У аборигенов Австралии существует богатый перечень чудовищных фигур. Конкретная форма, которую принимает их нечесть, в значительной степени зависит от их местонахождения.
В Центральных и Западных пустынях Австралии бродят огры, привидения и женщины-призраки, младенцы-каннибалы, гигантские пожиратели младенцев, колдуны, а также спинифексы и духовные существа в перьях, способные уничтожить жертву одной смертельной удавкой. Есть похотливые старики, которые, желая утолить свои необузданные сексуальные аппетиты, безжалостно преследуют по ночному небу и на суше красивых юных девушек, а также другие чудовищные существа.
Земля Арнем, на севере Австралии, является обителью злобных теней и вампироподобных Духов Ветра и Падающей Звезды. Есть также кровожадные гуманоидные девушки-рыбы, которые живут в глубоких водоемах и каменных ямах, выжидая момента, чтобы подняться, схватить и утопить ничего не подозревающих человеческих детей или взрослых, которые подошли близко к кромке воды. Некоторые колдуны с радостью расчленяют своих жертв на части, но есть и другие чудовищные существа, живущие параллельно с человеческими существами, живущими в тех же местах.
Существование таких Злых Существ — ничем не примечательное явление, учитывая, что в большинстве религиозных и мифологических традиций есть свои собственные демоны и сверхъестественные сущности. Чудовищные существа аллегоричны по своей природе, олицетворяя зло.
В христианской традиции нам не нужно смотреть дальше Сатаны. В Танахе «Противник», как фигура в еврейской Библии иногда описывается в английском переводе, выполняет аналогичную роль. Часто, подобно многим Чудовищным Существам, населяющим аборигенов Австралии , эти злые сверхъестественные существа являются обманщиками, оборотнями и оборотнями .
Тропа метаморфоз очевидна в реальных историях и репрезентациях в СМИ в доминирующей культуре Австралии: рассмотрим образ доброго старого джентльмена по соседству или преданного, заботливого приходского священника, который шокирует всех, превращаясь в растлителей малолетних, жутких, хищных. , хотя вечно обаятельный.
Как заметила знаменитый британский мифограф и историк культуры Марина Уорнер :
Чудовища созданы для того, чтобы предупреждать, угрожать и наставлять, но они отнюдь не всегда чудовищны в отрицательном смысле этого слова; у них всегда была соблазнительная сторона.
Уорнер также отмечает, что мифические злобные существа встречаются по всему миру. Вспомните гомеровского Циклопа, ночную ведьму из легенд эпохи Возрождения или немецкую Киндерфрессеру, которая хватает и поедает своих юных жертв. Такие существа воплощают самые глубокие тревоги и страхи людей.
Чудовищные существа также изображаются во многих традициях изобразительного искусства. Примером тому служат работы Гойи о великанах и пожирателях детей, в том числе, например, его ужасное изображение Сатурна, пожирающего собственного ребенка.
Кажется, что во всех культурах есть сказки и рассказы, выражающие высокую степень агрессии по отношению к маленьким детям. Этому есть много причин, но в конечном счете это отражает особую уязвимость самых маленьких по отношению к взрослым и внешнему миру.
Все эти фигуры материализуют страх, вынося его на поверхность. На психологическом уровне рассказы об этих сущностях являются средством борьбы с ужасом. К этому я бы добавила, что такие чудовищные существа также свидетельствуют о некоторых наименее приятных аспектах человеческого поведения, о самых отвратительных и порочных из наших человеческих способностей.
Важно отметить, что для аборигенов Австралии эти цифры и сопутствующие им рассказы представляют собой ценный источник знаний об опасностях конкретных мест и окружающей среды. Наиболее важной из всех является их социальная функция, заключающаяся в том, чтобы вызывать страх и осторожность у маленьких детей, соизмеримых с вполне реальными экологическими опасностями, с которыми они неизбежно сталкиваются.
В самых дальних уголках Западной пустыни, в районе Пилбара, блестящий, хотя и малоизвестный мартуский художник и аниматор Юнкурра Билли Аткинс создает необычайно графические изображения каннибалов, в том числе младенцев.
У этих древних злобных нгаюрнангалку (каннибалов) острые заостренные зубы и изогнутые ногти, похожие на когти. Они живут под соленым озером Кумпупирнтилы (Озеро Разочарования). Известно, что в этих окрестностях они выслеживают и поедают человеческую добычу, а точнее, людей Марту.
