Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Орел принимает лысину за камень: странные обстоятельства смерти Эсхила

Бюст Эсхила, Заппейон, Афины Иллюстрация смерти Эсхила

Бюст Эсхила, Заппейон, Афины
Иллюстрация смерти Эсхила


Эсхил, широко известный как «отец трагедии», был одним из первых великих классических афинских драматургов. Он поднял зарождающееся искусство трагедии на новую высоту поэзии и театральной мощи. Легендарный драматург написал более 90 пьес и половину из них выиграл на афинских фестивалях греческой драматургии. Однако, несмотря на все его театральные способности, благодаря своей весьма причудливой смерти он популярен в кругах современной поп-культуры. Его убийцами были два животных!

🔹 Жизнь и наследие Эсхила

Эсхил родился в знатной семье в Элевсине в 525 г. до н.э. Его первая «работа» была на винограднике, и именно его страсть и любовь к богу сбора винограда, виноделия и вина помогли ему открыть свое истинное призвание, чтобы внести свой вклад в недавно возникшую (в то время ) зрелища в честь Диониса. Словами Павсания Эсхил описал момент, когда он решил стать драматургом:

«Еще подростком его посадили смотреть за виноградом в деревне, и там он заснул. Во сне ему явился Дионис и велел обратить внимание на трагическое искусство. Проснувшись, он предпринял попытку и таким образом обнаружил в себе способности к драматическому сочинению».
Римская статуя Диониса второго века по эллинистической модели Лувр

Римская статуя Диониса второго века
по эллинистической модели, Лувр


Греческая трагедия обычно исполнялась на важных религиозных фестивалях, таких как Дионисия, где три драматурга написали по три трагические пьесы и пьесу сатира, чтобы побороться за приз. Эсхил сочинил свою самую первую трагедию, когда ему было двадцать шесть лет, но не смог получить премию. В этом отношении он не выиграет приз в Дионисии, пока ему не исполнится 40 лет.

Ожидая триумфа на театре, Эсхил храбро сражался в битве при Марафоне, где он отличился своим боевым мастерством и храбростью, а позже также примет участие в битвах при Артемисии, Саламине и Платее. Как ясно видно из его эпитафии, написанной им самим и начертанной на его памятнике жителями Гелы на Сицилии, где произошла его трагическая смерть, Эсхил больше гордился своими военными достижениями, чем драматическими. Надпись гласит,

«Эту могилу скрывает прах Эсхила,
сына Эвфориона и плодотворная гордость Гелы;
Как испытал свою доблесть Марафон, может рассказать
И длинноволосый Мидянин, который слишком хорошо это знал.

Бюст Эсхила

Бюст Эсхила


🔹 Нововведения Эсхила

Говорят, что Эсхил написал более 90 пьес, но сохранились только семь. Тем не менее, из его сохранившихся произведений мы узнали очень важные вещи, например, тот факт, что Эсхил был новатором в развитии трагедии. Пока его творчество не приобрело популярность, трагедии были ограничены определенными условностями: тема была почти исключительно мифологической - с элементами религии и семейных дел - количество актеров, исполняющих говорящие роли, было крайне ограничено, хор состоял максимум из 12-15 певцов, и все актеры были мужчинами в масках.

Скульптуры театральных масок эллинистического периода

Скульптуры театральных масок эллинистического периода. В настоящее время экспонируется в зале 30 Национального археологического музея в Афинах.


По мнению Аристотеля, Эсхил был первым, кто добавил второго актера на второстепенные роли. Включение большего количества диалогов в свои пьесы означало, что он добавил больше драмы из древних историй, которые уже были знакомы и его зрителям. Эсхил также был первым, кто использовал эккиклему — платформу на колесах, катящуюся по сцене. Эта конструкция позади сцены театра помогала сделать внутренние сцены видимыми для зрителей. Кроме того, Эсхил прославился своим экстравагантным дизайном костюмов и использованием ярких образов, что сделало его пьесы одними из самых увлекательных и впечатляющих своего времени.

Мозаика Ореста, главного героя единственной сохранившейся трилогии Эсхила «Орестея»

Мозаика Ореста, главного героя единственной
сохранившейся трилогии Эсхила «Орестея»


🔹 Самоизгнание и трагическая смерть Эсхила

Эсхил решил провести последние годы своей жизни на Сицилии, Италия. После создания своей трилогии «Орестеан» , вероятно, лучшего из его произведений, он стал очень непопулярен среди людей. Это произошло из-за того, что в «Эвмениде», последней из трех пьес, он открыто выразил свои аристократические наклонности и корни, чего не ценило большинство афинян. Разочарованный враждебной реакцией соотечественников, он решил уехать на Сицилию; где он встретил одну из самых ироничных и причудливых смертей в истории. Смерть Эсхила — единственный задокументированный случай смерти человека, напрямую приписываемый черепахе.

Судя по всему, Эсхил стал жертвой из-за своей лысины. Согласно некоторым историческим источникам, Эсхил трагически погиб, когда голодный орел уронил ему на голову черепаху, чтобы панцирь мог разбиться и орел получил доступ к мясу, очевидно приняв лысину драматурга за камень. Интересно, что римский писатель и философ Плиний в своей «Естественной истории» отмечает, что Эсхил оставался на открытом воздухе, чтобы избежать пророчества о том, что он будет убит падающим предметом. Однако многие историки предполагают, что рассказы о его смерти могут быть легендарными и возникать из-за неправильного понимания иконографии на могиле Эсхила.

Иллюстрация смерти Эсхила во Флорентийской картинной хронике XV века работы Мазо Финигерры

Иллюстрация смерти Эсхила во Флорентийской
картинной хронике XV века работы Мазо Финигерры


Независимо от того, как он умер, Эсхила следует помнить по всем правильным причинам, например, как человека, который заложил основы всего последующего драматического искусства. Его неоспоримое влияние на протяжении веков было лучше всего продемонстрировано, когда сенатор Роберт Ф. Кеннеди процитировал перевод Эсхила Эдит Гамильтон в ночь убийства Мартина Лютера Кинга-младшего.

После того, как Кеннеди был уведомлен о том, что Кинг был убит прямо перед остановкой предвыборной кампании в Индианаполисе, он был первым, кто публично сообщил аудитории об убийстве Кинга, заставив зрителей кричать и рыдать от недоверия. Кеннеди начал свою историческую речь с цитаты легендарного греческого драматурга, чтобы выразить свои чувства горя и боли:
«Даже во сне боль, которую мы не можем забыть, капля за каплей падает на сердце, пока в нашем собственном отчаянии против нашей воли не приходит мудрость через ужасную благодать Божию».



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Theodoros Karasavvas,
«Eagle Mistakes Bald Head for a Rock: The Bizarre Circumstances Surrounding the Death of Aeschylus»