Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Эксцентричный мистик и маргинал ХХ века Алистер Кроули

Алистер Кроули –
Самый известный маргинал ХХ века


Алистера Кроули кто-то называет философом и оккультистом, кто-то великим чёрным магом, последователем Эдгара По и предшественником Берроуза. Но факт остаётся фактом – без этого человека контркультура XX века утратила бы свои самые оригинальные черты – посвящённость и маргинальность. После себя он оставил неоднозначные литературные работы – от руководства по магии до экстремальных эротических романов, а ещё множество мифов и легенд, которым овеяна его персона. В нашем обзоре 10 утверждений Кроули, которые сегодня невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

1. Использование знака "V" в качестве символа победы — идея Кроули

Уинстон Черчиль и его легендарный знак
Во время Второй мировой войны Кроули дружил с шпионом Яном Флемингом, автором романов про Джеймса Бонда. Некоторые говорили, что Кроули сам был шпионом, а другие утверждают, что он проводил агитработу, чтобы убедить американцев вступить в войну на стороне англичан. Также Алистер Кроули утверждал, что к нему прислушивался сам Уинстон Черчилль, и, когда пришло время разработать символ, который бы сплотил войска союзников, то именно якобы с подачи Кроули и появился знак "V". Предположительно, это было волшебный мистический знак, который призывал силу Апофиса и Тифона и направлялих разрушительную мощь против использующего знак.

2. Кроули и "Герметический Орден Золотой Зари"

Символ организации
«Герметический Орден Золотой Зари
После того, как Кроули стал значимой фигурой в Герметическом Ордене Золотой Зари, всего через несколько лет после своей инициации в 1898 году он поссорился с тайным обществом. По словам Кроули, он разочаровался в организации, когда понял, что люди, которые проходят инициацию, зачастую не имеют ни малейшего понятия о мистике, обрядах и ритуалах. Он заявил, что хотя основатель ордена Макгрегор Мазерс имел некоторые мистические силы, он, по существу, "откусил больше, чем он мог прожевать", и действия Мазерса уничтожили орден.

3. Невидимость по Кроули

Невидимость по Кроули
После разрыва с Герметическим Орденом Золотой Зари Кроули уехал сначала в Париж, а затем перемахнул через океан. Во время пребывания в Мексике он основал свой собственный орден "Лампа невидимого света". По словам Кроули, его практики в Ордене Золотой Зари были просто разминкой, а в Мексике он научился многим древним тайным знаниям. В это же время он якобы обнаружил, как сделать себя невидимым. На самом деле Кроули пояснил, что это не имеет ничего общего с настоящей невидимостью. Его тайное знание позволяло контролировать окружающую обстановку, выпадая из внимания окружающих.

4. Айвасс

Кроули –
автор демонического ангела-хранителя Айвасса
Понятие айвасс на протяжении эволюции верований Кроули трактовалось по-разному . В 1904 году Кроули написал "Книгу Закона", якобы под руководством потусторонней сущности "Айвасс". Книга должна была стать основой новой религией под названием Телема, которая, по словам Кроули, изменила бы мир. Айвасс тогда фигурировал в роли некоего посланника. К 1929 году Кроули создал более шаблонную методику магии, написав "Магию в теории и на практике". Айвасс стал чем-то вроде сатаны или демонического ангела-хранителя. Кроме того, к этому времени, Кроули заявил, что он пророк нового учения.

5. Евхаристия Кроули

Евхаристия Кроули
Евхаристия — символическое действие или таинство в христианстве, а также один из самых секретных ритуалов у Кроули. Кроули разработал так называемую "Мессу Феникса" - ритуал евхаристии (причастия), который должен осуществляться на закате. Этот ритуал впервые был опубликован в Книге Лжей в 1913 году, а затем в "Магии в теории и на практике". Кроули считал, что Месса Феникса принадлежит к числу самых важных телемитских (его новой религии) ритуалов, и ее нужно выполнять ежедневно.