О Кумпупирнтили исследователь ANU Джон Карти пишет:
Это абсолютное, плоское и неумолимое пространство слепящего соленого озера, окруженного песчаными холмами. Марту никогда не ступала ногой на поверхность соленого озера и, когда требуется пройти мимо, не может уйти достаточно быстро. Эта нервирующая среда основана на столь же нервирующем повествовании. Кумпупирнтили является домом для грозных Нгаюрнангалку, предков каннибалов, которые продолжают жить сегодня под огромным соленым озером.
А если и этого недостаточно, то в тех же окрестностях обитают мальпу (дьяволы-убийцы).
Как признается Билли Аткинс:
Это опасная трана. Я говорю вам, что эта толпа каннибалов где-то там...
Основное повествование Нгаюрнангалку (что означает что-то вроде «они меня съедят») сосредоточено на двух отдельных группах предков, одна из которых желает сохранить практику каннибализма Нгаюрнангалку, а другая группа категорически против этого.
Человек из Марту Джеффри Джеймс, рассказывая об этом повествовании Джону Карти, сказал следующее:
Однажды] ночью родился ребенок. Они спросили: «Мы перестанем есть людей?» И они сказали: «Да, мы собираемся остановиться», и они спросили ребенка, новорожденного ребенка, и он сказал: «Нет». Маленький ребенок сказал: «Нет, мы все еще можем продолжать и продолжать есть людей», но эта толпа сказала: «Нет, мы не будем трогать».
Нет никаких доказательств того, что люди Марту когда-либо занимались каннибализмом, но, учитывая засушливость и скудное распространение растительности и фауны в этой очень окраинной и далекой стране, временами, конечно, только в теории, это должно было быть заманчиво.
В этом отношении чудовищные цифры отражают то, что можно было бы назвать потенциальной уязвимостью и линиями разлома конкретных сообществ и мест проживания аборигенов. Так во всем мире.
Путешествуя дальше на восток, в страну Питьянтьятжара Янкунитжатжара («Анангу»), но оставаясь в Западной пустыне, господствуют грозные Маму, тоже каннибалы.
С большими выпуклыми глазами они иногда лысые, а иногда и волосатые. Их длинные волосы торчат торчком, а острые зубы, похожие на клыки, способны сдирать плоть со своих жертв. Опасные оборотни, они способны принимать гуманоидную форму, но они также ассоциируются с остроклювыми птицами, собаками и падающими звездами. Маму, которые также фигурируют в рассказах Варлпири и других пустынных групп, обычно живут под землей или в дуплах деревьев.
Антрополог Уте Эйкелькамп убедительно написала о Маму в основном с психоаналитической точки зрения, но также утверждает в статье 2004 года, что в Западной и Центральной пустыни «взрослые обычно используют угрозу демонических атак [Маму], чтобы контролировать поведение детей».
Система верований, связанная с деятельностью Маму, распространилась на постконтактную жизнь пожилых людей анангу. Это демонстрируют пожилые люди питджантжатжара, которые объяснили грибовидное облако, выпущенное в 1956 году британской программой испытаний атомных бомб в Маралинге на земле Анангу, как свидетельство гнева и ярости Маму из-за того, что их потревожили в их подземных жилищах и, следовательно, подняли в огромное, злое пылевое облако.
Тревор Джеймисон рассказывает об опыте своей семьи в программе тестирования Маралинги в театральной постановке Ngapartji Ngapartji.
Среди других магических фигур, фигурирующих в Анангу Тьюкурпа («Сновидения»), есть Вати Ньиру («Человек Ньиру», Утренняя Звезда). Вати Ньиру преследует Кунгкарангкалпу, небесных звездных сестер, составляющих созвездие, известное древним грекам как Плеяды, по ночному небу, с сексуальным завоеванием (среди прочего) на уме.
Выдающийся художник Гарри Тьюджуна, который рисует в Центре искусств Нинуку на севере Южной Австралии, прославился за свое исполнение Вати Ньиру, а также за своего предка, мечтающего о лающем пауке, Ванке.
Дальше на север, в стране Варлпири, Пангкарлангу является одним из множества пугающих фигур япа-нгарну (буквально «людоед» или «каннибал», или, в просторечии, «пожиратель людей»), которые повторяются в некоторых Warlpiri Jukurrpa («Сновидения»).
