Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Священное искусство Древнего Египта (часть - 11)


Инструменты мастера

Как создавались шедевры египетской культуры: пирамиды и храмы, каменные колоссы и скульптуры?

Многие вопросы до сих пор остаются без ответа.

Одна из таких загадок - чем работали древние мастера. Интересно, что инструменты, которыми работали египтяне, практически без изменений "дожили" до наших дней.

Как египетские мастера добивались таких поразительных результатов с помощью обычных инструментов? Как им удавалось высекать статуи из диорита, который по твердости уступает только алмазу? Как удавалось им складывать из многотонных блоков прекраснейшие пирамиды, которые, кроме своей почти абсолютной математической формы, имеют еще и строго определенную ориентацию в пространстве. Посмотрим внимательнее на эти инструменты и попробуем понять тайну египетских мастеров.

Ножовка. Форма ее практически не претерпела изменений. В Египте инструменты изготавливались из меди и ее сплава с оловом - бронзы. Стали египтяне не знали, она пришла в Египет из Греции, а широко ее использовать стали только в эпоху Птолемеев.

Рубанок. Он не очень похож на современный, но благодаря такой необычной форме этот инструмент совмещал в себе функции сразу трех инструментов: рубанка, цикли и топора. В качестве рубанка его брали двумя руками, как обычный рубанок, правда, тянуть приходилось на себя. Если немного изменить угол наклона лезвия по отношению к обрабатываемой поверхности, то тот же самый инструмент работал как цикля, соскребая тонкий слой с поверхности. А если его взять за длинную ручку, то им можно было что-нибудь подрубать или стесывать.

Дрель. Египтян можно по праву назвать открывателями алмазного инструмента. Когда египетскому мастеру надо было просверлить что-нибудь очень твердое, то на место будущего отверстия он насыпал слой мокрого мелкого кварцевого песка. После этого мастер начинал сверлить. Инструмент был медный, но твердый кварцевый песок вдавливался в поверхность медного стержня, и получалось абразивное покрытие, как на современных алмазных инструментах.

Один из секретов египетских мастеров - отношение к работе. Они подходили к работе творчески, проявляли смекалку и изобретательность, а это возможно только в том случае, когда ты не равнодушен к своему делу. Египтяне верили в существование земного и небесного Египта. Все, что есть в Египте земном, является отражением того, что есть в Египте небесном. 

Столяры за работой

Художник, расписывающий стену

В скульптурной мастерской

Священное искусство Древнего Египта (часть - 10)


Загадки Великих пирамид

Великие Пирамиды Египта — уникальный памятник архитектуры, оставшийся в веках благодаря таинственным строителям, сумевшим создать сооружения настолько прочные, что никакие природные катаклизмы и разрушительные войны не смогли целиком уничтожить эти древнеегипетские некрополи. Загадка пирамид до сих пор не разгадана: с уверенностью нельзя говорить ни о методе их постройки, ни о том, кто выступал в качестве главной рабочей силы.

Сейчас в Египте насчитывают около 118 пирамид, самые большие из которых были построены во время правления III и IV династий фараонов, то есть в период так называемого Древнего царства. Пирамиды бывают двух типов: ступенчатые и правильной формы. Самыми древними считаются сооружения первого типа. Например, пирамида фараона Джосера, датируемая 2650 годом до н. э.

До нашего времени в целости и сохранности дошло не так много, как хотелось бы. Многочисленные вандалы, грабившие пирамиды ради скрытых внутри сокровищ, и местные жители, выламывавшие каменные блоки для строительства дворцов и мечетей, уничтожили часть внешнего и внутреннего облика. Так, Розовая или Северная пирамида из Дахшура (26 км к югу от Каира) получила свое название из-за цвета камня, розовеющего в лучах заходящего Солнца. Однако она не всегда была такой. Раньше сооружение было покрыто белым известняком, который был полностью использован для строительства домов в Каире.

На территории Нижнего Египта располагался огромный священный комплекс, включающий в себя реку Нил, плато Гиза, Гелиополь, Абусир, Абу-Руваш, Дахшур и т.д., воспроизводящий с астрономической точностью участок звездного неба с созвездиями Ориона, Гиад, Млечного Пути и звездой Сириус. Наклонные шахты внутри пирамиды Хуфу направлены также на созвездие Ориона и Сириус с южной стороны и созвездия Дракона и Малой Медведицы с северной стороны.

