Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

София и грехопадение: объяснение гностического мифа о сотворении мира

Мистическое изображение Софии

Слева: SVG-трассировка изображения Камня Абраксаса или Самоцвета из книги «Гностики и их останки» Чарльза У. Кинга, 1887 г. Буквы — «ΙΑΩ» или «Iao» и «ΣΕΜΕΣ ΕΙΛΑΜ», «Вечное Солнце». Справа: Мистическое изображение Софии


Божественная мудрость, человеческое искупление и космическая ошибка — вот главные темы гностического мифа о творении, который сам по себе является убедительной альтернативой традиционным иудео-христианским повествованиям. И в самом центре этого мифа о творении находится София, центральная фигура гностицизма, чьи действия и последствия закладывают основу для создания материального мира и духовной борьбы человечества. Миф о Софии обычно считается аллегорией божественной мудрости, и он отражает гностическое воззрение, которое утверждает, что космос несовершенен, и что человечество стремится воссоединиться с божественным.


☘️ Миф о Софии | История Демиурга



☘️ София и падение


Космология в гностицизме является важным аспектом этой религии. В ней конечным источником существования является загадочная и всемогущая Монада , единая и трансцендентная божественная сущность, «монархия, над которой нет ничего». Согласно мировоззрению гностиков, Монада — это «тот, кто существует как Бог и Отец всего, невидимый, кто выше всего, кто существует как нетление, которое находится в чистом свете, в который не может увидеть ни один глаз».

И именно из этой монады исходит ряд божественных существ, называемых эонами. Эти существа существуют в Плероме, или «полноте божественного царства»). Они являются существенными аспектами гностического мифа о творении, поскольку каждый из них воплощает определенные аспекты Монады. Эти аспекты включают мудрость, любовь, истину и подобные концепции. В целом эоны создают гармонию, иерархию, которая отражает божественную сущность.

Одним из главных из этих эонов является София, чье имя означает просто «мудрость» на греческом языке. Эон Софии был основополагающим аспектом в гностицизме, и он представлял не просто мудрость, но также потенциал несовершенства и любопытства.

Конечно, Монаду нельзя сравнивать с классической идеей иудео-христианского Бога. Монада не является творцом в традиционном смысле, как в иудео-христианстве. Вместо этого она является фундаментальной эманирующей силой. Более того, акт творения в гностической мифологии и последующее падение духовного царства в материальное существование — все это происходит из великого разрушения, которое приписывается Софии.

Мистическое изображение Софии из Geheime Figen der Rosenkreuzer, Альтона, 1785 год.

Мистическое изображение Софии из Geheime Figen der Rosenkreuzer,
Альтона, 1785 год.


☘️ Материальный мир, рожденный

Самым важным аспектом самой Софии является желание понять и подражать творческой силе Монады. Многие ключевые гностические тексты, такие как Апокриф Иоанна, описывают, как София, действуя без своего супруга или согласия Монады, пытается создать творение самостоятельно. Но все пошло не так, как планировалось. Из этого «мятежного» акта родился Демиург, несовершенное и неполное существо. Демиург, иногда отождествляемый с Богом Ветхого Завета, изображается в гностических текстах как высокомерный и невежественный относительно божественного источника, из которого он произошел. Веря в то, что он является верховным божеством, он создал материальный мир, который гностики считают изначально несовершенным, испорченным и несовершенным. В конечном итоге София осознает ошибку и остается в ловушке материального мира.

Первая страница Евангелия от Иуды. Страница 33 Кодекса Чакос

Первая страница Евангелия от Иуды.
Страница 33 Кодекса Чакос


Но именно благодаря участию Софии материальный мир — пусть и несовершенный — сохраняет связь с божественным. Гностический миф о творении повествует нам, что Демиург, под влиянием остаточной мудрости Софии, неосознанно внедрил божественную «искру» в человечество. Эта искра представляет собой божественную сущность, заключенную в человеческих существах. Из-за всего этого основные гностические тексты, такие как Ипостась Архонтов, изображают создание человечества как акт искупления и восстания. По мнению гностиков, человечество, таким образом, является парадоксальным творением. Существа из плоти, привязанные к материальному миру, к здесь и сейчас, но при этом наделенные «божественной сущностью и способные превосходить ее».

☘️ Мятежный, искупленный

Увы, даже с его мощными мифами и историями творения гностицизм был в значительной степени подавлен православным христианством . Тем не менее, его основные идеи и темы сохранились в нескольких ключевых текстах, большинство из которых были заново открыты в 20 веке, как те, что были найдены в захоронении Наг-Хаммади в Египте. С открытиями новые писания впоследствии возродили общественный интерес к гностицизму и его мифам, а также альтернативным перспективам существования и духовности, которые они предоставляют.

И во всем этом именно миф о Софии продолжает пленять современных ученых, поскольку он предлагает глубокий взгляд на суть гностической веры. Полная символизма и прозрений, София остается напоминанием о двойственной природе человека — привязанности к материальному миру, но с огромным желанием божественного. Она также напоминает нам о нашем вечном поиске мудрости и понимания окружающего нас мира.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Aleksa Vučković,
«Sophia and the Fall: The Gnostic Creation Myth Explained»