Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Владычицы земли «чёрных фараонов»


В годы своего расцвета Древний Египет оказывал значительное влияние на соседние земли. Чаще всего это были заимствования военных, административных или религиозных элементов, но в случае с южными соседями наблюдалось полное доминирование египетской культуры. На территории нынешнего Судана в верхнем течении Нила с IX века до н.э. существовало царство «чёрных фараонов», которое называли Куш, Напата или Мероэ. Как и в Египте, роль женщины в политической жизни кушитов была велика — более того, здесь сложился уникальный институт власти женщин-правительниц. В титуле «кандакия» соединились понятные нам термины «королевы-регентши» и «королевы-матери», а также фактическая роль женщины как полководца и главы государства.

Земля «чёрных фараонов»

Царица эфиопов Кандакия упоминается в Библии, когда апостол Филипп встречает царского евнуха и обращает его в христианство (Деяния 8: 27-39). В этом отрывке, как и в других древних произведениях, упоминающих о Кандакии, титул часто смешивался с личным именем Кандакии из Мероэ, правившей около 345–332 годов до н.э.

Исторические источники позволяют сделать вывод о том, что до правления царя Аркамани I (примерно 270–260 годы до н.э.) царицы не играли заметной роли в жизни государства. Именно Аркамани I провёл ряд реформ, в числе которых было возвышение женщин. Титул «кандакия» существовал и ранее, но именно после реформ он стал обозначать женщину-монарха. Наследники Аркамани I уже разделяли властные полномочия с царицами, а начиная с кандакии по имени Шанакдакете (правила около 170–150 годов до н.э.), женщины правили единолично. Последующие кандакии использовали мужские атрибуты власти, связанные с древними образами фараона как вождя, воителя и охотника.

Около 2500 года до н.э. в Нубии на землях от 1 до 4 порога Нила сложилось древнее государство, именуемое Керма (по названию столицы) и являвшееся современником и соперником Египта периода Древнего царства. Египтяне завоевали Керму, но не оказали заметного культурного влияния на местное население. В 2250–2050 годах до н.э. нубийцы восстановили независимость, воспользовавшись распадом единого египетского государства.

Кушитские воины штурмуют египетский храм в Мемфисе,
730 год до н.э.
Новой нубийской столицей стал город Напата. Времена Среднего царства в Египте характеризовались шатким равновесием сил, и только в 1475 году до н.э. фараон Тутмос III смог покорить Напату. На следующие 500 лет покорённая Нубия попала под влияние египетской цивилизации — в этот период она была известна под названием Куш. Африканцы усвоили письменность, религию и другие элементы культуры северян, местная элита стала воспринимать себя как египтян.

Между 1077 и 1070 годами до н.э. египетская империя периода Нового Царства пала. Напата не просто стала независимым царством, но и претендовала на роль объединителя всех земель долины Нила. Вершиной этой политики стало завоевание царём Куша Пианхи всего Египта. Впрочем, сохранить завоёванное нубийцам не удалось — более того, в 591 году до н.э. египетский фараон Псамметих II захватил и разрушил Напату. Столица страны переместилась на юг, в более безопасный город Мероэ.

Карта царства Куш
Глядя на пустынные окрестности руин Мероэ, трудно представить себе, что в древности эти земли были покрыты лесами. Мероэ был крупным городом и важным торговым центром — здесь сходились караванные пути из центральных областей Африки и с побережья Красного моря. Богатство этого города стало легендарным — сюда стекалось выращенное на берегах Нила зерно и другие товары, которые было удобно перевозить вверх и вниз по реке. Охотники добывали леопардовые шкуры и слоновьи бивни, чтобы выгодно продать их в Египте.

Пирамиды в Мероэ — карлики по сравнению с египетскими
Власть поддерживала торговлю как главный источник богатства и процветания, но это не значит, что кушиты не вели войн. Однако в условиях, когда соседи с севера почти всегда сильнее и многочисленнее, а прочие окрестные племена слишком бедны, чтобы быть постоянной военной добычей, по-настоящему выигрышной долгосрочной стратегией была лишь сложная система транзитной торговли.

Место для нового административного и хозяйственного центра страны было выбрано с учётом запасов железной руды и обширных лесов, необходимых для производства стратегически важного металла. Огромные курганы шлака говорят о немалых объёмах производства в древности. Железо дало земледельцам, воинам, охотникам и строителям из Мероэ новые возможности, а развитие металлургии обеспечило рост благосостояния.

Мероэ против Напаты

Пять столетий Напата была центром египетской администрации в завоёванном Куше. Освободившись от контроля со стороны северного соседа, Куш оставался под давлением политических и религиозных традиций Египта — темнокожие кушитские цари именовали себя фараонами, их имена записывались в картушах, а гробницами были пирамиды.

Культ бога Амона был мощной идеологической силой в Египте и оказал сильное влияние на царей Куша. В Напате египетский фараон Тутмос III построил храм Амона, который на протяжении веков являлся важнейшим культовым сооружением кушитского царства. Как и в Египте, храм был освобождён от налогов и получал большие пожертвования, жрецы Напаты контролировали монархов в Мероэ и даже могли решить, что царю пора умереть на благо своего народа и уступить место одобренному ими преемнику. Влияние старой египетской веры в Нубии было куда сильнее, чем в самом Египте, где воцарилась династия, основанная соратником Александра Македонского полководцем Птолемеем.

До прихода к власти каждый кушитский царь изучал греческую философию и военное дело, а потому был не склонен слепо следовать традициям предков. Сильные и независимые от религиозных деятелей эллинистические правители стали образцом для «чёрного фараона» Аркамани I. Новый царь не пожелал подчиняться священникам — храм Амона был разрушен, а его жрецы убиты. Среди прочих преобразований было резкое усиление роли женщин-кандакий (возможно, что победу в борьбе со столь могущественными соперниками как жрецы царю обеспечила поддержка действующей кандакии).

Руины храма бога Ападемака в Хартуме —
синтез египетской и кушитской культур.

Павильон из Мероэ:
доказательство влияния эллинизма на кушитскую культуру
Правление великого царя

Аркамани I и его соратники избавились от старого жречества, дополнили пантеон богами местного происхождения, отказались от египетских иероглифов и перешли на алфавитную систему письма. К сожалению, кушитская письменность до сих пор не расшифрована, поэтому историкам неизвестны подробности возвышения женщин-правительниц. Даже последовательность правления царей и прочтение их имён остаются предметом споров, которые пока не разрешены письменными источниками.

Кушитское государство имело весьма сильную армию, которая воевала против римлян и вместе с римлянами, а также защищала земли царства и его торговые пути.

Наследовать престол мог не только сын действующего правителя, но и его брат, поэтому титул «кандакия» могла носить как мать царя, так и мать наследника престола. Имеющиеся данные говорят о том, что чётких правил выбора нового монарха не было. Это могло привести к путанице и конфликту во время передачи власти. Имел ли место такой конфликт, доподлинно неизвестно, однако есть сведения о длительной напряжённости между престолом и храмом и, возможно, между потенциальными наследниками. Известно и то, что после правления Аркамани женщины-правительницы получили значительную власть.

Кушитский золотой амулет
Военное дело нубийцев

Если в Древнем Египте охота была скорее развлечением элиты, чем способом прокормить себя, то в Нубии дело обстояло иначе. В среднем течении Нила земледелие никогда не было столь же продуктивным, как на севере, а потому навыки владения луком обеспечивали нубийцев и едой, и шкурами диких животных. Египетские источники эпохи Древнего царства именуют Нубию «Землёй лука». В древних нубийских могилах археологи находят скелеты с луками в руках и лежащие рядом колчаны со стрелами. Около 2600 года до н.э. египтяне начали нанимать тысячи нубийцев в качестве лучников для своих армий. Древнегреческий историк Геродот писал, что кушитские лучники могли создавать дождь из стрел и попасть в глаз вражескому воину. Лучники служили основой нубийского войска со времён Кермы и вплоть до потери государственности в IV веке.

Колчан нубийского лучника из захоронения около 410 года н.э.
В бою на открытой местности лучников прикрывали копейщики, вооружённые большими щитами и копьями. Голову копейщика защищал парик на египетский манер. Известно, что нубийские копейщики были равноценны египетским, но не могли противостоять ассирийской, греческой или римской тяжёлой пехоте.

До падения Кермы лошадь была неизвестна в Нубии, но после установления египетской власти здесь появились коневодческие хозяйства. Поэтому когда нубийцы вновь стали независимыми, их войско стало использовать и боевые колесницы, и всадников. Римляне, столкнувшиеся с лёгкой кушитской кавалерией царицы Амаринены, оценили её как совершенно не уступающую знаменитым нумидийским всадникам. Ещё одной «козырной картой» нубийских полководцев были боевые слоны, появившиеся в период правления в Египте греческой династии Птолемеев. До нашего времени в Судане сохранились руины большого царского центра по подготовке боевых слонов.

