Канон: Путь через
века
История Египта уходит вглубь веков и, как говорит древнеегипетский историк Манефон, занимает шесть тысяч лет, не считая времени правления богов.
Самое поразительное - это цельность цивилизации Египта и еще более потрясающий факт - ее долговечность. Можно лишь удивляться монолитности египетских основ, корни которых уходят не в политику, а в религию, в сакральное.
Между современной Европой и Европой средневековой лежит лишь несколько столетий - между тем, все изменилось. А Египет Птолемеев, так же как и Египет времен Древнего царства - хотя их разделяют тысячелетия - во многом остался неизменным.
История египетского искусства - это не развитие от примитивного к совершенному. Египетская цивилизация не верила в прогресс. Основу искусства Древнего Египта составляет канон, который был совершенен изначально. Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Канон оставался неизменным на протяжении многих тысяч лет.
Но было бы неверным представлять египетское искусство застывшим и безжизненным. Египтяне встречали каждый восход как новое рождение бога. С приходом нового фараона страна начинала новый отсчет времени, да и сам Египет несколько раз, казалось бы, канул в небытие, чтобы возродиться из мрака в новом блеске. Священные традиции были той силой, которая несла постоянное обновление. Каждый период возрождения страны становился новой весной египетского искусства.
Интересно, что в периоды упадка культуры (так называемые Переходные периоды) - периоды войн, смут и разобщенности в стране - поддержание канона затухало. Повторялись лишь внешние формы канона, но внутренняя соразмерность пропорций уходила. Так или иначе, в эти времена не было создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения искусства.
В эпохи возрождения страны вновь происходит обращение к канону как к сакральному знанию, а не как к своду правил, определяющему внешний вид произведений. Вновь появляются мастера, "слышащие зов в месте Истины". Каждая эпоха наполняла канон своим дыханием, своей философией и магией. Менялись взгляды и вкусы, художественные стили и технические приемы, развивались и обновлялись традиции, но сердце египетского канона оставалось неизменным.
Самое поразительное - это цельность цивилизации Египта и еще более потрясающий факт - ее долговечность. Можно лишь удивляться монолитности египетских основ, корни которых уходят не в политику, а в религию, в сакральное.
Между современной Европой и Европой средневековой лежит лишь несколько столетий - между тем, все изменилось. А Египет Птолемеев, так же как и Египет времен Древнего царства - хотя их разделяют тысячелетия - во многом остался неизменным.
История египетского искусства - это не развитие от примитивного к совершенному. Египетская цивилизация не верила в прогресс. Основу искусства Древнего Египта составляет канон, который был совершенен изначально. Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Канон оставался неизменным на протяжении многих тысяч лет.
Но было бы неверным представлять египетское искусство застывшим и безжизненным. Египтяне встречали каждый восход как новое рождение бога. С приходом нового фараона страна начинала новый отсчет времени, да и сам Египет несколько раз, казалось бы, канул в небытие, чтобы возродиться из мрака в новом блеске. Священные традиции были той силой, которая несла постоянное обновление. Каждый период возрождения страны становился новой весной египетского искусства.
Интересно, что в периоды упадка культуры (так называемые Переходные периоды) - периоды войн, смут и разобщенности в стране - поддержание канона затухало. Повторялись лишь внешние формы канона, но внутренняя соразмерность пропорций уходила. Так или иначе, в эти времена не было создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения искусства.
В эпохи возрождения страны вновь происходит обращение к канону как к сакральному знанию, а не как к своду правил, определяющему внешний вид произведений. Вновь появляются мастера, "слышащие зов в месте Истины". Каждая эпоха наполняла канон своим дыханием, своей философией и магией. Менялись взгляды и вкусы, художественные стили и технические приемы, развивались и обновлялись традиции, но сердце египетского канона оставалось неизменным.
Великий сфинкс
|
Сети I и Хатхор
|
Царица Хатшепсут
|
Сфинкс Аменемхета III
|
Царица Нефертари
|
Рельеф с изображением Эхнатона,
приветствующего солнечный диск
|
Фрагмент росписи гробницы
Джасеркарасенеба
|
Статуя Ка фараона Хора
|
Писец
|
Писец Ниспакамути
|
Триада Микерина
|
Статуя богини Селкет из гробницы
Тутанхамона.
Каирский египетский музей
|
________________________
- Часть - 1
- Часть - 2
- Часть - 3
- Часть - 4
- Часть - 5
- Часть - 6
- Часть - 7
- Часть - 8
- Часть – 9
- Часть - 10
- Часть - 11
- Часть - 12
- Часть - 13