В религиозно-философских представлениях древних египтян Орион-Саху считался звездной ипостасью Осириса - бога Вечной Жизни и Возрождения. Звезда Сириус-Сотис олицетворяла Богиню Исиду - супругу Осириса. Созвездие Дракона считалось в Древнем Египте созвездием Богини Таурт - покровительницы рождения и материнства, а Малая Медведица была созвездием Упуата - Божественного Волка, вдохновителя новых начинаний и первооткрывателя путей.

Архитектурный комплекс "классической" пирамиды состоял, как правило, из следующих частей:
  1. Так называемый "долинный храм", композиционно служащий входом и преддверием пути к пирамиде. В случае комплекса пирамиды Хафра - это был Храм Сфинкса, расположенный рядом со знаменитой статуей.
  2. Путь к пирамиде. Его называли, в зависимости от имени пирамиды: "Дорога Хафра", "Дорога Хуфу" или "Дорога Менкаура". Возле него археологами обнаружены остатки нескольких кораблей - Солнечных Ладей. Символ ладьи в Древнем Египте отображал путешествие души из земного мира в мир небесный или означал переход в более высокие состояния сознания.
  3. Верхний храм с окружающей стеной, объединяющей его с пирамидой в общую архитектурно-пространственную часть. Существует предположение, что он предназначался для проведения мумификаций и погребальных обрядов или для инициатических целей.
  4. Пирамида-"спутница", или малая пирамида, которая могла служить усыпальницей для членов царской семьи или, с архитектурной точки зрения, местом подготовки к входу в главную пирамиду.
  5. Главная пирамида с северным входом и системой коридоров и помещений, предназначение которых до сих пор неизвестно. По одной из версий, эти коридоры являются частью подземного лабиринта, связывающего пирамиду с различными храмовыми сооружениями или другими пирамидами.
  6. Камера царя или царицы - помещение с саркофагом - композиционное "сердце" пирамиды, располагающееся внутри или под пирамидой. Этому помещению часто отводят целительную или оккультную роль.
  7. Наклонная шахта или несколько шахт. Присутствует в ряде отдельных случаев, никаким образом не соответствуя задачам вентиляции, указывая точные "звездные" направления. Отражая картину неба и имея точнейшую ориентацию внутренних помещений и шахт, архитектурная композиция разреза Великой пирамиды Хуфу обнаруживает интересные математические особенности, основанные на принципе золотого сечения, соотношения простых чисел и геометрических построений. Она удивительным образом связывает архитектуру пирамид с расположением звезд и созвездий.
Следующая таблица излагает хронологию строительство большинства крупных пирамид.

Каждая пирамида идентифицирована по имени фараона, приказавшего ее возвести, его примерного периода правления и своему местонахождению.

Пирамида / Фараон Период правления Местоположение
Джосер ок. 2670 г. до н.э. Саккара
Снофру ок. 2612–2589 гг до н.э. Дахшур
Снофру ок. 2612–2589 гг до н.э. Мейдум
Хуфу ок. 2589–2566 гг до н.э. Гиза
Джедефра ок. 2566–2558 гг до н.э. Абу-Роаш
Хафра ок. 2558–2532 гг до н.э. Гиза
Менкаура ок. 2532–2504 гг до н.э. Гиза
Усеркаф ок. 2494-2487 гг до н.э. Саккара
Сахура ок. 2487–2477 гг до н.э. Абусир
Нефериркара Какаи ок. 2477–2467 гг до н.э. Абусир
Ниусерра Ини ок. 2416–2392 гг до н.э. Абусир
Аменемхет I ок. 1991–1962 гг до н.э. Лишт
Сенусерт I ок. 1971–1926 гг до н.э. Лишт
Сенусерт II ок. 1897–1878 гг до н.э. эль-Лахун
Аменемхет III ок. 1860–1814 гг до н.э. Хавара
Хинджер ок. 1764-1759 гг до н.э. Саккара
Пийе ок. 721 г. до н.э. эль-Курру
Тахарка ок. 664 г. до н.э. Нури
________________________

Вид на пирамиды в Гизе.
 Слева направо: пирамиды Менкаура, Хефрена и Хеопса.
Три небольшие пирамиды на переднем плане являються
 пирамидами-спутницами пирамиды Менкаура.