Доска Уиджа

Если действительно есть загробная жизнь, я держу пари, лучший способ связаться с ним через кусок пластика, это поиграть в настольную игру от Milton Bradley!
– Mad Magazin
Доска, используемая при гадании и в спиритизме, на которую наносятся буквы алфавита, а также слова «Да», «Нет», «До свидания» и «Возможно». Для манипуляции с доской используется выдвижная планшетка на трех ножках. Участники задают доске вопрос, после чего один или все вместе вращают указательную стрелку или саму доску, пока указатель не остановится на какой-либо букве. Участники думают, что планшетка движется сама по себе, а не вследствие бессознательных движений мышц (идеомоторного эффекта).

Некоторые пользователи доски полагают, что к процессу расшифровки ответов подключаются паранормальные силы. Однако скептики уверены, что пользователи доски уиджа, сознательно или нет, сами решают, как истолковать выпавший символ. Скептики рекомендуют участнику сеанса воспользоваться доской с завязанными глазами в присутствии незаинтересованного наблюдателя. Как правило, результаты будут весьма непонятными.

Движение планшетки связаны не с духами, а с бессознательными движениями людей, управляющих указателем. Такие же бессознательные движения влияют на результаты биолокации.

Доска для спиритических сеансов впервые была представлена американской общественности в 1890 году в качестве салонной игры в магазине новинок.

Э.К. Райхе, Элайджа Бонд и Чарльз Кеннард … усовершенствовали традиционную «ведьмину доску». Они распределили по доске буквы алфавита, расположив их в две дуги. Под буквам алфавита находились числа от одного до десяти. По углам располагались слова «Да» и «Нет».
Кеннард дал новой доске название «уиджа» в честь египетского слова, обозначающего удачу. На самом деле, «уиджа» вовсе не египетский аналог слова удача. Как известно, это название было сообщено во время сеанса самой доской, потому и закрепилось за ней.
Кеннард лишился своей компании, но в 1892 году ее новым владельцем стал его бывший бригадир Уильям Фалд.

Американский голиаф (разоблачение)

Кардиффский великан, Музей фермеров,
Куперстаун, штат Нью-Йорк. 2005 г.

Более ста лет назад, в 1869 году, жители Соединенных Штатов Америки были потрясены сообщением о сенсационной находке. На одной ферме в штате Нью-Йорк, недалеко от городка Кардиффа, был обнаружен в земле окаменевший великан, подобный легендарному исполину и силачу Голиафу. На место находки немедленно устремились репортеры. Все газеты страны следили за этим событием, которое предстало перед читателями со следующими подробностями.
Владелец фермы по имени Ньювелл в последнее время часто жаловался своим соседям на то, что ему скоро нечем будет поить стадо, потому что в его колодце быстро убывает вода. Никто не удивился, когда в октябре месяце Ньювелл нанял двух рабочих для рытья нового колодца. Он сам вызвался указать им подходящее место, ссылаясь на то, что он будто бы обладает даром находить подземную воду. Держа в руках раздвоенную ветку орешника, он целый день ходил по своему участку. Наконец позади сарая ветка резко наклонилась вниз. Здесь по указанию Ньювелла рабочие и начали копать колодец.

Сам Ньювелл отправился в город покупать материал для оборудования колодца. К вечеру он вернулся домой и увидел, что за сараем собралась небольшая толпа. Ньювелл бегом кинулся туда, спрашивая, уж не произошло ли какое то несчастье. Рабочие рассказали ему, что около полудня они наткнулись на торчащую из ямы ногу и бросились собирать народ.

Когда находку освободили от земли, удивление собравшихся возросло еще больше.

Кардиффский гигант
на выставке в театре Bastable в Сиракузы,
Нью-Йорк, около 1869.
Представшая перед ними странная, по всей видимости окаменевшая фигура, казалось, была похоронена здесь в давние времена. Она имела человеческий облик, но была громадной — более трех метров в длину.

Уже на следующий день весь штат Нью-Йорк узнал о найденном гиганте. Тысячи людей поспешили на ферму, чтобы посмотреть на него собственными глазами. 

Мнения относительно его происхождения разделились. Одни считали, что в таком облике только какой то бог мог в древности явиться на землю. Другие объявляли его забытым памятником президенту Джорджу Вашингтону.

Но все больше раздавалось голосов, утверждавших, что речь идет о первобытном человеке, окаменевшем несколько тысячелетий назад.

