Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Световые инсталляции от Julien Nonnon


Французским визуальным художником Жюльен Ноннон (Julien Nonnon) при поддержке творческой команды студии дизайна Le3 был реализован любопытный проект — SAFARI URBAIN («Городское сафари»). В результате их совместной работы, удивительные световые инсталляции украсили улицы Парижа.


Идея заключалась в том, чтобы перенести при помощи проектора на городские объекты французской столицы изображения manimals (от англ. man – человек; animals – животные). 

Такое название получили животные «в духе современности». На подсвеченных в ночное время граффити можно было полюбоваться представителями дикой природы, одетыми как в элегантные деловые костюмы, так и хипстерские прикиды.


В своем проекте художник поделился размышлениями о двойственном желании каждого из нас одновременно быть и уникальным, и соотносить себя с определенной социальной группой.

По мнению автора проекта, через свой внешний вид человек стремится выразить свое видение мира, продемонстрировать свой социальный и материальный статус. Мода выступает своего рода способом коммуникации, интеграции и принадлежности к группе.


Данный проект оказался невероятно успешным и вызвал интерес зрителей, поэтому было принято решение реализовать его и в других странах. Так, в ноябре 2015 года состоялась презентация WILD IS THE WIND («Дикий ветер») в Орландо, США.








Новое искусство диджитал таймлапс от художника Андроида Джонса

Таймлапс — далеко не новое слово в визуальном искусстве. Это техника, находящаяся на грани фото и видео, которую раньше использовали в научных целях для съемки и изучения медленно протекающих процессов. Приема таймлапса взяли на вооружение и мастера кинематоргафа, правда, назывался он чуть иначе - покадровой съемкой, съемкой с интервалом или цейтраферной съемкой.

Если кратко, то таймлапс — это ролик, смонтированный из множества фотографий, сделанных с определенным интервалом и, как правило, с одной и той же точки.

Однако, если раньше для таймлапса использовались только фотографии, то теперь обороты набирает диджитал таймлапс. Один из самых ярких представителей этого направления художник Андроид Джонс (Android Jones) создает впечатляющие ролики с помощью графических редакторов Corel's Painter, Adobe Photoshop CC и Zbrush. На создание такого трех-минутного ролика у автора могут уйти сутки, недели, а то и месяцы.

Диджитал-ролики Андроида Джонса представляют собой визуализацию рождения мысли в голове художника — со всеми ошибками, промахами и божественными озарениями.

Технику таймлайпса художник применяет не только при работе с видео, он также создает полномасштабные уличные перфомансы с помощью голограмм и электронной музыки на фестивалях типа Burning Man в США.





Как разоблачают подделку картин

Произведения известных художников на аукционах иногда стоят тысячи и миллионы, причем не рублей. Естественно, что у мошенников возникает искушение: холст и краски сами по себе стоят недорого — нужно лишь выдать полотно за произведение старого мастера и можно сделать миллионы практически из ничего. Однако в наше время мошенникам нужно обмануть не только чутье искусствоведов, но и приборы, которые выдают всю подноготную фальшивки, даже ту, что скрыта под слоями краски и не видна невооруженным глазом.
Одно из мест, где можно проверить картину на подлинность, — «Научно-исследовательская экспертиза имени П. М. Третьякова» (НИНЭ). «Мы обрабатываем больше сотни картин и других произведений искусства в месяц. Примерно 50—60% оказываются не подлинными», — рассказал Александр Попов, директор компании.Самый простой способ подделки картин — перелицовка. Для этого берут старую, но не очень ценную картину, стирают подпись настоящего художника и подписывают ее именем известного мастера. Это, например, популярный метод подделки картин Айвазовского — кто из его коллег и современников не рисовал море?

Демонтаж картины «Черное море» (1881 г.), представленной на выставке «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Другой тип подделок — те, что создаются с нуля. Чтобы подделку нельзя было определить по возрасту холста, мошенники счищают краску со старых картин и пишут по холсту заново.

Третий тип — работы, ошибочно приписываемые тому или иному автору. «В основном это связано со всякими семейными легендами. Висит на стене картина со времен прадедушки, кто-то когда-то решил, что это Поленов или Айвазовский. Никто ее специально не подделывал, это просто ошибка», — объяснил Попов.

