Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Собачьи дни лета: Восход Собачьей звезды, Сириус

Старинное изображение созвездия Большого Пса с Сириусом, Собачьей звездой

Старинное изображение созвездия Большого Пса
с Сириусом, Собачьей звездой


«Собачьи дни» — это выражение напоминает о самых жарких и душных днях лета. 40 дней, начиная с 3 июля и заканчивая 11 августа, совпадают с гелиакическим (на восходе солнца) восходом Собачьей звезды Сириуса. Для древних египтян Сириус появился как раз перед сезоном разлива Нила, поэтому они использовали звезду как индикатор наводнения. Так как его подъем также совпал со временем сильной жары, связь с жаркой знойной погодой была установлена ​​на все времена:

Яркие и ясные Дни Собаки
указывают на счастливый год.
Но когда идет дождь,
надежды на лучшие времена тщетны.

Наше современное понятие «собачьих дней» обычно прослеживается этимологами от римлян к грекам и, да, даже к египтянам. Однако в этой статье я надеюсь убедить читателя, что влияние ветхозаветной истории о Самсоне и лисицах (Судей 15:1-6) также имеет место в открытии происхождения этой известной идиомы. В отличие от других, сказка о Самсоне уникальна тем, что в ней не упоминаются звезды. Таким образом, модель «собачьих дней» имеет совершенно земное происхождение. А другие не объясняют, как звезды (естественно связанные с сезоном лесных пожаров из-за их места на летнем небе) стали связаны с собаками (которые не имеют очевидной связи с сезоном лесных пожаров). Во-первых, давайте покажем, что «собака» когда-то могла быть «лисой»

Лаэлапс была собакой из греческой мифологии, которая всегда ловила то, за чем охотилась. … Кефал решил одолжить гончую для охоты на теумессианскую лисицу, которую так и не удалось поймать. Неразрешимая погоня продолжалась до тех пор, пока Зевс, озадаченный их противоречивыми судьбами, не обратил обоих в камень и не бросил их в звезды как созвездия Большого Пса (Лаэлапс) и Малого Пса (Тевмессийская лисица).
(См.: Apollodorus, «Bibliotheca» 3,192 и «Nature Guide Stars and Planets», стр. 275. DK Publishing 2012. Penguin. ISBN 978-1-4654-0353-7).

В рассказе Самсона парные клыки были лисами, соединенными хвостами, а между ними пылал огонь. Предположительно, они бегали взад и вперед, спасаясь от пламени (следуя, но не преследуя друг друга). Возможно, понятно, что греки могли превратить историю о паре лисиц Самсона в свой неразрешенный миф о погоне. Звезды-собаки также изображаются парой (во время сезона лесных пожаров между ними появляется пылающее солнце). Далее нам нужно показать ассоциацию «теумесской лисицы» с лесными пожарами, сжигающими урожай. Для этого мы консультируемся с мифом об «Аристее»

Самсон и лисы, миниатюра (Судей 15:1-8)

Самсон и лисы, миниатюра (Судей 15:1-8: «Самсон пошел и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал лисиц хвост к хвосту, и поставил один факел посередине между двумя хвостами. Когда он поставил огонь на факелы, он выпустил лисиц на стоящее зерно филистимлян"), Октатеух, Ватопедский монастырь, 13 век


Гигин сообщает; «Каникула. ​​Греки называют его Проционом, потому что он поднимается перед большим Псом…. Каникула, поднявшись своим жаром, опалила землю кеев и ограбила их поля… Их царь, Аристей, сын Аполлона и Кирены, отца Актеона, спрашивал отца, чем он может избавить государство от бед, Бог велел им искупить смерть Икара многими жертвами и просил у Юпитера, чтобы, когда Каникула восстанет, он послал ветер для сорок дней, чтобы умерить жар Каникулы». (Гигин, «Астрономика», 2. 4).

Посмотрите, как Гигин, хотя и использует латинское «Canicula» («маленькая собака»), говорит: «Греки называют его Проционом, потому что он возвышается перед большим псом» («Процион» означает «впереди собаки»). Греки представляли себе «теумесскую лису», а не собаку). Сейчас мы называем его Canis Minor. Впоследствии лису перепутали с собакой (которая была введена позже как бесполезное средство от разрушительного воздействия исходной лисы).

Иллюстрация Малого Пса, XIX век

Иллюстрация Малого Пса, XIX век


Отслеживание традиции «Собачьих дней» до лисиц Самсона имеет более широкое антропологическое значение для идентификации «пеласгов», которые, должно быть, были библейскими «филистимлянами». Это не удивит тех, кто отождествляет «данайцев» с «данийцами». Согласно Страбону, «География» 5.2.4, Еврипид говорит, что Данай, поселившись в Греции, издал указ; что всех «пеласгов» следует отныне называть «данайцами».

