Аббат Бернар Клервоский |
1 июня 1144 года в аббатстве Сен-Дени яблоку негде было упасть – освящался новый клирос. На празднике, кроме толпы прелатов, присутствовал король, его мать, супруга Алиенора Аквитанская, знать французского королевства и Бернар Клервоский. Его духовный авторитет был в то время непререкаемым, а сам Бернар нередко выступал в качестве посредника в затянувшихся конфликтах между мирской властью и Церковью.
Так случилось и на этот раз. В «Житии святого Бернара» Жоффруа Оксеррский рассказывает о встрече Алиеноры и клервоского аббата, которая произошла в Сен-Дени. В результате их частного разговора была фактически заключена сделка: королева обещала не оказывать дурного влияния на мужа и давать ему лучшие советы, когда дело касалось разногласий с Церковью. В ответ аббат пообещал:
«Если вы сделаете то, чего я от вас требую, я, в свою очередь, буду молить Создателя и получу от него то, о чем вы просите».
Алиенора Аквитанская просила о наследнике. К моменту разговора с Бернаром Клервоским она была замужем 7 лет, но после выкидыша больше не беременела – для королевы это серьезный «недостаток». Однако спустя год после разговора с Бернаром Клервоским Алиенора родила, правда, не наследника, а дочь Марию. В то же время Людовик VII примирился с Церковью ценой нарушения своей публичной клятвы – он признал Пьера де Ла Шатра архиепископом Буржским вместо назначенного им самим Кадюрка.
Для набожного и чувствительного короля стать клятвопреступником было тяжелым бременем, о чем свидетельствует его переписка с Бернаром Клервоским. Некоторые историки полагают, что именно этот факт сыграл главную роль в принятии Людовиком решения отправиться в паломничество на Восток. Впрочем, хроники XII века называют другие причины: раскаяние о жертвах пожара в Витри и желание выполнить обет, данный его старшим братом Филиппом незадолго до смерти.
Как бы то ни было, но известие о захвате Эдессы мусульманами превратило паломничество во Второй крестовый поход. Новости в то время распространялись очень медленно, поэтому о падении Эдессы в Западной Европе стало известно только спустя год. На Рождество 1145 года Людовик проявил инициативу, объявив двору о намерении отправиться в Палестину во главе войска, приняв перед этим крест.
Таким образом, он становился первым монархом-крестоносцем. Известно, что Алиенора Аквитанская по примеру супруга тоже приняла крест, а весной 1146 года после пламенной проповеди Бернара Клервоского к ним присоединилось множество церковнослужителей, графов и более мелких баронов. И если Людовик был первым королем, отправлявшимся в паломничество с оружием в руках, то далеко не первым мужем, которого в походе сопровождала жена. Так, например, поступили во время Первого крестового похода Балдуин Булонский и Раймунд Сен-Жильский.
То же самое произошло и в 1146 году. Вслед за супругами отправились на Восток графини Блуаская, Фландрская, Тулузская, Бургундская и другие знатные дамы. Возможно, этот факт возбудил воображение хрониста Никиты Хониата, записавшего, правда, несколько десятилетий спустя после окончания Второго крестового похода:
«В их войсках были и женщины, ездящие верхом, подобно воинам, носившие мужское платье, вооруженные, как мужчины, копьями и облаченные в доспехи; у них был воинственный вид, они казались еще более мужественными, чем амазонки».
Версия Никиты Хониата нашла романтизированный отклик у историков XIX века и даже до сих пор на просторах интернета можно обнаружить информацию о том, как Алиенора Аквитанская муштровала свой женский эскадрон перед отправкой в Палестину. И все-таки это правда, что провал Второго крестового похода церковные хронисты приписывали присутствию женщин в военном лагере. Так, Вильгельм Ньюбургский возложил вину на короля и косвенно на Алиенору:
«С самого начала она столь властно покорила сердце молодого человека своим обаянием и красотой, что в момент подготовки этого всем известного похода король решил, что он не должен оставлять ее дома. И решил он взять ее с собой на войну, поскольку любил он свою юную супругу ревнивой любовью. Многие знатные люди последовали его примеру и тоже взяли с собой своих жен. А поскольку те не могли отправиться без своих прислужниц, в христианском лагере, который должен был оставаться целомудренным, оказалось множество женщин. И это стало причиной греха для нашей армии...»