Между тем Ньювелл, увидев подобный интерес к своей находке, поставил над вырытой ямой палатку и повесил у ее входа дощечку с надписью:

«Спешите увидеть окаменевшего великана — всего за 50 центов!»
Был воскресный день, и народ валом валил на ферму Ньювелла. Явились даже четверо священников и спросили хозяина, не сделает ли он для них скидку.

— Ну разумеется, — ответил им Ньювелл, — вам это обойдется всего по 25 центов.

Когда служители культа вышли из палатки, они единодушно объявили собравшимся, что найденная фигура безусловно была человеческим существом, жившим, возможно, в далекие библейские времена. Это заявление еще больше подогрело интерес к находке. Желающих посмотреть на великана было столько, что компания железных дорог пустила к Кардиффу специальные поезда, а дилижансы регулярно доставляли публику прямо на ферму Ньювелла.

Ловкие предприниматели открыли неподалеку два ресторана, носившие имя «Кардиффского великана» — так теперь стали называть ископаемую фигуру.

Время шло. У входа в палатку Ньювелла всегда толпился народ. Однажды за день в ней побывало 3000 посетителей! За один час Ньювелл собирал по 26 долларов.

Брауни - английский домовой

БЕСТИАРИЙ
(Бестиа́рий (от лат. bestia, «зверь») — средневековый сборник зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целями. Один из первых источников бестиариев — греческий трактат «Физиолог».)
БРАУНИ - сверхъестественное существо в английской и шотландской мифологии. Название произошло от бурого цвета шерсти брауни (в английском «brown» — «коричневый, бурый»).

Впервые упоминаются в начале XVI в. Эти существа являются символом домашнего уюта, представляя собой английскую вариацию русских домовых.


Выглядят брауни так: ростом с ребенка, лохмотья коричневого цвета, переносицы нет, отсутствуют или сращены между собой пальцы рук и ног, оставлен лишь большой. Это небольшие человечки, с коричневыми нечесаными волосами и ярко-голубыми глазами.

А вот еще одно описание - "Это был крошечный волосатый уродец с длинной бородой, красными веками, широкими плоскими ступнями, точь-в-точь жабьи лапы, и длинными-предлинными руками, доходившими до земли, даже если он стоял прямо."


Кожа у этих вымышленных существ, преимущественно, светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают, и от того, чем они питаются. Если брауни одеваются, то любят носить небольшие рваные костюмы зеленых, синих, или коричневых тонов.

Брауни — групповые существа, поэтому обитают небольшими племенами, занимая большую
территорию для себя — до 5-ти километров в радиусе.


Чаще всего считается, что брауни относятся к духам-одиночкам, и среди них нет женщин. Однако, брауни горной Шотландии иногда собираются в небольшие группы, и среди них изредка попадаются женщины.

Например, Мег Мулах, то есть Волосатая Мег. Согласно преданию, она была привязана к семейству Грантов из Туллокгорма, оплакивала смерть членов этой семьи, исполняла обязанности брауни, подсказывала главе семьи ходы, когда он играл в шахматы.

Археологический комплекс Гунунг Паданг, Индонезия

Священная гора Гунунг Паданг (Gunung Padang) находится в р-не Бандунг, Западная Ява.«Гора Света» (или «Гора Просветления») представляет собой гору, на вершине и склоне которой было обнаружен многоярусный комплекс сооружений с главной пирамидой на вершине.



В Индонезии на острове Ява находится загадочная пирамида Гунунг-Паданг, долгие годы ее не удавалось обнаружить из-за того, что пирамида была скрыта под слоем земли горы Паданг.

Тысячи лет местные жители полагали, что гора имеет естественное природное происхождение, и старательно обрабатывали ее склоны, разбивая на них свои огороды. К удивлению современных исследователей, гора оказалась полой, под толстым слоем земли была обнаружена огромная пирамида, возраст которой составляет не менее 15 000 лет.



Первыми обратили внимание на нее голландцы в 1914 году. В своем отчете сотрудники колониальной Археологической службы упомянули ее как гору Гунунг-Паданг (Гора Просветления), на вершину которой местные жители поднимаются для медитаций. Вторично она мелькнула в 1949 году, после чего пропала ровно на 30 лет. Только в 1979 году на ее вершину поднялись ученые – географы и геологи.

