Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Мальтийский архитектор, одержимый пожизненным поиском Атлантиды

Атлантида

Мальтийский архитектор считал, что Мальта
была местом расположения легендарной Атлантиды


Мальтийский архитектор Джорджио Грогнет де Вассе родился на Мальте в 1774 году, прежде чем сделать разнообразную карьеру, кульминацией которой стал его архитектурный проект Ротонды Мосты.

Вдохновленный Пантеоном в Риме, городе, где Грогнет провел несколько лет, эта неоклассическая купольная церковь является примечательной особенностью мальтийского пейзажа.


 Известная с момента постройки своим уникальным внешним видом и размером купола, церковь приобрела еще большую известность во время Второй мировой войны, когда немецкая бомба пробила крышу во время массированной атаки, хотя и не взорвалась. Однако архитектура и инженерное дело были не единственными увлечениями этого мелкого аристократа, который провел большую часть своей жизни, пытаясь доказать свою теорию об Атлантиде Платона . Некоторые даже утверждают, что он создавал тщательно продуманные мистификации, хотя это странное поведение довольно резко контрастирует с его характером до этого момента, что делает эти утверждения весьма сомнительными.

Знаменитая Ротонда де Моста на Мальте

Знаменитая Ротонда де Моста на Мальте, увиденная здесь с воздуха, была спроектирована мальтийским архитектором Джорджио Грогнетом де Вассе


🔹 Дух Французской революции

Грогнет происходил из французской знати, его предки поселились на Мальте в 1600-х годах. Комфортное положение его семьи, как социальное, так и финансовое, позволило ему получить хорошее образование в Италии, поскольку он готовился к религиозной карьере. Вернувшись на Мальту, он некоторое время проработал аббатом, но вскоре оказался под влиянием идеологии Французской революции. Прежде чем Наполеон Бонапарт захватил Мальту, Грогнет решил присоединиться к своей армии и уехать за границу, к большому разочарованию своей семьи.

Нет никаких свидетельств того, что Грогнет принимал участие в экспедиции, захватившей Мальту, или в экспедиции в Египет, во время которой один из офицеров Наполеона обнаружил Розеттский камень . Его военная карьера и ее ближайшие последствия, похоже, прошли между Корфу, Парижем и Римом. Именно во время службы в армии он оттачивал свои навыки в области архитектуры и инженерии, методы, которые пригодились ему, когда он с головой погрузился в грандиозный проект купола Мосты.

Джорджо Гронье де Вассе
Бюст, изображающий мальтийского архитектора
Джорджо Гронье де Вассе

🔹 Мальтийский архитектор и антиквар
и его одержимость Атлантидой

В некотором роде Грогнет был любителем антиквара, но имел хорошие познания в классике. Через несколько лет после того, как он во второй раз вернулся на Мальту, он обнаружил свое увлечение платоновской Атлантидой и поверил, что живет на остатках легендарного острова. Это было в начале 1800-х годов, и руины неолитических мегалитических храмов Джгантия , Чадар Ким и Мнайдра были известны, но еще не были исследованы каким-либо значимым образом. Их первоначальные раскопки, проведенные в 1827, 1839 и 1840 годах соответственно, убедили Грогнета в правильности его теории.

В то время единственные литературные упоминания об Атлантиде были в диалогах Платона «Тимей» и «Критий» . Как философ, большая часть работ Платона была аллегорической, иногда вдохновленной реальными событиями, но идея сложной затерянной цивилизации далекого прошлого продолжала вдохновлять художников, писателей и исследователей вплоть до наших дней.

Когда появились дополнительные текстовые и эпиграфические ссылки на Атлантиду , связанные с Мальтой, Грогнет и другие восхваляли это как еще одно свидетельство того, что мифический остров был реальным местом и действительно все еще существует в центре Средиземноморья. Убедить всех остальных было совсем другое дело.

Карта Средиземного моря, на которой показано место Атлантиды

Карта Средиземного моря, на которой показано место, где, по мнению Грогнета, находился затопленный остров Атлантида. Оно было найдено в альбоме, который стал частью его расследований.


🔹 Тщательно продуманная мистификация
или новаторские доказательства?