Вильгельм Ньюбургский, конечно, в своем обличении не был оригинален, поскольку нравственная подоплека в эпоху Средневековья служила самым распространенным объяснением любого рода неудач.
Подготовка к походу в Иерусалим заняла немало времени. Всю вторую половину 1146 года Алиенора Аквитанская с Людовиком VII провели в поездках по стране с целью – собрать необходимые деньги для столь дорогостоящего мероприятия как Крестовый поход. В конце концов в феврале следующего года на ассамблее в Этампе был избран маршрут, которым войско крестоносцев должно было отправиться на Восток.
Вариантов было два: наземный путь через Константинополь и морской с Сицилии. После долгих дебатов Людовик согласился с германским императором Конрадом, коего уговорил отправиться в поход Бернар Клервоский, избрать наземный путь. Послы Сицилийского короля Рожера II, враждовавшего с Византией, удалились раздосадованными, предрекая, что очень скоро крестоносцы узнают, чего стоят льстивые обещания греков о помощи.
Итак, в начале июня 1147 года в аббатстве Сен-Дени королевская чета встретилась с папой Евгением III. Понтифик передал Людовику посох и суму паломника, благословив его путешествие в Иерусалим. Здесь же присутствовал аббат Сугерий, которому король передал управление Францией на время своего отсутствия. Спустя три дня Алиенора Аквитанская вместе с мужем выехала из Парижа в направлении Меца и далее в Константинополь.
Так случилось и на этот раз. В «Житии святого Бернара» Жоффруа Оксеррский рассказывает о встрече Алиеноры и клервоского аббата, которая произошла в Сен-Дени. В результате их частного разговора была фактически заключена сделка: королева обещала не оказывать дурного влияния на мужа и давать ему лучшие советы, когда дело касалось разногласий с Церковью. В ответ аббат пообещал:
«Если вы сделаете то, чего я от вас требую, я, в свою очередь, буду молить Создателя и получу от него то, о чем вы просите».
Алиенора Аквитанская просила о наследнике. К моменту разговора с Бернаром Клервоским она была замужем 7 лет, но после выкидыша больше не беременела – для королевы это серьезный «недостаток». Однако спустя год после разговора с Бернаром Клервоским Алиенора родила, правда, не наследника, а дочь Марию. В то же время Людовик VII примирился с Церковью ценой нарушения своей публичной клятвы – он признал Пьера де Ла Шатра архиепископом Буржским вместо назначенного им самим Кадюрка.
Для набожного и чувствительного короля стать клятвопреступником было тяжелым бременем, о чем свидетельствует его переписка с Бернаром Клервоским. Некоторые историки полагают, что именно этот факт сыграл главную роль в принятии Людовиком решения отправиться в паломничество на Восток. Впрочем, хроники XII века называют другие причины: раскаяние о жертвах пожара в Витри и желание выполнить обет, данный его старшим братом Филиппом незадолго до смерти.
Как бы то ни было, но известие о захвате Эдессы мусульманами превратило паломничество во Второй крестовый поход. Новости в то время распространялись очень медленно, поэтому о падении Эдессы в Западной Европе стало известно только спустя год. На Рождество 1145 года Людовик проявил инициативу, объявив двору о намерении отправиться в Палестину во главе войска, приняв перед этим крест.
Ьернар Клервоский призывает к Крестовому походу |
Таким образом, он становился первым монархом-крестоносцем. Известно, что Алиенора Аквитанская по примеру супруга тоже приняла крест, а весной 1146 года после пламенной проповеди Бернара Клервоского к ним присоединилось множество церковнослужителей, графов и более мелких баронов. И если Людовик был первым королем, отправлявшимся в паломничество с оружием в руках, то далеко не первым мужем, которого в походе сопровождала жена. Так, например, поступили во время Первого крестового похода Балдуин Булонский и Раймунд Сен-Жильский.