Пангкарлангу — огромные, волосатые, с острыми когтями и без шеи детоубийцы, физически описываемые в терминах, сходных с популярными представлениями о неандертальцах или, возможно, денисовцах.
Физические характеристики пангкарлангу были впервые описаны мне в начале 1980-х ныне покойной женщиной из Варлпири, которая плохо говорила по-английски, не умела ни читать, ни писать и никогда не видела изображения неандертальца, но ее карандашный рисунок поразительно напоминал Неандертальца.
Уорлпири Пангкарлангу, который простирается дальше через Центральную и Западную пустыни, обычно носит тканый пояс из шнурков вокруг талии. Это снаряжение тесно связано с его грязными целями.
Пангкарлангу, огромные неуклюжие звериные гуманоиды, бродят по пустыне в поисках желаемой добычи. В свободное время они дерутся друг с другом. Это классические представления о том, что в последние годы описывалось как «инаковость».
Потерянные человеческие младенцы или младенцы, которые уползли или заблудились вдали от основного лагеря, являются предпочтительным источником пищи Пангкарлангуса, поскольку они сочные, нежные и их легко поймать. Пангкарлангу хватают свою добычу за маленькие ножки, быстро переворачивая ее вниз головой, подбоченившись крошечными ручками.
Взрослые варлпири, которые являются успешными охотниками, используют аналогичную технику, чтобы схватить за хвост крупных гоанн или блютанговых ящериц, чтобы они не нанесли глубокие царапины или болезненные раны на руки своих похитителей. Пангкарлангу моделирует свой метод казни младенцев на людях-охотниках на мелкую дичь, убивая младенцев быстро и умело, разбивая их мозги о твердую красную землю одним ударом.
Убив свою беззащитную жертву, пангкарлангу обвивает свое маленькое тельце вокруг своей талии, привязывая ноги к ремню для волос, так что его голова свисает и качается вверх и вниз, когда он шагает вперед. Пангкарлангу будет продолжать свои бродячие поиски новых пухленьких малышей, сбежавших из-под опеки взрослых, и продолжает ловить их, пока его пояс для волос не заполнится, и он не будет полностью окружен безжизненными болтающимися младенцами. Затем пангкарлангу разводит костер, бросая мертвых детенышей в пепел, после чего усаживается, чтобы наесться аппетитной едой медленно обжаренного младенца.
В одном памятном случае в моем присутствии художница Ладжаману и выдающийся рассказчик Молли Тасман Напуррурла в леденящей кровь речи и с ужасающей вокализацией (хотя, если можно было оценить мрачный, готический тенор ситуации, на другом уровне это было весело), благодаря блестящему использованию черного юмора в исполнении Напуррурлы) описал и имитировал действия пангкарлангу перед аудиторией, состоящей из восхитительно напуганных маленьких детей в школе Ладжаману.
Напуррурла воспроизвел обезьяноподобные амбулаторные движения пангкарлангу, когда он неуклюже передвигался по пустыне, а головы маленьких младенцев, прикрепленные к его поясу из завязки для волос, подпрыгивали вверх и вниз и раскачивались, когда большое неуклюжее существо меняло направление.
Я не сомневалась, что такие нарративы в первую очередь касаются социального контроля в отношении специфических опасностей пустыни, где в летние месяцы люди могут умереть мучительной смертью от жажды в течение нескольких часов. Такие чудовищные существа и сопутствующие им рассказы существуют для того, чтобы внушать маленьким детям потребность в послушании старшим членам семьи, и в особенности не блуждать в пустыне в одиночестве, чтобы их не постигла участь, может быть, худшая, чем встреча с хищный Пангкарлангу.
Пангкарлангу, как и другие чудовищные существа в повествованиях о сновидениях аборигенов, будь то мужчины или женщины, чаще всего изображаются в фигуративной форме (редкое явление в искусстве Центральной и Западной пустыни, которое в основном иконографично) с чрезвычайно большими гениталиями - их огромные члены обеспечивают верные доказательства злого умысла.