В 1828 году маркиз де Фортиа д'Урбан прочитал лекцию в Королевском азиатском обществе в Париже, где представил подробности двух невероятных находок. Еще в 1826 году мальтийский священник выкопал в своем саду в Мдине камень с финикийской надписью, в которой упоминалась Атлантида. Священник был знаком как с Гронье, так и с Де Фортиа д'Урбаном, и написал им обоим об этом удивительном открытии.

Обсуждался также другой текст, который предположительно был найден на Крите в 1821 году другом Гронье по имени Луи-Домени де Риенци. Оригинальный документ, написанный Эвмалом из Кирены, был весьма подозрительно утерян вскоре после того, как был обнаружен в результате кораблекрушения . Эта рукопись ссылается на « Историю Ливии » Аристиппа и упоминает местонахождение Атлантиды как центральное Средиземноморье.

В «Отголосках острова Платона» Мифсуда, Мифсуда, Султаны и Вентуры часть этого текста воспроизведена из приложения к «Историческому путеводителю по острову Мальта и его зависимостям» . Там говорится:

«. ..Нин, царь Вавилона, племянник знаменитого Огиге. Последний был царем Атлантиды, острова, который когда-то существовал между Ливией и Сицилией и был затоплен. Этот большой остров был известен как Декаполис, Атлантика, нашим предкам Кирены, а также древним грекам. Огиге был царем, который правил знаменитым островом во время ужасного наводнения... вершина горы Атлас, расположенная в центре острова Атлантика, не была затоплена. Эта вершина горы Атлас сохранила имя Огиге от имени ее последнего царя, и именно благодаря этому обстоятельству мы до сих пор знаем под названием Огигия тот остров, который когда-то существовал между Ливией и Сицилией; это не что иное, как вершина горы Атлантика».
Хотя в тексте Мальта не упоминается ни под одним из ее известных исторических названий, описание ее местоположения определенно соответствует ему. Название, которое используется для острова, Огигия, интригует, потому что, если это та же самая Огигия , которая упоминается в « Одиссее » Гомера , некоторые классики действительно полагают, что это могло относиться к Мальте.

Именно эта идея дала название пещере Калипсо на Гозо, поскольку считалось, что на самом деле это было легендарное место, где Одиссей находился в плену у нимфы Калипсо . Итак, Грогнет был причастен к двум сомнительным и очень удобным открытиям, которые добавили убедительности теории, которой он был увлечен.

Тем не менее, в 1832 году эти находки были опровергнуты филологом Августом Беком, который заявил, что они были частью тщательно продуманной мистификации , организованной в значительной степени маркизом де Фортиа д'Урбан. Бекх утверждал, что Грогнет был добровольным участником заговора. С тех пор их стали широко считать подделками.

История Калипсо и Одиссея
Многие полагают, что история Калипсо и Одиссея, изображенная Яном Брейгелем на вышеприведенной картине, произошла в пещере Калипсо на острове Гоза (Мальта)

Пещера Калипсо на Гозо, Мальта

Пещера Калипсо на Гозо, Мальта


🔹 Циклопическая стена или плоды воображения?

Гронье выпустил небольшую книгу с почти комично длинным названием, чтобы изложить свою теорию: Компендиум или ожидаемый эпилог обширного труда, посвященного точному положению знаменитого затопленного острова Атлантиды, который помнили и описывали Платон и другие древние люди, из которого состоят острова Мальта, Гозо, Комино — это гарантированное восстановление.

Он также создал акварели, изображающие руины циклопической стены, которую, как он утверждал, обнаружил недалеко от Мосты на Мальте. Эта стена имеет черты, похожие на мальтийские мегалитические храмы , такие как отверстия в форме туннелей, которые считаются неолитическими петлями, и большие мегалиты. Циклопический облик чем-то напоминает Джгантию, но гораздо аккуратнее и больше похож на те, что встречаются в других регионах. Хотя на его акварелях стена изображена как довольно большие и заметные руины, ей, похоже, уделялось очень мало внимания по сравнению с мальтийскими неолитическими постройками, которые в то время находились в центре внимания.

Грогнет также нарисовал карту, на которой отмечено расположение этой стены и некоторых других достопримечательностей. На этой карте он обозначил мегалитическую стену как «древнюю крепость гигантов», что примерно соответствует нынешнему расположению форта Моста. Это не общедоступное место, и во время его строительства в конце 19 века не было обнаружено никаких мегалитических останков. Если они и существовали, то, скорее всего, они все равно были уничтожены во время строительства.

