Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Древняя китайская архитектура и её скрытые значения

Запретный город (ныне Музей Гугун) в Пекине, Китай

В традиционной китайской архитектуре двери и окна являются рамами для картин, отражающих смену времён года. Этот проход в Запретном городе создаёт прекрасный вид на цветущие весной абрикосы. Красная стена, зелёная плитка и белые цветы на снимке дополняют друг друга.


Древняя китайская архитектура — от великолепных дворцов и храмов до причудливых загородных резиденций — является живым воплощением 5000-летней цивилизации.


Это наследие, оставленное китайскими династиями, выражено в пейзажах городов, в оформлении окон и садов, разбросанных по всей стране.

Это архитектурное наследие — не только великолепные творения, но и трёхмерные поэмы, передающие идеи конфуцианства, буддизма и даосизма через свои конструкции — летящие карнизы и ковшеобразные арки, искусно вырезанные балки и удачно расположенные камни. Величайшие из них полны изобретательности, величия, гибкости и силы.

Вид из окна на красную стену и цветущие ветви деревьев в Запретном городе в Пекине, Китай

На изображении показан вид из окна на красную стену и цветущие ветви деревьев в Запретном городе в Пекине, Китай. "Алые щёки" украшают стены дворца — вечный символ удачи.


В основе большей части восточной философии лежит идея равновесия, которая говорит о противоположных и взаимодополняющих силах, взаимодействующих друг с другом. В древней китайской архитектуре это чувство баланса приводило к эстетическому равновесию. Сегодня мы видим это в симметрии архитектуры, в уникальном сочетании форм, в гармонии цветов и в постоянно присутствующей связи с природой.

Карнизы и ковшовые арки традиционной декоративной крыши в Запретном городе в Пекине.

Витиеватые крыши с извилистыми линиями — классическая характеристика традиционной китайской архитектуры. Поднятые вверх углы называются летящими карнизами, они создают атмосферу лёгкости и гибкости, как будто вся конструкция приподнимается за счёт углов. Карнизы также могут отводить воду и отражать удары молнии. На этом снимке изображены изысканно расписанные летящие карнизы и ковшовые арки традиционной декоративной крыши в Запретном городе в Пекине.


🔷 Симметричные узоры

Золотая середина Конфуция — один из важнейших принципов традиционной китайской культуры. Это относится к важности беспристрастности и умеренности в поведении человека. В архитектуре он в основном отражается в симметрии, которая существует между основным корпусом здания и его дополнительными частями. В больших комплексах, таких как Запретный город, планировка зданий следует этому принципу симметрии с центральной осью север-юг, которая выступает в качестве центрального нерва города.

Запретный город (ныне Музей Гугун) в Пекине, Китай

Почва, один из пяти элементов, представлена жёлтым цветом. Это священный центр, основа всего сущего. Самый насыщенный жёлтый оттенок символизирует верховную власть и является символом королевской семьи. Черепица крыш большинства дворцов Запретного города украшена золотисто-жёлтой глазурованной плиткой, олицетворяющей несравненное достоинство императорской семьи.


🔷 Комбинации квадрата и круга

В древнем Китае люди верили, что Небо круглое, а Земля квадратная. В древней китайской архитектуре квадратные и круглые конструкции символизируют гармонию между Небом и Землёй. Люди, живущие в этих гармонично спроектированных зданиях и вокруг них, естественно, должны естественным образом обрести спокойствие и лучшее здоровье в своей жизни.

Аллея в Запретном городе

Взаимосвязь между пятью элементами является неотъемлемой частью традиционной китайской теории цвета, и это также повлияло на древнекитайскую архитектуру. Например, огонь, один из пяти элементов, порождает почву, а огонь — это красный цвет. Почва, в свою очередь, порождает жизнь. Поэтому двери, окна и стены дворца окрашены в красный цвет, чтобы питать семьи и земли, находящиеся в этих стенах. На этом рисунке изображена аллея в Запретном городе.


Общая форма китайского здания квадратная, но покатые крыши с разлетающимися карнизами придают высшей точке строения необходимую округлость. Двери и окна, как правило, имеют круглые арки.

Китайский сад в Сингапуре

Китайские сады стремятся достичь эстетики, которая кажется созданной людьми, но спроектированной Небом. Их архитекторы ищут природные формы, которые представляют гармонию между Небом, Землёй и человечеством. На этом снимке изображён традиционный китайский сад в Сингапуре.


Здания выглядят лёгкими и подвижными, словно их коснулась красота Небес. С практической точки зрения, они помогают отводить воду и отражать молнии.

🔷 Гармония цветов

В традиционной китайской культуре есть пять основных цветов, которые соответствуют пяти элементам и пяти направлениям. Гармонизация этих пяти элементов приносит мир во все направления. Зелёный (элемент дерева) представляет восток; красный (элемент огня) представляет юг; белый (металлический элемент) представляет запад; чёрный (элемент воды) представляет север; а жёлтый (элемент земли) представляет собой центр.

Изогнутые вверх карнизы, или "летающие карнизы"

Крыши зданий в регионах к югу от реки Янцзы имеют структуру летящего карниза с сине-серой черепицей, характерной для этого региона. Это привело к появлению характерных для этого региона бело-голубых зданий.


Королевские дворцы северного Китая отличаются тщательно сбалансированными красными стенами и жёлтой плиткой, которую подчёркивают синий и зелёный цвета. Сады и храмы южного Китая имеют в основном белые стены, чёрные колонны и голубую плитку, излучающие мирную энергию.

Разноцветные ковшеобразные арки Запретного города с узорами

На этом изображении показаны разноцветные ковшеобразные арки Запретного города с узорами из облаков, драконов и цветов, которые символизируют честь и благоприятствование. Каждый цвет имеет особое значение и соответствует традиционной китайской теории пяти элементов.


🔷 Связь с природой

Будь то конфуцианская идея «Небо и Земля гармонично текут вместе» (переданная Мен-цзы) или даосская концепция «Небо, Земля и я рождаемся вместе. Все вещи и я — едины» (как сказано в классическом тексте «Чжуанцзы»), древнекитайская архитектура способствует гармонии между людьми и природой.

Стена Головы Лошади, также называемая Стеной Огня

Стена Головы Лошади, также называемая Стеной Огня, является прекрасным примером китайской архитектуры Хуэйчжоу. Стена поднимается выше крыши, спускаясь ступенчато. Длина конька и карниза варьируется в зависимости от дома. Стена имеет стилизованную и многослойную ритмическую красоту, но она также выполняет практические функции защиты от пожаров и сильных ветров.


Дома с белыми стенами и голубой черепицей в Хуэйчжоу, Китай,

Дома с белыми стенами и голубой черепицей в Хуэйчжоу, Китай, на фоне полей золотых цветов рапса.


Павильоны Летнего дворца в Пекине

Павильоны Летнего дворца в Пекине демонстрируют три компонента древней китайской архитектуры: фундаментную платформу, деревянный каркас и декоративную крышу. Толстый и высокий фундамент поддерживает прекрасные павильоны, построенные в имперском стиле.


На протяжении тысячелетий китайцы отдавали дань уважения великолепным пейзажам Китая через архитектуру, поэзию, живопись и письменность. Эта неразрывная связь между людьми, природой и Небом прослеживается на протяжении всей истории и в традиционной культуре, что привело к созданию уникальных архитектурных творений, дарящих красоту и спокойствие.