(1) Иоанн Кохлеус. Семь голов Мартина Лютера.
Лейпциг, 1529
|
Мартин Лютер — человек, реформировавший Церковь, переводчик Библии и национальный герой Германии. Почему же тогда он часто изображался в виде пьяницы, диковинного монстра, черта и самого Сатаны? Как вышло, что богослова, выступавшего против культа святых, стали рисовать с нимбом, как Евангелиста, ангела или даже визуально отождествлять с Господом?
(3) Мартин Лютер.
Перевод Нового Завета. Виттенберг, 1522
|
(2) Последователь Лукаса Кранаха.
Поклонение папе, земному богу. Ок. 1545
|
Изобретение печатного станка позволило Лютеру проводить эффективную пропаганду нового религиозного учения. В пространстве книжной гравюры, на изображениях ходящих по городам газет и листовок началась настоящая визуальная война лютеран против католиков. Чего только не увидишь на протестантских гравюрах и миниатюрах XVI века: человека, испражняющегося в папскую тиару (2); Сатану, науськивающего католиков против Лютера; папу римского в виде адского змия или верхом на семиглавом звере Апокалипсиса (3).
Паписты тоже не сидели сложа руки и брали на вооружение методы карикатурной пропаганды. Так, вдохновленные бесчисленными сатирическими изображениями протестантов, появились и первые карикатуры на реформатора. На одной из них (1) Мартин Лютер изображен в виде семиглавого монстра: множество несоразмерно маленьких для крупного тела голов (ни одна из них, впрочем, не похожа на оригинал) обозначает многоликость и, следовательно, лживость богослова.
Этот монстр — и доктор в университетской шапочке; и монах-августинец в капюшоне (после университета Лютер постригся в монахи августинского монастыря — по легенде, после того, как попал в сильную грозу и поклялся Богу, что примет постриг); и уклонист в войне против турок (на это, как и на неверие, намекает тюрбан на третьей голове); и проповедник; и ложный пророк, окруженный шершнями — символами лживых и переменчивых слов (на немецком слова «фанатик-мечтатель» и «рой насекомых» однокоренные); и создавший неправедную Церковь клирик; и Варрава — разбойник, отпущенный Понтием Пилатом вместо Христа (его образ намекает на то, что Лютер инициировал и поощрял крестьянские мятежи).
Семь голов Лютера отсылают к семи головам зверя Апокалипсиса, на котором восседала Вавилонская блудница — символ царства Антихриста. Также они пародируют протестантсткую пропаганду, рисующую Лютера то монахом-аскетом, то доктором теологии, то пророком, то героем — автору гравюры осталось лишь совместить все существующие изображения в одно, лишив их благоговейного тона, что и создало комичный эффект. Иллюстрация воплощала основную мысль книги, порицающей путанные и взаимопротиворечащие высказывания Лютера, какафонию разнородных мнений по богословским вопросам.
Точно таким же образом, в виде семиголового монстра, изображали и последователей другого церковного реформатора — Жана Кальвина (4). Фигура с пятью звериными головами и двумя человеческими держит в руках меч и книгу с подписями «regio» и «religio» — указание на принцип «чья страна, того и вера», провозглашенный в рамках аугсбургского религиозного мира 1555 г. Соглашение признавало лютеранство официальной религией, однако кальвинизм оставался по-прежнему вне закона. Иллюстрация показывает метаморфозы кальвиниста. Человек принимает вид агнца, что символизирует притворное смирение. Далее овечка оказывается лживой лисицей, в свою очередь превращающейся в злого волка. Затем зверь становится богохульным леопардом и разрушителем-драконом, а в финале преобразуется в черта. Так кальвинизм клеймится как еретическое учение, от которого стоит держаться подальше (при этом, неясно, кем именно — ученые до сих пор спорят, кто автор листовки — католик или лютеранин).
Католики пытались всеми возможными путями опорочить протестантизм — при помощи не только богословских, но и политических аргументов. Лютер довольно долго сдержанно относился к идее похода против турок (к 1529 году огромное османское войско стояло под Веной). Его противоречивые высказывания о том, что необходимо принять Божью кару (нападение турков), а не противиться ей, стали поводом для новой критики. В книге Иоанна Кохлеуса «Диалоги о войне против турок» осуждалось не только мнение Лютера о войне: его учение сравнивалось с исламом, а реформатора уличали в хуле на Деву Марию и святой крест. На заглавной гравюре книги (5) изображен двуглавый Лютер — это обозначало двойственность его натуры. С одной стороны, он будто бы готов боевой палицей сокрушать врагов, с другой — боится их и отказывается от своих слов.
Паписты тоже не сидели сложа руки и брали на вооружение методы карикатурной пропаганды. Так, вдохновленные бесчисленными сатирическими изображениями протестантов, появились и первые карикатуры на реформатора. На одной из них (1) Мартин Лютер изображен в виде семиглавого монстра: множество несоразмерно маленьких для крупного тела голов (ни одна из них, впрочем, не похожа на оригинал) обозначает многоликость и, следовательно, лживость богослова.