Несколько лет назад, когда я вела переговоры с издателем о написании детской книги о монстрах в повествованиях о сновидениях аборигенов, все шло хорошо, пока я не показала ему прекрасно выполненную и вызывающую воспоминания картину пангкарлангу художника Пинтупи Чарли Тьярару. Когда я объяснила значение чудовищно пропорциональных гениталий фигуры, мужчина повернулся ко мне и сказал:
С одной стороны, яков-яуков можно описать как русалок-антиподов, за исключением того факта, что они не безобидны. Эти девушки с рыбьими хвостами, молодые женщины-духовные существа с длинными развевающимися локонами волос, состоящими из зеленых водорослей, живут, или, может быть, было бы точнее сказать, «прячутся» в глубоких водоемах, каменных ямах и пресноводных ручьях Западного Арнемленда. особенно.
Их особенно боятся дети и молодые люди, потому что считается, что они способны утащить людей под воду и утопить их. Как и большинство духов аборигенов, они обладают способностью к метаморфозам и иногда могут принимать присутствие на суше, прежде чем снова превратиться в водяных духов.
В Арнемленде есть ряд знаменитых художников-экспонентов Yawk Yawks, в том числе Люк Нганджмирра, художник Kunwinjku, работающий в Injalak Arts & Crafts, братья из Maningrida Owen Yalandja и Crusoe Kurddal (резчики), сыновья покойного церемониала Kuninjku. лидер Крузо Кунингбал (1922–1984) и Аннибелл Маррнгамарнга (ткачиха, которая вышивает девушек Явк Явк из пандануса), которые также работают с Центром искусств и культуры Манингрида.
Также в Арнемленде обитают духи Наморроддо.
У них длинные когти, и ночью они летают по воздуху, распустив длинные волосы, чтобы охотиться на людей. Родители контролируют детей, предупреждая их, чтобы они не бегали по улице ночью, особенно когда дует сильный ветер, который перекликается со звуком, издаваемым Наморроддо, когда они свистят и шуршат по ночному небу, их скелетные тела удерживаются вместе только тонкими полосками ткани. плоть.
Наморроддо чем-то похожи на вампиров в том, что они высасывают жизненные соки своих человеческих жертв, предварительно убив их, вонзая в них свои длинные острые когти. В свою очередь, их жертвы также превращаются в Наморроддо.
И колдунов предостаточно, никто из них не страшнее Dulklorrkelorrkeng, бесполые или, скорее, способные принимать характеристики любого пола, злобные Духовные Существа с лицами, похожими на лица летучих лисиц, которые с удовольствием поедают ядовитых змей - без вреда.
Известно, что дуллорркелорркенг ходит со змеей, привязанной к его большому пальцу, и они живут в лесах, где нет грунтовых вод. Во многих отношениях они напоминают духов наманде западного Арнемленда. Покойный художник из Арнемленда Лофти Бардаял Надджамаррек из народа Кундеджиндженхми считался, возможно, величайшим из ныне живущих представителей духа-колдуна Дульклорркелорркенг.
Этот отчет, данный здесь, едва касается поверхности этой обширной темы. Тем не менее, это указывает на широкий охват аборигенных сновидений, культуры и изобразительного искусства, которые способны изображать все аспекты человеческой жизни, а также жизни других видов.
В конечном счете, эти Чудовищные Существа и их рассказы выполняют критически важную социальную функцию, которая способствует поддержанию жизни: внушение молодым и старым одинаково здорового уважения и соразмерного страха перед конкретными опасностями, как экологическими, так и психическими, в определенных местах.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Вy Christine Judith Nicholls*,
«Aboriginal Monsters and their Hidden Meanings»
* Кристин Джудит Николлс - Почетный старший преподаватель Австралийского национального университета.
Кристин занимается образованием как в сфере высшего образования, так и в сфере школьного образования с тех пор, как начала свою преподавательскую карьеру в Сиднее в начале 1970-х годов. Начиная с начала 1980-х Кристин Николлс провела более десяти лет, живя в Ладжаману, отдаленном поселении аборигенов Варлпири в пустыне Танами на Северной территории, где она работала сначала лингвистом, а затем директором местной школы и играла инструментальная партии в начале художественного движения в Ладжаману. Она также хорошо говорит и/или понимает несколько языков аборигенов, особенно язык варлпири. (Примеч. Louiza Smith)
В Центральных и Западных пустынях Австралии бродят огры, привидения и женщины-призраки, младенцы-каннибалы, гигантские пожиратели младенцев, колдуны, а также спинифексы и духовные существа в перьях, способные уничтожить жертву одной смертельной удавкой. Есть похотливые старики, которые, желая утолить свои необузданные сексуальные аппетиты, безжалостно преследуют по ночному небу и на суше красивых юных девушек, а также другие чудовищные существа.
