Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Готические монстры в оформлении храмов


Замок Эльц, Германия.
Гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть: стоит отправиться в Европу и вот - они смотрят на нас со стен храмов то несчастные, то агрессивные, то смешные, то страшные. Чаще всего гаргульи и гротескные создания "живут" на готической архитектуре, иногда на романской. Однако, и в позднейших зданиях, включая современные, встречаются довольно часто.

Что же это за существа такие?

Слово гаргулья - французское La Gargouille происходит от слов, имитирующих булькающий звук, журчание воды. В основе - производные от латинских gurgulio - дыхательное горло; gula - глотка, горло; gurges - водоворот, пучина, омут, поэт. воды (перевод по Латинско-русский словарь, сост. А.М.Малинин, М., 1952, стр. 292).



Гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть
Легенда о Гаргульи восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки . Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Гаргулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I / Dagobert I (род.ок.608 - ум.639). Чудо Романа о гаргулье (змие) - один из подвигов святого.

Когда епископ Роман решил поймать Гаргулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Гаргулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Гаргулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост гаргульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа – сейчас уже не разберешься. Гаргульи остатки - голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.

С 11 века изображения страшных гаргулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры гаргулий раньше - не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.

Люди придумали для гаргульи работу по ее древней специальности - извергать воду. Изображениями гаргулий стали оформлять водостоки. Стали гаргульи приносить пользу людям - через свою глотку отводить потоки дождевой воды от стен храмов. Вода, выкинутая из пасти гаргульи, падала на расстоянии от стен, поэтому стены не разрушались, а фундаменты не подмывались. В 18-19 веках люди смилостивились. Большая часть, но не все, гаргульи были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя водосточные трубы. Старушки гаргульи превратились в элемент декора зданий.

Однако, гаргульи менялись. К драконам и змеям добавились устрашающие животные, птицы, люди, мифологические и фантастические создания, а также их гибриды в различных сочетаниях. В общем, стали плодиться многочисленные гротескные создания.






(изображение: Paul Malone, Ron Hilton)

Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто "для красоты", вернее "для ужаса". Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тесок.

Итак, архитектурный термин "гаргулья"/ "горгулья" обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией, для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.

А гротескные скульптуры (гротески), называемые также химерами - это декоративные архитектурные элементы без полезного назначения. Если, конечно, не брать во внимание важную функцию отпугивания врагов.

При этом гаргульи гротески тоже, только со своим специфическим назначением. Гаргулиями часто по ошибке называют всех гротескных готических созданий. Но правильно - гаргулья, если она использовалась как водосток и химера или гротеск, если фигура служила украшением.

Внизу две фотографии, на которых замерзшая вода показывает нам водопроводность гаргулий и, соответственно, отличие их от прочих гротесков.



Фотографии © Harald Hartmann отсюда, продолжение фотографий здесь.

Это жители стен Собора Святого Стефана в Вене.

Пожалуй, самые знаменитые гаргульи и химеры украшают или устрашают экстерьер Собора Парижской Богоматери.




В средние века на соборе были только гаргульи. Галерея химер на фасаде Нотр Дам де Пари появилась лишь в 19 веке, во время реставрации, начавшейся в 1841 году. Восстанавливали храм после урона, нанесенного ему революцией. Когда Гюго опубликовал свой роман "Собор Парижской Богоматери" (1831 г.) химер на нем еще не было.

Гаргульи могут принимать самое разное обличье.


Гаргульи на парижской базилике Сен Дени.

Водостоки на парижский базилике Сакре-Кёр на Монмартре (1875-1914).  Водоотводное назначение гаргулий здесь очевидно.

 
Здесь мы видим львов, охраняющих храмы Cathédrale Saint-Étienne de Meaux в Париже (слева) и Catedralde Santa María de Tarragona в испанской Каталонии (справа).


Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Остенде, Бельгия (слева).
Ульмский собор, Германия (справа).

Йоркский собор / York Minster, Соединенное королевство.





Гаргульи присутствуют не только на церковной архитектуре, но и на гражданской. И не только в Европе.

Слева: Виндзорский замок / Windsor Castle, Соединенное Королевство.
Справа: Замок Химэдзи, Япония.

Современная химера в Городе искусств и наук, Валенсия, Испания,

архитектор знаменитый Сантьяго Калатрава.


Еще современное творение. Здание Chrysler в Нью-Йорке.


Бывшая тюрьма в Филадельфии, построенная в 1829 году


Парк в Южной Корее. Не совсем гаргулья,
но гаргулеподобный монстр.

Церковь на Пятой авеню, Нью-Йорк



Собор Quito Cathedral, Эквадор, Южная Америка.
Здесь в качестве гаргулий предстают местные животные и птицы.

В Северной Америке в конце 19 и 20 веке нередко в архитектуре использовали гаргулий и фигур в стиле гротеск. Ниже ряд примеров.



Слева: моржи на The Arctic Club Building, Сиэтл.
Справа: Гротескные пожарные-гаргульи на Fire Department Headquarters, Филадельфия. Больше изображений northstargallery


Слева: Часовня The Nativity of the Blessed Virgin Mary Chapel в городе Флагстафф, штат Аризона, США.

Справа: Нечто в Чикагском университете.


Слева: CathédraleSaint-Gatien de Tours, Тур, Франция.

Справа: Rufford Park, графство Ноттингемшир, Соединенное Королевство.




Эту гаргулью можно было бы назвать "Крик". Труа, Франция.


Смеющийся и довольный человек из Гента, Бельгия.


Фантастический дракон в Копенгагене.


Гаргулья, прыгающая с Ульмского собора / Ulmer Münster, Ульм, Германия.

Собор Святого Вита / Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha, Прага.

Гротескные изображения людей и обезьян иногда называли "бабуинами" (уст. англ. babewyns). Ведь, обезьяна, в каком-то смысле, карикатура человека.

Термины-терминами, но зачем все эти создания находятся на стенах церквей? Может быть, чтобы подчеркнуть спокойствие и возвышенность обстановки внутри храма. Стены церквей защищают от нечистой силы, которая с ужасом разбегается при строительстве храма, окаменев по ходу бегства. Гротескные изображения олицетворяли грешный мир, который прихожане оставляют, входя в храм. Гротески напоминали людям о грехах и неминуемом возмездии за них.


Татьяна Горбутович,
искусствовед