Этот монстр — и доктор в университетской шапочке; и монах-августинец в капюшоне (после университета Лютер постригся в монахи августинского монастыря — по легенде, после того, как попал в сильную грозу и поклялся Богу, что примет постриг); и уклонист в войне против турок (на это, как и на неверие, намекает тюрбан на третьей голове); и проповедник; и ложный пророк, окруженный шершнями — символами лживых и переменчивых слов (на немецком слова «фанатик-мечтатель» и «рой насекомых» однокоренные); и создавший неправедную Церковь клирик; и Варрава — разбойник, отпущенный Понтием Пилатом вместо Христа (его образ намекает на то, что Лютер инициировал и поощрял крестьянские мятежи).
Семь голов Лютера отсылают к семи головам зверя Апокалипсиса, на котором восседала Вавилонская блудница — символ царства Антихриста. Также они пародируют протестантсткую пропаганду, рисующую Лютера то монахом-аскетом, то доктором теологии, то пророком, то героем — автору гравюры осталось лишь совместить все существующие изображения в одно, лишив их благоговейного тона, что и создало комичный эффект. Иллюстрация воплощала основную мысль книги, порицающей путанные и взаимопротиворечащие высказывания Лютера, какафонию разнородных мнений по богословским вопросам.
(4) Листовка «Семиглавый священник кальвинистов».
Ок. 1619
|
Точно таким же образом, в виде семиголового монстра, изображали и последователей другого церковного реформатора — Жана Кальвина (4). Фигура с пятью звериными головами и двумя человеческими держит в руках меч и книгу с подписями «regio» и «religio» — указание на принцип «чья страна, того и вера», провозглашенный в рамках аугсбургского религиозного мира 1555 г. Соглашение признавало лютеранство официальной религией, однако кальвинизм оставался по-прежнему вне закона. Иллюстрация показывает метаморфозы кальвиниста. Человек принимает вид агнца, что символизирует притворное смирение. Далее овечка оказывается лживой лисицей, в свою очередь превращающейся в злого волка. Затем зверь становится богохульным леопардом и разрушителем-драконом, а в финале преобразуется в черта. Так кальвинизм клеймится как еретическое учение, от которого стоит держаться подальше (при этом, неясно, кем именно — ученые до сих пор спорят, кто автор листовки — католик или лютеранин).
Католики пытались всеми возможными путями опорочить протестантизм — при помощи не только богословских, но и политических аргументов. Лютер довольно долго сдержанно относился к идее похода против турок (к 1529 году огромное османское войско стояло под Веной). Его противоречивые высказывания о том, что необходимо принять Божью кару (нападение турков), а не противиться ей, стали поводом для новой критики. В книге Иоанна Кохлеуса «Диалоги о войне против турок» осуждалось не только мнение Лютера о войне: его учение сравнивалось с исламом, а реформатора уличали в хуле на Деву Марию и святой крест. На заглавной гравюре книги (5) изображен двуглавый Лютер — это обозначало двойственность его натуры. С одной стороны, он будто бы готов боевой палицей сокрушать врагов, с другой — боится их и отказывается от своих слов.
(5) Иоанн Кохлеус.
Диалоги о войне против турок.
Лейпциг, 1529
|
Пожалуй, самым распространенным приемом сатиры Нового времени было представление врага в виде пособника нечистого. Необычную самопародию использовал францисканец Томас Мурнер, в 1522 году выпустивший пасквиль против лютеран. В иллюстрациях к нему протестантское движение олицетворялось паяцем, а сам Мурнер изображался в виде демонического кота-монаха (таким его, согласно созвучию фамилии со словом «Murrnarr» — «дурокот» — рисовали противники-лютеране), вытягивающего демонов изо рта Реформации (6). Сам Лютер тоже появился на страницах этой книги: он умирает, после чего его хоронят в отхожем месте (7). С его смертью, как надеялся Мурнер, погибнет и паяц, то есть сама Реформация.
(6, 7) Томас Мурнер.
О величайших лютеранских шутах.
Страсбург, 1520.
|
Католики рисовали и самого Лютера помощником Сатаны. К примеру, на листовке, вышедшей около 1520 г., реформатор изображен как помощник Люцифера, готовящий вместе с чертями зелье из лжи, неверия, зависти, высокомерия и другого зла для отравления мира (8). В «Каталоге еретиков» 1523 г. дается отпор нарастающему культу почитания Лютера: его статуя изображается как адский столб, к которому прикован томящийся в преисподней богослов (9).
(8) Надписи владельца над фигурой монаха:
«Лютер» и «дьявол».
Листовка «Забава еретика Лютера». Ок. 1520.
|
(9). Памятник еретику
Бернард Люксембургский. Каталог еретиков.