Земля Арнем, на севере Австралии, является обителью злобных теней и вампироподобных Духов Ветра и Падающей Звезды. Есть также кровожадные гуманоидные девушки-рыбы, которые живут в глубоких водоемах и каменных ямах, выжидая момента, чтобы подняться, схватить и утопить ничего не подозревающих человеческих детей или взрослых, которые подошли близко к кромке воды. Некоторые колдуны с радостью расчленяют своих жертв на части, но есть и другие чудовищные существа, живущие параллельно с человеческими существами, живущими в тех же местах.
Существование таких Злых Существ — ничем не примечательное явление, учитывая, что в большинстве религиозных и мифологических традиций есть свои собственные демоны и сверхъестественные сущности. Чудовищные существа аллегоричны по своей природе, олицетворяя зло.
В христианской традиции нам не нужно смотреть дальше Сатаны. В Танахе «Противник», как фигура в еврейской Библии иногда описывается в английском переводе, выполняет аналогичную роль. Часто, подобно многим Чудовищным Существам, населяющим аборигенов Австралии , эти злые сверхъестественные существа являются обманщиками, оборотнями и оборотнями .
Тропа метаморфоз очевидна в реальных историях и репрезентациях в СМИ в доминирующей культуре Австралии: рассмотрим образ доброго старого джентльмена по соседству или преданного, заботливого приходского священника, который шокирует всех, превращаясь в растлителей малолетних, жутких, хищных. , хотя вечно обаятельный.
Как заметила знаменитый британский мифограф и историк культуры Марина Уорнер :
Чудовища созданы для того, чтобы предупреждать, угрожать и наставлять, но они отнюдь не всегда чудовищны в отрицательном смысле этого слова; у них всегда была соблазнительная сторона.
Уорнер также отмечает, что мифические злобные существа встречаются по всему миру. Вспомните гомеровского Циклопа, ночную ведьму из легенд эпохи Возрождения или немецкую Киндерфрессеру, которая хватает и поедает своих юных жертв. Такие существа воплощают самые глубокие тревоги и страхи людей.
Чудовищные существа также изображаются во многих традициях изобразительного искусства. Примером тому служат работы Гойи о великанах и пожирателях детей, в том числе, например, его ужасное изображение Сатурна, пожирающего собственного ребенка.
Кажется, что во всех культурах есть сказки и рассказы, выражающие высокую степень агрессии по отношению к маленьким детям. Этому есть много причин, но в конечном счете это отражает особую уязвимость самых маленьких по отношению к взрослым и внешнему миру.
Чудовищные существа в «сновидящих»
повествованиях и искусстве
Все эти фигуры материализуют страх, вынося его на поверхность. На психологическом уровне рассказы об этих сущностях являются средством борьбы с ужасом. К этому я бы добавила, что такие чудовищные существа также свидетельствуют о некоторых наименее приятных аспектах человеческого поведения, о самых отвратительных и порочных из наших человеческих способностей.
Важно отметить, что для аборигенов Австралии эти цифры и сопутствующие им рассказы представляют собой ценный источник знаний об опасностях конкретных мест и окружающей среды. Наиболее важной из всех является их социальная функция, заключающаяся в том, чтобы вызывать страх и осторожность у маленьких детей, соизмеримых с вполне реальными экологическими опасностями, с которыми они неизбежно сталкиваются.
Пустынные регионы: страна каннибалов
Чудовищность многих, хотя и не всех, этих пустынных существ заключается в их особой склонности к каннибализму.В самых дальних уголках Западной пустыни, в районе Пилбара, блестящий, хотя и малоизвестный мартуский художник и аниматор Юнкурра Билли Аткинс создает необычайно графические изображения каннибалов, в том числе младенцев.
У этих древних злобных нгаюрнангалку (каннибалов) острые заостренные зубы и изогнутые ногти, похожие на когти. Они живут под соленым озером Кумпупирнтилы (Озеро Разочарования). Известно, что в этих окрестностях они выслеживают и поедают человеческую добычу, а точнее, людей Марту.
История каннибалов (кадр), |
О Кумпупирнтили исследователь ANU Джон Карти пишет:
Это абсолютное, плоское и неумолимое пространство слепящего соленого озера, окруженного песчаными холмами. Марту никогда не ступала ногой на поверхность соленого озера и, когда требуется пройти мимо, не может уйти достаточно быстро. Эта нервирующая среда основана на столь же нервирующем повествовании. Кумпупирнтили является домом для грозных Нгаюрнангалку, предков каннибалов, которые продолжают жить сегодня под огромным соленым озером.
А если и этого недостаточно, то в тех же окрестностях обитают мальпу (дьяволы-убийцы).
Как признается Билли Аткинс:
Это опасная трана. Я говорю вам, что эта толпа каннибалов где-то там...
Основное повествование Нгаюрнангалку (что означает что-то вроде «они меня съедят») сосредоточено на двух отдельных группах предков, одна из которых желает сохранить практику каннибализма Нгаюрнангалку, а другая группа категорически против этого.
Человек из Марту Джеффри Джеймс, рассказывая об этом повествовании Джону Карти, сказал следующее:
Однажды] ночью родился ребенок. Они спросили: «Мы перестанем есть людей?» И они сказали: «Да, мы собираемся остановиться», и они спросили ребенка, новорожденного ребенка, и он сказал: «Нет». Маленький ребенок сказал: «Нет, мы все еще можем продолжать и продолжать есть людей», но эта толпа сказала: «Нет, мы не будем трогать».
Нет никаких доказательств того, что люди Марту когда-либо занимались каннибализмом, но, учитывая засушливость и скудное распространение растительности и фауны в этой очень окраинной и далекой стране, временами, конечно, только в теории, это должно было быть заманчиво.
В этом отношении чудовищные цифры отражают то, что можно было бы назвать потенциальной уязвимостью и линиями разлома конкретных сообществ и мест проживания аборигенов. Так во всем мире.
Путешествуя дальше на восток, в страну Питьянтьятжара Янкунитжатжара («Анангу»), но оставаясь в Западной пустыне, господствуют грозные Маму, тоже каннибалы.
С большими выпуклыми глазами они иногда лысые, а иногда и волосатые. Их длинные волосы торчат торчком, а острые зубы, похожие на клыки, способны сдирать плоть со своих жертв. Опасные оборотни, они способны принимать гуманоидную форму, но они также ассоциируются с остроклювыми птицами, собаками и падающими звездами. Маму, которые также фигурируют в рассказах Варлпири и других пустынных групп, обычно живут под землей или в дуплах деревьев.
Антрополог Уте Эйкелькамп убедительно написала о Маму в основном с психоаналитической точки зрения, но также утверждает в статье 2004 года, что в Западной и Центральной пустыни «взрослые обычно используют угрозу демонических атак [Маму], чтобы контролировать поведение детей».
Система верований, связанная с деятельностью Маму, распространилась на постконтактную жизнь пожилых людей анангу. Это демонстрируют пожилые люди питджантжатжара, которые объяснили грибовидное облако, выпущенное в 1956 году британской программой испытаний атомных бомб в Маралинге на земле Анангу, как свидетельство гнева и ярости Маму из-за того, что их потревожили в их подземных жилищах и, следовательно, подняли в огромное, злое пылевое облако.
Тревор Джеймисон рассказывает об опыте своей семьи в программе тестирования Маралинги в театральной постановке Ngapartji Ngapartji.
Среди других магических фигур, фигурирующих в Анангу Тьюкурпа («Сновидения»), есть Вати Ньиру («Человек Ньиру», Утренняя Звезда). Вати Ньиру преследует Кунгкарангкалпу, небесных звездных сестер, составляющих созвездие, известное древним грекам как Плеяды, по ночному небу, с сексуальным завоеванием (среди прочего) на уме.
Выдающийся художник Гарри Тьюджуна, который рисует в Центре искусств Нинуку на севере Южной Австралии, прославился за свое исполнение Вати Ньиру, а также за своего предка, мечтающего о лающем пауке, Ванке.
Дальше на север, в стране Варлпири, Пангкарлангу является одним из множества пугающих фигур япа-нгарну (буквально «людоед» или «каннибал», или, в просторечии, «пожиратель людей»), которые повторяются в некоторых Warlpiri Jukurrpa («Сновидения»).
Пангкарлангу — огромные, волосатые, с острыми когтями и без шеи детоубийцы, физически описываемые в терминах, сходных с популярными представлениями о неандертальцах или, возможно, денисовцах.
Панкарлангу и потерянный ребенок, |
Физические характеристики пангкарлангу были впервые описаны мне в начале 1980-х ныне покойной женщиной из Варлпири, которая плохо говорила по-английски, не умела ни читать, ни писать и никогда не видела изображения неандертальца, но ее карандашный рисунок поразительно напоминал Неандертальца.
Уорлпири Пангкарлангу, который простирается дальше через Центральную и Западную пустыни, обычно носит тканый пояс из шнурков вокруг талии. Это снаряжение тесно связано с его грязными целями.
Пангкарлангу, огромные неуклюжие звериные гуманоиды, бродят по пустыне в поисках желаемой добычи. В свободное время они дерутся друг с другом. Это классические представления о том, что в последние годы описывалось как «инаковость».
Потерянные человеческие младенцы или младенцы, которые уползли или заблудились вдали от основного лагеря, являются предпочтительным источником пищи Пангкарлангуса, поскольку они сочные, нежные и их легко поймать. Пангкарлангу хватают свою добычу за маленькие ножки, быстро переворачивая ее вниз головой, подбоченившись крошечными ручками.
Взрослые варлпири, которые являются успешными охотниками, используют аналогичную технику, чтобы схватить за хвост крупных гоанн или блютанговых ящериц, чтобы они не нанесли глубокие царапины или болезненные раны на руки своих похитителей. Пангкарлангу моделирует свой метод казни младенцев на людях-охотниках на мелкую дичь, убивая младенцев быстро и умело, разбивая их мозги о твердую красную землю одним ударом.
Убив свою беззащитную жертву, пангкарлангу обвивает свое маленькое тельце вокруг своей талии, привязывая ноги к ремню для волос, так что его голова свисает и качается вверх и вниз, когда он шагает вперед. Пангкарлангу будет продолжать свои бродячие поиски новых пухленьких малышей, сбежавших из-под опеки взрослых, и продолжает ловить их, пока его пояс для волос не заполнится, и он не будет полностью окружен безжизненными болтающимися младенцами. Затем пангкарлангу разводит костер, бросая мертвых детенышей в пепел, после чего усаживается, чтобы наесться аппетитной едой медленно обжаренного младенца.
В одном памятном случае в моем присутствии художница Ладжаману и выдающийся рассказчик Молли Тасман Напуррурла в леденящей кровь речи и с ужасающей вокализацией (хотя, если можно было оценить мрачный, готический тенор ситуации, на другом уровне это было весело), благодаря блестящему использованию черного юмора в исполнении Напуррурлы) описал и имитировал действия пангкарлангу перед аудиторией, состоящей из восхитительно напуганных маленьких детей в школе Ладжаману.
Напуррурла воспроизвел обезьяноподобные амбулаторные движения пангкарлангу, когда он неуклюже передвигался по пустыне, а головы маленьких младенцев, прикрепленные к его поясу из завязки для волос, подпрыгивали вверх и вниз и раскачивались, когда большое неуклюжее существо меняло направление.
Я не сомневалась, что такие нарративы в первую очередь касаются социального контроля в отношении специфических опасностей пустыни, где в летние месяцы люди могут умереть мучительной смертью от жажды в течение нескольких часов. Такие чудовищные существа и сопутствующие им рассказы существуют для того, чтобы внушать маленьким детям потребность в послушании старшим членам семьи, и в особенности не блуждать в пустыне в одиночестве, чтобы их не постигла участь, может быть, худшая, чем встреча с хищный Пангкарлангу.
Пангкарлангу, как и другие чудовищные существа в повествованиях о сновидениях аборигенов, будь то мужчины или женщины, чаще всего изображаются в фигуративной форме (редкое явление в искусстве Центральной и Западной пустыни, которое в основном иконографично) с чрезвычайно большими гениталиями - их огромные члены обеспечивают верные доказательства злого умысла.
Несколько лет назад, когда я вела переговоры с издателем о написании детской книги о монстрах в повествованиях о сновидениях аборигенов, все шло хорошо, пока я не показала ему прекрасно выполненную и вызывающую воспоминания картину пангкарлангу художника Пинтупи Чарли Тьярару. Когда я объяснила значение чудовищно пропорциональных гениталий фигуры, мужчина повернулся ко мне и сказал:
Но, ах, Кристин, но как мы объясним детишкам, что такое «третья нога»?
Вати Ньирунья («Человек Ньиру») |
Чудовищные фигуры в Арнемленде
Как и в случае с пустынными районами, репертуар чудовищных фигур в Арнемленде на влажном тропическом склонном к муссонам далеком севере Австралии говорит об опасностях, присущих конкретным средам. Это также отражено в произведениях искусства и повествованиях.С одной стороны, яков-яуков можно описать как русалок-антиподов, за исключением того факта, что они не безобидны. Эти девушки с рыбьими хвостами, молодые женщины-духовные существа с длинными развевающимися локонами волос, состоящими из зеленых водорослей, живут, или, может быть, было бы точнее сказать, «прячутся» в глубоких водоемах, каменных ямах и пресноводных ручьях Западного Арнемленда. особенно.
Люк Нганджмирра, Кунвинджку, 1990, Yawk Maidens |
Их особенно боятся дети и молодые люди, потому что считается, что они способны утащить людей под воду и утопить их. Как и большинство духов аборигенов, они обладают способностью к метаморфозам и иногда могут принимать присутствие на суше, прежде чем снова превратиться в водяных духов.
В Арнемленде есть ряд знаменитых художников-экспонентов Yawk Yawks, в том числе Люк Нганджмирра, художник Kunwinjku, работающий в Injalak Arts & Crafts, братья из Maningrida Owen Yalandja и Crusoe Kurddal (резчики), сыновья покойного церемониала Kuninjku. лидер Крузо Кунингбал (1922–1984) и Аннибелл Маррнгамарнга (ткачиха, которая вышивает девушек Явк Явк из пандануса), которые также работают с Центром искусств и культуры Манингрида.
Также в Арнемленде обитают духи Наморроддо.
Гарри Джорлом, Кунвиньку, 1991, |
У них длинные когти, и ночью они летают по воздуху, распустив длинные волосы, чтобы охотиться на людей. Родители контролируют детей, предупреждая их, чтобы они не бегали по улице ночью, особенно когда дует сильный ветер, который перекликается со звуком, издаваемым Наморроддо, когда они свистят и шуршат по ночному небу, их скелетные тела удерживаются вместе только тонкими полосками ткани. плоть.
Наморроддо чем-то похожи на вампиров в том, что они высасывают жизненные соки своих человеческих жертв, предварительно убив их, вонзая в них свои длинные острые когти. В свою очередь, их жертвы также превращаются в Наморроддо.
И колдунов предостаточно, никто из них не страшнее Dulklorrkelorrkeng, бесполые или, скорее, способные принимать характеристики любого пола, злобные Духовные Существа с лицами, похожими на лица летучих лисиц, которые с удовольствием поедают ядовитых змей - без вреда.
Известно, что дуллорркелорркенг ходит со змеей, привязанной к его большому пальцу, и они живут в лесах, где нет грунтовых вод. Во многих отношениях они напоминают духов наманде западного Арнемленда. Покойный художник из Арнемленда Лофти Бардаял Надджамаррек из народа Кундеджиндженхми считался, возможно, величайшим из ныне живущих представителей духа-колдуна Дульклорркелорркенг.
Этот отчет, данный здесь, едва касается поверхности этой обширной темы. Тем не менее, это указывает на широкий охват аборигенных сновидений, культуры и изобразительного искусства, которые способны изображать все аспекты человеческой жизни, а также жизни других видов.
В конечном счете, эти Чудовищные Существа и их рассказы выполняют критически важную социальную функцию, которая способствует поддержанию жизни: внушение молодым и старым одинаково здорового уважения и соразмерного страха перед конкретными опасностями, как экологическими, так и психическими, в определенных местах.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Вy Christine Judith Nicholls*,
«Aboriginal Monsters and their Hidden Meanings»
* Кристин Джудит Николлс - Почетный старший преподаватель Австралийского национального университета.
Кристин занимается образованием как в сфере высшего образования, так и в сфере школьного образования с тех пор, как начала свою преподавательскую карьеру в Сиднее в начале 1970-х годов. Начиная с начала 1980-х Кристин Николлс провела более десяти лет, живя в Ладжаману, отдаленном поселении аборигенов Варлпири в пустыне Танами на Северной территории, где она работала сначала лингвистом, а затем директором местной школы и играла инструментальная партии в начале художественного движения в Ладжаману. Она также хорошо говорит и/или понимает несколько языков аборигенов, особенно язык варлпири. (Примеч. Louiza Smith)