Как обнаружить подделку

Когда картина попадает на экспертизу, сначала ее осматривает специалист, который изучает творчество автора. Часть картин отсеивают уже на этом этапе. Если же есть шанс, что полотно окажется подлинным, исследование продолжается.

Так, перелицовку можно выявить, рассматривая подпись художника под микроскопом. Со временем на картине образуются трещины — кракелюр. Если подпись нанесена уже на старую картину, свежая краска подписи затекает в трещины и под микроскопом это видно.

Кракелюр на «Моне Лизе».
Фото: Wikipedia
Увидеть «подноготную» картины, не испортив ее, можно при помощи рентгена, а также в инфракрасном и ультрафиолетовом свете. Это позволяет выявить подготовительный рисунок или следы реставрации.

Например, известно, что Айвазовский, работая над картиной, обычно прочерчивал карандашом линию горизонта. Если картина приписывается Айвазовскому и под слоем краски обнаруживается такая линия, это один из аргументов в пользу подлинности полотна. Увидеть такие линии можно при помощи инфракрасной камеры. Она реагирует на графит, что позволяет увидеть подготовительный рисунок и всякие полустертые надписи карандашом.

Картина Айвазовского в инфракрасном диапазоне.
Фото: «Чердак»
«Важная часть исследования — сравнение рентгенограмм исследуемой работы с рентгенами работ того же художника, которые точно подлинные», — рассказал Попов.

Если картина поддельная, исследование слоев, скрытых под верхним слоем краски, может помочь обнаружить фальшивку. Это, например, произошло с картиной, приписываемой художнице Маревне, которая попала на экспертизу в НИНЭ.

Картина, приписываемая Маревне
Художница эмигрировала из России незадолго до революции, жила в Париже, затем в Англии. Картину пытались выдать за творчество Маревны 1930-х годов. Однако при исследовании в рентгеновском диапазоне под натюрмортом обнаружился советский плакат с фрагментами надписи «Мир. Труд. Май» и голубями. Маловероятно, что европейская художница могла нарисовать картину на советском плакате.

«Ночной кошмар» Генри Фюзели

Ночной кошмар, 1781

Генри Фюзели, или Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825) – швейцарский живописец, график, искусствовед. Большую часть жизни провел в Англии. Прежде всего известен серией картин «Ночной кошмар». Несомненно, на творчество художника оказала влияние готическая литература, расцвет которой пришелся на конец XVIII – начало XIX века.

Сюжет «Кошмара» взволновал современников Фюзели. Таинственные символы, намеки, скрытый эротизм – такая картина долго не отпускает зрителя. Современные искусствоведы полагают, что Фюзели удалось показать проявление бессознательного, ведь не просто так репродукция «Ночного кошмара» висела в Венской квартире Фрейда. Любопытно, что Фюзели написал четыре варианта «Кошмара». Кроме того, с картин были сделаны гравюры.

Ночной кошмар, 1791
Впрочем, другие работы художника не менее интересны и загадочны.

Сюжеты картин Фюзели черпал из литературы и мифологии. Например, художник создал ряд работ по произведениям Шекспира. А если смотреть на творчество Фюзели в целом – для художника характерны фантастические сюжеты, изображение сверхъестественного и мрачная, готическая атмосфера.

Генри Фюзели. Леди Макбет, 1784

Удивительные приключения Геракла: путь на Восток

Настоящее имя Геракла, данное ему при рождении, было Палемон. Часто пишут, что его звали Алкид, но это не имя, а "дедчество" (по аналогии с отчеством), означающее "потомок Алкея" – дедушка у него был Алкей Персеевич. Персею – тому самому, Горгоноубийце – Геракл, таким образом, приходится правнуком. Подвиги его, в отличие от деяний большинства небожителей, просты и понятны людям: Геракл якобы лично участвовал в экспедиции "Арго", кувыркался с борцами на Олимпийских играх (которые сам же и придумал), кроил головы врагов дубиной в Первой Троянской, треножник как-то из храма Аполлона спёр, припадками страдал… И помер, как простой герой: согласно Птолемею Гефестиону, в 50 лет, обнаружив, что больше не может натянуть свой лук и не желая бесславно умереть от старости, сам шагнул в огонь.

