Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Кельты: появление на исторической арене

Откуда и зачем пришли в античное Средиземноморье
воинственные племена кельтов?

Античная цивилизация зародилась в прибрежных областях Средиземного моря. В географическом плане Средиземноморье представляет собой единый ландшафт, который состоит из зажатых горами прибрежных долин, являвшихся центрами земледелия и городского образа жизни. От центральной части Европейского континента оно отделено естественными барьерами в виде горных систем — Балканами, Альпами, Пиренеями.

Имея довольно полное представление о других народах Средиземноморья, греки и римляне слабо представляли себе мир за его пределами. Его обитателей они считали дикими варварами и обычно не удостаивали своим интересом. Будучи плохо информированными о том, что происходит в землях варваров, они оказались застигнутыми врасплох, когда оттуда на них надвинулась военная угроза в лице многочисленных кельтских племен. О том, откуда и зачем пришли в Средиземноморье кельты, рассказывает первая статья нового цикла.

Кельты глазами древних греков

Одним из первых среди греческих авторов об обитателях центральной и западной части Европы упоминает Геродот (485–425 годы до н.э.). Рассказывая в своём повествовании об истоках Истра (Дуная), он сообщает, что верховья реки находятся у подножия гор, где живут кельты, самый западный народ Европы. Согласно Геродоту, кельты живут также в Иберии за Геракловыми столбами по соседству с лигурами-кинетами.

Карта мира, каким видели его Геродот и другие греческие авторы
 в середине V века до н. э.
Такая картина расселения кельтов характерна также и для более поздних греческих авторов. Эфор (405–330 годы до до н.э.) упоминает страну кельтов «Кельтику» на дальнем западе континента. Тимей (350–250 годы до н.э.) пишет о том, что кельты живут на берегу Океана и что в него впадают стекающие с гор реки Кельтики. Он также впервые упоминает о кельтиберах, народе, возникшем в результате смешивания кельтов и иберов. В целом, греки в это время считали кельтов крупнейшим варварским народом, жившим в области, простиравшейся от северных склонов Альп и истоков Дуная до западного окончания континента.

Одним из первых греческих авторов, сообщивших о военных походах кельтов, стал Гераклид Понтийский (388–310 годы до н.э.). В своём сочинении, не сохранившемся до нашего времени и известном нам лишь из упоминания о нём Плутарха (50–120 годы до н.э.), он сообщал о том, как варварское войско, явившееся из страны гипербореев, захватило и разрушило греческий город Рим, лежащий где-то на Великом море. Это сообщение, в котором правда и выдумка сливаются самым непостижимым образом, является хорошим отражением того, как слабо греки в это время представляли себе мир, лежавший за пределами их собственного.

Аристотель (384–322 годы до н.э.), по словам того же Плутарха, также имел сведения о взятии Рима кельтами. Кроме того, Феопомп (376–315 годы до н.э.) упоминал о кельтах в Подунавье, которые в 359–358 годах до н.э. одолели живших здесь иллирийцев, отравив им еду. Известен также факт кельтского посольства к Александру Македонскому в 335 году до н.э., если, конечно, он не является выдумкой более поздних авторов.

Появление кельтов в Италии

Для римлян первым опытом знакомства с кельтами, или галлами, как называли их жители Вечного города, стало галльское вторжение в северную Италию и взятие самого Рима. Из-за утраты более ранних рассказывавших об этом событии источников определяющим дату этого события является указание Полибия (200–118 годы до н.э.), который датирует его девятнадцатым годом после битвы при Эгоспотамах. Это соответствует 387 или 386 годам до н.э.

Культовая повозка VII века до нашей эры,
найденная в богатом погребении у Стреттвег, Австрия.
Многофигурная композиция, возможно, изображает ритуал плодородия
Римский историк Тит Ливий (59 год до н.э. – 17 год н.э.) придерживается датировки этого события 390 годом до н.э. Однако современные авторы считают это результатом допущенной Ливием ошибки хронологии и обычно придерживаются полибиевой датировки.

Рассказывая об этих драматических событиях, Полибий исходит из того, что галлы появились в северной Италии лишь незадолго до этого времени. Прежде чем напасть на Рим, они нанесли поражение этрускам и захватили их владения в долине Пада (По).

