черты в языке, культуре и традиционном образе жизни.

Возможно, европейцы-язычники много столетий назад думали о природе так же, как и сиу Уайт-Ривер. Но ко времени «открытия» Америки Христофором Колумбом мировоззрение и убеждения многих формировались скорее христианством, чем анимизмом. Более того, значительное большинство европейцев, контактировавших с коренными американцами, стремилось навязать им свое мировоззрение.

Эти европейцы не только жили иначе, но и думали иначе, чем коренные американцы. Когда они пришли и вытеснили племена сиу на все меньшие и меньшие территории, они также убили многих из них посредством болезней или насилия, сознательно подавляя культуру, знания, язык, религию и образ жизни сиу.

Пиктографическое платье племени сиу

Пиктографическое платье племени сиу — лакота (тетон сиу),
Северная или Южная Дакота — ок. 1885 г.


По данным Традиционного и духовного международного правительства народа Великого Лакота, Дакота, Накота, одного из главных веб-сайтов племени сиу, хотя образ жизни племени сиу разрушен, надежда на это не уходит. Там, где это возможно, люди сиу говорят на языках своих предков, исповедуют свою религию и живут традиционным образом.

Организация утверждает, что некоторые лидеры и ученые сиу спасают, ремонтируют, строят и заново изобретают как можно больше старых обычаев племени сиу. В ходе своей работы они стремятся вернуть своим народам богов, символы, искусство и языки сиу.

Тем не менее, «Сиу» — не их настоящее имя. Одна теория утверждает, что это аббревиатура уничижительного термина na-towe-ssiwa, который оджибва применяли к себе как эпитет, означающий «люди чужеродного племени», «маленькую змею» или «врага».

Сиу на своем родном языке называют себя Очети Шакови , что на английском языке переводится как «Семь огней Совета» или «Семь советов». Это название представляет собой объединение семи племен сиу: племен Мдевакантон, Вапекуте, Вахпетон, Сиссетон, Янктон, Янктонай и Тетон (Лакота). Каждое из этих племен исторически имело свой совет или руководящий орган, и они объединялись в конфедерацию для взаимной защиты и поддержки.

Танец призраков оглала лакота

Танец призраков оглала лакота, одной из групп племени сиу, в агентстве Пайн-Ридж. Нарисован Фредериком Ремингтоном по эскизам, сделанным на месте.


☘️ Движение «Танец призраков» и Спаситель,
который так и не пришел

«Танец призраков» и подобные движения XIX века, широко принятые племенем сиу, предполагали, что коренные американцы возвращают свои земли и наследие, призывая местного спасителя. Считалось, что воскрешение предков восстановит древнюю мудрость. Однако долгожданного спасителя так и не произошло.

Сегодня племя сиу насчитывает около 170 000 особей (по данным переписи 2010 года), проживающих в многочисленных небольших резервациях, что резко контрастирует с их прошлым присутствием на огромных территориях. Племена сиу преимущественно проживают в северном регионе Великих равнин США, со значительным присутствием в таких штатах, как Южная Дакота, Северная Дакота, Небраска, Миннесота и Монтана. Они населяют различные резервации, созданные правительством США, где стойко поддерживают свои культурные традиции и образ жизни.

Эти резервации охватывают такие известные территории, как индейская резервация Пайн-Ридж и индейская резервация Роузбад в Южной Дакоте, индейская резервация Стэндинг-Рок, охватывающая Северную и Южную Дакоту, индейская резервация Шайенн-Ривер в Южной Дакоте и другие. Кроме того, по всему региону существует множество небольших резерваций и общин, которые вносят свой вклад в богатое наследие и самобытность сиу.

Несмотря на уменьшение своих земель и рассредоточение по различным резервациям, племена сиу стойко поддерживают свою культурную целостность, разговаривая на трех основных языках лакота, дакота и накота. Их устойчивость сохраняется перед лицом исторических вызовов, поскольку они сохраняют свое культурное наследие и передают его из поколения в поколение на этих обозначенных землях, что является свидетельством их силы среди исторических потрясений.

Охота на бизонов

Охота на бизонов имела решающее значение для выживания, культуры и самобытности племени сиу. 1844 год. Джордж Кэтлин «Охота на бизонов в США».


☘️ Отголоски вынужденной миграции:
путешествие племени сиу на запад

Ранее в истории санти-сиу и оджибва делили территорию вокруг озера Верхнее, пока в середине 17 века оджибва не вытеснили племя сиу на южную и западную Миннесоту. Санти вытеснили два других племени сиу, жившие в Миннесоте, Тетон и Янктон, в Дакоту. Сами оджибва были изгнаны на запад европейскими поселенцами .

Вокруг озера Верхнее люди санти собирали дикий рис, охотились на оленей и буйволов и ловили рыбу. Племена тетон и янктон занимались земледелием, но когда они были перемещены на равнины и Скалистые горы, они начали кочевой образ жизни и сосредоточили свою экономику на охоте на буйволов с лошадей. Некоторые из этих банд сиу также выращивали кукурузу.

Основными племенами сиу были санти или восточные сиу, которые говорили на дакоте и были разделены на племена мдевакантон, сиссетон, вапетон и вапекуте; янктонцы, говорившие на языке накота и включавшие племена янктон и янктонай; и тетон или западные сиу, которые говорили на языке лакота и были разделены на сихасапа или черноногих, хункпапа, верхних и нижних брюле, оглала, миниконжу, санс-аркс и ооэнонпа или двухкотлов.

Сиу имели репутацию великих наездников, охотников на бизонов и воинов на Старом Западе, на равнинах и в Скалистых горах. Тем не менее, «Сиу: народы лакота и дакота» объяснили, что предки сиу на протяжении сотен лет жили без лошадей в лесах вокруг территорий, которые сейчас являются Миннесотой и Висконсином. Археологи и антропологи предположили, что эти люди, ставшие известными как сиу, заключили племенные союзы в 13 или 14 веках в лесных массивах севера Среднего Запада.

«Осада Нью-Ульма, штат Миннесота», картина Генри Августа Швабе.

««Осада Нью-Ульма, штат Миннесота», картина Генри Августа Швабе. На нем изображено нападение на Нью-Ульм 19 августа во время Дакотской войны 1862 года, в ходе которой произошел конфликт между народом Дакота из племени сиу и европейско-американскими поселенцами.


☘️ Сиу-боги, герои, обманщики и феи

В мифологии сиу несколько богов, героев, обманщиков и деятелей культуры стали неотъемлемыми аспектами их духовных верований. Среди них Иктоми, озорной паук-обманщик, чьи, казалось бы, беспорядочные действия часто способствуют улучшению мира. Вакан Танка, Великая Таинственная Сила, выступает как верховное божество-творец, создавшее мир, но остающееся за пределами персонификации.

Женщина-теленок белого буйвола занимает почитаемое место культурного героя, дарующего племени сиу священную трубку мира и передающего искусство цивилизации. Кроме того, каноти , описанные как миниатюрные существа, похожие на фей или эльфов европейского фольклора, населяют духовный ландшафт сиу, добавляя глубину и богатство их мифологическим традициям. Эти сущности отражают глубокую духовную глубину и культурную сложность народа сиу, воплощая непреходящие аспекты их системы верований и наследия.

История племен сиу



После европейской экспансии в Миннесоту народ сиу столкнулся с эскалацией конфликтов, массовыми убийствами и систематическим подавлением их культурной практики, а также с узурпацией земель их предков. Миссионеры и поселенцы-некоренные жители стремились переселить местное население в небольшие резервации, заменить их богов христианской Троицей, научить их западным привычкам чтения и письма, а также европейской культуре.

Культурные столкновения в XIX веке стимулировали неустанное движение племен сиу на запад, постепенно вытесняя их общины с восточных территорий. К концу века многие племена сиу были вынуждены переселиться к западу от реки Миссисипи, хотя к востоку от реки все еще оставались некоторые резервации.