На макушке горы они нашли сотни каменных глыб правильной формы, расставленных в определенном порядке.



С первых дней гора начала приносить сюрпризы. Как оказалось, гора состояла из 5 террас, одна выше другой, на вершину вели более 400 ступеней. На расчищенной от травы верхушке были найдены остатки мегалитических строений. Первые радиоуглеродные анализы подтвердили древность построек: 1500 – 500 г до н.э.



Помимо явного разделения Горы Паданг на пять уровней, мегалитов, разбросанных по всей высоте горы, на площади в 900 кв м, андезитовых колон и т.д., исследования показали наличие полой камеры. Размер камеры 10 м в ширину, высоту и длину.

Абу-Симбел: Асуанский гидроэнергетический комплекс

Рамсес (Рамзес) II Великий – фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1279-1213 годах до н.э. и получивший почётный титул А-нахту, что значит «победитель». У греков его имя превратилось в Сезостриса, героя легендарных сказаний и всемирного завоевателя.

Когда в 1960-х годах прошлого века началось строительство Асуанской плотины на великой реке Нил, то под угрозой затопления оказались Храмы Абу-Симбел, посвящённые фараону Рамсесу II и его любимой жене Нефертари и построенные три тысячи лет назад. Операция по спасению храмов стала одним из самых масштабных международных инженерно-строительных проектов прошлого столетия.
Асуанская плотина

Цивилизация Египта, одна из древнейших на нашей планете, возникла в дельте и на берегах реки Нил – своевольной, могущественной, ежегодно затопляющей огромную площадь, тем самым приносящей плодородный ил и, следовательно, огромные урожаи. С древних времён Нил был источником богатства и процветания Египта и одновременно – причиной стихийных бедствий. В 1959 году правительством Египта (на тот исторический момент – Объединённой Арабской Республики) было принято решение о постройке огромной плотины, призванной регулировать уровень воды в реке, а также производить электроэнергию. Строительство Асуанской плотины финансировалось и предпринималось СССР, в Египте работали единовременно около двух тысяч советских инженеров, рабочих, руководителей. Проект ГЭС был разработан и испытан на модели в Советском Союзе.

Асуанский гидроэнергетический комплекс
Масштабы Асуанского гидроэнергетического комплекса можно оценить по его техническому паспорту:
«Электромеханическое оборудование: количество агрегатов – 12. Мощность – 2100 мегаватт, выработка электроэнергии – 8 миллиардов киловатт-часов в год. В состав комплекса входят каменнонабросная плотина с глиняным ядром высотой 111 метров и длиной 3820 метров, 520 из которых приходится на русловую часть. Объём насыпи – 41,4 миллионов кубометров, подводящий канал длиной 1150 метров, отводящий канал длиной 538 метров, тоннельные водоводы длиной 282 метра и диаметром 15 метров, паводковый водосброс в виде бетонной водосливной плотины длиной 288 метров, водохранилище с полезным объёмом в 114 кубических километров. Под основанием плотины создана уникальная противофильтрационная завеса глубиной 165 метров, для строительства которой была специально разработана оригинальная система подводного уплотнения песчаных грунтов».
Асуанская плотина
Помимо выработки электроэнергии, которой до сих пор хватает на весь Египет, Асуанская плотина дала стране возможность перевести 300 тысяч гектаров с сезонного орошения на постоянное и освоить ещё около 600 тысяч гектаров новых земель за счёт запасов воды в рукотворном озере Насер.


Однако, помимо очевидной народнохозяйственной пользы, новая ГЭС создала несколько новых проблем, проявившихся не сразу – нарушился природный баланс движения ила и песка по Нилу; стала постепенно разрушаться его дельта; зе́мли, не получающие естественным образом ежегодного удобрения во время паводка, начали засаливаться. Эти проблемы постепенно решаются за счёт новых проектов, поддерживающих экологию великой реки, и только одна потеря должна была стать необратимой не только для Египта, но и для всей земной цивилизации. В зону затопления, образующуюся при пуске плотины, попадали уникальные памятники древних Египетских царств, в частности храмовый комплекс Абу-Симбел, построенный за тринадцать веков до нашей эры.