Американский лев

Американский лев отгоняет от туши ужасных волков*

Американский лев, также североамериканский лев и американский пещерный лев - подвид льва, обитавший 340-11 тыс лет назад на территории от Аляски (США) до Перу.
Большое количество ископаемых останков было найдено в знаменитых смоляных ямах близ Лос-Анджелеса (на ранчо Ла-Брея.)

Описание

Американский лев относился наравне с мосбахским львом к самым крупным подвидам льва и по размерам превосходил современных представителей этого вида, достигая длины тела около 3,7 м с хвостом. Вес взрослого самца достигал 400 кг. Это самая крупная кошка за всю историю, только смилодон имел такой же вес, хотя был меньше в линейных размерах.

По всей вероятности, американский лев произошёл от пещерного льва, который во время одного из оледенений проник в Аляску по Берингову мосту. Предположительно, американский лев имел как и сегодняшние львы одноцветную окраску шерсти. Достоверно неизвестно, имел ли он такую же внушительную гриву, как большинство современных львов, однако наскальные рисунки в Евразии, на которых изображён его близкий родственник пещерный лев, всегда изображают его без гривы. Хотя возможно, что на них запечатлены самки, учёные считают вероятным, что самцы также не имели либо имели слабо выраженную гриву. Из современных животных морфологически наиболее близок к лигру - гибриду льва и тигрицы.

Образ жизни

К современникам американского льва относились многие вымершие виды зверей, и круг его добычи был намного шире, чем это было бы сегодня. Взрослые шерстистые мамонты, колумбийские мамонты и мастодоны были несомненно слишком велики, однако вполне вероятно, что их детёныши время от времени попадались американскому льву в добычу. К животным, которые могли быть его основной добычей, относятся помимо живущих поныне бизонов и вапити прежде всего вымершие лошади, западные верблюды и кустарниковые быки.

Есть косвенные доказательства способности американского льва убивать крупных диких быков: в сохранившейся туше степного бизона, датированной периодом около 35 000 лет назад и найденной на Аляске, был обнаружен кусочек львиного зуба. Кроме того, на шкуре животного были найдены царапины, которые могли произойти только от большой кошки. У пасти были найдены классические отпечатки смертельного укуса, который применяют многие большие кошки у крупной добычи.


В период оледенения помимо американского льва в Америке существовали другие крупные хищники, которые сегодня также вымерли. Они были сильными соперниками, и американскому льву приходилось защищать свою добычу от саблезубых кошек, гигантских короткомордых медведей и ужасных волков. Поэтому предполагается, что американский лев, как и сегодняшние львы, жил в группах. Однако против этого предположения говорят находки в Ранчо Ла-Бреа**. Останки свидетельствуют о сбалансированном соотношении полов, которое не встречается у современных львов, живущих в прайдах, гаремах.

Американский лев
В настоящее время в рамках американской части проекта Плейстоценовый парк существуют планы акклиматизации в заповедниках США азиатского льва, призванного заменить вымершего американского льва.

*

Ужасный волк


Ужасный волк - крупный представитель псовых, живший в Северной Америки в эпоху позднего плейстоцена.

Описание

Ужасный волк достигал 1,5 м в длину.

Несмотря на мнимую схожесть с серым волком, между этими двумя видами есть существенные различия. Длина ног ужасного волка была меньше, сами ноги были значительно крепче, а черепная коробка была меньшей, чем у серого волка тех же размеров.

Основу питания ужасных волков составляли древние бизоны и американские лошади. Также могли охотиться на гигантских ленивцев и западных верблюдов. Взрослый мамонт не мог стать их добычей, но, вероятно, они могли питаться детёнышами и молодыми, отбившимися от стада. Способы охоты, скорее всего, мало чем отличались от современных волков. Ужасные волки не брезговали падалью, как и современные волки. Однако многие учёные полагают, что по образу жизни ужасный волк был более похож на гиену, чем на серого волка.

В культуре

Появляется в мультфильме "Ледниковый Период" где является единственным животным, которое не умеет говорить.

**
Ранчо Ла-Брея

Скульптурные изображения мамонтов в Ла-Брея
Ранчо Ла-Брея - знаменитое местонахождение ископаемых останков животных позднего плейстоцена, расположено в городе Лос-Анджелис (США).

Представляет собой район битумных озёр. Находки включают богатую фауну крупных млекопитающих, в том числе короткомордого медведя, американского льва, саблезубых кошек, мамонтов, мастодонтов, гигантских ленивцев, западных верблюдов, древнего бизона, пекари, американской лошади, ламы и др. Широко представлены находки вымершего вида ужасного волка.

«The Sound of Silence» («Звук тишины»)


Космический центр NASA им. Линдона Джонсона (JSC) разрабатывает пилотируемые корабли, обучает астронавтов, контролирует полеты и… ведет потрясающий канал на YouTube.

Материалы для музыкального видео засняли члены экипажа 53-й долговременной экспедиции МКС — Рэнди Брезник, Сергей Рязанский и Паоло Несполи. Здесь можно полюбоваться потрясающими видами поверхности нашей планеты, короткими проблесками гроз, огнями больших городов и даже северным сиянием.

В качестве саундтрека умельцы NASA выбрали песню «The Sound of Silence» («Звук тишины») в исполнении группы Disturbed. Звук тишины — прекрасная метафора, ведь для астронавтов, живущих на станции, Земля выглядит далекой и очень тихой.



Диагноз по картине: какая болезнь была у Кристины

Christina's World, Andrew Wyeth, 1948
Museum of Modern Art

Американский врач поставил диагноз героине известной картины американского художника Эндрю Уайета «Мир Кристины». Свои выводы он подготовил для презентации на 23-й ежегодной Исторической клинико-патологической конференции, проводимой Мэрилендским университетом.

Эндрю Уайет в возрасте 90 лет (2007)
Изображенная на картине соседка художника Энна Кристина Олсон (Anna Christina Olson) с детства страдала прогрессирующим неврологическим расстройством. В подростковом возрасте она часто спотыкалась и падала, а к 26 годам не могла пройти больше трех-четырех шагов без посторонней помощи и пользоваться пальцами рук. После 50 лет она не могла стоять и утратила чувствительность в кистях и стопах. Олсон умерла в 1968 году в возрасте 74 лет.

Живший по соседству Уайет неоднократно изображал ее на своих полотнах. Наиболее известным из них стала картина «Мир Кристины», написанная в 1948 году — одно из самых знаменитых произведений американской живописи середины ХХ века. Во время создания картины Олсон было 55 лет, и вместо нее художнику позировала его жена Бетси.

Марк Паттерсон
Согласно распространенной точке зрения, Олсон страдала от последствий полиомиелита, хотя при жизни диагноз ей поставлен не был. Марк Паттерсон (Marc Patterson), профессор неврологии, педиатрии и медицинской генетики Клиники Мэйо и главный редактор Journal of Child Neurology, ознакомился с медицинскими записями женщины, сохранившимися свидетельствами очевидцев и картинами Уайета. Он пришел к выводу, что с наибольшей вероятностью она страдала наследственной моторно-сенсорной нейропатией (болезнью Шарко-Мари-Тута), вызывающей атрофию периферических нервов с многослойными разрастаниями миелиновых оболочек, напоминающими по строению луковицу.

Мы живем как биороботы

Академик Олег Крышталь

За 48 лет научной деятельности биофизик Олег Крышталь покорил много профессиональных вершин: стал доктором биологических наук, профессором, академиком НАН Украины, преподавал в Гарвардском, Мадридском и Пенсильванском университетах, сделал ряд важных открытий в области нейрофизиологии и даже имел шанс получить Нобелевскую премию. И хотя ученый не относит себя к популяризаторам науки, он охотно делится своими знаниями и заражает слушателей интересом к «самой сложной структуре в известной Вселенной» - человеческому мозгу.

Тезисы, которые помогут понять, что такое сознание, где оно находится и для чего нужно.
Как работает мозг

Мозг - самая сложная структура в известной нам Вселенной. В нем беспрестанно вертится «адская кухня», состоящая из абсолютно материальных процессов. Так же, как и в компьютере, это электрические процессы: нервные клетки, оснащенные специальными молекулами, генерируют миллиарды импульсов, с помощью которых передается информация. 

Эта информация, в свою очередь, попадает в молекулы других клеток, которые реагируют на импульсы электрического поля и изменяются. Круговорот замыкается: импульсы меняют молекулы, а молекулы меняют код, который передают с помощью этих самых импульсов. Это происходит с огромной скоростью и мощностью, поэтому мозг - очень энергоемкий орган. На него приходится примерно 1% массы тела и 20% энергозатрат всего организма.

Информация в мозге собирается в системе синапсов - связей между нервными клетками. Нервный импульс приходит из одной нервной клетки в другую за 1 миллисекунду. Синаптическая задержка - стандартная величина, потому наши нервные клетки не могут работать быстрее, чем работают.
В мозге 100 млрд нейронов, которые образуют 100 трлн синаптических связей. При этом каждый синапс может быть в двух состояниях: возбужденном или спокойном. Все они создают огромное трехмерное измерение контактов, и если подсчитать количество их комбинаций, мы получим число, превышающее количество атомов в известной нам Вселенной.

Как зародилось сознание

Эволюция - это древо жизни, и сознание развивалось по мере его роста. Возьмем бабочку. Выходя из куколки, она уже умеет все, что ей необходимо для жизни и размножения: ей не нужно обучаться. Но в чем проблема такого «счастливого» всезнания? Если бабочка родилась в долине, где случился заморозок, и цветы, из которых она должна получить нектар, погибли, она умрет. У нее нет никакой возможности адаптироваться.

Еще одна ветвь древа жизни - птицы. Вылезая из яйца, цыпленок нуждается в маме, и первый предмет, который будет двигаться в поле его зрения, станет для него мамой. Если это не курица - ее уже никогда не признают. Английские ученые, которые это описали, привязали к веревке шляпу и протянули перед цыплятами. После этого цыплята были обречены бегать за шляпой. Это явление называется импринтинг, и оно является хотя и «кривобоким», но все же обучением.

Следующая ступень эволюции - млекопитающие. В первой половине 60-х годов ученые взяли два выводка крыс. Один поместили на площадку с аттракционами, где грызуны развивались, второй был контрольным (животные жили обычной крысиной жизнью в норах). Прошло время, крысы достигли зрелости, их пожертвовали науке и оказалось, что у особей, которые росли на площадке с аттракционами, было в два раза больше синаптических контактов. Все это благодаря обучению.
Мы различаемся сложностью своего мозга в зависимости от образования и истории жизни, которая тоже создает проблемы, требующие решения с помощью синапсов. Это фундамент для настоящего человеческого неравенства, но в наших силах с ним бороться, обучаясь новому.

У волков хорошо прослеживается социальное поведение: у них есть вожаки и они охотятся стаями. Но чтобы охота была успешной, необходимо, чтобы вожак знал, на что способны остальные члены стаи. А у них, в свою очередь, должна быть модель того, что творится в уме вожака. В науке эта модель зовется «теорией разума» — это наше представление об уме других. Без нее социальная жизнь абсолютно была бы невозможной, и даже маленькие нарушения этой способности, например, аутизм, приводят к печальным последствиям.

Священное искусство Древнего Египта (часть - 13)


Магия красоты
Кто оборачивается, чтобы увидеть тебя,-
глаза его наполнятся блеском,
ты даруешь ему насыщение твоей красотой,
пребывающей в небе.
Гимн эпохи XX династии
Древнеегипетское слово "нефер" nfr несет в себе идею таких понятий как "красота", "прекрасное", "совершенство", "гармония". В египетской мифологии олицетворением красоты и гармонии, великого таинства любви и всех искусств является богиня Исида.

Исида охраняет фараона, дает ему духовную силу и знания, чтобы он мог воплотить свою миссию. Царица же должна уподобиться богине Исиде, стать живым воплощением совершенной красоты и душевной мудрости, принося облегчение и вдохновение живущим на земле.

Предназначение фараона и его божественной супруги - поддерживать закон и порядок, гармонию и справедливость на земле, которые олицетворяет богиня Маат.

Красота и порядок, прекрасное и закон - проходят через всю жизнь и отражаются на внешнем облике фараона и царицы. Одевание фараона и царицы - это сложный ритуал, который повторялся каждый день в то время как солнце поднималось над горизонтом, символизируя силы возрождения и расцветания новой жизни. Костюм фараона и царицы строго каноничен. 

