Алиенора Аквитанская (рис. XIXв.) |
В Париже, Алиенора и Людовик обосновались во дворце Сите. При французском дворе аквитанка воспринималась как чужеземка по нескольким причинам. Во-первых, язык. Для Алиеноры родным было лангедокское наречие, хотя она говорила и на старофранцузском (лагд 'ойль), поскольку при аквитанском дворе в ходу были оба.
Еще не Алиенора Аквитанская (рис. XIXв.)так давно многие историки видели в браке француза Людовика и аквитанки Алиеноры столкновение культуры Севера, эрудированной и клерикальной, с куртуазной и светской культурой Юга. Более того, с именем Алиеноры связывалось смягчение суровых нравов северян, благодаря распространению под ее влиянием на территории Англии, Нормандии и Иль-де-Франс куртуазной литературы.
Действительно, именно в это время на упомянутых территориях знать постепенно начинает предпочитать лирику трубадуров и куртуазные романы героическим эпосам о подвигах Карла Великого и его сподвижников. Тем не менее в последнее время многие историки ставят под сомнение ведущую роль Алиеноры в подобных изменениях литературных вкусов.
Вторая причина, по которой Алиенора Аквитанская считалась чужеземкой в Париже, это манера одеваться как ее, так и прибывшей с ней свиты. К тому времени у французов сложилось стойкое мнение: аквитанская мода не просто экстравагантна, она – вызывающа.
Другие же историки-медиевисты, например Жан Флори, считают, что политическое влияние Алиеноры на мужа было скорее косвенным, по крайней мере, в первые годы после свадьбы. А вот королева-мать, Аделаида Савойская, действительно намеревалась руководить сыном, из-за чего у них возникли серьезные разногласия. В семейный конфликт вмешался аббат Сен-Дени Сугерий; в результате королева-мать покинула дворец, а Сугерий, как ближайший советник короля, стал оказывать влияние на политику Людовика.
Так, сохранившиеся средневековые тексты упоминают о той умиротворяющей роли, которую сыграл аббат во время подавления коммуны в Пуатье в 1138 г. По его настоятельному совету король отказался от своего первоначального намерения взять в заложники детей горожан – создателей коммуны. В то же время ни в одном из текстов не засвидетельствовано участие Алиеноры в тех событиях, хотя конфликт разворачивался в ее наследственных владениях.
Однако спустя три года, и в этом историки единодушны, влияние Алиеноры на мужа стало куда более заметным. В 1141 году Людовик отправился с армией на юг отстаивать права супруги на графство Тулузское, права, на которые претендовал еще ее дед – Гильом Трубадур. Вскоре король навлек на себя гнев папы Иннокентия II, решив вопреки его воле назначить архиепископом Буржа и примасом Аквитании, своего канцлера Кадюрка.
Людовик был не первым и не последним королем, отстаивавшим право назначать епископов в собственных владениях, чему решительно противились папы римские. Но конфликт с высшей духовной властью на этом не закончился. С новой силой он разгорелся после того, как Людовик, и здесь влияние Алиеноры было бесспорным, занял сторону графа Рауля де Вермандуа, вознамерившегося жениться на младшей сестре королевы, Петронилле.
Жениху исполнилось 50 лет, в то время как невесте было 15 или 17. Однако не разница в возрасте служила препятствием к браку, дело в том, что граф де Вермандуа был женат на племяннице могущественного графа Тибо Шампанского, с которым у короля и без того не складывались отношения. Невзирая на это, а также на то, что его решение обязательно повлечет за собой открытый конфликт с Церковью, Людовик нашел трех сговорчивых епископов.
По просьбе короля епископы Нуайонский, Ланский и Санлисский объявили брак Рауля де Вермандуа недействительным в силу близкого родства. Освободившись от брачных уз, граф поспешил вновь встать перед алтарем, женившись на сестре Алиеноры Аквитанской. Оскорбленный Тибо Шампанский отправился жаловаться Папе Римскому. Понтифик, не забыв конфликт с назначением епископа Буржа, на церковном соборе через своего легата аннулировал брак, отлучил от Церкви молодоженов и трех упомянутых епископов, а на французское королевство наложил интердикт*.
Несмотря на свою набожность, Людовик проявил упрямство и не смирился. Более того, в следующем 1143 году он организовал поход в земли графа Тибо Шампанского, которого считал виновником, разгоревшегося с новой силой противостояния между ним и Папой Римским. Поход закончился трагически: в городе Витри-ан-Пертуа 1300 жителей, искавших убежище в церкви, были заживо погребены под обломками подожженного королевскими солдатами здания.
Несколько дней, последовавших за этим событием, Людовик отказывался от пищи, предаваясь мрачным мыслям. Вскоре он принял решение, которое, в конечном счете, повлекло за собой проблемы в его собственной семье, и Алиенора Аквитанская сыграла в них главную роль.
*интердикт – временный запрет Папой Римским совершать религиозные обряды на определенной территории. В Средневековье использовался как средство давления на королей и феодалов.
Еще не Алиенора Аквитанская (рис. XIXв.)так давно многие историки видели в браке француза Людовика и аквитанки Алиеноры столкновение культуры Севера, эрудированной и клерикальной, с куртуазной и светской культурой Юга. Более того, с именем Алиеноры связывалось смягчение суровых нравов северян, благодаря распространению под ее влиянием на территории Англии, Нормандии и Иль-де-Франс куртуазной литературы.
