Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Археоакустика и древняя архитектура: мегалиты, музыка и разум

Археоакустика

Археоакустика пытается понять связь между мегалитическими
каменными памятниками, музыкой и разумом.
Источник: Линда К. Эникс


Прежде чем приступить к Большому Вопросу, давайте задумаемся на минутку. Разве не удивительно, что на протяжении сотен тысяч лет все человечество повсюду на Земле жило одинаково. Тогда мы все были коренными народами, жили недалеко от земли и в основном заботились об удовлетворении основных потребностей в еде, жилье, одежде, социальной ответственности, мирных отношениях с силами природы и личной безопасности от стихийных бедствий. У нас были развитые языки и другие способы общения друг с другом. Мы владели огнем и были умны.

По мере того как вид Homo sapiens перемещался во времени, мы становились все лучше и лучше с нашими каменными орудиями, копьями и швейными иглами. Какая это была гениальная идея! Мода началась с первой швейной иглы. И подумать только, что эта хитрая идея пришла к разным людям, разбросанным во времени и на расстоянии. Может ли текстиль отстать? В любом случае, примерно так мы и жили на протяжении огромного периода времени… пока что-то не изменилось.


🔹 Усиление сельскохозяйственной революции

Современные источники до сих пор утверждают, что именно появление сельского хозяйства положило начало революции, приведшей к оседлому образу жизни и проложившей путь развитию цивилизации. Это упрощенное объяснение несколько не соответствует действительности. Когда археолог Клаус Шмидт начал раскопки в Гёбекли-Тепе в середине 1990-х годов, стало неоспоримо, что события, положившие начало западной цивилизации, начались с чего-то другого. Сельское хозяйство возникло в разное время в разных частях света. Здесь рассматривается первоначальный сценарий, который оказал влияние на будущее западного человечества и, как следствие, всей планеты.

Корни первых земледельцев лежат в восточной части Средиземноморья, в так называемом Плодородном полумесяце. Предки большей части нашего домашнего крупного рогатого скота, коз, овец и свиней происходят из одной и той же области на юго-востоке Турции где-то между 8000 и 10500 лет назад. Генетическое происхождение культурных зерновых, таких как мягкая пшеница и ячмень, находится в одной и той же области.

Там, где археологи находят древний ячмень, они обычно находят свидетельства пивоварения, в том числе в Гёбекли-Тепе. Коренные народы всего мира открыли и освоили методы ферментации. Люди, будучи людьми, нетрудно представить, что пение и музицирование сопровождались употреблением ферментированных напитков.

🔹 Истоки универсальной вокальной музыки

Музыка считается культурной универсалией. В этом участвует каждое известное общество. Большинство культур имеют свои собственные мифические истоки, связанные с изобретением музыки, обычно основанные на их мифологических, религиозных или философских верованиях. Костяные флейты, найденные в пещерах и датированные 40 000 лет назад, свидетельствуют о раннем зарождении.

Хотя Чарльз Дарвин был уверен, что мы поем раньше, чем говорим, вопрос о том, что стоит на первом месте: песня или язык, является спорным вопросом, и мы не должны ожидать, что когда-либо получим решение. Около миллиона лет назад общий предок неандертальцев и современных людей обладал голосовой анатомией, необходимой для пения, но мы не можем знать, были ли они у них. Тенор мирового класса Джозеф Каллея объясняет, что опера — это выражение эмоций, которые настолько велики, что их просто нужно спеть. Любой, кто наблюдал детей в гулком коридоре, знает, что иногда место может просто заставить человека издать вокал.

Предыстория была временем, когда знания, память и культурная самобытность сохранялись в устных традициях – главным образом в песнях, потому что структура песни сохраняет историю более или менее нетронутой каждый раз, когда ее рассказывают. Оно не подойдет, если оно будет сказано неправильно. Как и в случае с коренными народами повсюду, раньше хорошим вечером было то, что вся община собиралась вокруг костра, чтобы послушать, как кто-то пел хорошую сказку. Вероятно, оно содержало важное сообщение. На самом деле все, что важно было знать, было в такой форме, которая требовала прослушивания. От этого зависело выживание. В отсутствие промышленного и автомобильного шума их слух, вероятно, был гораздо острее нашего.