На этой же картине он обозначил Медовую долину на юге, которая на мальтийском языке называется Вид иль-Газель. За древней крепостью он отмечает и « колею телег », и область, которую называет полем великанов . «Колея телег» до сих пор сохранилась на территории форта Моста. К западу от него он выделяет большой участок и называет его «городом крови».

Карта

Мальтийский архитектор создал карту
с некоторыми из своих открытий недалеко от Мосты


Есть лишь несколько других упоминаний об этих руинах в Мосте , за исключением тех, в которых работа Грогнета обсуждается как факт. В справочнике или путеводителе Томаса МакГилла для иностранцев, посещающих Мальту, опубликованном в 1839 году, руины и их расположение кратко упоминаются:

На горе голой скалы, примерно в двух милях от Мусты в северном направлении, можно увидеть несколько циклопических камней, остатки какой-то древней башни или храма: недалеко от этого, в скалистом ущелье, стоит небольшая часовня, посвященный Святому Павлу; а в естественной пещере, находящейся поблизости, вода просачивается сквозь крышу такой чистоты, что великий магистр не стал бы пить ничего другого, и приказал ежедневно приносить ее к своему столу - месту, как мы полагаем, называется Вид-эль-Асель.

В «Раскопках 1908–1911 годов в различных мегалитических зданиях на Мальте и Гозо » профессор Тальяферро упоминает об этой мегалитической стене как о чем-то, что было разрушено во время строительства форта Моста. Это обсуждается довольно буднично. Также цитируется ссылка Майра на модель этой циклопической стены, созданную Пти-Раделем и хранящуюся в библиотеке Мазарини в Париже.

Таким образом, похоже, что какие-то руины в Мосте действительно существовали, хотя они никогда должным образом не исследовались и не раскапывались. Картины Грогнета, вероятно, изображали их скорее такими, какими они когда-то были, а не такими, какими они были на самом деле, и их дата, возможно, не была эпохой неолита. Но, похоже, в этой истории есть некий смысл.

Примерно в двух километрах (1,24 мили) к юго-западу от форта Моста, недалеко от церкви Святого Андрея, археологи в последние годы зафиксировали мальтийские мегалиты , встроенные в обломки фермерских полей. Вполне вероятно, что это остатки неолитического сооружения, хотя они находятся несколько дальше от места, упомянутого на карте Грогнета и в путеводителе МакГилла.

Споры об Атлантиде



🔹 Какова была мотивация мальтийского архитектора?

Неизвестно, почему Грогнет ввязался в такую ​​сложную мистификацию. Ему, бывшему аббату и проектировщику великой католической церкви, кажется довольно нелепым, что он ведет себя подобным образом. Его идеологические убеждения при Наполеоне также создают впечатление, будто его характер был принципиальным.

Деньги могли быть стимулом, поскольку его финансы часто были недостаточными из-за сложных отношений с семьей. Однако отчасти причиной этой напряженной семейной ситуации, по-видимому, был его выбор карьеры, и это можно было легко исправить. Возможно, он был настолько уверен в своей теории, что надеялся найти убедительное доказательство ее в течение своей жизни, а тем временем просто хотел привлечь внимание, которого, по его мнению, заслуживала эта идея. Также неясно, почему священник Луи-Домени де Риенци и маркиз де Фортиа д'Урбан также чувствовали себя обязанными участвовать в этой махинации и кто на самом деле был инициатором всего этого.

Грогнет родился в Валлетте и, будучи взрослым, провел там много времени. Он подолгу оставался в Мосте, в доме Франческо Кеткути, чтобы руководить строительством церкви. Информации о его исследованиях как антиквара мало, хотя он, вероятно, провел много времени, посещая древние руины во время своего пребывания в Риме.

У него были сторонники, которые считали, что его теория заслуживает внимания, но его стремление доказать свою теорию Мальты и Атлантиды так и не увенчалось успехом, несмотря на его непоколебимую решимость до самого конца. Необычный дизайн Грогнета куполообразной церкви Ротонды Мосты, вдохновленной неоклассицизмом и Пантеоном , которая была построена в мальтийском городе Моста, скорее всего, был данью уважения наследию Атлантиды, которому он посвятил свою жизнь и репутацию.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Laura Tabone (@Megalithhunter),
«Maltese Architect’s Obsessive Lifelong Quest to Find Atlantis»