Боевой слон — рельефа из храма бога Ападемака
Что касается оружия, то каменные наконечники и лезвия Кермы сменились бронзовыми Кушитского периода и, наконец, железными из Мероэ. В качестве доспехов нубийцы пользовались панцирями из шнурованных между собой бронзовых или железных пластинок. Видимо, доспехами защищались лишь элита, но не простые воины. Также известно, что нубийцы умели строить и штурмовать города, защищённые стенами.

Бронзовое и железное оружие периода Мероэ.
Владычицы Нубии

Первой известной нам кандакией, которая правила самостоятельно примерно в 170–150 годах до н.э., была Шанакдакете. На монументе властительница изображена в боевом облачении, ведущей свою армию в бой, но это не означает, что она действительно присутствовала на поле сражения. Вполне возможно, что военные победы неких полководцев были зафиксированы в классическом древнеегипетском стиле «фараон, побивающий врагов». Впрочем, известно, что во времена её правления царство расширило свои границы, а экономика бурно развивалась.

Шанакдакете провела религиозно-политическую реформу и передала власть над хозяйством храмов «жене Амона», тем самым устранив или потеснив мужчину-первосвященника Амона. Приверженность властительницы египетским традициям проявляется в надписях, где она называет себя на староегипетский манер «Сыном Ра, Владыкой двух земель, возлюбленным (богини справедливости) Маат».

Амаринена (правила около 40–10 годов до н.э.) известна как кандакия, заключившая выгодный мирный договор с римским императором Августом после конфликта между Кушем и Римом в 27–22 годах до н.э. Войну начали римляне в ответ на кушитские набеги на Египет — одну из важнейших провинций Римской империи, снабжавшую метрополию дешёвым зерном.

Стела Амаринены
Древнегреческий историк Страбон писал, что в 25 году до н.э. войска Амаринены оккупировали территории, граница которых проходила южнее современного Асуана. Римляне могли выставить для защиты от нападавших только три когорты легионеров, но они были уничтожены в бою.

Кушиты захватили золотые рудники Нижней Нубии, затем царица, которая, по утверждению Страбона, была «весьма сильной женщиной, слепой на один глаз», повела своих воинов на север — в области, занятые римлянами. Поход завершился разграблением римских храмов на священном острове Филы, где были захвачены статуи императора Августа.

Римский префект Египта Гай Петроний ответил на набеги, в 22 году до н.э. вторгнувшись в Куш — нубийцы отвечали яростными контратаками. Римляне строили форты и занимали территории, а воины царицы обходили основные римские силы и атаковали гарнизоны в тылу. В качестве демонстрации своего успеха Петроний отправил в Рим «тысячу пленных нубийских воинов», которых превратили в гладиаторов. Сколько среди пленников было воинов Амаринены, а сколько попавшихся под руку крестьян — навсегда останется неизвестным.

Массовое римское вторжение нанесло кушитам серьёзные потери, но общие итоги кампании были неоднозначными. Некоторые римские источники сообщают, что нубийский религиозный центр город Напата был захвачен — современные историки оспаривают это утверждение, поскольку оно не подтверждается археологическими данными. Скорее всего, Петроний смог потеснить кушитов в северной Нубии и продержался там три года, когда Амаринена собрала новое войско на юге и перешла в контрнаступление. Возле римской крепости в Премнисе две армии маневрировали, пытаясь занять позицию, наиболее выгодную для генерального сражения. У римлян было 10 000 солдат, силы нубийцев оценивают примерно в 30 000 воинов. 
Источники не дают чёткого ответа на вопрос, произошло ли сражение, однако известно, что вскоре стороны решили начать переговоры.

Интерес римлян состоял в поддержании спокойной границы в Египте, и во время переговоров они в конце концов уступили спорные районы. Между 22 и 21 годами до н.э. на острове Самос был подписан мирный договор — кушиты освобождались от уплаты Риму какой-либо дани, на южной границе Египта была создана буферная зона. Римский историк Страбон пишет о том, что император Август посчитал это соглашение удачным. Кушиты вернули римлянам захваченные статуи императора, кроме одной, которая была обезглавлена (голову замуровали в ступеньку кушитского храма лицом вверх).

Кандакия Аманишакете (правила около 10 года до н.э.–1 года н.э.) известна благодаря своим драгоценностям, ради которых итальянский авантюрист Джузеппе Ферлини в 1834 году разрушил её погребальную пирамиду в Мероэ. Разрушенные надписи и барельефы дают понять, что это была могущественная царица, правившая независимо, но детали её правления навсегда утеряны.