Схема великих пирамид

Пирамиды фараона Джосера
Потрясающий и загадочный комплекс Джосера в Египте является образцом революционных архитектурных нововведений великого Имхотепа. Он ярко демонстрирует желание египетских фараонов влиться в сонм богов. Ученым и исследователям еще только предстоит узнать, кто построил внутренние шахты и что за здание стояло на месте пирамиды в те давние времена. 
Остается открытым вопрос и о нахождении мумии фараона и захоронения жреца Имхотепа. Хочется верить, что когда-нибудь человечество сможет узнать всю историю этого удивительного сооружения.


Священное искусство Древнего Египта (часть - 9)


Живая душа символов

Бог этой страны - Солнце в небе,
на земле же - только его символы.

Поучение Ани

В разные времена люди выражали на языке символов свое мировоззрение, понимание великих истин и тайн бытия. Всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость соединить видимое и невидимое, когда для выражения этого одних слов было недостаточно, - человек прибегал к удивительному языку символов. Для древних египтян символы были частью их жизни.

Пирамиды и цветок лотоса, птицы и драгоценные камни волновали душу египтянина. Через многообразие вещей и явлений он ощущал встречу с бесконечностью. Египетское искусство создавалось не украшения. В первую очередь, оно служило культовым и магическим целям. 

Все, что окружало египтянина, несло для него особое значение, все скрывало в себе живую душу символа. Например, в обычном жуке-скарабее они видели олицетворение солнца. 

Подобно небесному светилу, скарабей проделывал свой путь с запада на восток. В то же время солнце это золотой диск, путешествующий по небу. А что такое небо? По представлению египтян, небо - это и река, по которой плывет ладья Миллионов лет, это и крылья коршуна, и тело богини Нут и небесная корова.

В наше время человеку, привыкшему мыслить аналитически, все это может показаться непонятным и противоречивым. Но древним жителям Египта не была свойственна наша логика. Они жили в мире образов, в мире, который говорил с ними на языке символов, давно забытым в современном мире.

Египетский символизм никогда не откроет нам всех своих тайн. Как говорил К. Г. Юнг: 
"Когда сокровенное значение символа становится известным и доступным, он умирает"
Древний египетский символ Анкх

Древний египетский символ Анкх

Подъём столба Джед

Джед

Священное искусство Древнего Египта (часть - 8)


Сет-Маат – город мастеров

Древнее название - Сет-Маат (с древнеегипетского - "Место Истины").

Имя города связано с богиней Маат - богиней мирового порядка, гармонии и красоты, справедливости и истины.

Принципы, заключенные в понятии "Маат", отражают вселенские законы гармонии и Природы. Это ключевое понятие в мировоззрении и философии древних египтян. Законам Маат должен был следовать каждый, начиная с простого смертного до владыки Древнего Египта - фараона. Принципы Маат были смыслом жизни и долгом чести каждого египтянина.

Уже в названии города отражено его высокое для Древнего Египта значение. Не случайно город находился под непосредственным управлением фараона и содержался за счет государства.

Современное название - Дейр эль-Мединэ (с арабского - "Монастырский город"). Имя связано с храмом, построенным Птолемеями. Во времена хеттов в нем расположился монастырь.

Местоположение - западный берег Нила в районе Фив. Город расположен в небольшой долине между западным склоном горы Фивы и невысоким холмом Курнет-Мурай. Рядом находится Долина царей, Долина цариц и Долина знати с десятками величественных гробниц эпохи Нового царства (XV-XI вв. до н.э.), высеченных в склонах гор.

Исторические сведения о городе

Время создания города точно не известно. Некоторые источники говорят о фараоне Аменхотепе, фараоне XVIII династии (1527-1506 гг. до н.э.), как об основателе города. В более поздние времена мастера Сет-Маат поклонялись ему как божеству.

Известно, что при его приемнике Тутмосе I (1506-1493 гг. до н.э.) была возведена первая стена из кирпичей с печатью царя, окружавшая ранние постройки. Город временно покинут в период правления Рамсеса XI (1098-1069 гг. до н.э.). Жители переехали в Мединет Абу.

Город ожил во времена Птолемея IV (222-205 гг. до н.э.), благодаря реконструкции храма, посвященного Хатхор и Маат.

Планировка города

Во времена Рамсеса II размеры города составляли 132 м в длину и 50 м в ширину. Количество зданий насчитывало 70 домов внутри и около 50 домов за городской стеной. Город был разделен центральной улицей на восточную и западную части. Кроме этого, долина, в которой располагался город, тоже имела деление. Восточная часть - это сам город, а западная - некрополь, где находились гробницы мастеров. Выход из города был один - на север, к храму Хатхор-Маат.

