Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Война, смерть и гнев богов: как игры сатиров помогали древним грекам справляться с жизнью

«Сатир, играющий на свирели»

Сатир, играющий на свирели
(«Детство Юпитера», фрагмент), Якоб Йорданс, 1639.


До Шекспира были греки. Печально известная цитата «Весь мир — сцена», приписываемая елизаветинскому писателю XVI века, гораздо точнее описывает мир древнегреческой драмы. Древние использовали театр как способ исследования окружающего мира — как мира людей, так и мира богов. Именно с помощью драмы греки могли подвергать сомнению мотивы своих лидеров, обсуждать состояние богов и, конечно же, справляться с повседневными трудностями. Войны, такие как Персидская и Пелопоннесская войны, часто «обсуждались» на сцене метафорически, предоставляя зрителям сравнения, с помощью которых они могли понять свои собственные обстоятельства как города-государства, так и индивидуально. Чтобы дать краткую репризу обсуждения этих мрачных вопросов в драме, в качестве небольшого облегчения использовался сатир.


Сатир

Аттическая краснофигурная пластина из Вульчи, Этрурия, датированная ок.  520–500 гг. до н. э., изображающая итифаллического сатира.


🔵 Похотливое происхождение сатира

Пьесы сатиров названы так в честь мифологических сатиров, сексуальных полукозлов-полулюдей, которые часто были частью окружения Диониса. Дионис, бог вина и экстаза (помимо прочего), считался у греков покровителем театра. Так, во время Великой Дионисии происходило соревнование драматургов, в ходе которого ставились новые трагедии — и, следовательно, сатирские пьесы. Эти пьесы сатиров получили название распутных друзей Диониса, потому что пьесы расслабляли публику посредством историй, столь же непристойных и непристойных, как и сами сатиры. Диониса часто изображают как бога, который снимает запреты, а его вино превращает даже самых благородных людей в безумных безумцев. Хотя это является большим преувеличением и упрощением того, кем был Дионис в религиозном смысле, сатиры почти всегда изображались пьяницами, пытавшимися изнасиловать нимф и смертных женщин.

Нимфы и сатир, Вильям-Адольф Бужеро, 1873 г.

Нимфы и сатир,
Вильям-Адольф Бужеро, 1873 г.


🔵 Спектакль сатирских пьес

Сами пьесы были мифологическими по содержанию и основывались на тех же эпических сказаниях или божественных историях, которые составили трагедии. Эти пьесы разыгрывались в том же пространстве, что и драмы: в открытом театре с сиденьями (каменными, деревянными или неукрашенной травой), возвышающимися вокруг сцены. Такая структура позволяла усиливать голоса во всем пространстве, а увеличивающаяся высота сидений позволяла всем зрителям видеть изображение, даже если оно было на расстоянии. Каждый участник носил гротескную маску (маски были свойственны античному театру), был одет в одежду, подобную той, что носил сатир, и хрипло разыгрывал тот миф, который был выбран для спектакля.

Древнегреческий театр Сегеста

Древнегреческий театр Сегеста


сожалению, как и в большинстве древней литературы, сохранилось лишь несколько пьес сатиров. Не только из-за ужасного проклятия времени, но и потому, что пьесы сатиров ценились гораздо меньше, чем комедии и трагедии. Писатели не пытались сохранить их с такой же энергией, как драмы, затрагивающие личные и культурные темы древних греков. Фрагменты остались, и эти фрагменты - в сочетании с документацией древней театральной культуры - позволили в определенной степени понять пьесы. Однако одна пьеса сатира сохранилась полностью; и именно из этого труда «Циклоп» Еврипида ранние ученые сделали многие выводы о природе утраченных пьес и отдельных пьес.

🔵 Место сатира в греческой драме

Афинская драма в Древней Греции состояла из трех разных жанров: трагедии, комедии и титульных сатирских пьес. Эти пьесы, вероятно, предшествовали комедии, которые, по мнению таких ученых, как Раш Рем, изначально были частью ритуалов, связанных с посевами и сбором урожая. Поскольку Дионис был богом выращивания винограда, эта теория следует традиционному убеждению, что театр может быть таким же религиозным ритуалом, как и развлечением. Из этих сатирских пьес/ритуалов возникла комедия, вдохновленная сатирической непристойностью пьес. Например, печально известная Лисистрата Аристофана комично обсуждала Пелопоннесскую войну: женщины Спарты отказывают своим мужчинам во всех формах секса, пока они не положат конец войне против Афин. Таким образом, Аристофан представляет мужчинами, которыми легко манипулировать, если есть обещание секса, оскорбляя мужественность воинов, в чьих городах-государствах основное внимание уделяется войне и мужскому мастерству. Мало что может быть более оскорбительно для добродетели мужчины (в Древней Греции), чем утверждение, что его женщина контролирует его.

Обри Бердслей: Аристофан Лисистрата, 1896 г.

Обри Бердслей:
Аристофан Лисистрата, 1896 г.


Что также отличает пьесы сатиров от комедий, так это продолжительность пьес и время их исполнения. Хотя пьесы сатиров имеют много общего с комедией, эти пьесы были намного короче и не исполнялись индивидуально. Скорее, пьесы сатиров были вставлены между актами трагедий, добавляя немного юмора в серьезное и болезненное представление. Пьесы сатиров также затрагивали трагические идеи в комических сценариях, и именно благодаря этой тактике зрители трагических пьес получили некоторую отсрочку.

🔵 Контраст с трагедией

Одной из самых известных трагедий (которая также служит прекрасным примером того, как трагические пьесы связаны с современным миром греков) является трагедия «Орестея». «Орестея» — это трехчастная трагедия, которая исследует семейные отношения, месть и возмездие и дает мифологическое начало новой системе правосудия: демократии. Такая пьеса, как «Орестея», очевидно, очень мрачна. «Орестея», наполненная бесчеловечным убийством в ванне обнаженного греческого лидера Агамемнона и противоправной казнью его военной награды, принцессы Трои Кассандры, от рук его волевой жены и ее любовника, «Орестея» начинается с кровопролития. Пьеса сатира, исполненная после трех актов, помогла бы разрядить невероятно мрачное настроение, избавив от уныния. Согласно свидетельствам Афинея, пьеса, связанная с «Орестеей» , называлась «Протей» и рассказывает о пребывании Менелая, брата Агамемнона и мужа Елены, в Египет — случайной поездки на пути домой из Трои. Хотя эта пьеса не сохранилась, она свидетельствует о комически-трагичной цели сатирских пьес и их намеренном соответствии тематике всего спектакля.

Убийство Агамемнона

Убийство Агамемнона из иллюстрации 1879 года 
«Рассказов греческих трагиков» Альфреда Чёрча


Увлечение древнегреческим театром только продолжает расти по мере того, как появляется все больше свидетельств. Археология до сих пор обнаруживает различные формы реквизита, ранее не открытые театры и даже фрагменты утраченных пьес, спрятанные в древних домах или священных местах. Если при упоминании греческого театра в первую очередь приходят на ум трагедия и комедия, то роль сатирских пьес в древней драме высоко ценилась, поскольку они обеспечивали эмоциональное равновесие после самых мрачных произведений.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Riley Winters,
«War, Death and the Wrath of Gods: How Satyr Plays Helped Ancient Greeks Cope With Life»