Браслет из пирамиды Аманишакете

Украшения из пирамиды Аманишакете

Стела кандакии Аманишакете
Аманиторе правила в 1–25 годах, которые стали периодом наивысшего расцвета кушитского государства. Правительница смогла восстановить храм Амона в Напате и отремонтировать храмы в Мероэ, при ней процветали торговля, металлургия и сельское хозяйство, были вырыты новые оросительные каналы. На стене храма Аманиторе изображена в образе воительницы вместе с соправителем царём Натакамани (неясно, был он её мужем или сыном).

Кандакия Аманиторе, барельеф
Амантитере правила в 25–41 годах и упоминается в Библии. На основе отрывка из Библии, в котором её евнух, встреченный апостолом Филиппом, читает Книгу Исайи, учёные предполагают, что она была еврейкой. Нет никаких доказательств существования в Мероэ еврейской общины, однако известно, что евреи жили в Куше. Иногда библейский отрывок цитируется, чтобы доказать, что она правила одна, поскольку её евнух имел «великий авторитет» и отвечал за царскую сокровищницу. Но эти утверждения вряд ли доказывают независимость царицы, равно как и чтение евнухом Книги Исайи не доказывает её принадлежности к иудаизму.

Кандакия Аманикаташан царствовала приблизительно в 62–85 годах. Известно, что во время Первой Иудейской войны она оказала римлянам помощь, послав к ним кавалерию и знаменитых кушитских лучников — одним из ранних египетских названий Нубии было Та-Сет («Страна лука»).

Экономическое процветание и политическая стабильность царства Куш продолжались до III века н.э. При царицах Малегерабар (около 266–283 годов) и Лахидеамани (около 306–314 годов) Рим переориентировал свою торговлю в регионе на эфиопское царство Аксум. Правители Куша потеряли контроль над своей территорией, царство раскололось на три независимые части, а в 330 или 350 году город Мероэ был захвачен войсками Аксума.

Вероятно, именно активное производство железа привело к экологической катастрофе — леса были сожжены в плавильных печах. Это серьёзно изменило климат, и земли, истощённые многовековым использованием, перестали обеспечивать потребности в зерне. Вместе с гибелью Куша навсегда исчез и феномен его женщин-правительниц.

Литература:
  1. Racism and the Rediscovery of Ancient Nubia by Timothy Kendall
  2. Diodorus Siculus, Diodorus Siculus' Histories (Harvard University Press, 1933).
  3. Graham, A, Roman Africa: An Outline of the History of the Roman Occupation of North Africa (Longmans, Green & Company, London, 1902).
  4. Grant, M, Readings in the Classical Historians (Scribner, 1993).
  5. Mellor, R, The Historians of Ancient Rome (Routledge, 2012).
  6. Shillington, K, History of Africa (Palgrave Macmillan, 2012).
  7. Strabo, Strabo's Geography (Harvard University Press, 1929).
  8. Van De Mieroop, M, A History of Ancient Egypt (Wiley-Blackwell, 2010).
  9. Welsby, D. A, The Kingdom of Kush (Markus Wiener Publishers, 1996).
  10. Richard A. Lobban, Historical Dictionary of Ancient and Medieval Nubia (Scarecrow Press, 2004),
  11. Miriam Ma'at-ka-re Monges, «Kush», Encyclopedia of Black Studies (Sage Publications, 2005), pp. 301–03.
  12. Fage, John. A History of Africa. Routledge. p. 115. ISBN 1317797272. Retrieved 20 January 2015.
  13. Nubian Queens in the Nile Valley and Afro-Asiatic Cultural History — Carolyn Fluehr-Lobban, Professor of Anthropology, Museum of Fine Arts, Boston U.S.A, August 20-26, 1998.
  14. E. A. Wallis Budge (2003), Cook's Handbook for Egypt and the Sudan, Part 2 (reprinted ed.), Kessinger Publishing, p. 737, ISBN 9780766148024
  15. Jones, David E., Women Warriors: A History, Brasseys, Inc.; (2000)
  16. Goldenberg, David M. (2003). The Curse of Ham: Race and Slavery in Early Judaism, Christianity, and Islam. Princeton University Press. p. 64.
  17. Morgan, J.R.; Stoneman, Richard (1994). Greek Fiction: The Greek Novel in Context. Routledge. ISBN 0-415-08507-1.
  18. Gutenberg, David M. (2003). The Curse of Ham: Race and Slavery in Early Judaism, Christianity, and Islam. Princeton: Princeton University Press. ISBN 0-691-11465-X.

Max Ferapontov