Слева – Аполлон пытается отобрать у Геракла попяченный треножник, справа – римский Геркулес с Бычьего Форума.
Половину историй о его подвигах из "классической дюжины" – поимку ланей, вепрей и прочей живности – даже мифами назвать сложно: это по сути слегка приукрашенные рассказы об удачной охоте. Вторая половина повествует о трофеях, принесенных из удачных набегов. А в самом первом его "взрослом" подвиге – убийстве киферонского льва (если кто забыл – львов за Гераклом числится минимум два: немейского он завалил на службе Эврисфея, а киферонского – едва став совершеннолетним) – специалисты усматривают отголоски обряда инициации у охотничьих племен. Если Громовержец – бог воинов, а Аполлон – бог ранних земледельцев, то Геракл изначально – бог охотников, причем символизирующий не природное, а человеческое начало. Точнее, не бог даже, а обожествленный герой-предок – здоровенный, с простым оружием, в шкуре первого убитого зверя, периодически впадающий в состояние берсерка…

Отношения Геракла с феминистками (слева) и адскими псами (справа)
Традиции известен и Геракл-персонаж комедии и народных фарсов – весельчак, кутила, обжора, но временами и строгий аскет, отвергнувший наслаждения и роскошь. Мифологическая биография Геракла намекает и на его связь с Нижним миром, а также содержит множество эпизодов, вообще не вписывающихся ни в один из стереотипов, то возвышающих его до уровня божества, то уравнивающих с простым смертным.


Видимо, какой-то исторический (или доисторический) герой, послуживший прототипом для Геракла и впоследствии обожествленный, действительно существовал. И если это так, то родом он был, возможно, откуда-то с Северного Причерноморья – во всяком случае, его потомками считали себя (и историки относятся к этому вполне серьезно) несколько царских родов, потомков легендарного Гилла, пришедшего на Пелопоннес во главе дорийцев в конце бронзового века (XIII—XII вв. до н. э.) как раз оттуда. Сами Гераклиды, правда, утверждали, что их род был в незапамятные времена (после смерти прародителя) изгнан из Микен Эврисфеем, и они, приведя дорийцев, лишь брали своё… но это, возможно, лишь байка, сочиненная для пущей легитимности их правления.

Подвиги Геракла (Ойкумена):
• 7 - Геракл укрощает Критского быка
• 8 - Геракл ловит кобылиц Диомеда
• 9 - Геракл добывает пояс Ипполиты
• 10 - Геракл похищает коров Гериона
• 11 - Геракл достает яблоки Гесперид
Так или иначе, в результате дорийского нашествия произошло то, о чем мечтал Гермес в советском мультике про Персея: "кое-кому на Олимпе пришлось потесниться" – Геракл был принят в закрытую в общем-то компанию верховных богов-олимпийцев. А куда деваться – потомки Геракла воцарились в нескольких влиятельных царствах, например, в Арголиде и Спарте. А будучи богом, близким к народу, по числу посвященных ему храмов наш герой быстро обогнал большинство своих коллег по античному пантеону.

Деревня Санта Клауса


Рованиеми находится на юге Лапландии, возле полярного круга. Этот город известен и взрослым, и детям всего мира, потому что именно здесь расположена Деревня Санта Клауса, в которой, кроме прочего, можно найти офис и почту Санта Клауса.

Многих из нас интересует, где же обитает такой добрый персонаж, как Санта Клаус. Ответ прост – в Финляндии, на 8 км к северу от Рованиеми, на самом краю земли средь снегов и морозов, чтобы уединиться и спрятаться от беспокойных зевак и нескончаемых посетителей. Загадочная гора Корватунтури, где Санта Клаус живет вместе со своей женой, находится на расстоянии многих километров от любопытных глаз и ушей – в Лапландии. Эта гора была выбрана не случайно, поскольку она имеет форму уха, и существует поверье, что Санта в любое время может слышать детей из разных уголков планеты.