У пеласгов «минойского острова» Кеос были свои воспоминания об этой истории. Как рассказывает Аполлоний (3 век до н.э.); «Сириус палил с неба Минойские острова, и люди не могли найти постоянного лекарства от беды, пока Гекатос (Аполлон) не вздумал послать за Аристеем. Итак, по приказу своего отца, Аристей ... совершил ритуал подношения на холмах Собачьей звезде и самому Зевсу Крониду. В ответ Зевс отдал приказ ... и Этесиаи освежили землю на сорок дней ». (Аполлоний Родиус, «Аргонавтика» 2. 518 и сл.). Число «40», используемое в качестве периода времени, широко распространено в иврите.

«Аристей, древнее божество, которому поклонялись в… Кеосе,… который когда-то был населен пеласгами». (Словарь греческих и римских древностей, раздел «АРИСТЕЙ», -1870). обратная история о данитском Самсоне, Аристей облегчил опаление (вызванное, однако, его Отцом, богом солнца с парой «собачьих» звезд), в то время как Самсон, как говорят, вызвал его.Однако в еврейской истории филистимляне кажутся чтобы успокоить Самсона смертью девушки и ее отца (Судей 15:6). Так же, как и в греческой версии, чуму Самсона, горящую лисами, нужно было умилостивить с помощью «жертв» (этот термин используется Гигином, Аполлоний Родиус использует фразу «ритуальные жертвоприношения».) Обреченные отец и дочь оставлены безымянными в Писании,в то время как у греков есть «Икар» (Волопас) и «Эригона» (Дева) соответственно.

Волопас, изображенный в  «Зеркале Урании

Волопас, изображенный в «Зеркале Урании»,
наборе карт созвездий, опубликованном в Лондоне около 1825 года.


Несмотря на некоторые различия, сходство между историей Самсона и мифом об Аристее включает в себя; «Виноградники Тимнафа» Самсона аналогичны виноградникам Икара. Отец девушки устраивает попойку (слово, обычно переводимое как «пир» или «пир» в Судей 14:10, было еврейским «Миште» на самом деле означает «пить» или «пить») в обоих случаях. Пастухи из греческого мифа служат библейскими спутниками (Судей 14:11). Козленок как козел «Самсон посетил свою жену с козленком» (Судей 15:1), «говорят, что коза ворвалась в виноградник и грызла самые нежные листья, которые он там видел. Икар, разгневанный этим, взял его и убил» (Гигин, «Астрономика» 2.2). И лисицы Самсона присоединились к головешке (Судей 15: 4) палящие звезды греческой лисы и собаки, соединенные Солнцем; «Сириус-Пёс-звезда, пораженный всей мощью Гипериона, безжалостно сжигает задыхающиеся поля». (Статий, «Сильва» 3.1.5).

Арат говорит; «Звезда, которая сильнее всех пылает опаляющим пламенем, и люди зовут его Сириусом. Когда он восходит с Гелиосом, деревья больше не обманывают его слабой свежестью своих листьев». (Арат, «Феномен» 328 и далее). А вот от Квинта Смирнея; «восходит Гелиос во славе, сверкая огнем далеко над земным огнем, когда рядом с его сияющей колесницей мчится красная звезда Сириус» (Квинт Смирней, «Падение Трои», 8. 30 и далее). «Сильве» 3.1.5). Арат говорит; «Звезда, которая сильнее всех пылает опаляющим пламенем, и люди зовут его Сириусом. Когда он восходит с Гелиосом, деревья больше не обманывают его слабой свежестью своих листьев». (Арат, «Феномен» 328 и далее).

А вот от Квинта Смирнея; «восходит Гелиос во славе, сверкая огнем далеко над земным огнем, когда рядом с его сияющей колесницей мчится красная звезда Сириус» (Квинт Смирней, «Падение Трои», 8. 30 и далее). «Сильве» 3.1.5). Арат говорит; «Звезда, которая сильнее всех пылает опаляющим пламенем, и люди зовут его Сириусом. Когда он восходит с Гелиосом, деревья больше не обманывают его слабой свежестью своих листьев». (Арат, «Феномен» 328 и далее). А вот от Квинта Смирнея; «восходит Гелиос во славе, сверкая огнем далеко над земным огнем, когда рядом с его сияющей колесницей мчится красная звезда Сириус» (Квинт Смирней, «Падение Трои», 8. 30 и далее).