Действительно, именно в это время на упомянутых территориях знать постепенно начинает предпочитать лирику трубадуров и куртуазные романы героическим эпосам о подвигах Карла Великого и его сподвижников. Тем не менее в последнее время многие историки ставят под сомнение ведущую роль Алиеноры в подобных изменениях литературных вкусов.
Вторая причина, по которой Алиенора Аквитанская считалась чужеземкой в Париже, это манера одеваться как ее, так и прибывшей с ней свиты. К тому времени у французов сложилось стойкое мнение: аквитанская мода не просто экстравагантна, она – вызывающа.
Королева и политика
Некоторые исследователи жизни Алиеноры, среди них Режин Перну, полагают, что безумно влюбленный в жену молодой король совершенно не мог противостоять ее влиянию и вмешательству в дела управления королевством. Причем это вмешательство было отнюдь не благотворным, напротив, Людовик, по их мнению, шел на поводу капризной и взбалмошной супруги.Другие же историки-медиевисты, например Жан Флори, считают, что политическое влияние Алиеноры на мужа было скорее косвенным, по крайней мере, в первые годы после свадьбы. А вот королева-мать, Аделаида Савойская, действительно намеревалась руководить сыном, из-за чего у них возникли серьезные разногласия. В семейный конфликт вмешался аббат Сен-Дени Сугерий; в результате королева-мать покинула дворец, а Сугерий, как ближайший советник короля, стал оказывать влияние на политику Людовика.
Так, сохранившиеся средневековые тексты упоминают о той умиротворяющей роли, которую сыграл аббат во время подавления коммуны в Пуатье в 1138 г. По его настоятельному совету король отказался от своего первоначального намерения взять в заложники детей горожан – создателей коммуны. В то же время ни в одном из текстов не засвидетельствовано участие Алиеноры в тех событиях, хотя конфликт разворачивался в ее наследственных владениях.
Однако спустя три года, и в этом историки единодушны, влияние Алиеноры на мужа стало куда более заметным. В 1141 году Людовик отправился с армией на юг отстаивать права супруги на графство Тулузское, права, на которые претендовал еще ее дед – Гильом Трубадур. Вскоре король навлек на себя гнев папы Иннокентия II, решив вопреки его воле назначить архиепископом Буржа и примасом Аквитании, своего канцлера Кадюрка.
Людовик был не первым и не последним королем, отстаивавшим право назначать епископов в собственных владениях, чему решительно противились папы римские. Но конфликт с высшей духовной властью на этом не закончился. С новой силой он разгорелся после того, как Людовик, и здесь влияние Алиеноры было бесспорным, занял сторону графа Рауля де Вермандуа, вознамерившегося жениться на младшей сестре королевы, Петронилле.
Жениху исполнилось 50 лет, в то время как невесте было 15 или 17. Однако не разница в возрасте служила препятствием к браку, дело в том, что граф де Вермандуа был женат на племяннице могущественного графа Тибо Шампанского, с которым у короля и без того не складывались отношения. Невзирая на это, а также на то, что его решение обязательно повлечет за собой открытый конфликт с Церковью, Людовик нашел трех сговорчивых епископов.
По просьбе короля епископы Нуайонский, Ланский и Санлисский объявили брак Рауля де Вермандуа недействительным в силу близкого родства. Освободившись от брачных уз, граф поспешил вновь встать перед алтарем, женившись на сестре Алиеноры Аквитанской. Оскорбленный Тибо Шампанский отправился жаловаться Папе Римскому. Понтифик, не забыв конфликт с назначением епископа Буржа, на церковном соборе через своего легата аннулировал брак, отлучил от Церкви молодоженов и трех упомянутых епископов, а на французское королевство наложил интердикт*.
Несмотря на свою набожность, Людовик проявил упрямство и не смирился. Более того, в следующем 1143 году он организовал поход в земли графа Тибо Шампанского, которого считал виновником, разгоревшегося с новой силой противостояния между ним и Папой Римским. Поход закончился трагически: в городе Витри-ан-Пертуа 1300 жителей, искавших убежище в церкви, были заживо погребены под обломками подожженного королевскими солдатами здания.
Несколько дней, последовавших за этим событием, Людовик отказывался от пищи, предаваясь мрачным мыслям. Вскоре он принял решение, которое, в конечном счете, повлекло за собой проблемы в его собственной семье, и Алиенора Аквитанская сыграла в них главную роль.
*интердикт – временный запрет Папой Римским совершать религиозные обряды на определенной территории. В Средневековье использовался как средство давления на королей и феодалов.
☘️🌱☘️🌱☘️
По теме:
- Алиенора Аквитанская. Часть I: лучшая невеста Западной Европы
- Алиенора Аквитанская. Часть II: королева Франции
- Алиенора Аквитанская. Часть III: Подготовка к Крестовому походу
- Алиенора Аквитанская. Часть IV: Путь на Восток
- Алиенора Аквитанская. Часть V: Происшествие в Антиохии
- Алиенора Аквитанская. Часть VI: Королева Англии
- Алиенора Аквитанская. Часть VII: Венценосная узница
- Алиенора Аквитанская. Часть VIII: Королева-мать
☘️🌱☘️🌱☘️
По теме: