Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Мифозои — фантастические твари Китая

Мифозои  —   фантастические твари Китая

Мифозои —
фантастические твари Китая


В свое время изящный термин «мифозои» был придуман для обозначения разных фантастических животных, описания которых встречаются в мифах, преданиях и сказках народов мира.

Первые свидетельства существования мифических животных относятся к эпохе верхнего палеолита — именно в это время люди начинают рисовать их на стенах пещер. Рассказы о них сохранились в эпических сказаниях.

О фантастических существах писали древние авторы, их встречали во время своих странствий путешественники и паломники. В Средние века их охотно изображали геральдисты и описывали в своих бестиариях литераторы. Потом интерес к мифическим животным упал, да и встречаться с ними людям приходилось все реже — лишь моряки порой видели их выходящими из морской пучины.

Но XX век неожиданно всколыхнул увлечение фантастическими существами, для которых биологи теперь придумали специальный термин — «мифозои».


Китай издревле славился исключительным разнообразием мифического животного мира. Мириады самых невероятных, с точки зрения европейца, существ населяли и населяют всю китайскую вселенную — и небеса, и землю, и подземное царство…

Одни мифозои исполняют обязанности богов, другие — злых демонов (впрочем, разница между ними весьма размыта), третьи просто живут в лесах, реках и озерах. Они обитают не только в далеких окраинных землях, но и рядом с любым самым заурядным селением.

Статуя дракона в Летнем императорском дворце, Пекин

Статуя дракона в Летнем императорском дворце, Пекин


Исторические хроники периодически, причем совершенно обыденно, сообщают о появлении драконов. А созданный в III–IV веках до н. э. географический трактат «Каталог гор и морей» для каждой местности Китая перечисляет десятки животных, в том числе обладающих весьма удивительным строением и свойствами.

Для того чтобы дать представление о широчайшем распространении мифозоев на территории Древнего Китая, приведем довольно большой, причем взятый практически наугад, отрывок из упомянутого трактата.

Обратимся к первой его части, в которой речь идет о «Южных горах» (современные ученые отождествляют их с юго-восточной территорией провинции Хунань):
«В трехстах ли (триста ли — примерно 75–80 километров) к востоку есть гора Основная (Цзи). На ее южном склоне много нефрита, на ее северном склоне множество удивительных деревьев. Там водится животное под названием бочи, похожее на барана, но с девятью хвостами и четырьмя ушами. Глаза у него расположены на спине. Имей его при себе, не будешь знать страха. Там водится птица, похожая на петуха, но с тремя головами и шестью глазами, шестью ногами и тремя крылами. Она носит название чанфу. Если съешь ее, не заснешь.»

Чанфу, цветная перерисовка

Чанфу, цветная перерисовка иллюстрации
«Каталог гор и морей», период династии Цин

«Еще в трехстах ли к востоку есть гора под названием Зеленый холм. На южном ее склоне много нефрита, на северном — много цинху (азурита? — Прим. пер.).»
Лиса с девятью хвостами

Лиса с девятью хвостами,
иллюстрация из трактата «Каталог гор и морей»


«Там водится животное, похожее на лису, но с девятью хвостами; звук его голоса напоминает плач ребенка. Оно может сожрать человека. Тому, кто съест его, не опасен яд змеи. Там водится птица, похожая на голубя, ее крик напоминает звуки „а… а…“, называется гуаньгуань. Если держать ее у себя, то не будешь испытывать сомнений.»
«Отсюда берет начало река Цветочная (Ин), она несет свои воды на юг в озеро Цзии. В ней много красной жу, похожей на рыбу, но с человеческим лицом. Она кричит, как утка. Съешь ее, избавишься от чесотки…»

Множество мифозоев описано и в разделе «Каталога…», посвященном Западным горам. Здесь, например, обитает существо под названием Небесный Бог, живущее, как это ни странно при таком имени, не в небесах, а в реке Инь:
«Он похож на быка, но у него восемь ног, две головы и конский хвост. В том городе, где его увидят, быть войне».
Ближайшим соседом Небесного Бога, согласно «Каталогу…», является Бог Холма со знаменитой горной системы Куньлунь: у него «туловище тигра и девять хвостов, человечье лицо и тигриные когти». Это замечательное животное управляет не только столицей китайских богов и первопредков, расположенной на Куньлуне, но и «девятью сводами неба».


Здесь же, на Куньлуне, разбит мифический «Сад умиротворения Предка» — им управляет бог Инчжао.
«У него туловище коня и человечье лицо. Он полосат, как тигр, но с птичьими крыльями. Носится над четырьмя морями».
На горе Средняя Цюй известны животные, похожие на лошадей.

Чжуинь ведает сменой дня и ночи:
«Когда смотрит — наступает день, закрывает глаза — опускается ночь». «…У них белое туловище, а хвост черный, один рог, клыки и когти, как у тигра. Их крик напоминает барабанный бой. Их называют бо. Они пожирают тигров и пантер. Могут предохранить от войны. <…> Еще в двухстах шестидесяти ли к западу находится гора Гуй. На ее вершине водится животное, похожее на корову, но с иглами, как у ежа. Его зовут цюнци. Оно лает, как собака. Пожирает людей».
Богаты мифозоями и берега протекающей неподалеку Камыш-реки. 
«Там водится животное с лошадиным туловищем, но с крыльями, как у птицы, человеческим лицом и змеиным хвостом. Оно любит обнимать людей. Его называют шуху. Там водится птица, похожая на сову, но с человеческим лицом, туловищем обезьяны и собачьим хвостом. Ей дано имя по ее собственному крику. В городе, где ее увидят, быть большой засухе».
Шуху

Шуху


В Северных горах, на горе Гоуу, обитает замечательное животное баосяо, «похожее на барана, но с лицом человека». Глаза у баосяо расположены под мышками, что представляется несколько странным, ибо баран, в отличие от человека, не может расправить свои конечности, и злополучный баосяо навряд ли способен видеть что-либо, кроме травы у себя под ногами. Вероятно, для компенсации этого недостатка баосяо имеет «клыки, как у тигра, ногти, как у человека». Проблемы со зрением не мешают ему охотиться и пожирать людей.

Баосяо

Баосяо


На горе Мачэн, по сообщению «Каталога…», можно встретить животное небесная лошадь. Почему оно именуется «лошадь», авторы настоящей книги так и не поняли, ибо существо это «вроде белой собаки, но с черной головой».

Что же касается эпитета «небесная», он вполне заслужен, поскольку удивительная лошадь-собака «как увидит человека, взлетает» — судя по всему, без помощи крыльев, поскольку о них «Каталог…» умалчивает.

Небесная лошадь

Небесная лошадь


🐎Надо отметить, что небесная лошадь «выкрикивает собственное имя» — впрочем, это традиционная черта китайских мифозоев


Другая редкостная собака, тоже выкрикивающая собственное имя — цунцун, водится в Восточных горах. От своих обычных сородичей она отличается тем, что имеет шесть ног.

Собака цунцун

Собака цунцун


В этом же регионе обитают птицы лиху, подобные уткам-мандаринкам, но с человечьими ногами. А южнее «водятся животные, похожие на лису, но у них по девять голов и девять хвостов, когти, как у тигра, их имя лунчжи». Они людоеды, крик их подобен плачу ребенка.


Юю, животное, похожее на коня

Юю, животное, похожее на коня


Еще южнее, в окрестностях горы Инь, обитают по крайней мере два мифозоя, имеющие немалое влияние на людей. 
«Там встречается животное, похожее на коня, но с глазами, как у барана, четырьмя рогами и бычьим хвостом; лает, как собака гао. Его называют юю. Где оно появится, в то царство прибудет много хитрецов. Там живет птица, похожая на дикую утку, но с крысиным хвостом. Ей нравится лазить по деревьям. Называется сегоу. В том царстве, где она появится, распространятся болезни».
Самым злокозненным существом из мифозоев, обитающих в Восточных горах, можно, вероятно, признать зверя по имени фэй, живущего на горе Великой. «Каталог…» сообщает: 
«В тех местах есть животное, похожее на быка, но с белой головой, одним глазом и змеиным хвостом. Оно называется фэй. Если оно входит в воду, та высыхает; ступит по траве, та увянет. Когда оно появится, в Поднебесной начнется большой мор».
Фэй

Зверя Фэй признают самым
злокозненным существом из мифозоев


В Центральных горах Китая, на реке Светлой, обитают удивительные змеи хуа. Влияние их на природу противоположно тому, какое оказывает фэй: появляясь, они предвещают большое наводнение. Почему «Каталог…» относит их к змеям, не вполне понятно, поскольку эти замечательные животные имеют туловища как у шакалов, крылья как у птиц, а лица как у людей. Правда, передвигаются они действительно как змеи, причем «кричат „хухэ“, будто бранятся».

Вообще, надо отметить, что анонимный автор (или, скорее, авторы) «Каталога…» не всегда в ладах с зоологией — по крайней мере в современном смысле этого слова. Так, рыба-дракон лунъюй, по их утверждению, «похожа на дикую кошку», живет на суше (на холме) и служит чем-то вроде ездового животного для некоего бога. Почему это существо именуется рыбой, авторам настоящей книги неизвестно.

Весьма удивительным животным, связанным с метеорологией, был Куй, обитавший на горе Движущейся волны в Восточном море. В «Каталоге…» говорится:
«На ее вершине живет животное, похожее на быка, с туловищем изумрудного цвета и без рогов, с одной ногой. Когда оно входит в воду или выходит из нее, то тут же поднимается ветер и льет дождь. Оно светится, как солнце и луна, гремит, как гром. Его имя — Куй. Желтый предок (Он же Желтый император Хуан-ди — легендарный создатель и первый правитель Китая; считался первопредком всех китайцев. Его деятельность датируется серединой III тысячелетия до н. э. — Прим. ред.) схватил его, сделал из его кожи барабан. Палки к нему он сделал из костей Громового Животного. Его бой пугает Поднебесную и слышен на пятьсот ли».
Куй

Куй, иллюстрация из
«Книги гор и морей», редакция 1786 года


Интересно, что наличие одной-единственной ноги не мешало замечательному быку входить в воду и выходить из нее.

Впрочем, согласно китайскому словарю I века н. э. «Шовэнь цзе-цзы», Куй не бык, а дракон (правда, тоже одноногий). Но кем бы ни было это животное, гибель его от рук мифического основоположника китайской государственности не отразилась на существовании вида.

Описывая гору Минь (в современной провинции Сычуань), «Каталог…» сообщает: «Среди ее животных — носороги, слоны, быки куй. Среди птиц — фазаны». Согласно тому же «Каталогу…», в районе истоков Хуанхэ «преобладают быки куй, лоси, зайцы и носороги».

Множество гор, описанных в «Каталоге…», имеют собственных духов, которые, как правило, предстают в облике мифических животных. Так, у некоторых духов Южных гор — «драконьи туловища и птичьи головы», Восточных гор — «звериные туловища и человеческие головы с рогами», у духов массива Цзи — «человеческие лица и птичьи туловища», а у духов массива Шоуян — «туловища драконов и человеческие головы».

Весьма оригинальные мифозои ведают семнадцатью горами, расположенными от горы Цянь до горы Чертополоха (Лай).

«У их десяти духов человечьи лица и лошадиные туловища, у семи духов человечьи лица и туловища быков, по четыре ноги и одному плечу; при ходьбе они опираются на посох. Эти духи — летающие животные».


В «Каталоге…» указано 5370 священных гор, располагающихся на территории Поднебесной, и можно представить, какое огромное количество мифозоев ими ведает. А ведь свои духи-покровители, как правило, негуманоидные, есть и у других географических объектов и даже понятий.

Так, например, бог Востока имеет «птичье туловище и человеческое лицо» и ездит на двух драконах. А богом Севера назван некий «Обезьяний силач» — почему он носит такое прозвище, не вполне понятно, ибо у силача этого «человеческая голова, птичье туловище, в уши продеты две зеленые змеи, под ногами две зеленые змеи».

Бог долины Утреннего света (являющийся по совместительству повелителем реки Хуанхэ и носящий имя Небесный У) «имеет вид животного желто-зеленого цвета с восемью головами, у каждой по человеческому лицу; с восемью ногами и восемью хвостами».

Среди мифозоев, связанных с географическими объектами, можно особо отметить бога Горы-Колокол по имени Освещающий Тьму, или Чжуинь (он же Чжу-лун). Это огромный красный змей с человеческой головой и «длиной в тысячу ли». В Древнем Китае ли — это около 250 метров (в современном — примерно в два раза больше), следовательно, длина замечательного животного — около 250 километров.

Чжуинь ведает сменой дня и ночи:

«Когда смотрит — наступает день, закрывает глаза — опускается ночь».


Кроме того, про него сообщается, что он «не пьет, не ест, не дышит». Но, судя по всему, животное это все-таки иногда дышит, поскольку далее про него же говорится: «А если вздохнет — поднимется ветер».

Богаты мифозоями и воды Китая. Из рыб, которые обитают в реках Западных гор и описаны в «Каталоге…», особо интересна рыба ю, «похожая на петуха, но с красными перьями (плавниками), тремя хвостами, шестью ногами и четырьмя головами» и голосом, напоминающим сорочий. Кто ее съест, тот исцелится от печали…

У рыбы хэло на одну голову приходятся целых 10 туловищ, голос она имеет собачий и помогает излечивать чирьи. В Северных горах водится рыба чжи — у нее «туловище рыбы, а голова собаки»; она «кричит, как маленький ребенок» и исцеляет «от помрачения разума».

В реке Цветочной во множестве обитают некие красные жу — похожие на рыбу, но с человеческим лицом; они кричат, как утки.

Во многих реках Китая водятся так называемые жэньюй — человекорыбы, которых переводчики на европейские языки почему-то иногда называют саламандрами.


Впрочем, архимандрит Палладий, начальник Русской православной миссии в Пекине и создатель китайско-русского словаря, в XIX веке писал, что жэньюй — это морские животные длиной в фут, с четырьмя лапами и дыхательным отверстием на лбу.

По словам Палладия, китайцы считают, что жэньюй могут превращаться в прекрасных мужчин и женщин и склонять обычных людей к прелюбодеянию. Несмотря на то что существа эти были, вероятно, сходны с европейскими русалками, практичные китайцы использовали их жир для наполнения светильников.

Жэньюй — человекорыбы

Жэньюй — человекорыбы


Очень распространены в Китае самые невероятные пернатые. Согласно «Каталогу…», в Южных горах водятся птицы цюй, «похожие на цаплю, но с белой головой, тремя лапами и человеческим лицом». В этом же регионе встречается юй, напоминающая сову, но имеющая «человечье лицо, четыре глаза, уши». Ее появление предвещает большую засуху.

В Западных горах живут птицы, похожие на диких уток, но имеющие всего по одному глазу и одному крылу, — беднягам приходится летать, «поддерживая друг друга»..

У птицы сяо тоже один глаз, зато четыре крыла, и в дополнение имеется собачий хвост. У зеленой в красную полосочку птицы бифан только одна нога. Зато у птицы бэнь целых шесть ног — это нарядное существо, похожее на сороку, но с белым оперением и красным хвостом. Сколько ног, крыльев и глаз у птицы чи, «Каталог…» умалчивает, но зато доподлинно известно, что у нее три туловища (впрочем, голова при этом только одна).

Довольно много избыточных (с традиционной точки зрения) конструктивных элементов у птицы суаньюй: сама она похожа на змею, при этом обладает четырьмя крыльями, шестью глазами и тремя ногами. «В том городе, где ее увидят, испытают сильный страх». «Каталог…» не разъясняет, пугаются ли люди самой птицы, или же она лишь знаменует собой грядущие страхи.

Впрочем, упомянуты в «Каталоге…» и пернатые, представляющие непосредственную опасность для человека. Среди них, например, цицяо — птица, «похожая на петуха, но с белой головой и ногами, как у мыши, когтями, как у тигра» — она «поедает людей».

Особый интерес представляет китайская разновидность феникса — фэнхуан. Птица эта, в отличие от описанных ранее перелетных фениксов, мигрирующих между Передней Азией или Индией и Египтом, размножается обычным образом — «Каталог…» упоминает самцов и самок.

Самосожжением фэнхуан не занимается, но, как и ее западный собрат, имеет отношение к стихии огня, считаясь его олицетворением. Кроме того, ее соотносят с югом и летом. Эта же птица, будучи одной из ипостасей божества ветра, в далекой древности исполняла обязанности посланца небесного императора Тянь-ди (примерно то же, что Шан-ди — верховное божество древнейшего китайского государства Шан-Инь (XVII–XII/XI века до н. э.).

Китайский феникс

Китайский феникс, Статуя в городе Наньнин, КНР


Позднее на фениксах путешествовали по небу даосские святые. «Каталог…» сообщает, что фэнхуан «похожа на петуха, пятицветная, с разводами». Разводы эти напоминают наиболее чтимые китайцами иероглифы: узор на голове читается как дэ (добродетель), на крыльях — и (справедливость), на спине — ли (благовоспитанность), на груди — жэнь (совершенство) и на животе — синь (честность). «Она ест и пьет, как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступят спокойствие и мир». Впрочем, увидеть замечательную птицу не так-то просто, и сам великий Желтый император Хуан-ди мечтал об этой чести.

Современный китайский исследователь Юань Кэ пишет:
«Как говорится в книгах, даже сам Хуан-ди никогда не видел фениксов и очень хотел взглянуть на них. Он спросил сановника Тянь-лао, как выглядят фениксы. Тянь-лао, вероятно, тоже их никогда не видел и сказал Хуан-ди, что „спереди феникс напоминает лебедя, со спины он похож на единорога цилиня. У него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, подбородок ласточки, петушиный клюв“».

Статуя цилиня, мифического единорога

Статуя цилиня, мифического единорога,
в Летнем императорском дворце, Пекин


Позднее о появлении этих замечательных пернатых в Поднебесной мечтал Конфуций (Он же — Кун-цзы, т. е. «Учитель Кун». Величайший китайский философ, живший в VI–V веках до н. э. — Прим. ред.), живший в беспокойное время и с сожалением восклицавший: «А фениксы не появляются!».

Впрочем, существовали в китайской мифологической географии и территории, где фениксы были не в диковинку и люди даже питались их яйцами. Такой, согласно «Каталогу…», была, например, Долина Плодородия в Заморье Запада. Яйца фениксов очень крупные — люди «держат обеими руками каждое яйцо феникса, когда едят их».

На территории Китая, согласно «Каталогу…», обитают фениксы «трех видов»: фэн, хуан и луань. Многие исследователи считают (с учетом и других источников), что «фэн» — это название самца, а «хуан» и «луань» — самок. Впрочем, все не так однозначно, поскольку «Каталог…» говорит о «яйцах птицы-феникса фэн», и это наводит на мысль, что либо самцы фениксов несутся (но тогда они, в сущности, и есть самки), либо различия между фэн, хуан и луань сложнее, чем половые.

Изображение девятиглавого феникса

Классическая иллюстрация из трактата «Каталог гор и морей» с изображением девятиглавого феникса (цветное издание династии Цин)


Что же касается разницы между хуан и луань, авторы настоящей книги и вовсе отчаялись ее постигнуть. Во всяком случае, ясно, что это не просто разные названия самок. В «Каталоге…», в частности, сказано: «К западу… живут птицы-фениксы фэн, хуан и луань. На головах и на ногах у них висят змеи, на груди тоже змеи красного цвета». При описании царства Плодородия «Каталог…» сообщает, что там «птица-феникс луань поет, а птица-феникс хуан танцует».

Надо отметить, что фениксы вообще склонны к изящным искусствам, причем соблюдают строгое разделение жанров. В каждом из регионов Китая существует своя популяция фениксов, о которой, как правило, сообщается, кто именно здесь поет, а кто танцует.

Так, например, на берегах реки Черной, в долине Дугуан, поют птицы луань, но танцуют уже птицы фэн. Интересно, что, согласно «Каталогу…», не только фэн, но и хуан, и луань «носят доспехи и оружие», — правда, с кем они воюют и воюют ли вообще, источник умалчивает.




Ivik Oleg,
Отрывок из книги «Mythosomes: History and Biology of Mythical Animals»