🔹 Доземледельческие семена цивилизации

Сельское хозяйство возникло не из группы людей позднего каменного века, которые однажды вечером просто сидели вместе, пили пиво и решали: «Эй, слушай, давай посадим здесь урожай, потому что это облегчит жизнь». Задолго до того, как появилось земледелие, они занимались чем-то, что стало для них более важным, чем охота и собирательство.

После того, как последний ледниковый период закончился около 12 000 лет назад, одному из них все же пришла в голову идея. Полностью развитые и успешные собиратели на протяжении сотен тысячелетий, кочевые племена этой территории отличались от всех других коренных народов того времени повсюду на Земле, совершая нечто беспрецедентное. Что они сделали? Они построили первые в мире мегалитические памятники.

В один замечательный момент первый архитектор человечества задумался о том, чтобы реально спланировать и создать оригинальное ритуально-церемониальное пространство. Что для этого потребуется? Во-первых, потрясающие организаторские способности.

Пока мужчины работали над добычей, обработкой, перемещением и украшением огромных каменных блоков, они не охотились. Конечно, нужно было бы придумать, как всех накормить. Мы можем предположить, что пребывание на одной и той же территории в течение длительного периода времени, необходимого для строительства, облегчило бы процесс выращивания и одомашнивания того, что жило и росло поблизости.

Итак, вот большой вопрос: почему после почти непостижимого периода времени, в течение которого образ жизни оставил мало следов на планете, человечество начало строить памятники из камня? Может ли это иметь какое-то отношение к тому, насколько великолепно звучала их музыка?

Гёбекли-Тепе

Были ли каменные памятники Гёбекли-Тепе построены для того,
чтобы создать среду для восприятия звука? (Линда К. Эникс)


🔹 Поиск археоакустических фундаментов:
каменные памятники и звук

Междисциплинарное исследование археоакустики сосредоточено на человеческом опыте музыки или «особого звука» в древних ритуальных и церемониальных пространствах. Фонд исследований неолита OTS провел конференции по этой теме на Мальте, в Турции и Португалии, материалы которых предлагают множество различных подходов к этой теме.

Исследуя раскрашенные в эпоху палеолита пещеры Франции и Испании, музыкальный антрополог Егор Резников быстро заметил, что места, где были изображены животные, соответствуют частям пещер, которые имеют самые сильные эхо. Ученые не уверены, когда именно у Homo sapiens развилась способность к абстрактному мышлению, но вот это произошло 40 000 лет назад: изображение чего-то, что не находится непосредственно в поле зрения художника.

Резников далее предполагает возможную связь между древними святилищами и устными традициями, которые встречаются в других местах и гораздо позже:

«…у нас есть шумерские или египетские надписи, в которых упоминается пение Невидимому, особенно в связи со смертью и Второй жизнью». (Reznikoff, I., 2014)
Почему бы звуку не стать частью изображения? Конечно, дух зверя не молчал в таких местах, как пещеры Ласко . Нет. Нельзя было не заметить, что поведение звука внутри пещеры сильно отличалось от того, что было снаружи, где люди проводили большую часть своей жизни. Как это интерпретировали люди того времени? Разве нам не хотелось бы знать! Голливуд дает нам подсказку. В кино голос Бога почти всегда сопровождается эхом. Это должно быть в книге правил режиссера: если хочешь чего-то потустороннего, добавь в это эхо.

Эта способность к абстрактному мышлению оказалась важнее, чем мы могли подумать на первый взгляд. Это была важнейшая часть архитектурной визуализации, необходимая для проектирования монументальных пространств, которые появятся позже. Возможно, это связано с тем, что часть мозга, обрабатывающая расположение нот в мелодию, также обрабатывает трехмерные объекты.

Вопреки распространенному мнению, большинство людей каменного века на самом деле не жили в пещерах постоянно. Это были кочевники, которые следовали за дикими стадами, чтобы прокормить и одеть свои семьи. Укрытие в пещере было сезонным занятием, и невозможно было предсказать, какие существа переселятся туда, пока племя отсутствует. Но вполне вероятно, что некоторые пещеры имели особую привлекательность как места ритуалов, церемоний и создания соответствующей священной музыки.

Прослушивание музыки способствует высвобождению дофамина в мозге

Исследователи обнаружили, что прослушивание музыки
способствует высвобождению дофамина в мозге./span>


🔹 Нейронаука музыки

Нейронауки выявили еще один фактор. Мы все знаем, что определенная музыка может затронуть глубокие эмоциональные места внутри нас. Исследователи из Гарвардского университета и больницы Джона Хопкинса обнаружили, что прослушивание музыки, вызывающей у человека озноб, высвобождает дофамин в мозгу. Есть несколько лучших способов произвести глубокое впечатление от прослушивания, чем окружить его духовным общением в необычном контексте или среде. Людям очень нравится дофамин! Механизм удовольствия и вознаграждения, который он запускает, также связан с зависимостью .

Необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, будут ли изменения в мозге этих не по годам развитым анатолийцев иметь значение для Большого Вопроса, но очевидно, что что-то помогло им продвинуться вперед в области творчества. Предположим, именно акустический духовный опыт в пещере вдохновил на создание первого здания?

Попытка создать «волшебное святое место» там, где они хотели, а не там, где оно было найдено: создайте его, украсьте и получите над ним контроль. Племена приходили отовсюду, как только об этом стало известно. Большие сезонные праздники, новые ухаживания, пиво и пиршества, а также божественная кульминация для высшей драмы. Кульминационный опыт, который фактически изменил химию в мозге.

12 000 лет назад наша умственная деятельность стала такой, какой она является до сих пор. Любое общество, которое могло придумать швейные иглы, могло наблюдать за окружающей средой и замечать физические характеристики пещеры, производящей хорошее эхо. Так получилось, что в горах Тавр, недалеко от Гёбекли-Тепе, их тысячи.

Каменные памятники в Гёбекли-Тепе в Анатолии, Турция

Каменные памятники в Гёбекли-Тепе в Анатолии, Турция.
(Линда К. Эникс)


🔹 Искусство, песня и археоакустика Гёбекли-Тепе

В отличие от раскрашенных пещер периода палеолита, в Гёбекли-Тепе звери вырезаны в этих невероятных каменных кругах. Эти сооружения, явно идентифицированные как святилища, непрактичны для использования в качестве жилищ и никогда не предназначались для проживания. Об этом свидетельствуют симметрия конструкции и тот факт, что их было нелегко построить.

Несмотря на то, что спустя некоторое время их намеренно захоронили и спрятали, святилища были построены навечно. Полы были гладкими, каменные стены оштукатурены, а архитектурные особенности указывают на то, что во время эксплуатации они были покрыты крышей. Прекрасные резные фигурки из известняка не выдержали бы долго дождя и ветра. В этих обстоятельствах разумно предположить, что пространство эхом раздавалось точно так же, как эхо современного бетонного подземного перехода. Это простой вопрос физики: вибрация, твердые поверхности и их состав.

Для людей того времени вход в один из завершенных храмов, должно быть, был необыкновенным событием. Это была не грубая пещера. Для этого нужно было найти новое слово, потому что никогда раньше на Земле не было ничего подобного.

Гёбекли-Тепе не выпал из космоса. Вся территория полна подобных сооружений, которые еще предстоит раскопать. Некоторые из них даже немного старше Гёбекли-Тепе демонстрируют процесс обучения, который привел к созданию великолепных пространств, таких как «ограда D» Гёбекли-Тепе с двумя все еще неповрежденными антропоморфными колоннами, высотой с трех мужчин, ступня к плечу. Во время раскопок доктор Шмидт заметил, что одна из этих колонн издает звонкий звук, если по ней ударить рукой.

То, что произошло на этих холмистых равнинах Анатолии, не было вспышкой на сковороде. Что-то очень убедительное было причиной огромных затрат времени и труда, которые были потрачены здесь на что-то революционное, в то время как остальная часть населения мира жила своей обычной жизнью.

Строители, судя по всему, быстро поняли, что кривые и вогнутые поверхности необходимы для максимизации акустического эффекта. Это были знания, которые не исчезли, о чем свидетельствуют амфитеатры древних греков и арены Колизея римлян.

Храм в Гёбекли-Тепе в Анатолии, Турция

Храм в Гёбекли-Тепе в Анатолии, Турция.
(Линда К. Эникс)


🔹 Истоки древних археоакустических строителей

«Теперь исследователи полагают, что они точно определили, откуда пришли первые фермеры, которые распространились в Европу 8000 лет назад — из Анатолии в Турции», — сообщила Daily Mail в 2016 году . Затем BBC News сослалась на исследования ДНК, проведенные в 2019 году, сообщив, что строители Стоунхенджа были произошли от популяций, происходящих из Анатолии.