Кёльн, 1523
|
Однако образы Лютера-черта не всегда оставались простыми аллегориями или орудиями сатиры. Около 1490 г. выходит трактат-пророчество астролога Иоанна Лихтенбергера, в котором, помимо всего прочего, говорится о монахе, который родится в 1484 году и обратится против христианства. Его отличительным знаком станет черт, сидящий на одеждах (10). Противники Лютера подхватили эту мысль и, несмотря на то, что Лютер родился в 1483, разносили ее по всей Европе.
(10). Позднейшая надпись, сделанная от руки:
«Это – Мартин Лютер».
Монах справа подписан как Филипп Меланхтон,
известный последователь Лютера.
Иоанн Лихтенбергер. «Предзнаменование».
Майнц, 1492.
|
(12). Пруденсио де Сандоваль.
История жизни и царствования Карла V.
Антверпен, 1681.
|
(11). Петр Сильвий.
Единение Лютера и Люцифера.
Лейпциг, 1535
|
Не сатиру на лютеранство, а истинное свидетельство родства Люцифера и Лютера пишет и проповедник Петр Сильвий. В своем трактате он утверждает, что Лютер действительно заключил пакт с дьяволом. На иллюстрации к труду богослов кладет одну руку на Библию, а другой сжимает лапу Сатаны (11). Князь тьмы и его приспешник внушают Лютеру неправедные указания. Более того, Сильвий считает, что реформатор был рожден от самого дьявола, и подробно описывает, как это произошло: его мать соблазнил «красивый юноша в красных одеждах». Таким образом, Лютер представал предтечей Антихриста.
В другом авторитетном источнике, «Энциклопедии ересей» 1569 г., рассказывается, что Лютер был одержим злым духом. Эта сведения породили множество изображений, на которых богослов предстает орудием Сатаны — иногда черт нашептывает Лютеру что-то на ухо (12), иногда реформатор буквально является «волынкой дьявола» (13), а порой — сам становится Антихристом (14) или даже монстром, визуально схожим с Люцифером.
В другом авторитетном источнике, «Энциклопедии ересей» 1569 г., рассказывается, что Лютер был одержим злым духом. Эта сведения породили множество изображений, на которых богослов предстает орудием Сатаны — иногда черт нашептывает Лютеру что-то на ухо (12), иногда реформатор буквально является «волынкой дьявола» (13), а порой — сам становится Антихристом (14) или даже монстром, визуально схожим с Люцифером.
(13). Эрхард Шён. Дьявол с волынкой. Ок. 1535.
|
(14). Эразм Альберий.
Диалог Мартина Лютера с посольством из преисподней.
1523.
|
(15). Иоанн Нас. Пятый век.
Ингольштадт, 1570
|
(16). Иоанн Нас. Пятый век.
Ингольштадт, 1570
|
Рога, выросшие у Лютера на гравюре из книги Иоанна Наса (15) — пародия на протестантские образы святого реформатора, окруженного сиянием, исходящим из расположенного прямо напротив его головы окна.
На антилютеранской гравюре помимо лучей в окне виднеется еще и лунный серп, который придает богослову воистину демонический облик. Добавляет иронии и редко изображаемая на портретах реформатора бородавка над правым глазом.
Подобная композиция была повторена на другой иллюстрации к произведению Наса (16). На ней Лютер лежит в постели, одна его рука шаловливо направлена в сторону лона обнаженной по пояс жены, а второй он что-то указывает дьяволу, сидящему рядом. Голова доктора теологии вновь расположена напротив окна — так, что рожки луны кажутся рогами самого Лютера.
Автор предостерегает читателя от сравнений богохульного реформатора с Моисеем, которого в католическом искусстве было принято изображать рогатым («рогатым», а не «сияющим» лицо пророка описывается в самом популярном переводе Библии на латинский язык — Вульгате).
Иоанн Нас пишет, что рожки луны — это «ослиные уши и турецкий герб» Лютера. Тем самым он пародирует как привычку протестантских граверов рисовать Моисея с рогами несмотря на то, что в переводе Библии Лютера пророк рогатым не описывается, так и привычный эпитет реформатора — «новый Моисей». Таким образом протестантизм в очередной раз изобличается как непоследовательное учение.
(17). Абрахам Нагель.
Лютеранское
древо зла. 1589 |
Апогеем антиреформаторской пропаганды становится анонимная гравюра, выпущенная в 1589 г. — на ней Лютер помещен в самый центр дьявольской истории (17). Несвятое древо, по иконографии напоминающее древо Иессеево (распространенную аллегорию родословия Христа), изображает происхождение земного зла от семиглавого монстра-реформатора, держащего одной рукой чарку, а второй — свою жену Катарину фон Бору; над Лютером нарисован его подвижник Меланхтон, еще выше — разнообразные грешники, от Каина до Яна Гуса, а у корней древа снует дьявол.
S. Zotov