Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Священное искусство Древнего Египта (часть - 3)


Мастера и их творения

Человека, знакомящегося с египетской культурой, в первую очередь поражают грандиозные памятники архитектуры. Кто же их строил? Археологические находки сегодня помогают узнать о тех людях, которые создавали эти шедевры.

Главным делом фараона Джосера было строительство. Чтобы воздвигнуть ансамбль в Саккаре, царь призвал великого зодчего Имхотепа.

По преданию Имхотеп был не только выдающимся зодчим, но и врачевателем, магом, астрологом, писателем и философом.

Позднее, в Средние века, подобные познания будут приписываться многим великим творцам как на Востоке, так и на Западе. Управлять строительством, создавать планы зданий, руководить камнерезами и ваятелями, продумывать замысел символического декора памятников мог лишь такой начальник работ, который сам, на практике, постиг все эти искусства. На Имхотепа, помимо этого, были возложены административные обязанности при дворе Джосера. Его титулы известны нам из одной надписи на цоколе статуи фараона Джосера: 
"Хранитель печати царя Нижнего Египта, первый после царя управитель великого дворца, знатный по наследству, верховный жрец Гелиополя, плотник, ваятель, изготовитель каменных сосудов".
Имхотеп был обожествлен, он считался сыном бога Птаха, покровителя мастеров, и богини Сехмет. Слава Имхотепа была так велика, что его имя встречается даже в герметических трактатах. Имхотеп, великий маг, стал одним из вдохновителей алхимиков. Посвященная ему книга греческого алхимика Зосимы из Панополя - этому свидетельство.

Инени - гениальный зодчий, с именем которого связан новый этап в храмовом строительстве Нового царства. Одно из первых его творений - молельня для празднования хебседа в Карнаке. Творческая деятельность зодчего Инени, продолжавшаяся при пяти фараонах, началась при Аменхотепе I. Расцвет творчества Инени приходится на время правления Тутмоса I, когда зрелый и признанный мастер был назначен начальником строительства в Карнаке.

Наиболее выдающиеся памятники времени царицы Хатшепсут связаны с именем Сенмута, самого близкого к ней человека, одного из талантливейших и интереснейших людей времен XVIII династии. В своей автобиографии Сенмут говорит: 
"Я был величайшим из великих во всей стране. Я был хранителем тайн царя… частным советником по правую руку владыки… любящий правду, беспристрастный, тот, кого слушали судьи и чье молчание было красноречиво… Я был полезен царю, верен богу и беспорочен перед народом… не было ничего от начала времен, чего бы я не знал".
Хорошо сохранилось величайшее творение зодчего - храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Задуманный как святилище, посвященное заупокойному культу царицы, памятник должен был демонстрировать ее могущество и величие. По масштабам он намного превышал храмы предшественников Хатшепсут. Его воздушная, неземная архитектура уходит корнями в вечность. Египтяне утверждали: 
"Счастье лицезреть его превосходит все, что есть в мире".
Аменхотеп, сын Хапу - глава мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.  
"Меня приобщили к книгам, - признается он в тексте, написанном на одной из его статуй, - я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности". 
В этом признании нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения архитектора. Это храм в Луксоре, грандиозные памятники в Карнаке, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм фараона Аменхотепа III.

Аменхотеп, сын Хапу

Сенмут

Храм Амона-Ра в Карнаке. Аллея сфинксов

Аменхотеп, сын Хапу.
Луксорский музей, Египет

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри
Deir el-Bahari temple for MS Flight Simulator


Инени.
Инени был своеобразным «законодателем» похоронной моды

Храм Амона-Ра в Луксоре

Имхотеп

Храм Амона-Ра в Луксоре. Обелиск

Ибис
________________________