Река Нил
Священная гора

Судя по археологическим данным, это место считалось священным ещё до того, как фараон Рамсес II решил увековечить свои военные победы и справедливое правление постройкой величественных храмов. Многие века спустя, когда храмы оказались погребены под тоннами песка, арабские моряки назвали эту скалу Абу-Симбел – «отец хлеба», поскольку на берегу виднелся один из фрагментов каменного барельефа: мужчина в древнеегипетском фартуке, напоминавшем меру хлеба.

Как люди превращаются в андроидов

Испанский фотограф Хорхе Перес Игуера иллюстрирует волнующую его проблему: телевидение, киноиндустрия и соцсети превращают целое поколение в андроидов.
Мы сами не заметили, как стали зависимыми от технологий, считает Хорхе Перес Игуера. Культура гаджетов развивается так быстро, что человечество не успевает разобраться, нуждается ли в них. Разные люди воспитываются на одних и тех же мультфильмах и сериалах, и в итоге сами становятся одинаковыми. Как роботы.
С самого рождения мы испытываем сильное давление общества. Мультфильмы Диснея рисуют нам идеальную картину мира, где принц спасает принцессу, а потом они живут долго и счастливо в любви и гармонии. Сериал «Друзья» показывает жизнь людей, которые много развлекаются и практически не работают.

Наша жизнь проходит в ожидании счастья, состоящего из набора «жена, дети, собака, дом, бассейн». Мы все совершенно разные, а мечты у нас практически одинаковые. Разве так должно быть? Мы растём и постепенно начинаем принимать сюрреалистическую фантазию за чистую монету. С появлением социальных сетей мир исказился ещё сильнее: люди живут в них больше, чем в реальном мире. Раньше я думал, что мои работы — о будущем, но нет: они о настоящем.

Мы все совершенно разные, а мечты у нас практически одинаковые. Разве так должно быть?

Временами человечество напоминает мне репликантов из фильма «Бегущий по лезвию». 
Итогом этих размышлений стала серия The Other Side. У меня не было возможности нанять группу людей для создания проекта. То, что вы видите на экране, — результат работы одного актёра и фотомонтажа. Я заранее просчитывал движения робота в каждом кадре, чтобы в итоге их скомбинировать. Каждая фотография серии The Other Side была для меня настоящем испытанием, потому что во время съёмки я не знал, каким будет конечный результат.





Иллюзии Эшера


Морис Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher) (1898 — 1972) — один из наиболее известных художников-графиков в мире. Его работы любимы миллионами людей по всему миру.

Морис Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher) родился в 1898 году в Леевардене (Голландия).

Он увлекался рисованием с детства и в юности познакомился с технологией формирования печатного рисунка. В 1921 году семья Эшеров посетила Ривьеру и Италию. Молодой Морис был очарован пейзажами и растительностью Средиземноморья. Эта любовь к природе Южной Европы осталась с ним на всю жизнь. Потом он не раз возвращался в Италию. Во время одного из путешествий в Италию Эшер проездом посетил Альгамбру (Испания), где познакомился с арабским декоративным искусством.

В Италии в 1923 году Эшер женился на дочери швейцарского промышленника Джетте Умикер. Они прожили в Италии более десяти лет, после чего в 1935 году переехали Швейцарию, а чуть позже в Бельгию.

В 1936 году Эшер вторично посетил Альгамбру для детального изучения мавританских мозаик. После этой поездки художник начал активно экспериментировать с мозаичными изображениями.

В 1937 году он создает свою знаменитую работу «Метаморфозы».

В 1940 году после смерти матери Эшер с Джеттой переехали в оккупированную Бельгию и купили дом в Барне, где художник и прожил до конца своих дней.

По окончании Второй мировой войны Эшер обрел настоящую популярность. Его работы оказались оценены математиками. В период с 1950 по 1960 годы он создал свои наиболее известные картины, в том числе и с невозможными конструкциями.

В начале 1960-х годов Эшер выступил с лекциями в Кембридже (Англия) и в США. Несмотря на плохое самочувствие Эшер продолжал создавать свои гениальные гравюры.

Умер художник в 1972 году.