Центр города - храм. Это единственный, ныне известный, храм, посвященный богине Маат.
Маат присутствует везде, где ты находишься,
и сопровождает тебя, куда бы ты ни шел,
так что ты переполнен ею...
Одежда, укрывающая твое тело, - Маат...
Вдох и выдох твоих ноздрей - Маат...
Хлеб, который ты принимаешь в пищу, - Маат...
Эти слова древнеегипетского мудреца Аменемопе говорят о том, что Маат присутствует и живет во всем, что существует в мире.

Жители

В городе жили высококвалифицированные мастера: архитекторы, чертежники-рисовальщики, скульпторы-резчики, художники, каменотесы,гипсоделы, инструментальщики (медники), а также их семьи и, очевидно, администрация (писцы, руководители работ, руководители охраны).

Мастера Сет-Маат имели разные имена "Слуги Великого места", "Послушные призыву в Месте Истины на западном берегу Фив", "Люди (члены) команды".

Мастера создавали уникальные архитектурные ансамбли гробниц, вырубленных в скалах, и величественные храмы. Знания, которые были необходимы для этого, включают различные науки - математику, геометрию, астрономию и др. Они в совершенстве владели проектированием и строительным делом, искусством живописи и скульптуры, и, конечно, знанием правил языка и письменности.

Мастеров, живших и творивших в этом городе, называли "людьми команды". Этот термин употреблялся в Древнем Египте также в отношении команды корабля. Также как команда корабля была поделена на команду левого и правого борта, так и мастера были поделены на две бригады - "левую" и "правую". Известно, что в городе было два старших мастера, два писца, два хранителя ворот, два хранителя гробниц.

Город, также как и западный берег Фив, строго охранялся. Существовали специальные воинские подразделения, которые несли службу у стен города.

Многие внутренние дела города - административные, юридические - исполняли представители города - его жители.

Город был культурным и образовательным центром страны, своеобразной академией художеств и ремесел, где знания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику.

Сохранились тысячи остраконов с эскизами росписей и чертежами храмов и гробниц, записями и письмами мастеров.

Археологами найдены гимны, посвященными богам, поэмы в честь фараонов и магические тексты, записанные на папирусах.

Найденная литература включает в себя моральные наставления и рекомендации в отношении морали, составленные писцами, чиновниками и даже фараонами.

Мастера владели тайнами древнеегипетского искусства. Они были хранителями Канона, который оставался неизменным на протяжении тысячелетий.

"Дома Вечности" и храмы Миллионов лет строили удивительные люди, познавшие тайны наук, искусства и магии, своими руками и своим сердцем, создававшие великие произведения искусства, победившие время. Эти художники были жрецами искусства и "воинами Красоты", подлинным Братством мастеров, служившим Маат - Гармонии и Истине, порядку и правде.

Главная улица города Сет-Маат

Гора Фивы (ныне эль-Курна).
Вид из Долины Царей

Сет-Маат - город мастеров

Храм Хатхор-Маат

Гробница мастера после реставрации

Священное искусство Древнего Египта (часть - 7)


Символика цвета

В искусстве Египта цвет играл очень важную роль. Цвет предмета считался составной частью его природы, и слово "iwen", которое использовалось для выражения понятия "цвет" в египетском языке, могло переводиться не только как "внешний вид", но так же и как "сущность", "характерная особенность".

В произведениях древнеегипетского искусства мы не заметим, что предпочтение художников отданы тому или иному цвету. Каждый цвет имеет свою функцию, свое предназначение, и поэтому в египетском искусстве выбор цвета очень важен.

Современный художник пытается передать реальность картины за счет изменения цветов, передачи объема, перспективы, тени и цвета. Для египетского художника все это не имело никакого значения. В первую очередь он пытался передать не внешнюю форму предмета, а его суть. И цвет в этом смысле был отражением природы существ и предметов.

В Египте каждый из цветов играл свою особую ноту, но нередко их символика пересекалась, сливаясь в едином звучании.

Белый цвет. Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождаетвсе остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты и сакральности. Белый цвет неизменно использовался для изображений одеяний большинства египтян и имел особый символический смысл. Белой была корона Верхнего Египта, хотя изготавливалась она из зеленого тростника. Ритуальные предметы, чаши, сосуды, столы для бальзамирования были сделаны из белого алебастра.