Благодаря достижениям генетики теперь известно, что было несколько волн миграции из той части мира, где возникли общества Гёбекли-Тепе. Да, первые фермеры, которые поселились в Европе и ассимилировались с существующим народом охотников-собирателей, пришли из Анатолии, уже не коренные жители, которыми они были, а теперь более продвинутые и искушенные пришельцы.

Все признаки указывают на счастливое смешение, общие генетические изменения в мозге, а также на толерантность к лактозе у взрослых и голубые глаза. Эти миграции заселили территории, которые в историческое время способствовали передвижению людей в такие места, как Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и во множество мест между ними. Так что, возможно, мы уже не такие далекие незнакомцы.

Поселенцы привезли с собой не только свои растения, домашний скот и сельскохозяйственный образ жизни, но и свои культурные традиции. Группы, следовавшие вдоль Дуная, похоже, строили свои памятники из дерева, от которого мало что сохранилось. Группы, покинувшие Анатолию через Средиземное море, несли с собой знания, необходимые для строительства из мегалитов.

5 древних мест с невероятной акустикой



Хотя постройки часто имеют меньший масштаб, сохранившиеся каменные памятники простираются от Ирландии до Англии, Франции, Португалии, Испании, Сардинии и Мальты - с ее материнской жилой мегалитических зданий и предпоследним археоакустическим чудом Гипогея Хала Сафлиени, а также Греция и Кипр.

С архитектурной точки зрения эти объекты представляют собой цепочку широких симметричных внешних фасадов, которые, как приветственные руки, тянутся к привокзальным дворам и местам общественных собраний; эффективное акустическое усиление выступления или выступления духовного лидера. Могли ли древние курганы с закрытыми коридорами служить мегалитовыми резонаторами для управления какой-то особой деятельностью снаружи?

Даже меньшие по размеру закрытые «гробницы» оснащены перфорированными сообщающимися «окнами» из камней, которые соединяют внутреннее пространство с внешним пространством двора. Эту особенность можно найти на великих мальтийских сайтах, а также в Гёбекли-Тепе.

Реконструированная фреска из Чатал-Хююка

Реконструированная фреска из Чатал-Хююка
(предоставлено автором)


Во времена миграций неолитическое поселение Чатал-Хююк , расположенное недалеко от Гёбекли-Тепе, находилось в полном расцвете. Хотя никаких памятников здесь пока не обнаружено, это место является бесценным мостом в понимании перехода к оседлому образу жизни. Фреска, созданная жителями Чатал-Хююка, подтверждает радостный интерес к музыке и танцу, с самого начала подчеркивая звуковое измерение неолитической жизни. Если присмотреться, некоторые артефакты из самого Гёбекли-Тепе также указывают на звуковое восприятие.

Всего в 35 километрах (22 милях) от Гёбекли-Тепе , и, вероятно, еще до него, находится недавно обнаруженный участок Карахантепе. Как и мальтийский гипогей Хал-Сафлиени, одна камера была высечена в известняковой скале. Помимо колонн, вырезанных на месте , есть загадочная голова, выступающая из верхних частей изогнутой стены. Его рот открыт, а кадык высоко в горле. Если бы я был художником эпохи неолита, который собирался изобразить посланника, общающегося с другой стороной, это было бы именно так.

В Карахантепе есть загадочная голова

В Карахантепе есть загадочная голова,
выступающая из верхних частей изогнутой стены.
(Линда К. Эникс)


Мы снова подходим к большому «если». Звук не оставляет археологических следов. Как мы сможем доказать, что люди в доисторические времена были мотивированы звуком, от которого мурашки по коже, даже если мы увидим, что они приложили фантастические усилия, чтобы создать среду, которая могла бы легко его воспроизводить? Мы никогда этого не докажем, но это определенно складывается.

Теперь мы понимаем, что когда эти каменные камеры были собраны вместе для ритуального использования, была создана акустическая среда. Мы знаем, что какая-то музыка или намеренный звук были частью ритуала каждого зарегистрированного общества. Мы знаем, что определенный звук в этих древних пространствах мог вызвать химические изменения в мозгу людей, которые их использовали. До сих пор не было лучшего объяснения всей последовательности развития, начавшейся со строительства каменных памятников.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Linda C. Eneix,
«Archaeoacoustics and Ancient Architecture: Megaliths, Music and the Mind»