То же самое произошло и в 1146 году. Вслед за супругами отправились на Восток графини Блуаская, Фландрская, Тулузская, Бургундская и другие знатные дамы. Возможно, этот факт возбудил воображение хрониста Никиты Хониата, записавшего, правда, несколько десятилетий спустя после окончания Второго крестового похода:
«В их войсках были и женщины, ездящие верхом, подобно воинам, носившие мужское платье, вооруженные, как мужчины, копьями и облаченные в доспехи; у них был воинственный вид, они казались еще более мужественными, чем амазонки».
Версия Никиты Хониата нашла романтизированный отклик у историков XIX века и даже до сих пор на просторах интернета можно обнаружить информацию о том, как Алиенора Аквитанская муштровала свой женский эскадрон перед отправкой в Палестину. И все-таки это правда, что провал Второго крестового похода церковные хронисты приписывали присутствию женщин в военном лагере. Так, Вильгельм Ньюбургский возложил вину на короля и косвенно на Алиенору:
«С самого начала она столь властно покорила сердце молодого человека своим обаянием и красотой, что в момент подготовки этого всем известного похода король решил, что он не должен оставлять ее дома. И решил он взять ее с собой на войну, поскольку любил он свою юную супругу ревнивой любовью. Многие знатные люди последовали его примеру и тоже взяли с собой своих жен. А поскольку те не могли отправиться без своих прислужниц, в христианском лагере, который должен был оставаться целомудренным, оказалось множество женщин. И это стало причиной греха для нашей армии...»
Вильгельм Ньюбургский, конечно, в своем обличении не был оригинален, поскольку нравственная подоплека в эпоху Средневековья служила самым распространенным объяснением любого рода неудач.
Подготовка к походу в Иерусалим заняла немало времени. Всю вторую половину 1146 года Алиенора Аквитанская с Людовиком VII провели в поездках по стране с целью – собрать необходимые деньги для столь дорогостоящего мероприятия как Крестовый поход. В конце концов в феврале следующего года на ассамблее в Этампе был избран маршрут, которым войско крестоносцев должно было отправиться на Восток.
Папа Евгений III благословляет Людовика VII |
Вариантов было два: наземный путь через Константинополь и морской с Сицилии. После долгих дебатов Людовик согласился с германским императором Конрадом, коего уговорил отправиться в поход Бернар Клервоский, избрать наземный путь. Послы Сицилийского короля Рожера II, враждовавшего с Византией, удалились раздосадованными, предрекая, что очень скоро крестоносцы узнают, чего стоят льстивые обещания греков о помощи.
Итак, в начале июня 1147 года в аббатстве Сен-Дени королевская чета встретилась с папой Евгением III. Понтифик передал Людовику посох и суму паломника, благословив его путешествие в Иерусалим. Здесь же присутствовал аббат Сугерий, которому король передал управление Францией на время своего отсутствия. Спустя три дня Алиенора Аквитанская вместе с мужем выехала из Парижа в направлении Меца и далее в Константинополь.
☘️🌱☘️🌱☘️
По теме:
- Алиенора Аквитанская. Часть I: лучшая невеста Западной Европы
- Алиенора Аквитанская. Часть II: королева Франции
- Алиенора Аквитанская. Часть III: Подготовка к Крестовому походу
- Алиенора Аквитанская. Часть IV: Путь на Восток
- Алиенора Аквитанская. Часть V: Происшествие в Антиохии
- Алиенора Аквитанская. Часть VI: Королева Англии
- Алиенора Аквитанская. Часть VII: Венценосная узница
- Алиенора Аквитанская. Часть VIII: Королева-мать
☘️🌱☘️🌱☘️
По теме: