Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Нечестивец Агафокл

Греческий храм в Сегесте — современник Агафокла

Сиракузский тиран Агафокл был знаменитым полководцем, политиком и авантюристом. Опираясь на своих сторонников, он положил конец олигархии в Сиракузах и установил тиранию. К 313 году до н.э. Агафокл завоевал почти все города на Сицилии, воссоздав Сицилийскую державу. Его правление отличалось многочисленными войнами и жестокостью по отношению даже к собственному населению. Воспитанный с детства как ремесленник из-за скудных средств и скромного происхождения, позднее он, благодаря своим способностям, не только стал владыкой почти всей Сицилии, но даже покорил оружием большую часть Италии и Ливии (Диодор Сицилийский).
История рождения тирана

Отцом будущего тирана Сиракуз был горшечник по имени Каркин, родом из Регия (ныне итальянский Реджо-ди-Калабрия). После того, как его оттуда изгнали, Каркин поселился в сицилийском городе Фермы, который тогда находился под властью карфагенян. Там Каркин женился на местной женщине, которая родила ему двух сыновей, старшего из которых назвали Антандром. Когда Каркин узнал предсказание оракула о том, что его младший сын принесет большие несчастья карфагенянам и всей Сицилии, он решил обречь его на голодную смерть.

Античный мраморный бюст,
предположительно изображающий Агафокла
Однако мать мальчика выкрала его и отнесла к своему брату, чтобы тот вырастил ребёнка. Названный Агафоклом, он рос в чужой семье, не зная о тайне своего рождения. Уже с детства Агафокл был сильнее большинства сверстников. Пользуясь случаем, супруга Каркина открыла мужу, что его сын жив, и обрадованный отец забрал мальчика обратно к себе и начал учить ремеслу. Затем вся семья перебралась в Сиракузы, где Каркин и оба его сына приобрели права гражданства.

Вскоре Агафокл вырос, став красивым и сильным юношей, и на него обратил свой взор один из богатейших аристократов Сиракуз по имени Дамас. Он не только щедро одаривал молодого любовника, но и, будучи стратегом, сделал его одним из своих хилиархов. Когда Дамас умер от болезни, оставив всё имущество жене, Агафокл тут же женился на ней.

Агафокл выходит на политическую арену

Унаследовав после смерти покровителя не только его жену, но и богатство, Агафокл сумел начать политическую карьеру. В Сиракузах в то время у власти стояла олигархическая группировка, так называемое «Общество шестисот», состоявшее из 600 самых знатных и благородных жителей города, которое возглавляли Гераклит и Сосистрат. Однако Агафокл не стал примыкать к этой партии, а предпочел стать одним из народных вождей, при этом не оставляя военную службу. После того, как греческий город Кротон был осаждён бруттиями, сиракузяне послали сильный отряд на помощь осаждённым.

Агафокл целует вдову Дамаса,
книжная миниатюра XV века
Агафокл проявил себя в походе с самой лучшей стороны, однако тогда же нажил себе врагов в лице Гераклида и Сосистрата, которых обвинил в желании установить единоличную власть в Сиракузах, что в итоге и произошло. Попав в немилость, Агафокл покинул Сиракузы и попытался найти прибежище в Кротоне, однако был оттуда изгнан, и вместе с единомышленниками бежал в Тарент. Там Агафокл поступил наёмником в местную армию, но вскоре, заподозренный в попытке мятежа, был уволен и оттуда.

Объединив вокруг себя недовольных, Агафокл собрал целый отряд, с которым пошел на помощь жителям Регия, который в 332 году до н.э. был осажден войсками Гераклида и Сосистрата, и принудил их снять осаду. Вскоре эти два олигарха утратили свое главенствующее положение в Сиракузах и были оттуда изгнаны вместе с множеством знатных граждан, бывших их сторонниками и членами «Общества шестисот». Агафокл, проявивший себя как борец за демократию и внёсший свой вклад в свержение олигархии, получил разрешение вернуться, однако никакого ведущего места в полисе не получил. Уже тогда у многих возникло опасение, что он сам может попытаться установить в городе единоличную власть.

Члены «Общества шестисот», ставшие изгнанниками, нашли себе поддержку в олигархической Геле, а затем им стали оказывать помощь еще и карфагеняне. В начавшейся войне между Сиракузами и изгнанниками Агафокл принял самое деятельное участие и приобрел репутацию энергичного и находчивого командира, способного находить нестандартные решения. Например, однажды во время дерзкого ночного нападения на осаждённый сиракузянами город Гелу, Агафокл во главе тысячного отряда оказался в ловушке: внезапно появившийся с большими силами Сосистрат напал на непрошеных гостей и убил 300 человек из их числа. Агафокл сражался в первых рядах и получил семь ран; он же придумал и план спасения, приказав трубачам выйти на стены с каждой стороны города и подать сигнал к бою. Введенные в заблуждение противники разделили свои силы на две части и бросились на звуки труб, ожидая и там встретить неприятеля. Это позволило Агафоклу и уцелевшим воинам из его отряда спокойно покинуть Гелу и добраться до своего лагеря.

Изгнание из Сиракуз и возвращение

В это время в Сиракузах избрали нового стратега — коринфянина Акесторида. Не без оснований подозревая в Агафокле склонность к тирании и видя в нём соперника, он решил прибегнуть к помощи подосланных убийц, подготовивших ночное покушение. Но Агафокл разгадал этот замысел, выбрал из своих рабов похожего на себя ростом и лицом, одел его в свои одежду и доспехи и послал прямо в руки убийц, которые и совершили задуманное. Сам же Агафокл, одевшись в лохмотья, окольным путем миновал засаду и спасся.

Вид на историческую часть современных Сиракуз с высоты птичьего полёта. Плотная позднейшая застройка поглотила большинство памятников архитектуры эпохи античности
Призванный уставшими от войн сиракузянами для улаживания конфликта Акесторид преуспел и, в конце концов, добился мира с Карфагеном. Жители Сиракуз вернули обратно тех сограждан, кто был изгнан вместе с Сосистратом и Гераклидом, однако прежнего влияния в городе те уже не имели. Агафокл сам превратился в изгнанника, однако быстро собрал собственную армию и добился своего возвращения в Сиракузы. В храме богини Деметры, в котором он когда-то принимал гражданство, Агафокл поклялся, что ничего не будет предпринимать против демократии.

Филипп IV Красивый: Молчаливый сфинкс Франции

Фили́пп IV Краси́вый —
король Франции с 1285, король Наварры 1284—1305,
сын Филиппа III Смелого, из династии Капетингов.

Филипп IV не зря получил свое прозвище Красивый. Правильные черты лица, большие неподвижные глаза, волнистые темные волосы. Он был похож на великолепную скульптуру, неподвижную и завораживающе недоступную в своем величественном отрешении. Меланхолия, вечным отпечатком лежавшая на его лице, сделала его в истории личностью загадочной и неповторимой…

Филипп был вторым сыном Короля Филиппа III и Изабеллы Арагонской. В ангельских чертах младенца уже тогда просматривалась необыкновенная красота и вряд ли счастливый отец, глядя на своего отпрыска, мог предположить, что ему предстоит стать последним масштабным представителем королевского рода Капетингов.

Филиппа III нельзя назвать удачливым монархом. Феодалы не очень-то ему подчинялись, казна пустела, а папские легаты диктовали свою волю.

И когда всемогущий папа приказал французскому королю возглавить поход в Арагонию, чтобы наказать арагонского короля за отобранную у любимца папы (Карла Анжуйского) Сицилию, Филипп не смог противиться, и французская армия отправилась в поход. Судьба оказалась не на стороне Филиппа: французы потерпели тяжелое поражение, а сам король скончался на обратном пути.

Фили́пп IV Краси́вый
Его семнадцатилетний сын, сражавшийся вместе с отцом, из этого плачевного предприятия вынес один, но очень важный урок – устойчивое нежелание служить чужим, пусть даже папским, интересам. В 1285 году состоялось коронация Филиппа IV и началась его эра, которую во всех отношениях можно было назвать «новой».

В первую очередь юному королю пришлось разобраться с наследием отца, решить арагонскую проблему. Решил он ее самым что ни на есть выгодным для Франции способом – полностью прекратил военные действия, несмотря на настоятельные возражения святейшего престола.

Настоящим шоком для средневековой Европы стал отказ совсем еще неопытного монарха от услуг высокопоставленных советников своего отца. Вместо этого он учредил Королевский совет, членство в котором обеспечивалось особыми заслугами, а отнюдь не дворянским происхождением. Для феодального общества это было настоящей революцией.

Таким образом доступ к власти получили люди не знатные, но образованные. За знание законов их называли легистами и очень ненавидели. Особую роль при дворе Филиппа Красивого играли трое его приближенных: канцлер Пьер Флотт, хранитель печати Гильом Ногаре и коадъютор Ангерран Мариньи. Вознесенные к власти самим королем, они были чрезвычайно преданны ему и определяли ход всей политики государства.

А вся политика Филиппа IV сводилась к решению двух проблем: как присоединить к государству новые земли и где взять на это деньги.

Жанна I Наваррская, принцесса из Шампаньского дома,
правящая королева Наварры с 1274 года, дочь и наследница Генриха I Наваррского
и королева Франции с 1285 года — жена Филиппа IV Красивого.

Лучшие сказки Шарля Перро. Иллюстратор Юрий Николаев

Выдающийся художник-график, мастер детской иллюстрации. В 1956-1961 гг. обучался в Художественном училище имени М.Б.Грекова. С 1963 года был членом Союза художников СССР. До 1986 года жил и работал в Дагестане. Юрий Николаев проиллюстрировал множество произведений русских классиков и сказки народов мира. Книги с его иллюстрациями выставлялись на международных книжных ярмарках.











История «Питера Пэна»

Джеймс Мэтью Барри.
Фотография Герберта Роуз Барро. 1892 год
National Portrait Gallery

У каждой знаменитой сказки есть свой миф. Лодочная прогулка Кэрролла с сестрами Лидделл; карта воображаемого острова, нарисованная пасынком Стивенсона, и так далее. Этот миф непременно отсылает к ребенку, первому адресату сказки. Рассказываем, что стоит за текстами о Питере Пэне и кому они были адресованы.
Джеймс Мэтью Барри (1860–1937) не был детским писателем. Его пьесами и романами, написанными для взрослых, восхищались Томас Харди, Джон Голсуорси  , Генри Джеймс, Марк Твен, Артур Конан Дойл и другие совре­менники. Барри — фигура противоречивая: меланхоличный и молчаливый (иногда до неприличия), он имел множество друзей и легко находил общий язык с детьми.

Барри родился в простой семье — отец был ткачом — в маленьком шотланд­ском городке Кирримьюре и достиг всего, о чем только могли мечтать его родители. Благодаря помощи старшего брата Джеймс закончил Эдинбургский университет. Его писательская карьера была необычайно успешной, он полу­чил титул баронета  , был избран ректором Университета Сент-Эндрюс и удостоился многих других почестей. Однако он пережил много потерь и трагедий, и этот надлом пронизы­вает почти все тексты Барри, включая сказку о Питере Пэне.

Хронология

Русский читатель знает «Питера Пэна» в первую очередь по повести «Питер Пэн и Венди». Но на самом деле это цикл текстов в самых разных жанрах, писавшихся с 1901 по 1928 год.
  • 1901 — фотоальбом с подписями «Мальчики терпят крушение на острове Черного Озера» (The Boy Castaways of Black Lake Island)
  • 1902 — роман «Белая птичка» (The Little White Bird)
  • 1904 — премьера пьесы «Мальчик, который не хотел расти» (The Boy Who Would Not Grow Up)
  • 1906 — новелла «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» (Peter Pan in Kensington Gardens)
  • 1911 — повесть «Питер Пэн и Венди» (Peter Pan and Wendy)
  • 1922 — киносценарий «Питер Пэн» (Peter Pan) 
  • 1925 — рассказ «Джез Крюк в Итоне» (Jas Hook at Eton) 
  • 1926 — эссе «Слабость Питера Пэна» (The Blot on Peter Pan)
  • 1928 — опубликованный текст пьесы «Мальчик, который не хотел расти» (The Boy Who Would Not Grow Up)
Адресаты сказки

Артур Ллуэлин Дэвис с сыновьями. 1905 год
На руках Артур Ллуэлин Дэвис держит Николаса,
впереди стоят Джек, Майкл, Питер и Джордж.
Wikimedia Commons / jmbarrie.co.uk
«…Я создал Питера, хорошенько потерев вас пятерых друг об друга, как дикари трут палочки, чтобы высечь искру. Он и есть искра, зажженная вами», — писал Барри в «Посвящении» к пьесе. Эти пятеро — братья Ллуэлин Дэвис: Джордж, Джек, Питер, Майкл и Николас. Им посвящены все приключения Питера Пэна — и по большей части это были их собственные приключения. Барри считал братьев Дэвис своими соавторами и дал имя одного из них главному герою. Питер Дэвис всю жизнь страдал от того, что его считали «тем самым Питером Пэном», и называл сказку «этот ужасный шедевр».

В 1897 году Барри было тридцать семь лет: он был уже известным писателем, его пьесы ставили по обе стороны Атлантики. Переехав из Эдинбурга в Лондон, он легко вошел в столичный литературный круг, купил дом в Южном Кенсингтоне и летний коттедж в Суррее, женился на красавице-актрисе Мэри Анселл и завел сенбернара.

Джордж, Джек и Питер Ллуэлин Дэвисы.
Фотография Джеймса Барри. 1901 год
Beinecke Rare Book and Manuscript Library, Yale University
Гуляя с собакой в Кенсингтонских садах, он познакомился с братьями Дэвис. Их тогда было трое: пятилетний Джордж, трехлетний Джек и младенец Питер. Вскоре писатель встретился и с их роди­телями — юристом Артуром Ллуэли­ном Дэвисом и его женой Сильвией, урожденной дю Морье . Барри был очарован Сильвией и вскоре практически усыновил всю семью: он водил Ллуэлин Дэвисов в театры и на званые обеды, возил в путешест­вия и приглашал к себе в Суррей, принимая самое активное участие в судьбе мальчиков. Те называли его «дядя Джим». 
Это вызывало множество сплетен, но Барри не придавал им значения. В 1900 и 1903 годах родились Майкл и Николас.

Роман «Белая птичка»

Иллюстрация Артура Рэкхема к книге Джеймса Барри
«Питер Пэн в Кенсингтонском саду». Лондон, 1906 год
Houghton Library, Harvard University, Cambridge
Впервые Питер Пэн появляется во вставных главах взрослого и не слишком веселого романа «Белая птичка», который Барри опубликовал в 1902 году с посвящением «Артуру и Сильвии и их мальчикам — моим мальчикам!». В центре сюжета — одинокий холостяк, который пытается «присвоить» себе мальчика по имени Дэвид, сделав его своим ребенком. Он опекает молодую семью, стараясь сохранить в тайне свое участие, но ему это не удается: мать Дэвида обо всем догадывается.

Иллюстрация Артура Рэкхема к книге Джеймса Барри
«Питер Пэн в Кенсингтонском саду». Лондон, 1906 год
Houghton Library, Harvard University, Cambridge
В романе есть и несколько вставных глав о Питере Пэне — младенце, который улетел из детской в Кенсингтонские сады. О его приключениях Барри рассказывал мальчикам Дэвис — и именно эти рассказы стали основой текстов о Питере. Еще в начале знакомства Барри уверял Джорджа, что его брат Питер все еще умеет летать, поскольку мать не взвесила его при рождении, и Джордж долго и безуспешно пытался выследить младенца в момент ночных полетов.

В другой раз Джордж спросил, что значат буквы WSM и PP на белых камнях в Кенсингтонском саду. Камни служили границей церковных приходов Вестминстер Сент-Мэри (Westminster St. Mary’s) и Паддингтона (Parish of Paddington), но Барри придумал, будто это могилы детей — Уолтера Стивена Мэтью (Walter Stephen Matthews) и Фиби Фелпс (Phoebe Phelps). Рассказ героя «Белой птички» о Питере Пэне в Кенсингтонских садах заканчи­вается так:
«Но как странно родите­лям, поспешившим в Сады к откры­тию ворот, чтобы отыскать своих потерянных детей, найти вместо них милые маленькие надгро­бия. Я очень надеюсь, что Питер не слиш­ком торопится со своей лопат­кой. Все это довольно грустно» .
Дети танцуют вокруг статуи Питера Пэна в Кенсингтонском саду.
Фотография Джеймса Жарше. Лондон, 1935 год
Royal Photographic Society / Science & Society Picture Library
В 1906 году вставные главы из «Белой птички» были выпущены отдельным изданием с иллюстрациями знаменитого тогда художника Артура Рэкхема. Эти иллюстрации стали классическими: при всей своей сказочности они точно воспроизводят топографию и виды Кенсингтонских садов (в книге даже есть карта). Рэкхем здесь следует за Барри, который создал своего рода путеводи­тель, мифологизирующий дорожки, пруды и деревья любимого парка и пре­вращающий их в достоприме­чатель­ности. 

Впрочем, Кенсингтон­ские сады навсегда связаны с Питером Пэном не только поэтому. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1912 года на берегу озера внезапно появилась статуя Питера Пэна с феями, зайцами и белками работы скульптора сэра Джорджа Фрэмптона. Объявление в «Таймc» поясняло, что это подарок детям от Джеймса Барри. И хотя он установил скульптуру самовольно и без всякого разрешения, она стоит там до сих пор  .

Пьеса

Джеймс Барри и учащиеся школы Dumfries Academy после представления.
Дамфрис, начало XX века
Peter Pan Moat Brae Trust
Спустя два года после публикации романа, в 1904 году, Барри решил вывести Питера Пэна на сцену, создав спектакль, полный чудес и приключений. Вскоре стало понятно, что такая постановка потребует огромных вложений. Продюсе­ром стал друг Барри американец Чарльз Фроман: он так влюбился в текст, что был согласен на самые невероятные и дорого­стоящие идеи. Барри хотел, чтобы герои летали, и для осущест­вления этой идеи был приглашен Джон Кирби, специалист по созданию иллюзии полета на сцене. Но его обо­рудование показалось Барри слишком примитивным, слишком заметным. Он попросил Кирби смастерить новый аппарат, который действительно создавал бы впечатление полета, и тот согласился  . Впрочем, не все идеи Барри удалось осуществить. Например, он хотел, чтобы зрители видели фею Динь-Динь через уменьшающую линзу, однако это оказалось технически невыполнимо, и тогда решили, что фею на сцене будет изображать огонек, а зрители услышат ее голос.

Театральная программка
спектакля «Питер Пэн» в театре Эмпайр на Бродвее.
 Ноябрь 1905 года 
Museum of the City of New York
По замыслу автора, Питера Пэна должен был играть мальчик, но Фроман надеялся, что в Америке эту роль сыграет известная актриса Мод Адамс, и уговорил Барри, что и на английской сцене Питера Пэна должна играть женщина . С тех пор это стало традицией. 

Согласно другой традиции, Капитана Крюка и мистера Дарлинга играет один и тот же актер. В первой постановке это был Джеральд дю Морье, брат Силь­вии, благодаря которому Крюк из ходуль­ного злодея стал одним из самых сложных персонажей, внушающим одновременно ужас и жалость.

Мод Адамс в роли Питера Пэна. 1905 год
Museum of the City of New York
Нина Бусиколт в роли Питера Пэна. 1900-е годы
The Peter Pan Chronicles
Премьера состоялась в лондонском театре герцога Йоркского 27 декабря 1904 года. Взрослых в зале было гораздо больше, чем детей, но с первой минуты стало ясно, что все удалось. В телеграмме Фроману, который в этот момент был в Аме­рике, английский менеджер написал: 
 «Питер Пэн ок. Кажется, большой успех».
Во время репетиций Барри постоянно вносил изменения, что-то менялось в результате импровизации. Сохранилось несколько вариантов концовки. В одном из них Венди соглашалась остаться с Питером в Кенсингтонских садах, они находили там забытого младенца, и Венди радовалась, что тот будет заботиться о Питере, когда она вырастет. В другом дюжина матерей выходила на сцену, чтобы усыновить потерянных мальчиков. А вот известный финал со взрослой Венди и ее маленькой дочерью, к которой прилетает Питер Пэн, был написан отдельно, отрепетирован втайне от режиссера и совершенно неожиданно исполнен в 1908 году на последнем спектакле четвертого сезона — причем Барри даже появился на сцене . Это был единственный раз, когда такая концовка исполнялась при жизни автора, и именно она впоследствии стала канонической.

Может ли запущенная в космос Tesla занести земные микробы на другие планеты


Запуск Tesla в космос стал одним из самых зрелищных событий, но некоторые эксперты критикуют PR-акцию Илона Маска.

По словам ученых из Университета Пердью (США), электрический спортивный автомобиль и его пластиковый манекен-водитель являются самыми грязными беспилотными объектами, когда-либо отправленными на орбиту — с беспрецедентным количеством бактерий, которые в один прекрасный день могут загрязнить Марс.

По сравнению с подержанными автомобилями, космические корабли намного более гигиеничны. Международные соглашения требуют, чтобы любой беспилотный зонд, который собирается приземлиться на другой планете, спутнике или астероиде, соответствовал строгим стандартам стерилизации. Это необходимо, чтобы свести к минимуму вероятность колонизации чужого мира земными микробами. Как минимум, такое загрязнение усложнит работу ученых, ищущих признаки жизни на других планетах.

Тhe Roadster was launched into space atop the Falcon Heavy
(Credit: SpaceX)
«Если на Марсе есть местная биота, она рискует смешаться с земной жизнью, — говорит Джей Милош из Университета Пердью. — Могут ли земные организмы адаптироваться и захватить Марс? Мы не знаем».

Устройства, предназначенные для посадки на других небесных телах, обрабатываются в гигантском автоклаве, предназначенном для уничтожения любых микроорганизмов. К остальным космическим аппаратам требования не такие строгие, но они и без того довольно гигиеничные: их собирают в чистых помещениях для защиты чувствительного оборудования от пыли, грязи и других нежелательных веществ.

Как в императорском Китае отбирали и обучали чиновников

Император У-ди

Отрывок из книги «Империя ученых» философа Владимира Малявина о том, как в Китае во времена правления династии Хань формировалась бюрократия — от «достойных и добрых» чиновников до повсеместной коррупции и патронажа.
Бюрократия раннеимператорского Китая по многим пунктам, и прежде всего свойственным ей порядком отбора чиновников, существенно отличалась от бюрократической организации поздних империй с ее отлаженным механизмом экзаменационной системы. Ученые люди средневековья находили государственное устройство ханьской державы примитивным и благоприятствовавшим коррупции. С их мнением можно согласиться — в конце концов исторически малоопытная ханьская бюрократия представляла ранний этап становления бюрократической государственности.

И все же многое из того, что позднейшие критики ханьских институтов считали недостатком, ханьским современникам показалось бы скорее достоинством. Государственные мужи Хань отнюдь не стремились полностью обезличить и унифицировать процедуру выдвижения на службу. Не регламенты и статуты, а личные достоинства кандидата и умение распознать «истинный талант» были для них главными условиями благого правления. Они подходили к политике с меркой не среднего человека, а гения, идеология затмевала для них административную практику.

К примеру, когда сановник Цзо Сюн в 30-х годах II в. предложил ввести возрастной ценз для рекомендуемых на службу, он сделал исключение для тех, кто окажется подобным добродетельнейшему ученику Конфуция Янь Хою. И претенденты немедленно нашлись. Персоналистские воззрения той эпохи еще откровеннее выразили влиятельные противники формы, прямо заявлявшие, что в империи принято «отбирать на службу по личному таланту и не связывать себя установленными правилами» [Дун Хань хуэйяо, с. 83].

В ханьской политической культуре человек еще не заслонен «системой»; за ним признаются и, более того, от него требуются исключительные личные качества, ставящие его выше всяких формальностей. Ханьский двор не только допускал, но и, по всей видимости, сознательно ориентировался на сосуществование различных методов и критериев отбора на службу, причем значимость каждого из них менялась по мере политической эволюции империи.

От прежних времен ханьская династия унаследовала правило, в соответствии с которым чиновник в ранге 2 тыс. даней и выше после трех лет службы мог рекомендовать на службу близкого родственника, обычно брата или сына (привилегия жэнь). Если рекомендованный выдерживал испытательный срок, его назначали на штатную должность. Хотя этот обычай, неоднократно подвергавшийся критике как противоречащий принципу отбора служащих по личным доблестям, в 7 г. до н. э. был запрещен, он неоднократно упоминался в позднеханьских источниках и в среде тогдашней бюрократии и отнюдь не считался незаконным [Bielenstein, 1980, с. 133].

В начале царствования Хань среди чиновников имелись так называемые бо ши — официально назначенные «знатоки» разных политических доктрин, имевшие своих учеников. Взойдя на престол, У-ди повелел, в противовес указанной системе, ограничиться преподаванием пяти конфуцианских канонов. С этой целью в 124 г. до н. э. была учреждена Столичная школа (тай сюэ) с 50 учащимися, отобранными провинциальными властями. Учащимся предлагались на выбор экзамены трех степеней сложности, и в случае успеха они могли претендовать на невысокие должности.

Численность обучающихся в школе постепенно возрастала. К середине I в. до н. э. их насчитывалось 200 человек, а к рубежу н. э. — свыше тысячи. В 4 г. н. э., когда реальная власть находилась в руках Ван Мана, было решено, что 40 учащихся, успешнее других выдержавшие экзамен высшей степени сложности, должны начать службу при дворе; 20 лучших учащихся по экзамену среднего уровня зачислялись в свиту наследника престола; 40 лучших учащихся по экзамену низшего уровня назначались учеными советниками в провинциальную администрацию [Хань шу, цз. 88, с. 5 б].

Первый император позднеханьской династии Гуан У-ди также покровительствовал конфуцианским эрудитам. Он ввел в школе преподавание 14 экзегетических традиций и отстроил комплекс учебных зданий за южными воротами столицы — местонахождение школы, отныне ставшее традиционным. Однако источники умалчивают о квоте для лиц, попадавших на службу после сдачи экзаменов, и есть основания полагать, что учеба в школе не обещала быстрой карьеры.

В 103 г. двору доносили о разброде и пренебрежении обязанностями, царящими среди преподавателей и учащихся, а через год поступили сведения о том, что в школе вообще не проводится ни занятий, ни экзаменов [Хоу Хань шу, цз. 44, с. 7а, цз. 32, с. 9а–б]. В дальнейшем школа пришла в полное запустение: многие здания обветшали и обрушились, двор заняли под огороды и пастбище, деревья были срублены на дрова.

В 131 г. школа была восстановлена: новый комплекс состоял из 240 построек, насчитывавших в общей сложности 1850 комнат; была упорядочена процедура экзаменов [Хоу Хань шу, цз. 79а, с. 3 б, цз. 48, с. 11а–б]. По указу 146 г. в школу направлялись дети всех штатных чиновников, и в последующие два десятилетия ее учащиеся сыграли яркую роль в политической жизни империи.

В целом, однако, школа имела больше символическое значение, и ее роль как канала пополнения бюрократии была совершенно ничтожной. Это обстоятельство, конечно, не умаляет того общеизвестного факта, что в ханьской империи конфуцианское образование стало, по выражению Бань Гу, «дорогой к чинам и наградам».

Гуан У-ди — первый император поздней династии Хань;
Гао-цзу — первый император династии Хань
Подавляющее большинство штатных служащих отбиралось по личному выбору власть имущих. Наиболее почетным считалось, разумеется, приглашение, исходившее от самого императора (чжэн чжао). В таких случаях кандидата в чиновники полагалось доставить ко двору в так называемом государственном экипаже (гун чэ). Приглашенному не гарантировалось назначение на должность, и, если он по каким-либо причинам не оправдывал надежд государя, его отсылали обратно. […]

Иллюстрации Эдмунда Дюлака к книге Тысяча и одна ночь


Эдмунд Дюлак родился в 1882 году в семье тулузской буржуазии. Его отец, суконщик по профессии, занимался реставрацией старых картин, а его дядя по материнской линии интересовался произведениями искусства востока: японскими гравюрами, персидскими и индийскими миниатюрами.Поэтому не удивительно, что Эдмунд уже начал рисовать в раннем возрасте.

 Получив в 1899 году степень бакалавра, Дюлак поступает в Тулузский университет на факультет права. Одновременно он слушает лекции Тулузской академии изящных искусств, где получает многочисленные премии за 1900 год. Этот успех побудил его оставить университет и полностью посвятить себя обучению в Академии, которой руководил в то время Жан-Поль Лоранс. После нескольких лет учёбы в Париже, переезжает в Лондон и в 1912 году получиает британское гражданство

Первой работой Э. Дюлака в Лондоне стала серия из 60 иллюстраций к полному собранию сочинений сестёр Бронте, заказанная книготорговцем и издателем Джозефом Дентом. Этот заказ был свидетельством высокого уровня 22-летнего художника. Его работа привлекла внимание Галереи Лестера (Leicester Gallery), которая заказала ему иллюстрацию сборник сказок «Тысячи и одной ночи». Этот сборник с красочными иллюстрациями молодого художника был издан в Великобритании в 1907 году.







Буддизм в 9 вопросах

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы.
Постер мастера Малигаваге Сарлиса.
Шри-Ланка, середина XX века
Amazon.com, Inc.


Кто придумал буддизм?

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла­ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест­вование Бога-творца и вечной души. 
Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама из ро­да Шакья, принадле­жав­ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои­нов, родился в северной Индии, предполо­житель­но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген­дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло­гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет­ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. 
  • Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. 
  • Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. 
  • В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. 
  • В-чет­вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель­ную мудрость.
Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь­ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

Чем буддизм отличается от индуизма?

Будда (в центре) как аватара Вишну.
Барельеф храма Ченнакесава.
 Соманатапура, Индия, середина XIII века
© Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0
Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред­ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз­ма — национальной и абсолютно закрытой для про­никновения извне религии. Социальная структура индийского общест­ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя­лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек­туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро­странен­ных в Индии, значительно уступая индуиз­му, исламу, христианству и сикхиз­му . При этом основатель буддиз­ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей.
Роспись в буддийском храме в Таиланде
 Wikimedia Commons
На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни­лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий­скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо­минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».