Черный цвет. Цвет таинства мистерий. Черный цвет символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие. Осирис как бог подземного мира часто изображался с черной кожей. Черными нередко рисовали скарабеев, которые из черной земли, материи, создают шар, совершенную форму, несущую новую жизнь.

Зеленый цвет. Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет - знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает творить добро. Возрожденный после смерти Осирис изображался с зеленым лицом и руками или прорастающий зелеными всходами. Имя богини-покровительницы Нижнего Египта уаджет переводится как "зеленая", поэтому так называется корона Нижнего Египта, хотя в действительности она была красной. Нередко зеленый и бирюзовый имели одинаковую символику.

Красный цвет - противоположный зеленому. Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение. Сет - бог хаоса и разрушения - имел красные глаза и волосы. Кроме того, красный цвет использовался для изображения обычного цвета кожи египетского мужчины без какого-либо негативного смысла.

Синий цвет. Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения. Дары и жертвоприношения изображались синими. Этим же цветом изображались парики богов, иногда фараонов и цариц, чтобы показать их божественное предназначение. Синие парики надевались во время церемоний. Синий цвет связывался с богом Амоном-Ра, многочисленные портреты царей XVIII династии с синими лицами символически отражают их уподобление этому богу. Желтый цвет. Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота. Жрецы окрашивали в желтый цвет свои тела при исполнении обрядов. Богиня любви и гармонии Хатхор называлась "Золотой богиней".

Осирис

Исида

Скарабей

Анубис

Священное искусство Древнего Египта (часть - 6)


Канон: Путь через века

История Египта уходит вглубь веков и, как говорит древнеегипетский историк Манефон, занимает шесть тысяч лет, не считая времени правления богов.

Самое поразительное - это цельность цивилизации Египта и еще более потрясающий факт - ее долговечность. Можно лишь удивляться монолитности египетских основ, корни которых уходят не в политику, а в религию, в сакральное.

Между современной Европой и Европой средневековой лежит лишь несколько столетий - между тем, все изменилось. А Египет Птолемеев, так же как и Египет времен Древнего царства - хотя их разделяют тысячелетия - во многом остался неизменным.

История египетского искусства - это не развитие от примитивного к совершенному. Египетская цивилизация не верила в прогресс. Основу искусства Древнего Египта составляет канон, который был совершенен изначально. Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Канон оставался неизменным на протяжении многих тысяч лет.

Но было бы неверным представлять египетское искусство застывшим и безжизненным. Египтяне встречали каждый восход как новое рождение бога. С приходом нового фараона страна начинала новый отсчет времени, да и сам Египет несколько раз, казалось бы, канул в небытие, чтобы возродиться из мрака в новом блеске. Священные традиции были той силой, которая несла постоянное обновление. Каждый период возрождения страны становился новой весной египетского искусства.

Интересно, что в периоды упадка культуры (так называемые Переходные периоды) - периоды войн, смут и разобщенности в стране - поддержание канона затухало. Повторялись лишь внешние формы канона, но внутренняя соразмерность пропорций уходила. Так или иначе, в эти времена не было создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения искусства.

В эпохи возрождения страны вновь происходит обращение к канону как к сакральному знанию, а не как к своду правил, определяющему внешний вид произведений. Вновь появляются мастера, "слышащие зов в месте Истины". Каждая эпоха наполняла канон своим дыханием, своей философией и магией. Менялись взгляды и вкусы, художественные стили и технические приемы, развивались и обновлялись традиции, но сердце египетского канона оставалось неизменным.

Великий сфинкс

Сети I и Хатхор

Царица Хатшепсут

Сфинкс Аменемхета III

Царица Нефертари

Священное искусство Древнего Египта (часть - 5)


Существует стереотипное представление о Древнем Египте как о стране смерти, в которой жили люди, поклонявшиеся ей и всю жизнь готовившиеся умереть. Но на самом деле египтяне готовились не к смерти, а к новому рождению. Для них это был "Счастливый Миг" освобождения от земных страданий, возвращения на "свою звезду", на свою "небесную родину".

Человек повторяет путь Солнца, которое днем движется с востока на запад, а ночью в подземном мире - с запада на восток. Подобно Солнцу человек умирает на западе, проходит испытания в подземном мире, чтобы вместе с солнечной баркой бога солнца Ра - Ладьей Миллионов Лет вновь вернуться на землю на востоке.

Фивы, древняя столица Египта, разделена Нилом на восточную и западную часть. Восточный берег, там, где встает солнце, "город живых", там где кипит жизнь, где расположены знаменитые храмовые комплексы Карнака и Луксора.