Но, так как Санта очень любит гостей и не желает никого обидеть, то он решил создать офис на Севере, благодаря чему на полярном круге появилась настоящая деревня, попав в которую, любой путешественник сможет попасть на прием к самому Санте! Приехав сюда, вы окажетесь в сказочном мире средь милых домиков и гостеприимных эльфов. Здесь есть и следующие объекты: Главпочтамт, чтобы мы имели возможность отправлять письма Санте; уютные кафе, в которых можно по-домашнему отдохнуть, зайдя с мороза; рестораны, сувенирные магазины.

Работа Главпочтамта кипит круглосуточно, ведь доброму Санте пишут миллионы детей. Гости деревни могут также приобрести здесь красивую открытку, чтобы отправить ее своим друзьям со сказочной почты. Такая открытка станет замечательным сюрпризом, поскольку на ней красуется штамп с Полярного круга.

Но главный повод большинства визитов к Санте – это не отправка открыток, а возможность каждого ребенка шепнуть ему лично на ушко свои желания.

Покидая сказочную финскую деревню, гости также смогут развлечься всей семьей в тематическом центре Санта Парк, который расположен поблизости.









Застывшая во времени: фото заброшенной железнодорожной станции в джунглях Бразилии


В джунглях Бразилии есть удивительное место - заброшенная британская железнодорожная станция, где присутствует даже часовая башня в виде Биг Бена.

Это деревня Паранапиакаба, что в переводе с языка индейцев значает "место, откуда видно море".

Парапиакаба в 19 веке специально была построена англичанами для нужд работников железной дороги в Бразилии. Именно отсюда доставлялся кофе в порт Сантос. Также из Паранапиакабы совершались пассажирские перевозки в Сантос из Сан-Паулу и Жундиаи.









Таинственный замок Дракулы

На территории Бывшей Трансильвании в Румынии около небольшого города Брашов расположился уникальный архитектурный памятник – средневековый замок Бран, который (согласно легенде) считается резиденцией самого графа Дракулы. Рассматриваемый замок выполнен в готическом стиле и заложен в 1212 году за счет средств местных купцов, которые в свою очередь стремились защитить товар, перевозящийся через Карпаты.


Характерная черта рассматриваемого замка заключается в том, что внутри огромное количество лабиринтов, коридоров, просторных залов и небольших комнат, которые пересекаются между собой. Во дворе замка можно найти старинный колодец, который (согласно древним легендам) является единственным входом в тайные подземные помещения.


Тайна резиденции Дракулы

Замок Бран относится к списку достопримечательностей Румынии и наиболее жутких мест на Земле, а красочные туристические каталоги представляют данное архитектурное сооружение как резиденцию графа Дракулы, который являлся настоящей исторической личностью. Тем не менее, замок Бран никогда не принадлежал графу, который всегда отличался жестокостью и ассоциировался с дьяволом. В некоторых источниках говорится о том, что Цепеш любил охотиться в этих окрестностях и пытал турок в подвалах, другие же свидетельствуют о том, что граф лишь однажды остановился в замке на ночь.


Когда же одну из достопримечательностей Брашова стали считать собственностью Дракулы? Рассматриваемую архитектурную памятку начали ассоциировать с графом не сразу после выхода романа Брэма Стокера. Еще некоторое время историки упорно искали следы прототипа Дракулы в истории Трансильвании. Тридцать лет назад Румынию посетили туристы и после первого же взгляда на замок Бран сразу же были уверенны в том, что именно его зловещий силуэт описывается в романе о вампирах. Возможно, здесь на самом деле скрыта какая-то тайна?


Современный статус замка

Так или иначе, с тех пор туристические компании для поднятия интереса к замку Бран и повышения количества экскурсантов специально связывают памятник архитектуры с резиденцией вампирского предводителя. К тому же, до сих пор неизвестно, реальна ли его личность или же вымышленная.


На протяжении долгих лет рассматриваемый замок в готическом стиле находился в полном запустении, пока Фрэнсис Форд Коппола, американский кинорежиссер не отреставрировал его за счет собственных средств перед тем, как в этом мистическом месте им была снята кинокартина Дракула.