У Самсона, должно быть, было много последователей среди поклонников Солнца, само его имя происходит от имени бога Солнца «Шемеш». Таким образом, пылающий огонь между лисами Самсона стал аналогичен солнцу, восходящему между «собачьими» звездами в разгар сезона лесных пожаров. Он также был крупной мессианской фигурой, широко рекламируемой как долгожданный герой. Не только пеласги знали историю о Самсоне, но и другие группы греческих иммигрантов были знакомы с его историей, поскольку помимо Аристея, сына бога Солнца Аполлона, есть основания полагать, что Самсон также служил архетип нескольким, даже более известным, солнечным героям. Одна и та же «тевмесская лисица» или «кадмейская лисица» ассоциируется и с Эдипом, и с Гераклом.

Так вот, Геракл — очевидное производное от Самсона. Амфитрион, отец Геракла, перевез свою семью в Фивы (где Геракл убьет своего первого льва и свою первую жену), потому что ему было поручено убить Тьюмесского лиса; «Амфитрион освободит Кадмийскую землю от Лисы. Ибо дикая лисица производила разорение на земле» (Аполлодор, Библиотека 2. 57). Геракл должен был освободить фиванцев от минийцев (племя пеласгов) так же, как Самсон освободил иудеев от филистимлян; «он оба сжег дворец миньянов и сравняли город с землей». (Диодор Сицилийский, «Библиотека истории», книга 4, гл. 10, 5). И хотя Геракл, как и Самсон, был связан с его «столпами», он не был ослеплен, однако Эдип был. Сенека рассказал историю Эдипа, в котором Фивы пострадали от засухи; «Титан (солнце) увеличивает палящее пламя собачьих звезд» (Сенека, Эдип 37 и далее). Коринна также связывает Эдипа с лисом, сжигающим урожай; «Эдип убил не только Сфинкса, но и Тьюмесского лиса». (Коринна, фрагмент 672. Греческая лирика IV). Таким образом, лиса связана со смертью девы/льва Сфинкса Эдипа

Геракл считается производным от Самсона

Геракл считается производным от Самсона.
Слева: Самсон, убивающий льва
Справа: Геракл сражается со львом


Не только греки, но и римляне ассоциировали лис с лесными пожарами, сжигающими урожай, о чем свидетельствует один из рассказов Овидия («Фасти», книга 4), который, объясняя происхождение римского праздника, называемого Робигалия, писал, что это был ежегодный обычай в Риме выпускать в цирк лис с зажженными головнями на спине, чтобы смотреть, как они сгорают. Овидий исследовал происхождение обычая и обнаружил, что римляне отмечали древний случай, когда молодой человек поймал надоедливую лису, привязал к ней солому и поджег. Обезумевшее животное бросилось на стоящую кукурузу, которая была быстро съедена.

Римская традиция стремилась отомстить всем лисицам за потерю урожая. Петрус Серрариус (голландский милленаристский богослов, 1600–1669) и Самюэль Бошар (французский протестантский библеист, 1599–1667) сочтя объяснение о юноше и надоедливой лисе неудовлетворительным основанием для такого устоявшегося института, пришел к выводу, что римляне, вероятно, заимствовали эту практику из Иудеи как намек на Самсона и его лисиц, где, вероятно, сожжение филистимлянского хлеба в течение некоторого времени могло ежегодно отмечаться. (См. Комментарий Адама Кларка к Ветхому Завету, том 2. «Книга Судей», примечания к главе XV, стих 20).

В свете вышеизложенного можно предположить следующее; Египтяне связывали восход Солнца и Сириуса с разливом Нила. Однако евреи, греки и римляне связывали это с сезоном лесных пожаров, согласно истории о Самсоне. Данитский чемпион, очевидно, был воспринят как мессия широко распространенного солярного культа и вместе со своими собачьими сообщниками получил небесный статус. Таким образом, история добралась до Греции, где пеласги, по-видимому, знали его как Аристея. Таким образом, сезон, ранее установленный египтянами наводнениями, приобрел новую связь с лесными пожарами, сжигающими урожай. Это объясняет, почему некоторые звезды были «собаками» и как Солнце в сочетании с «собачьими звездами» было ответственно за горящие поля.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By John Salverda*,
«Dog Days of Summer: The Rising of the Dog Star, Sirius»



* Джон Р. Сальверда — исследователь и автор нескольких статей, касающихся еврейского происхождения греческой мифологии, многие из которых можно прочитать на сайте Independent.academia.edu. Его основные области исследований включают древнюю историю, сравнительное религиоведение и мифологию.
(Прим. Louiza Smith)