И запад - где садится Солнце. На западном берегу, в скалах Западной Горы, находятся знаменитые усыпальницы владык Египта.

Гробницы, или Дома Вечности, как называли их египтяне, воспроизводят путь души человека в мире ином. Спуск под землю по коридорам и залам символизирует спуск в подземный мир. В самом конце этого пути расположена погребальная комната, или "Золотой Зал". Это место, где находился саркофаг - ладья, переносящая души умерших через пространства, отделяющие мир земной от загробного мира и защищающие их.

Огромные площади внутренних поверхностей гробниц покрыты цветными росписями. Тексты надписей, сделанных красками на стенах, заимствованы из священных текстов и описывают испытания, которые проходит душа в Подземном Царстве. Главной целью Дома Вечности и погребальных обрядов было помочь человеку преодолеть все испытания.

В итоге человек в Чертоге Двух Истин предстает перед великим Осирисом и 42 богами-покровителями номов Египта. Он произносит слова "Исповеди отрицания". Человек перечисляет те грехи, которые он не совершал в жизни. Заканчивается исповедь словами "Я чист, я чист, я чист, я чист".

Затем Анубис взвешивает сердца человека. На одну чашу весов кладется сердце, на другую - перо богини Маат, богини истины и справедливости.

Если сердце отягощено грехами, оно оказывается тяжелее пера Маат. Тогда оно отдается на съедение чудовищу Амеметит.

Если человеком при жизни руководил голос собственного сердца, он действовал в согласии с ним, следовал законам истины и справедливости, его сердце оказывается таким же легким, как перо богини Маат.

И тогда человек побеждает смерть, воскресает, чтобы вести счастливую жизнь на вечно плодородной земле, в полях Иалу, в окружении своих родных и близких.

Панорама Долины царей

Ладья Миллионов Лет

Священное искусство Древнего Египта (часть - 4)


Символика материалов

В Древнем Египте очень важное символическое значение имел материал, из которого создавались произведения искусства. Для мастеров то, из чего делали - камень, фаянс, стекло, дерево, металлы, - было не менее важно, чем то, что делали.

Камни символизировали неизменность, постоянство, незыблемость и вечную жизнь. В работе египтяне использовали различные породы камня. Песчаник и известняк шли на строительные нужды, базальт, диорит, брекчия, шифер, алебастр, кварцит и гранит использовались для изготовления скульптур, сосудов, ламп и саркофагов, а полудрагоценные камни - лазурит, сердолик, бирюза - для изготовления ювелирных изделий и амулетов. Им приписывались различные защитные и магические свойства.

Джехнет (египетский фаянс) и полупрозразное стекло являлись заменителями камня.

Окрашивали их в разные цвета: бирюзовый, красный, синий, зеленый - при помощи пудры полудрагоценных камней и оксидов металлов. В зависимости от цвета фаянс имитировал тот или иной камень.

Многие предметы изготавливали из дерева, умело используя его природные свойства. Мебель, ритуальные скульптуры, саркофаги, шкатулки делали с учетом породы дерева, вкладывая в это определенный символический смысл. Особенно ценились ливанский кедр, ассоциировавшийся с богом Осирисом, сикомора - дерево богини Хатхор, персея, ива, тамариск.

Еще в глубокой древности египтяне научились выплавлять и использовать золото, серебро, медь, свинец, железо. Египтяне считали, что плоть богов сделана из золота. Оно символизировало нетленную природу всего сущего, вечную жизнь и солнечное сияние.

Листовым золотом обычно покрывали вершины обелисков, которые отражали лучи солнца и символизировали их. Серебро (хедж) несло в себе лунный свет и посвящалось богу Тоту.

Считалось, что кости богов сделаны из серебра. Метеоритное железо - "металл небес" (биа-эн-пет) имел божественное, небесное происхождение, и поэтому из него изготавливались самые важные амулеты, например лезвия для ритуального ножа адза, используемого в обряде "отверзания уст".

Египтяне использовали и другие материалы, которые также несли символическое значение: благовония, считавшиеся "потом и слезами богов", глину, обладающую "эссенцией жизни", и многое другое.

Статуя фараона Хефрена

Пирамидион Аменемхета III

Сенусерт I (правильнее Са-на-уасра) — фараон Древнего Египта,
правивший приблизительно в 1971 — 1926 годах до н. э.,
из XII династии (Среднее царство).

Сундук для каноп