Сегодня большинство племен сиу проживают к западу от Миссисипи, будучи насильственно переселенными со своей традиционной родины в результате сочетания нарушений договоров, военных кампаний и политики правительства, направленной на консолидацию индейского населения в резервациях. Сообщества сиу также существуют в других частях Соединенных Штатов, включая Южную Дакоту, Северную Дакоту, Небраску и Монтану.

«Похоронный эшафот вождя сиу»

«Похоронный эшафот вождя сиу»


☘️ Война сиу: завоевание, предательство
и трагедия племени сиу

Тяжелая ситуация достигла апогея во время Великой войны сиу между семью бандами сиу-тетон, шайеннскими воинами и вооруженными силами США. Война началась в марте 1876 года с «Последнего боя Кастера», во время которого большой отряд местных воинов убил 200 кавалеристов Соединенных Штатов. Эти кавалеристы входили в состав воинских контингентов США, которым было поручено контролировать конфискацию индийской территории. Конфликт продолжался до сентября 1877 года, когда вооруженные силы Соединенных Штатов в конечном итоге разгромили силы коренных американцев.

Акт Конгресса США, Многопенсовое соглашение 1877 года, захватил Блэк-Хиллз для европейских колонизаторов. Несмотря на то, что земля была обещана коренным американцам в предыдущем договоре, это соглашение было нарушено после того, как там было обнаружено золото. По сей день коренные американцы племени сиу по-прежнему считают Блэк-Хилс в Южной Дакоте своей священной родиной.

Резня в Вундед-Ни 1890 года

Иллюстрация из ежегодного отчета Бюро этнологии секретарю Смитсоновского института, изображающая резню в Вундед-Ни 1890 года, когда члены племени лакота-сиу были убиты американской кавалерией.


Порабощение и смерть внутри племени сиу продолжались до 29 декабря 1890 года, когда индейские войны достигли кульминации в Вундед-Ни в резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте. Согласно отчетам, кавалерия США убила примерно от 150 до 300 призрачных танцоров сиу в Вундед-Ни, хотя оценки различаются. Жертвами резни предположительно стали старики, женщины и дети, которые, как сообщается, страдали от голода и воздействия непогоды.

За две недели до резни в Вундед-Ни в резервации Стэндинг-Рок в Дакоте произошла еще одна трагедия. Там полиция резервации убила Сидящего Быка, вождя и героя племени лакота сиу, который вел свой народ в войну против захватчиков. На момент смерти Сидящему Быку было 59 лет. Предполагается, что его убийцы подозревали его причастность к движению «Танец призраков».

Портрет Джека Красного Облака, 1899 год.

Портрет Джека Красного Облака, 1899 год.


☘️ Надежда на мир и любовь в племени сиу

В анналах истории племени сиу четыре выдающиеся фигуры фигурируют как герои и лидеры коренных американцев: Сидящий Бык, Бешеный Конь, Красное Облако и Черный Лось. Эти люди, выдающиеся личности в недавней истории сиу, олицетворяют непреходящий дух и стойкость своего племени. Местные жители сожалеют об утрате знаний и мудрости, переданных предыдущими учителями.

Красное Облако, скончавшийся в возрасте 87 лет в 1909 году, с пронзительной простотой выразил чаяния своего народа:

«Я беден и наг, но я вождь нации. Мы не хотим богатства, но мы хотим правильно воспитать наших детей. Богатство не принесет нам никакой пользы. Мы не могли взять их с собой в иной мир. Мы не хотим богатства. Мы хотим мира и любви».
В этих словах «Красное Облако» выразило горячее стремление племени сиу к миру и любви превыше материального богатства. Его чувства являются острым напоминанием о всеобщем стремлении к гармонии и состраданию, преодолевающем границы времени и культуры.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Mark Miller,
«The Ancient Sioux Tribe, A Ghost Dance, and a Savior That Never Came»


\