Форма, цвет сочетание священных знаков и атрибутов основано на глубоком познании божественных законов, руководящих Вселенной. Костюм включает в себя множество элементов, наполненных глубоким символическим значением: корону, скипетр, одежду, пояс, украшения-символы и сандалии.

Аменхотеп III

Колосс Рамзеса II

Рамзес II

Диадема принцессы Сатхатхориунет

Серьги

Священное искусство Древнего Египта (часть - 12)


Символика поз и жестов

Язык жестов и поз не чужд и нам, современным людям. Мы говорим, что позы и жесты отражают различные состояния нашей души.

Египетская культура включила жестикуляцию в свой изобразительный ряд. Канонический набор поз и жестов использовался художниками на протяжении всего существования древнеегипетской цивилизации. Некоторые из них представлены в данной экспозиции.

Следует отметить, что большинство канонических поз и жестов имеют аналоги в священных письменах - иероглифах.

"Как наверху, так и внизу", - говорили древние египтяне, храня неразрывную связь между тем и другим. Они тонко чувствовали связь с миром невидимым и считали, что как невидимое может проявиться здесь (в том числе и благодаря изобразительному искусству), так и земные действия (в нашем случае - изображения) влияют на происходящее в сакральном пространстве.

Изображая статичную фигуру, например статую писца Каи из парижского Лувра, мы видим неподвижно сидящего человека, готового к восприятию божественного слова и к тому, чтобы передавать его людям.

В случае изображения более активных действий, например человека в позе почитания или жертвоприношения, египтяне верили, что их "духовный двойник" Ка в невидимом мире совершает те же самые действия перед ликами богов.

Шакалоголовые божества в позе хену

Статуя Рамсеса II в образе Хорпократа

Статуя Осириса,
Исторический музей, Каир

Рамсес III,
подносящий серебро, золото и храмовую утварь богам Амону-Ра и Мут.
Роспись на стене сокровищницы в храме Мединет-Абу.

Птах-Сокар-Осирис

Священное искусство Древнего Египта (часть - 11)


Инструменты мастера

Как создавались шедевры египетской культуры: пирамиды и храмы, каменные колоссы и скульптуры?

Многие вопросы до сих пор остаются без ответа.

Одна из таких загадок - чем работали древние мастера. Интересно, что инструменты, которыми работали египтяне, практически без изменений "дожили" до наших дней.

Как египетские мастера добивались таких поразительных результатов с помощью обычных инструментов? Как им удавалось высекать статуи из диорита, который по твердости уступает только алмазу? Как удавалось им складывать из многотонных блоков прекраснейшие пирамиды, которые, кроме своей почти абсолютной математической формы, имеют еще и строго определенную ориентацию в пространстве. Посмотрим внимательнее на эти инструменты и попробуем понять тайну египетских мастеров.

Ножовка. Форма ее практически не претерпела изменений. В Египте инструменты изготавливались из меди и ее сплава с оловом - бронзы. Стали египтяне не знали, она пришла в Египет из Греции, а широко ее использовать стали только в эпоху Птолемеев.

Рубанок. Он не очень похож на современный, но благодаря такой необычной форме этот инструмент совмещал в себе функции сразу трех инструментов: рубанка, цикли и топора. В качестве рубанка его брали двумя руками, как обычный рубанок, правда, тянуть приходилось на себя. Если немного изменить угол наклона лезвия по отношению к обрабатываемой поверхности, то тот же самый инструмент работал как цикля, соскребая тонкий слой с поверхности. А если его взять за длинную ручку, то им можно было что-нибудь подрубать или стесывать.

Дрель. Египтян можно по праву назвать открывателями алмазного инструмента. Когда египетскому мастеру надо было просверлить что-нибудь очень твердое, то на место будущего отверстия он насыпал слой мокрого мелкого кварцевого песка. После этого мастер начинал сверлить. Инструмент был медный, но твердый кварцевый песок вдавливался в поверхность медного стержня, и получалось абразивное покрытие, как на современных алмазных инструментах.

Один из секретов египетских мастеров - отношение к работе. Они подходили к работе творчески, проявляли смекалку и изобретательность, а это возможно только в том случае, когда ты не равнодушен к своему делу. Египтяне верили в существование земного и небесного Египта. Все, что есть в Египте земном, является отражением того, что есть в Египте небесном. 

Столяры за работой

Художник, расписывающий стену

В скульптурной мастерской